Напоминание

дежурство


Автор: Попова Нина Сергеевна
Должность: студентка, 44,1
Учебное заведение: архангельский педагогический колледж,
Населённый пункт: архангельская область. город архангельск
Наименование материала: трудовая деятельность в детском саду
Тема: дежурство
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы организации труда детей: дежурства

Задание 1.«Виды дежурства детей дошкольного возраста дошкольного

возраста»

Виды

дежурства

Возраст

Особенности организации

По столовой

Младшая группа

Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует

специальные

занятия,

на

которых

показывает

и

подробно объясняет все действия, привлекая детей к

их выполнению

В о

в р е м я дежурства воспитатель

объясняет

необходимость потрудиться,

поощряет

любую

попытку

ребёнка

проявить

самостоятельность.

Напоминает

об

очерёдности

в

выполнении

порученного дела.

Средняя группа

Чтобы

работать

без

спешки, дежурные должны

первыми закончить игру и вернуться в помещение

после прогулки.

Когда

основная

часть детей ещё

только

начинает

собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об

их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время

она уже протёрла столы и поставила на каждый стол

посуду стопкой).

В о с п и т а т е л ь

и

п о м о щ н и к

в о с п и т а т е л я

учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные

расставляют

тарелки,

каждую

против

стульчика,

справа

от

них

кладут

ложки,

на

середину стола ставят

стаканчик

с

салфетками.

Чашки

ставятся

так,

чтобы

ручка

была

с

правой

стороны.

Старшая

группа,

подготовительная

группа

На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают

фартуки,

косынки

или

колпачки

и

полностью

сервируют

стол

в

соответствии

с

числом

детей

и

убирают после еды.

Частично

дети

убирают

каждый

сам

за

собой.

Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку

на середину стола, складывает её на другие (если пом.

воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем

относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а

чашку на поднос).

Дежурные

должны

убирать

посуду,

салфетницы,

хлебницы,

скатерти,

чтобы,

не

задерживаясь,

лечь

спать вместе с другими детьми.

Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего

дежурства

и

без

напоминания

приступать

к

нему.

Дежурные должны накрывать на стол в соответствии

с

меню,

которое

должно

быть

им

известно

от

воспитателя.

Воспитатель

проверяет

выполнение

дежурными

их

работы,

делает

соответствующую

оценку

и

привлекает

к

ней

детей.Увеличиваются

т ре б ова н и я

к

т е мп у

ра б от ы ,

п р о я в л е н и ю

организованности

в

её

процессе,

деловитости

и

самостоятельности.Работа

дежурных

должна

сочетаться

с

самообслуживанием

детей.Дежурные

сами или с помощью воспитателя распределяют, кто

что будет делать. Воспитатель обращается к ним как

к

своим

помощникам,

учит

их

выполнять

задание

ловко,

экономными

приёмами,

подбадривает

неумелых, одобряет инициативу и старательность.В

старших

группах

дежурных

можно

назначать

на

целую

неделю.Дежурные

проявляют

выдумку

в

украшении

стола

(цветы,

салфетки

разложить

интересно, необычно и т.д.).

По занятиям

Младшая группа

Воспитатель с няней расставляют столы

ближе

к

вету.

В

начале

года

воспитатель

сам

Средняя группа

подготавливает и раздает весь

материал.

Затем

привлекает

отдельных

детей

к

подготовке необходимого

материала

и

оборудования

для

занятия

то,

что

каждый может взять себе на

стол. Это еще не дежурство, а поручения отдельным

детям, которые хотят

помочь

воспитателю

течение

года

воспитатель

должен привлечь каждого

ребенка).

Дети приучаются к тому, что все имеет свое место на

столе.

После занятия нужно приучать малышей относить

все, что они брали

для работы, снова на общий стол

В первой половине года подготовка к занятиям так

же,

как во второй младшей группе, но воспитатель чаще

дает поручения

отдельным детям: помочь переставить столы, если

это надо, подготовить на

общий стол все необходимое.

