Автор: Кухаренко Надежда Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: СПб ГБПОУ ЛСИТ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей-сирот в государственном профобразовательном учреждении со структурным подразделением детский дом
Раздел: среднее профессиональное
Социализация детей-сирот в государственном профобразовательном
учреждении со структурным подразделением детский дом.
Социализация ребенка, находящегося в государственном учреждении,
по многим причинам имеет много сложностей и особенностей и представляет
из себя трудоёмкий и многообразный процесс. Дети, проживающие в семье,
перенимают поведение и культуру данной семьи, быстрее развивают навыки
самообслуживания.
В
семье
есть
как
минимум
один
взрослый
человек,
который всегда находится в распоряжении ребёнка, может ответить на любые
вопросы
и
помочь
решить
любые
возникшие
у
ребёнка
проблемы.
Социализация в данной ситуации проходит в обычных условиях.
Ребенок,
находящийся
в
государственном
сиротском
учреждении,
лишен возможности обратиться с возникшей проблемой или вопросом к
тому, кто естественным образом может помочь. Поступая из детского дома
или
интерната,
в
государственное
профессиональное
образовательное
учреждение
с
подразделением
детский
дом,
в
16-17
лет
ребенку-сироте
приходиться знакомиться с новыми людьми. Немало времени должно пройти,
чтобы ребенок (подросток) мог доверять взрослому, которому он поручен. В
данном
случае
ребенок,
чаще
всего,
закрывается,
начинает
вести
себя
неадекватно к окружающим, проявляет агрессию или апатию. Общение со
взрослыми сводится к минимуму и все общение происходит со сверстниками,
характеризующимися
такими
же
особенностями
эмоционально-волевой
сферы, как они сами: повышенная тревожность, дефект ценностной системы,
особенно в области целей и жизненной установки.
При переходе из учреждения закрытого типа (интерната или детского
дома) в профессиональное учебное заведение дети сталкиваются с очень
стрессовой для них проблемой адаптации. В учреждении закрытого типа
жизнь строго регламентирована и привязана к режиму дня. У детей могут
возникнуть трудности общения как со сверстниками, так и с воспитателями.
Более того, у сирот появляется привычка делить мир на своих и чужих.
Прожив некоторое время в детском доме, дети привыкают к обществу друг
друга,
привыкают
к
такому
образу
жизни,
и
выпуск
из
учреждения
в
дальнейшую жизнь оборачивается для них стрессом. В профессиональном
учебном
заведении
соблюдается
другой
распорядок
дня,
после
часов,
проведенных
на
занятиях,
остаток
дня
дети
могут
посвятить
себе,
не
находясь под бдительным надзором взрослого. Подобный “глоток свободы”
может пагубно влиять на поведение бывших выпускников детского дома. В
первую очередь страдает дисциплина. Сироты начинают самовольно уходить
с занятий или не приходить на них вовсе, сбегают домой и не желают
появляться на учебе. Некоторые дети, расставшись со своими друзьями по
детскому дому, сбегают к ним или предпочитают не выходить из общежития
вовсе, отказываются от общения с другими ребятами и взрослыми. Другие
дети,
более
или
менее
влившиеся
в
коллектив
сверстников,
пришедшие
учиться вместе со своими друзьями по детскому дому, так же входят в группу
риска из-за девиантного поведения.
Считая
себя
взрослыми,
подростки
отказываются
от
общения
с
воспитателями
и
педагогами,
игнорируют
все
правила
дисциплины,
пресекают любые попытки воспитательной работы. В качестве примера для
подражания выбирают себе учащихся старших курсов находящихся в группе
риска.
Специфической
особенностью
неуправляемого
поведения
в подростковом возрасте является зависимость подростка от сверстников
с
лидерскими
качествами.
С
подачи
новых
друзей
и
из-за
чувства
вседозволенности девиантное поведение может перерасти в делинквентное.
Всё
это
говорит
о
таком
частом
явлении
в
среде
детей-сирот
как
правонарушения.
В
профессиональном
образовательном
учреждении
с
подразделением
детский
дом
проблема
с
правонарушениями
стоит
особенно
остро.
Большинство
воспитанников,
поступающих
из
детских
домов и интернатов, принадлежат к группе риска. Задача, которая стоит перед
коллективом педагогов и воспитателей, усугубляется наличием запущенности
в воспитании и первичной социализации детей-сирот, пришедших с багажом
особенностей,
таких
как:
наследственная
патология,
многочисленные
отклонения, заложенные ещё в раннем детстве. Работа с профилактикой
и уменьшением количества правонарушений начинается с самых первых
дней.
Психологами,
педагогами,
воспитателями
проводятся
групповые
и
индивидуальные беседы с детьми, в процессе которых выясняются причины
и условия, которые способствуют совершению правонарушений, если такие
есть.
Проводится
курс
лекций
о
правилах
поведения,
о
правах
и
обязанностях, о законах и последствии их неисполнения – административной
и уголовной ответственности за нарушение. Привлекаются специалисты из
органов
полиции,
ведутся
лекции
наркологов
и
психологов.
Работа
по
решению
социальных
проблем
проводится
с
активным
вовлечением
подростка
в
процесс.
Сбор
и
подача
документов,
заполнение
и
подача
заявлений происходит с участием подростка.
Задача
профобразовательного
учреждения
со
структурным
подразделением
Детский
дом,
выпустить
не
просто
дипломированного
специалиста, но и полностью самостоятельного человека, готового решать
всевозможные задачи на жизненном пути.