Автор: Косимовская Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №119 Фрунзенского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Конспект занятия по познавательному развитию детей раннего возраста "В гости к осени пойдём, грибы, ягоды найдём..."
Раздел: дошкольное образование
Занятие по познавательному развитию с детьми раннего возраста
«В гости к Осени пойдём, грибы, ягоды найдём…»
Разработала воспитатель ГБДОУ детского сада №119 Фрунзенского района СПб
Косимовская О.В.
Цель:
1. Познакомить детей с особенностями живой природы осенью.
2. Учить понимать поведение и повадки животных.
3. Воспитывать интерес к природе, доброе отношение ко всему живому.
4. Расширять представления об образе жизни диких животных осенью (как они готовятся к
зиме).
5. Закрепить умение составлять разнообразные словосочетания и короткие простые
предложения.
Форма организации: «прогулка» в осенний лес.
Образовательные технологии:
- ИКТ
- Игровая
Оборудование и материалы:
- Ноутбук, проектор.
- Массажные дорожки.
- Обручи
- Игрушка Ёжик
Словарная работа:
1. Мухомор, белый гриб
2. Съедобный, несъедобный
3. Листопад;
4. Пасмурная, холодная, золотая осень.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Группа украшена осенними листьями (желтый, красный, зеленый).
Воспитатель: Ребята, я загадаю загадку, а вы внимательно послушайте.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы полетели,
Если небо хмурое, с неба дождик льётся,
Это время года, как оно зовется?
ИЛИ
На берёзках и на клёнах
Был когда-то лист зелёный,
А сегодня – золотится,
Тихо под ноги ложится.
Кто его сорвал и бросил?
Угадали! Это… (осень).
Дети: ответы детей (Осень).
Воспитатель: Молодцы, отгадали. А называется это время, когда с деревьев опадают листья
ЛИСТОПАД.
А хотите отправиться на прогулку в осенний лес? Там сейчас так красиво!
Ответы детей.
Воспитатель: Только, как же нам найти туда дорогу? Посмотрите, может, осень оставила нам
свои подсказки?
На полу «вдоль дорожки» разбросаны разноцветные листочки.
Поглядите-ка, кругом
Листья сыплются дождем!
На прогулку мы пойдем
Их в букеты соберем.
Желтые и красные
Все такие разные!
Воспитатель: Кажется, Осень рассыпала свои яркие листочки. Ребята, а давайте мы соберём
эти листочки сначала в корзиночки, а потом сделаем из них букеты. Посмотрите, у нас 3
корзиночки: красная, жёлтая, зелёная. Какого цвета корзиночка – такие листики будем в неё
собирать. (Дети собирают листочки).
Воспитатель: Ой, кажется дождик собирается. (воспитатель раскрывает зонтик, дети прячутся
под зонтиком под песенку «Дождик, дождик, не спеши….»
Воспитатель:
Ребята, кажется тучка улетела, можем дальше отправляться в путь. Только посмотрите,
какие лужицы остались после дождя (на полу разложены «лужицы»). Как же нам не промочить ножки?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, можно надеть резиновые сапожки, а если их нет, то можно перепрыгнуть.
Дети с помощью воспитателя по очереди перепрыгивают через лужицы.
Воспитатель: Кажется, мы уже пришли в осенний лес. (Слайд «Осенний лес»). А как вы
догадались, что мы в лесу?
Ответы детей: (много деревьев, в лесу растут ягоды и грибы…)
Воспитатель: (обращает внимание детей на грибы на полянке: белый гриб, лисичка, мухомор).
Посмотрите, какие красивые грибы выросли на полянке. Давайте соберём их в корзиночку.
Скажите, а вы знаете, как называются эти грибы? (помочь детям). А как называется вот этот
самый красивый гриб? (мухомор). Он конечно, красивый, но брать его ни в коем случае нельзя,
потому что он ядовитый. (Дети собирают остальные грибы в корзиночку, называют сами или
при помощи воспитателя). Слайд «Ядовитые грибы».
Воспитатель: ребята, слышите, кто-то шуршит. (Загадывает загадку)
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног.
Дети: Ежик.
Воспитатель: Ежик, ты куда торопишься?
Ежик: Холодно. Замерз.
Воспитатель: Ежик, а хочешь с нами поиграть? Согреешься. Ребята, давайте согреем ежика.
Ребята, вы будете все мыши, а я буду ежиком.
П/и игра "Ёжик"
По дорожке ёжик шёл (дети шагают друг за другом)
И в траве грибок нашёл (дети наклоняются вперёд и приседают, «берут» руками воображаемый
гриб)
На иголки нацепил (дети встают и «кладут» гриб )
И домой посеменил. (дети шагают друг за другом)
Бежал ёжик по тропе (дети бегут друг за другом)
Яблоко нашёл в траве (дети наклоняются вперёд, приседают и «берут» руками воображаемое
яблоко)
На иголки положил (дети встают и «кладут» яблоко на голову- «иголки»)
И домой вновь поспешил. (дети бегут друг за другом)
Ёж пришёл к себе домой, (дети переходят на ходьбу и останавливаются)
Дверь открыл он в кладовой. (двумя руками открывают двери)
Гриб и яблоко сложил- (снимают с головы гриб, яблоко и кладут, приседая, на пол-2 раза)
Зиму без хлопот прожил. (встают и показывают обеими руками знак «класс»)
Воспитатель: Ежик, согрелся?
Ежик: Ой, спасибо, ребята! Согрелся.
Ребята, у вас такие красивые листочки. Я тоже очень люблю собирать такие красивые листочки,
я в них на зиму закутываюсь, как в одеяльце, и ложусь спать на всю зиму. (слайд «Ёжик
готовится к зиме»)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы поможем ежику, мы подарим ему листочки, которые
собрали. Ёжик укроется ими на зиму и ему будет тепло. А мы вами еще насобираем листочков.
Ежик: Спасибо, ребята! Теперь я не замерзну. И буду всем зверюшкам в лесу рассказывать,
каких добрых детишек встретил в лесу.
Воспитатель: А ещё мы знаем, что любишь грибы собирать. Это правда?
Ежик: Очень люблю. Только вот я по лесу прошёл и ничего не нашёл.
Воспитатель: Ребята, кажется, мы все грибы в лесу собрали, а ёжику ничего не осталось. Что
же делать? (подвести детей к решению отдать ёжику грибы). Возьми, Ёжик, грибы. Это ребята
собрали.
Ёжик: Ой, спасибо вам, ребята! А здесь все грибы съедобные?
Воспитатель: Конечно. Ведь ядовитые грибы мы оставили в лесу. А здесь только съедобные
(вместе с детьми повторяют название грибов).
Ежик: спасибо, ребята, вам большое! Вы мне очень помогли: теперь мне зима не страшна. Я
грибами запасся, а из листиков себе тёплую постельку сделаю. Чем же мне вас отблагодарить?
А я знаю. У меня в лесу растёт замечательная яблонька и на ней созрели вкусные яблоки. В них
очень много витаминов, а витамины вам не помешают, особенно осенью. (угощает). Угощайтесь
яблочками и не болейте. А мне пора готовиться к зиме, теперь у меня для этого всё есть. До
свиданья, ребята. (уходит).
Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Вы устали? (ответы) И наверное (уж
точно) , немножко проголодались. Вот мы яблочками и полакомимся.
Дети с воспитателем по той же дорожке под песенку «Сарафан надела Осень…»
возвращаются домой, лужицы «уже высохли». Садятся за стол, угощаются яблоками.