На занятии часть оборудования и материалов каждый

ребенок сам

раскладывает

на

своем

столе,

а

затем

убирает

на

общий стол, откуда

воспитатель вместе с помощниками убирает на свои

места.

Со

второй

половины

года

дети

привлекаются

к

дежурству по

подготовке к занятиям.

В

начале

года

воспитатель

объясняет

правила

подготовки к занятию

всем детям, затем требуя их выполнения, напоминая в

Старшая группа

Подготовительная

группа

случае

необходимости.

На

столе

у

дежурных

постепенно

увеличивается

количество

Материалов.

В начале года воспитатель объясняет порядок

подготовки

столов

к

занятиям

и

требует

его

соблюдения.

Прежде всего, он напоминает последовательность в

работе дежурных

и

отдельных

детей

при

подготовке

своего

места.

Затем дежурные проверяют

подготовку занятия, а по окончании его состояние

столов.

Обязанности дежурных те же, что и

в

старшей

группе,

но

воспитатель

предоставляет

больше самостоятельности

детям. В процессе подготовки следит, чтобы все было

сделано хорошо и

правильно.

Непосредственно перед занятием воспитатель готовит

все, что

подобрал накануне

По уголку

природы

Старшая группа

Подготовительная

группа

Разъяснить значение этого вида дежурства можно

на занятии при знакомстве с растениями и их

потребностями+ атак же с условиями содержания

этих растений

При организации работы дежурных воспитатель в

начале года определяет, насколько овладели дети

приемами работы, как используют необходимое

оборудование, знают ли последовательность

действий, ответственно ли выполняют порученное

дело. Необходимость таких наблюдений и

формирования поведения приводит к тому, что в

начале года в старшей группе воспитатель определяет

каждому дежурному отдельное задание,

Конспект организации дежурства по столовой в средней группе

Тема: «Мы дежурные»

Вид труда: Самообслуживание

Форма организации труда: дежурство

Цель: продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности

дежурных по столовой: сервировать стол.

Задачи:

Воспитательные:

1) воспитывать положительное отношение к дежурству;

2) формирование у детей ответственности за порученное дело.

Развивающие:

1) развивать логику, память, мыслительные процессы;

2) развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.

Образовательные:

1)

совершенствовать

навыки

выполнения

последовательных

трудовых

действий в соответствии с заданием;

2) развивать умения оценивать результат свой работы и работы сверстников.

Материал и оборудование:

Фланелеграф, картинки-символы, кукла или игрушка.

Предварительная работа:

Д/и «Что с начала, что потом».

С. р. и. «Накроем стол к приходу гостей», «Тишка-именинник ждет гостей»,

Совместное изготовление настольного украшения «Корзина с цветами».

Словарная

работа:Последовательно,

слаженно,

порученное

дело,

трудовое усилие.

Ход:

Этапы

Взаимодействие воспитателя с детьми

(в прямой речи)

Приемы

Вводно –

организационный

привлечение внимания,

организация детей

Воспитатель входит в групповую

комнату в руках у него игрушка Тишка

Сюрпризный

момент

(игрушка Тишка)

Мотивационно-

побудительный

мотивация,

постановка трудовой

задачи

В.: Ребята сегодня к нам пришел один

гость зовут его Тишка. Посмотрите, как

вы думаете почему он такой грустный?

(Дети располагаются в кругу)

Дети: Заболел, заблудился, потерял

маму и т. д.

В.: Он рассказал, что ждет гостей и не

знает, как правильно накрыть на стол.

Как вы думаете надо помочь?

Дети: Да!

Словесный

метод (беседа)

Практическая

деятельность

распределение

обязанностей,

планирование

деятельности,

подготовка

оборудования,

деятельность детей

В.: Для этого давайте поиграем в игру

«Что с начало, что потом».

Проводится игра, дети должны

самостоятельно разложить на

фланелеграф картинки с изображением

последовательных действий

сервировки стола.

