Автор: Мелешина Наталья Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.В.Авзян
Населённый пункт: Белорецкий район село Верхний Авзян
Наименование материала: Технологическая карта урока математики
Тема: Представление смешанных дробей в виде неправильных.
Раздел: среднее образование
15.03.2018
Урок математики 5 класс по теме «Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби»
Технологическая карта урока (ФГОС)
Предмет, класс, учитель
Математика 5 класс, Лаврёнова Наталья Леонидовна
УМК
УМК «Математика» издательства «Русское слово» созданным коллективом авторов В.В.Козлова,
А.А.Никитина, В.С.Белоносова, А.А.Мальцева, А.С.Марковичева, Ю.В.Михеева, М.В.Фокина
под редакцией академика РАН В.В.Козлова и академика РАО А.А.Никитина , Москва 2016 год.
Тема:
Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби
Тип урока по целеполаганию:
Урок отработки у обучающихся навыков действий с обыкновенными дробями;
объяснения и
систематизации знаний; самостоятельного применения знаний в новой ситуации;
Цель урока:
Обучающая – научить заменять смешанные числа неправильной дробью, отработать с
учащимися алгоритм перевода смешанного числа в неправильную дробь.
Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников,
приемов
умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся,
развитие познавательных потребностей учащихся.
Воспитательная – побудить интерес к изучению математики, формирование творческого
воображения.
Планируемые результаты:
-личностные
-предметные
-метапредметные
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Предметные:
знать названия чисел при записи обыкновенной дроби, смешанного числа;
понимать значения дробной черты в записи дроби;
выделять целую часть числа и переводить смешанное число в неправильную дробь;
уметь читать, записывать и объяснять значение обыкновенной дроби;
узнавать правильные и неправильные дроби, уметь соотносить их с единицей;
просматривая материал урока, записывать главные мысли в тетрадь.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
ориентирование в учебнике, понимание информации, представленной в виде текста, в
виде схемы;
решать типовые задачи по алгоритму;
применять полученные знания при решении задач.
Регулятивные УУД
выполнять учебные задания в соответствии с целью;
контроль и оценивание своих действий,наблюдение;
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные УУД
формулировать высказывание, мнение;
умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
грамотно использовать речевые средства для представления результата.
Правила работы на уроке
(если они существуют)
Правила безопасного поведения в кабинете.
Используемые виды оценивания
Накопительная система оценки
Формы работы
Фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Методы обучения
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
По степени формирования новых знаний: беседа, презентация;
По
степени
организации
деятельности
учащихся:
выполнение
упражнений,
действия
со
схемой;
Методы контроля: письменная работа со взаимопроверкой, самопроверка
По степени формирования личностных результатов: беседа,
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно
характера
познавательной
деятельности: репродуктивный,
частично-
поисковый.
Оборудование и программное
обеспечение
Учительский компьютер, проектор, экран
ОС Windows 10, MS Office 2007;
Использованные ресурсы:
-литература;
-дидактические материалы
-ссылки на ЭОР
Литература: УМК «Математика» издательства «Русское слово» созданным коллективом авторов
В.В.Козлова, А.А.Никитина, В.С.Белоносова, А.А.Мальцева, А.С.Марковичева, Ю.В.Михеева,
М.В.Фокина под редакцией академика РАН В.В.Козлова и академика РАО А.А.Никитина
Дидактические материалы:
Презентация « Смешанные числа. Представление смешанных чисел в виде неправильной
дроби »
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Организа
ционный
Создать
благоприятны
й
психологическ
ий настрой на
работу
С
лайд 1
Приветствие, проверка
подготовленности к учебному
занятию, организация внимания
детей.
Включаются в деловой
ритм урока
Регулятивные:
умение
сосредоточиться
для восприятия
новой темы
Провер
ка
домашне
го
задания
Установить
правильность,
полноту и
осознанность
выполнения
домашних
заданий всеми
(большинством
учащихся).
Выявить
пробелы в
знаниях и
способах
деятельности
учащихся и
определить
причины их
возникновения.
Учитель узнаёт есть ли вопросы
по домашнему заданию. Отвечает
на них. И учащиеся выполняют
тест стр.46-47 в РТ № 3.
Устно по цепочке решаем
примеры
Слайд 2
Слайд 3
На доске выполнен № 7 из учебника
стр.242.
-В представленном на доске решении
требуется найти ошибки и
обосновать, почему это неверно.
-Учитель задаёт вопросы на
повторение правил:
что такое дробь?
Что означает числитель?
