Автор: Елькина Оксана Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: КОГОБУ "Лицей г. Советска"
Населённый пункт: г. Советск Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»
Раздел: среднее образование
Выступление на РМО учителей физической культуры учителя первой
квалификационной категории КОГОБУ «Лицей г. Советска»
Елькиной Оксаны Геннадьевны
Тема выступления: Обучение прыжкам в высоту
Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»
Педагогический опыт показывает, что успешному освоению техники прыжков в высоту
будет способствовать предварительная подготовка, направленная на укрепление опорно-
двигательного аппарата, и повышение координации движений прыжковыми и
акробатическими упражнениями, связанными с различными отталкиваниями.
Задачи и последовательность обучения технике различных способов прыжков в высоту в
основном одинаковы и основываются на принципе от главного к второстепенному.
Изменяются только средства при решении отдельных задач, обусловленные
особенностями каждого способа прыжка. В связи с этим методика обучения каждому из
способов прыжка раскрывается отдельно в соответствии с их сложностью.
При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы
техники -- отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую
последовательность упражнений:
1. имитация махового движения «свободной» ногой в отталкивании
2. имитация маховых движений «свободной» ногой и руками в отталкивании
3. выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 30--50 м
4. то же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 30 -- 50 м
5. серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 30 -- 50
м с доставанием ориентиров или преодолением препятствий
6. пробегание трех беговых шагов по разбегу с отталкиванием вверх-вперед вдоль
планки, установленной на уровне роста обучающегося
Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно
научить обучающихся правильной координации движений маховых звеньев и
толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится
вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена,
туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх,
стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным
отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их
выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть
баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой,
одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми
ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой (Давиденко
В.Н. Легкая атлетика: учеб. пособие. Тула: Тульский гос. пед. ун-та им. Л.Н.
Толстого, 2012. 75 с.).
Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая
последовательность упражнений:
Задачи и средства обучения технике прыжка в высоту с разбега способом
«перешагивание»
Средства
Методические указания
Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике прыжка в высоту с разбега
1. Краткий рассказ о прыжках в
высоту
Рассказ должен быть образным и интересным и
занимать не более 5 мин.
2. Демонстрация техники прыжка в
высоту способом «перешагивание»
с укороченного разбега
Сначала показать технику прыжка сбоку, затем
спереди и сзади, акцентируя внимание
занимающихся на отдельных фазах движения
3. Демонстрация техники прыжка
на кинограммах, рисунках,
плакатах и видеороликах
Обратить внимание занимающихся на положения
звеньев тела прыгуна в отдельные ключевые
моменты прыжка
Задача 2. Обучить технике отталкивания
1. Имитация постановки ноги и
отталкивания, стоя боком к
гимнастической стенке и держась
за нее
Выполнять фронтально, следить за полным
выпрямлением толчковой ноги и вертикальным
положением туловища
2. Имитация постановки ноги и
отталкивания в сочетании с
работой рук
Выполнять фронтально, следить за синхронным
выполнением маха выпрямляющейся ногой и
отталкивания и сохранением равновесия
3. Доставание предмета голенью
маховой ноги после имитации
отталкивания
Выполнять по одному, регулировать высоту
подвешенного предмета, следить за синхронным
выполнением маха и полным выпрямлением
толчковой ноги
4. Поточные прыжки в шаге вверх,
отталкиваясь толчковой ногой
через шаг
Выполнять в колонне по одному, следить за
полным выпрямлением толчковой ноги и
вертикальным положением туловища
Средства
Методические указания
5. Поточные прыжки в шаге вверх,
отталкиваясь толчковой ногой
через три шага
Выполнять в колонне по одному, следить за
полным выпрямлением толчковой ноги и
вертикальным положением туловища при
увеличении скорости передвижения
Задача 3. Обучить технике перехода через планку и приземлению
1. «Перешагивание» планки,
установленной наклонно (ближний
конец высокий), сбоку
Выполнять в колонне по одному, стараться
выполнить «перешагивание» как можно ближе к
высокому концу планки
2. «Перешагивание» планки,
установленной наклонно (дальний
конец высокий), сбоку
Выполнять в колонне по одному, обращать
внимание на выполнение маха и опускание
маховой ноги за планку
3. «Перешагивание» планки,
установленной ровно, с одного
шага разбега с последующим
приземлением на дорожку
Планку устанавливают на стойках, без матов или
держат в руках двое занимающихся. Обращать
внимание на приземление на маховую ногу
4. Прыжок через планку с 2-3
шагов разбега с последующим
приземлением на дорожку
Планку устанавливают на доступной высоте на
стойках, без матов или держат в руках двое
занимающихся. Обращать внимание на опускание
маховой ноги за планку и разворот туловища
лицом к планке при приземлении
5. Прыжки в высоту способом
«перешагивание» с места, толкаясь
двумя ногами и одной ногой
Это упражнение на координацию, следить за
синхронностью отталкивания и перехода планки
6. Прыжок через планку с 2-3
шагов разбега с гимнастического
мостика
Обращать внимание, чтобы переход планки
осуществлялся в высшей точке взлета
7.
