Автор: Герасимова Раиса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Заинск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Давайте играть
Раздел: дошкольное образование
Давайте играть
Слово "игра" - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в
мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда
произносишь слова "давайте играть", сразу устанавливается тишина и на тебя
устремляют взгляд 15 пар пытливых, любознательных глаз. Голубые,
зеленые, карие... они смотрят широко и открыто, и ты любишь их. В их -
ласковых, упрямых, капризных и веселых...
Недавно я услышала притчу: "Я пытался достичь сердца ребенка
словами, они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался
достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В
отчаянии я отвернулся от него. "Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?" -
воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: "Приди, поиграй со мной!".
Так давайте играть с детьми!
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то,
что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт
обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от
общения с людьми. Удовлетворить детскую любознательность, помочь ему
овладеть способами познания связи между предметами и явлениями
позволяет игра.
Учиться играя! Чтобы дети овладели необходимыми движениями,
речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Ценность раннего обучения давно подмечена народом, не случайно им
создано много детских песенок, потешек, игрушек, игр, которые забавляют и
учат маленьких детей (например "Ладушки").
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствовании
ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, вкладыши,
пирамидки, матрешки и др. Детей привлекает красочность этих игрушек,
забавность действия с ними.
Для обучения через игру созданы дидактические игры.
Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку
предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают
какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом. Любая
дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые
составляющие, игровые действия.
В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые
отличительные черты. Мышление от двух до трех лет носит
преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой
познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это
самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами,
практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их устройством.
Очень важно создать благоприятные условия для организации такой
игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года жизни.
Для этого необходимо:
Создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок
чувствовал себя любимым и желанным, мог свободно проявлять свои
стремления и интересы;
Предоставить малышу свободу для игры, поощрять
самостоятельность и любознательность;
Постоянно использовать в речи взрослого слова
обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное
расположение и количество.
Дидактические игры необходимы для умственного развития маленьких
детей, у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на то, что ему
показывает и говорит взрослый.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры
с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и
словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.
Дети учатся сравнивать их, устанавливают сходство и различие; знакомятся
со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой.
Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать
предметы.
В играх с куклами формируются культурно-гигиенические навыки и
нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле.
Настольно-печатные игры - интересное для ребят занятие. Игры
разнообразны по видам (лото, домино) и по требуемым действиям.
В дидактические игры входят также и словесные игры, они направлены
на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения,
закрепления и активизацию словаря.
Самое главное для обучения и обогащения ребенка знаниями - это
всегда игра. Интересная, яркая, образная, познавательная и развивающая.