Что означает знаменатель?
Что означает черта дроби ?
Какие дроби вы знаете?
Какая дробь называется
правильной?
Какая дробь называется
неправильной?
Какая дробь называется
смешанной?
Правила действия с дробями.
Устно решаем цепочку
вычислений.
Устно исправляют
ошибки, если они есть,
дополняют решения,
объясняют свои
действия.
(слайд 2).
На примере данного
номера ученики
проговаривают
правило, как из
неправильной дроби
выделить целую часть
Как представить
натуральное число в
виде дроби с данным
знаменателем
(Слайд 3)
Регулятивные:
прогнозирование.
Познавательные:
сравнение и
анализ,
н а б л ю д е н и е
и
опровержение
неверных
решений.
Актуализ
ации
знаний
и
умений
Повторение
ранее
изученных
понятий
Проверочная работа
1. Подчеркните синим
карандашом целую часть
числа, зеленым - дробную?
а) 5
1
8
;
б
) 40
2
3
;
в
)100
1
100
;
г
) 6
1
6
;
2. Заполните пропуски
числами:
а) 3
4
5
= 3 + …;
б) 8
7
10
=…
+
7
10
;
в) 25
15
17
=…+…;
г)
11
14
= …
+
11
14
.
3. Запишите в виде
смешанного числа сумму:
-Давайте
закрепим
знания
о
смешанных
числах
и
выполним
проверочную работу.
-Давайте проверим ваши работы, для
этого
я
открываю
ответы,
а
вы
поменяйтесь
ответами
и
сверьте
ответы с таблицей, поставьте оценки.
Кто получил 5?, 4? Ну, а у остальных
есть еще время подучить правила и
отработать их..
Работа в парах. После
выполнения
работы,
меняются
ответ ами,
проверяют и оценивают
работу соседа по парте.
(слайды 5, 6, 7)
Критерий оценки слайд
№ 8
Коммуникативные:
умение работать в
паре,
осуществление
сотрудничества.
Регулятивные:
с аморегуляция
( к о н т р о л ь
и
оценивание
своих
действий),
оценивание,
наблюдение,
сравнительный
анализ.
а
)
5
6
+ 7 =…; б)
7
8
+ 20
=…;
в)4 +6 +
2
3
=…
4. Представьте натуральные
числа в виде дробей с
данными знаменателями
а) 5=
❑
3
, б) 6=
❑
9
,
в)
10=
❑
1
, г) 10=
❑
100
.
5. Каждую неправильную
дробь запишите в виде
смешанного числа?
а
)
164
8
=… ;
б)
32
7
=
4
❑
7
;
в)
26
5
= 5
1
❑
; г)
205
10
= …
Усвоение
новых
знаний
и
способов
усвоения
Обеспечение
восприятия,
осмысления
и
первичного
запоминания
детьми
изучаемой
темы:
«Смешанные
числа.
Представлени
е
смешанных
чисел
в
виде
неправильной
дроби».
С
лайд 9
Слайд 10.
Учитель дает задание на слайде № 9,
где
надо
поставить
в
соответствие
к а ж д о й
н е п р а в и л ь н о й
д р о б и
смешанное
число
(выделить
целую
часть из неправильной дроби).
-Скажите,
а
можно
ли
смешанную
д р о б ь
п р е д с т а в и т ь
в
в и д е
н е п р а в и л ь н о й ?
К а к
б у д е м
действовать?
В тетради записываем число и тему
урока.
Учитель
комментирует
схему
на
слайде
№
10
и
разъясняет
смысл
правила
представления
смешанного
числа в виде неправильной дроби, а
также способ их нахождения
Ученики
слушают
объяснение и изучают
информацию на слайде
№ 9, решают устно.
Учащиеся
формулируют тему
урока.
Ученики анализируют
предыдущие действия и
пытаются
сформулировать
правило. Далее
разбираем правило
вместе.
Слайд 9
Ученики записывают
схему и правило в
справочник.
Познавательные:
ориентирование в
учебнике,
понимание
информации,
представленной в
виде текста,
рисунка, схемы.
Физкульт
урная
минутка
Здоровьесбере
жение,
саморегуляци
я
-Подошло
время
физкультурной
паузы.
Учитель
включает
ролик
классу,
с
физзарядкой.
Ученики
повторяют
движения
за
главным
героем ролика Мишкой
- пандой.
Коммуникативные:
умение работать в
г р у п п е
п о д
руководством
организатора.
Регулятивные:
умение
Физкультминутка (слайд 11)
контролировать
и
корректировать
свои действия.