Задача 4. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием
1. Выпрыгивание вверх с 3 шагов
разбега с доставанием предмета
маховой ногой
Регулировать высоту предмета для каждого
занимающегося
2. Прыжки в высоту способом
«перешагивание» через резиновую
ленту (шнур) с 1-2-3 шагов
Ставить максимальную высоту. Обращать
внимание на направление отталкивания (вверх, а
не на резиновую ленту)
3. Прыжки в высоту способом
«перешагивание» через планку с 1-
2-3 шагов
Ставить доступную высоту. Обращать внимание
на направление отталкивания
Средства
Методические указания
4. Прыжки в высоту способом
«перешагивание» через планку с 3-
5 шагов, отталкиваясь с
возвышения
Высота возвышения 10-20 см (как жесткий
мостик), обращать внимание на сочетание разбега
и отталкивания
5. Прыжки в высоту способом
«перешагивание» через резинку с
3-5 шагов, толкаясь с
гимнастического мостика
Ставить максимальную высоту. Обратить
внимание занимающихся на максимальный взлет
и недопустимость постановки толчковой ноги на
край мостика.
Задача 5. Обучить технике отталкивания с полного разбега
1. Пробегание по полному разбегу
(7-9 шагов) с отталкиванием
Следить за ускорением ритма разбега на
последних шагах и слитностью разбега и
отталкивания
2. Доставание предмета рукой с 7-9
шагов разбега
Следить за выполнением отталкивания без
остановки на последних шагах
3. Прыжки с 7-9 шагов разбега,
доставая голенью маховой ноги
различные предметы
Место отталкивания на расстоянии 80-90 см от
проекции предмета, следить за согласованностью
разбега и отталкивания
4. Прыжки через барьер с 7 шагов
разбега, акцентируя ускоренную
постановку ноги на место
отталкивания
Постепенно увеличивать высоту барьера, следить
за точностью попадания толчковой ноги на место
отталкивания
5. Прыжки с гимнастического
мостика с 7 шагов разбега с
доставанием предмета ногой
Мостик располагать на расстоянии 80-90 см от
проекции предмета, следить за увеличением
темпа движении на последних шагах разбега
Задача 6. Обучить технике прыжков в высоту способом «перешагивание» с полного
разбега.
1. Прыжки через резинку с 7-9
шагов, разбегаясь перпендикулярно
планке
Разметить полный разбег (7-9 шагов), начинать
разбег всегда с одной и той же ноги. Подобрать
разбег так, чтобы пик траектории был точно над
планкой
2. Прыжки через резинку с полного
разбега
Постепенно увеличивать высоту резинки, доведя
ее до максимума
3. Прыжки в высоту через
резиновую ленту (шнур) с полного
разбега, отталкиваясь с
возвышения
Высота возвышения 10-20 см (как жесткий
мостик), обращать внимание на сочетание разбега
и отталкивания
Средства
Методические указания
4. Прыжки в высоту через
резиновую ленту (шнур) с полного
разбега с гимнастического мостика
Особое внимание уделить точности разбега,
располагая место отталкивания на середине
мостика
5. Прыжки в высоту через планку с
полного разбега
Установить планку на доступной высоте и
постепенно ее поднимать
6.
Задача 7. Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
1. Прыжки с отягощением (2-8 кг)
на поясе
Следить за постановкой ноги в разбеге и в
отталкивании (чтобы стопа «не проваливалась»)
2. Прыжки с увеличенного (на 2
шага) полного разбега
Следить за тем, чтобы прыгуны «справлялись» с
повышенной скоростью в отталкивании
3. Прыжки в затрудненных
условиях (против ветра, в дождь,
по плохой дорожке и т.п.)
