Автор: Сергеева Анна Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: с.Мырыла Чурапчинского улуса РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника, как средство заучивания стихотворений
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений
Все мы знаем, как важно уметь грамотно говорить, находить правильную
аргументацию
для
подтверждения
своей
позиции,
быть
логичным
и
последовательном при изложении своих мыслей. К сожалению, в наше время
развитие речи у детей остаётся очевидной проблемой. Она выражается в
следующем:
маленький
словарный
запас
у
дошкольников;
нарушения
звукопроизношения; дети затрудняются выстраивать монолог и поддерживать
диалог, не могут запомнить и понять только что услышанную информацию.
На мой взгляд, одним из приемов развития у дошкольников слухоречевой
памяти и речевой активности в целом является заучивание стихов. Ведь
поэзия
как
один
из
жанров
литературы,
является
средством
обогащения
образной
речи.
Кроме
того,
поэзия
учит
детей
навыкам
связанной,
осмысленной
речи
–
ведь
для
запоминания
стихов
очень
важно
их
понимания. Для обеспечения лучшего запоминания детьми стихов в своей
работе
я
решила
использовать
мнемотехнику
(в
переводе
с
греческого
-
искусство запоминания). Это система методов и приёмов, обеспечивающая
успешное и эффективное запоминания информации.
Суть данных приемов заключается в следующем: любое стихотворение
"записывается"
при
помощи
картинок
или
символических
знаков
–
получается мнемотаблица. Она служат зрительным планом, помогающим
ребёнку запомнить и воссоздать услышанное. Использование мнемотаблиц
включает следующие этапы:
Первый
этап: педагог
читает
детям
стихотворение
и
разбирает
его
содержание.
Второй
этап: дети при поддержке педагога учатся переводить конкретные
слова в символы и образы.
Третий
этап: дети совместно с педагогомделают графические зарисовки и
объединяют их в мнемотаблицу.
Четвертый
этап:дети
пробуютпересказать
стихотворение
с
опорой
на
символы мнемотаблицы.
Пятый этап: ребёнком дословно пересказывает стихотворение с опорой на
содержание мнемотаблицы.
Попробуем
наглядно
это
проиллюстрировать
на
следующем
примерезаучивания по мнемотаблицеданного стихотворения:
«Весёлые дождики»
1. Сколько знаю я дождей
2. Сосчитайте поскорей:
3. Дождик с ветром,
4. Дождь грибной.
5. Дождик с радугой - дугой.
6. Дождик с солнцем,
7. Дождик с градом,
8. Дождик с разным листопадом.
Пример мнемотаблицы
1
2
3
4
5
6
7
8
Мой опыт использования данной технике в работе с детьми показывает
следующие устойчивые результаты:
–
У большинства детей благодаря данномумнемическому игровому приему
появляется устойчивыйинтерес к заучиванию стихов;
–
В ходе создания мнемотаблиц дети с энтузиазмом включаются в этот
творческий
процесс,
это
повышает
их
внутреннюю
активность
и
способствует преодолению застенчивости;
–
Процесс преобразования слов в образы и символы способствует развитию
ассоциативного и образного мышления у детей;
–
Благодаря
заучиванию
стихов
по
мнемотаблицам
у
детей
наблюдается
заметные улучшения в развитии устной речи.
В
перспективе
мы
планируем
использовать
мнемотаблицы
для
обучения
детей пересказу описательных рассказов и сказок.