Автор: Коломийцева Людмила Александровна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: ГБОУ "ШКОЛА 2095 "Покровский квартал" ДО Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Советы родителям Раздел: дошкольное образование
Дошкольный
возраст
занимает
место
между
ранним
и
младшим
школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и имеет исключительно важное
значение
для развития психики и личности ребенка. Его еще называют
"возрастом
игры",
поскольку
именно
игра
является
ведущей
д е я т е л ь н о с т ь ю
э т о г о
в о з р а с т а .
Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода: младший дошкольный
возраст
(3-4
года),
средний
(4-5
лет)
и
старший
(5-6/7
лет).
В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является
воспроизведение
предметных
действий
людей,
которые
не
направлены
на
партнера
или
на
развитие сюжета. В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми, это
возраст
максимального
расцвета
ролевой
игры
Здесь
действия
выполняются
уже
не
ради
действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношении с другим или другими.
Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах
п с и х и ч е с к о й
ж и з н и .
В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил,
вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают
условный
характер.
Ролевая
игра
постепенно
сменяется
игрой
с
п р а в и л а м и .
Помимо
игровой,
для
дошкольного
возраста
характерны
другие
формы
деятельности:
конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также
элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника
е щ е
н е т .
Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов
поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом
возрасте.
ребенок
переходит
от
импульсивного,
ситуативного
поведения
к
личностному,
опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата
действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко
проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым
образцам
дети
переходят
к
созданию
и
воплощению
собственных
з а м ы с л о в .
К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания
самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии
п р о и з в о л ь н о с т и
и
с а м о с о з н а н и я .
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития
воображения и наглядно-образного мышления, которые являются
здесь
основными
формами
познания.
Для
него
характерны
внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Болee
богатым
и
содержательным
становится
общение
детей
друг
с
другом.
Сверстник
для
дошкольника
становится
более
предпочтительным партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В этот период начинает
формироваться мораль, и дети относят поступки и качества людей к моральным категориям и дают
и м
о ц е н к у .
Дошкольный возраст - сенситивный период для развития многих человеческих способностей,
усвоения знании и умении, поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и
развитым направлением педагогики. Возраст от 2 до 5 лет - время наиболее бурного развития
ребенка. Недаром Л.Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он "приобрел так много, так
быс тро,
что
во
вс ю
ос тальн у ю
жизн ь
н е
п риобрел
и
одн ой
с отой
т о г о".
Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок на
этом этапе уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в том случае, если
программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее.
Дошкольник делает только то, что он хочет делать, поэтому все формы и методы обучения в
дошкольном возрасте так или иначе связаны с игрой.