Особое внимание уделить постановке ноги для
отталкивания и корректировке разбега в
зависимости от условий
4. Прыжки с полного разбега на
максимальный результат
Выполнять при благоприятных условиях, после
дня отдыха
5. Участие в соревнованиях
Добиваться максимального результата
Основные ошибки в технике прыжка в высоту способом «Перешагивание»
Ошибки
Причины
Способы устранения
Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега
Бег на прямых
ногах
Спортсмен поднимаясь на
стопе, недостаточно сгибает
ноги в коленных суставах
Бег по разбегу через
поролоновые отметки или
набивные мячи
Бег прыжками
Несоответствие скорости
спортсмена и длины разбега
Бег по разбегу по отметкам
Излишний наклон
Желание быстро набрать
Бег с гимнастической палкой на
туловища вперед
скорость в разбеге
плечах
Быстрое начало
разбега,
замедление перед
отталкиванием
Непонимание ритма разбега
Бег по отметкам в ритме разбега
Излишнее
напряжение мышц
плечевого пояса
Недостаточное овладение
техникой
движения; излишнее
волнение
Упражнения с чередованием
напряжения и расслабления
мышц шеи и плеча, расслабление
кистей рук перед началом
разбега
Отсутствие
нарастания темпа
последних шагов
Непонимание ритма разбега
Бег по отметкам, барьерный бег,
отталкивания через 3 — 5
беговых шагов с преодолением
препятствий, звуковое
обозначение ритма шагов
Направление
разбега к центру
планки
Неправильный угол разбега
Обозначение отметками места
отталкивания
Ошибки, встречающие при выполнении отталкивания
Слишком близкое
к планке
отталкивание
Снижение скорости разбега,
несоответствие скоростных
способностей и длины
разбега
Разбег по отметкам; обозначение
отметками места отталкивания
Увеличение длины
последнего шага
Неспособность
оттолкнуться с набранной
скорости в разбеге
Бег по разбегу по отметкам,
ограничивающим длину шага
(обратить внимание, чтобы
ученики не опускали голову для
контроля попадания на отметку
для отталкивания, ногу ставили
на отталкивание сверху на всю
стопу)
Наклон туловища
вперед
Наклон туловища вместе с
движением маховой ногой
Отталкивание с места перед
стенкой, отталкивание с разбега с
доставанием подвешенных
предметов, стараться обогнать
ногами плечи,
незначительно отклонить плечи
назад
Мах ногой не
вдоль планки, а за
нее
Неправильное выполнение
маха
Бег по разбегу в секторе с
отталкиванием и полетом вдоль
планки, имитация отталкивания
у гимнастической стенки
Отсутствие
одновременности
в движениях
толчковой ноги и
маховых звеньев
Непонимание техники
отталкивания
Имитация отталкивания на месте
Неполное
разгибание
толчковой ноги
Недостаточное развитие
силы мышц толчковой ноги,
недостаточное
время отталкивания
Фиксирование положения
окончания отталкивания с
концентрацией внимания на
выпрямление толчковой ноги;
отталкивание одной ногой вверх
с возвышения
Ошибки, встречающиеся при выполнении перехода через планку и приземлении
Сгибание
(поджимание)
толчковой ноги
Непонимание техники
перехода через планку
Переход через планку с 1 шага,
дальний край планки выше
Ранний наклон
туловища вперед
Непонимание техники
перехода через планку
См. упражнения для исключения
наклона туловища вперед во
время разбега и отталкивания
Прогибание назад
в поясничном
отделе при
приземлении
Недостаточное развитие
силы мышц
спины; слишком ранее
разгибание туловища еще
до момента касания
маховой ноги грунта
Имитация перехода через планку
с акцентом на наклон туловища к
толчковой ноге
Поворот
толчковой ноги
при переносе
через
планку внутрь
Недостаточный поворот
таза от планки
При переносе маховой ноги
контролировать «уход» таза от
планки и контролировать
взглядом планку
Правила соревнований по прыжкам в высоту
Место для приземления должно иметь размеры 5 х 3 м. Оно может быть стационарным,
сборно-разборным или перевозным. Это могут быть маты из поролона или других
упругих материалов высотой 0,75-1,0 м. По периметру места приземления должна быть
зона безопасности шириной не менее 1 м, свободная от предметов, представляющих
опасность получения травм.
Участникам предоставляется по три попытки для преодоления каждой высоты, которые
они выполняют поочередно в соответствии с порядком записи в протоколе. Попытка
считается удачной, если участник выполнил прыжок с разбега, оттолкнулся одной ногой
и преодолел планку сверху, не уронив ее.
Прыжок в высоту не засчитывается, если участник:
сбил планку;
оттолкнулся от земли обеими ногами;
дотронулся до поверхности сектора, включая зону приземления, расположенную за
проекцией ближнего края стоек между или вне стоек, любой частью своего тела до
того, как он преодолел планку;
во время прыжка спортсмен умышленно придерживает руками планку.