В.: Молодцы, ребята, вы все правильно

сделали. А кто у нас сегодня дежурный

по столовой?

Лиза и Матвей: «Мы дежурные» (Лиза и

Матвей самостоятельно идут готовиться

к дежурству (моют руки, одевают

Наблюдение

(прием

использования

ТСО)

Словесный

метод (вопрос

ответ)

Практический

метод

(постановка

задания,

планирование

фартуки, головные уборы, остальные

дети рассаживаются вокруг столов).

В.: Ребята, а как вы распределяете

работу дежурных между собой?

Лиза: Мы договариваемся между собой.

Матвей: Мы с Лизой решили, что она

будет раскладывать салфетницы и

ложки. Я буду раскладывать вазочки и

вилки, а вместе мы будем стелить

салфеточки, ставить бокалы и тарелки,

хлебницы и салатницы.

В.: а кто может рассказать, что такое

сервировка стола?

Лиза: Сервировка стола – это умение

правильно и красиво накрыть стол.

В.: в какой последовательности

накрываем стол?

Дети отвечают с опорой на схему,

построенную на фланелеграфе.

В.: Ребята, а для чего вообще нужно

дежурить?

Дежурные: Приятно помочь

воспитателю. Мы хотим научиться

помогать взрослым, быть нужными,

полезными.

В.: Пожалуйста, дежурные, приступайте

к своим обязанностям.

Воспитатель наблюдает за трудовыми

действиями детей. Дежурные

раскладывают столовые приборы. В это

время воспитатель проводит беседу с

детьми:

В.: Ребята, а кто расскажет нашему

гостю, для чего предназначена тарелка,

хлебница?

Дети: в тарелки накладывают еду, из

них мы едим. В глубокие тарелки

наливают суп, щи, свекольник,

рассольник. Мелкие тарелки нужны для

вторых блюд. Хлебницы предназначены

для хлеба.

В.: а что относится ко вторым блюдам?

Дети: Ко вторым блюдам относятся:

мясо, рыба, сосиски, котлеты, разные

гарниры: рис, овощи, макароны,

картофель.

В.: а для чего нужны бокалы?

Дети: в бокалы наливают сок, компот,

кисель.

В.: с какой стороны раскладывают

ложки и вилки, ножи?

Дети: Ложки и ножи раскладывают с

выполнений

задания)

Беседа

правой стороны, вилки – с левой.

В.: а для чего нам на столе нужна

корзиночка с цветами?

Дети: Украшение на столе нужно, чтобы

было красиво, для создания хорошего

праздничного настроения.

В.: Дежурные все накрыли. Ребята,

послушаем дежурных. Они нам

расскажут о своем дежурстве.

(Воспитатель организует детей встать

около столов).

Матвей: Мы с Лизой накрыли столы,

дежурили дружно, заранее

распределили обязанности кто, что

будет раскладывать.

Лиза: Мы старались с Матвеем помочь

воспитателю, работали аккуратно, все

красиво и правильно расставили

на столы

Заключительный

оценка деятельности

детей

рефлексия

В.: Ребята, а как мы оценим работу

дежурных? Кто выскажет свое мнение.

Дети высказывают свое мнение.

В.: Дежурные наши действительно

постарались, приложили трудовые

усилия. Со своими обязанностями

справились добросовестно, умело

работу распределили, последовательно

накрывали на стол, дежурили слаженно,

аккуратно, доброжелательно. Лиза и

Матвей, спасибо вам за дежурство, вы

достойны самых лучших оценок. Как

приятно сесть за такой красивый,

правильно накрытый стол.

В.: Ребята, посмотрите, на нашего гостя,

какой он стал веселый, радостный.

Дети: Конечно, ведь теперь он знает, как

накрыть красиво и правильно стол,

чтобы пригласить гостей.

В.: Замечательно, а теперь дежурные

приглашайте за столы.

Дежурные: Ребята проходите,

пожалуйста, за столы. Приятного

аппетита!

Дети: Спасибо!

Практический

метод (анализ

результатов)



В раздел образования