Организа
ции
первично
го
закрепле
ния
Закрепление
новых знаний,
умений,
навыков
«Смешанные
числа.
Представлени
е смешанных
чисел в виде
неправильной
дроби ».
Выявление
пробелов
первичного
осмысления
изученного
материала,
коррекция
выявленных
пробелов,
обеспечение
закрепления
в
памяти
детей
з н а н и й
и
способов
действий,
к о т о р ы е
и м
необходимы
для
самостоятельно
й
работы
по
изученному
материалу.
С
лайд 12
Презентация « Смешанные
числа. Представление
смешанных чисел в виде
неправильной дроби »
-Рассмотрим задачи на представление
с м е ш а н н ы х
ч и с е л
в
в и д е
неправильных дробей и правильного
оформления решения этих задач.
-Ребята, сейчас мы разберем решение
простейших задач.
Ученики
самостоятельно решают
задачи,
текст
которых
проецируется на Экран,
а затем проверяют свои
решения по образцу на
доске
с
последующим
обсуждением.
Ученики
работают
у
д о с к и .
О с т а л ь н ы е
ребят а
работ ают
в
своих тетрадях.
Познавательные:
моделировать
условие с помощью
знаково-
символьных
схем,
у м е н и е
р е ш а т ь
типовые задачи по
алгоритму.
Регулятивные:
к р и т и ч е с к и
оценивать
полученный ответ,
осуществлять
самоконтроль,
проверяя
решение
по
предложенному
образцу.
Личностные:
Мотивированное
о т н о ш е н и е
к
учебному процессу,
творческий
подход
к решению задач.
Коммуникативные:
умение
конструктивно
общаться в группе,
адекватно
передавать
и н ф о р м а ц и ю
и
отображать
предметное
с о д е р ж а н и е
и
условия
д еятель ности
в
речи.
Самостоя
тельная
работа
с
самопров
еркой
Выявить
п р о б е л ы
в
знаниях
у ч а щ и х с я
и
определить
п р и ч и н ы
и х
возникновения.
Слайд 12
-Давайте
закрепим
знания
о
смешанных
числах
и
выполним
проверочную работу.
-Давайте проверим ваши работы, для
этого я открываю ответы, а вы сами
себя проверьте, и поставьте оценку.
Самостоятельно
выполняют типовые
задания по новой теме.
Выполняют
самопроверку по
эталону
Выявляют
причины
о ш и б о к
и
и х
исправление
Регулятивные
умение
планировать свое
действие в
соответствии с
поставленной
задачей;
умение вносить
необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на
основе его оценки
и учета характера
сделанных
ошибок;
контроль, оценка
Познавательные:
сравнение и
анализ,
наблюдение и
опровержение
неверных
решений.
Информи
рования
о
домашне
й работе.
Обеспечение
понимания
детьми
цели,
содержания
и
способов
выполнения
домашнего
задания.
Слайд 13
-
Записываем
домашнее
задание.
Слайд 13
Записывают задание в
дневники.
Личностные:
самоопределение
через выбор.
Регулятивные:
планирование
и
прогнозирование.
Познавательные:
о б щ и е
п р и ё м ы
решения задач.
Подведен
ие итогов
урока
Дать
качественную
оценку работы
класса и
отдельных
обучаемых
- Какие задачи мы решали сегодня на
уроке?
- Оценки за урок:
- Оценки за самостоятельную работу,
кто желает получить оценку, сдайте
после урока тетради.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные:
сравнение на
основе
объективных
проявлений
действий личности
в качестве
поступков,
высказываний.
Личностные:
сопоставление и
сравнение личных
успехов с чужими.
Рефлекси
и
Инициировать
предметную
рефлексию
На экране слайд Рефлексия.
- Сегодня все работали хорошо.
- Оцените свое состояние на
сегодняшнем уроке. Насколько
комфортно вы себя чувствовали,
работая на уроке.
Все ли было вам понятно.
- Нарисуйте СМАЙЛИКА, в
зависимости от вашей самооценки.
Учитель спрашивает с места по
очереди несколько учеников и просит
ответить на вопросы слайда,
соответствующего их оценке урока.
Ученики
рисуют
в
тетради СМАЙЛИКИ и
по
просьбе
учителя
в ы с к а з ы в а ю т
с в о и
мнения.
Регулятивные:
д а в а т ь
о ц е н к у
проделанной
работе,
оценивать
целесообразность,
объяснять
причины успехов и
неудач.
Слайд 14
Спасибо за урок.