Автор: Агапитова Ирина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: город Мирный, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дискуссионный клуб "Растим детей добрыми"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий
заседания
дискуссионного
клуба
«БЕРЕГИНЯ»
по
теме
«Растим детей добрыми»
Ход встречи:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в
дискуссионном
клубе
«Берегиня».
Тема
нашей
встречи
«Растим
детей
добрыми».
Актуальность нравственного развития детей возрастает в современных
условиях
в
связи
с
особенностями
социального
окружения
ребѐнка,
в
котором
не
редко
наблюдаются
дефицит
воспитанности,
доброты,
доброжелательности.
Социологи
отмечают
возрастание
в
детской
среде
агрессивности, эмоциональной неустойчивости, равнодушия к проблемам
окружающих людей.
Сегодня нас, педагогов, родителей, конечно же, интересует вопрос: как
помочь
детям
усвоить
нравственные
нормы,
воспитать
доброту,
эмоциональную отзывчивость? Об этом мы сегодня и имеем возможность
поговорить в нашем клубе.
Но прежде, чем начать разговор, давайте вместе с вами определим, что
означают понятия «доброта», «добро».
Высказывания родителей…
(В
словаре
С.И.Ожегова
слово
"доброта"
определяется
как
"отзывчивость, стремление делать добро другим").
А
сейчас,
предлагаем
вам
ознакомиться,
как
некоторые
авторы
раскрывают значение слова «ДОБРО»?
Прочитайте
высказывание,
найдите слова-существительные,
которые
объясняют слово ДОБРО как ЧУВСТВО или слово ДОБРО как ДЕЛА (на
мольберте распределить в 2 столбика). Какое из высказываний объединяет и
чувства, и дела. Сделайте вывод, что несет добро людям (Вот то, что может
получиться)
Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый:
Добро – прежде всего – счастье всех людей.
Филолог Ожегов Сергей Иванович:
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное
злу; добрый поступок.
Соловьев Владимир Сергеевич, философ:
Добро – это то, что приближает к идеалу
Совершенное добро - любовь … к Богу, к людям … к материальной природе.
Бердяев Николай Александрович, философ:
Добро – совершать благие намерения, без какой либо корыстной цели и
выгоды для себя.
Добро – бескорыстная помощь людям
Википедия:
Добро – намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а
также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
Ромен Роллан, французский ученый, писатель:
Добро – не наука, оно действие.
Составление кластера о добре
Итак,
ДОБРО – ЭТО
ЧУВСТВО
ДЕЛА
счастье,
любовь к людям,
к окружающей природе
добрые поступки,
бескорыстная помощь людям,
забота о других,
совершать благие намерения
мир в душе человека
гармония в мире
Готовясь к нашей встрече, мы провели опрос родителей «Ваше мнение о
воспитании добрых чувств у вашего ребѐнка». Проведенное исследование
показало, что: 95% родителей считают необходимым воспитание у детей
таких
качеств
как
доброта,
отзывчивость,
сочувствие;
32%
родителей
отметили,
что
дети
не
всегда
проявляют
сочувствие,
сопереживание
к
окружающим, не всегда оказывают помощь близким, проявляют заботливое
отношение к животным.
Чаще
всего
дети
правильно
понимают,
что
такое
доброта.
Но,
к
сожалению, не всегда их поступки бывают добрыми по отношению к другим.
Задача
педагогов,
и
в
первую
очередь
родителей
состоит в
том,
чтобы
воспитывать у ребят потребность совершать добрые дела с самого раннего
возраста.
Итак, как воспитать у дошкольников потребность совершать добрые
дела, воспитать доброту. Как это сделать? Давайте подискутируем в группах.
Предложите
свои
варианты
решения
данной
проблемы,
изложив
на
карточках.
(Участникам дается время для обсуждения проблемы в группах. Затем
представители каждой группы озвучивают свои идеи. Предлагаемые идеи,
которые совпадают, могут быть объединены)
Анализ идей
Учитывая
ваши
высказывания,
делаем
вывод: чтобы
воспитать
у
дошкольников доброту, потребность совершать добрые дела, необходимо…
(Карточки с каждой идеей педагог прикрепляет на мольберт)
Одним
из
самых важных
моментов
в
воспитании добрых
чувств
у
ребѐнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей.
Пример во всѐм: в общении между членами семьи, забота о старшем
поколении и о малышах, внимание к людям, которые нас окружают, умение
слушать и понимать других, наличие в доме общих домашних любимцев и
забота о них.
Читать
и
обсуждать
произведения
художественной
литературы.
(Произведения,
которые
демонстрируют
образцы
мудрости,
доброты,
человечности, любви к окружающему миру и другим людям).
Использовать
положительные
примеры
из
детской
литературы
(Примеры, которые учат доброму отношению к окружающим, любви к
близким и др.).
Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию («Помоги»,
«Поделись»).
Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например:
«Как нас выручил Миша», «Наши добрые дела».
Рассматривать
и
обсуждать
иллюстрации,
картинки,
например:
«Хорошие поступки – плохие поступки»).
Учить исправлять свои ошибки. (Советоваться со своим ребѐнком по
поводу устранения последствий, обсуждать, что он думает предпринять
для того чтобы исправить ситуацию, учить просить прощения в случае если
кого-то обидел.).
Важно
жизнь
ребѐнка
насыщать
событиями,
ситуациями,
делами,
впечатлениями,
которые
эмоционально
затрагивают
детей,
вызывают
эмоциональный отклик, желание активно проявить внимание, участие, заботу
и помощь тем, кто в ней нуждается.
В детском саду «Солнышко», начиная с младших групп, нравственному
воспитанию
уделяется
большое
внимание,
планируются
разнообразные
формы
организации
образовательной
деятельности
по
формированию
нравственных качеств, с которыми, нас познакомить воспитатель 2 младшей
группы. (Показ презентации).
Одним из путей, позволяющих дошкольникам получить ценный опыт
проявления
доброты,
неравнодушного,
заботливого
отношения
к
миру,
может стать включение их в детско-взрослые проекты широкой социально-
гуманистической направленности (волонтерская деятельность). В текущем
учебном году в МБДОУ № 2 осуществилась работа по вовлечению детей в
волонтерскую
деятельность.
Волонтерство
–
это
общественная
деятельность, которая включает добровольческую безвозмездную помощь
определенным
категориям
граждан
(как
правило
уязвимым
и
незащищенным), которые в ней нуждаются.
Основная форма волонтерства:
добровольческая акция – разовое мероприятие, направленное на решение
социальных задач, участниками которого будут добровольцы (волонтеры)
Воспитателями проводились беседы "Кто такие волонтеры?", «Какими
качествами обладают волонтеры», "О возможности стать волонтерами для
малышей". Дети принимали участие в следующих волонтерских акциях:
Акция
«Дети
–
детям»
помощь
Плесецкому
социально-
реабилитационному центру для несовершеннолетних, попавших в трудную
жизненную ситуацию. Все возрастные группы приняли активное участие в
сборе канцелярских товаров, игрушек для детей СРЦН.
Акция «Чудеса по Новый год» для детей-инвалидов МОО «Радуга». В
преддверии Нового года дети-инвалиды МОО «Радуга» получили чудесный
подарок – новогодние гирлянды для оформления помещения МОО «Радуга»
от детей и родителей МБДОУ № 2.
В
ноябре 2018г. проведено
анкетирование
«Отношение родителей к
волонтерской деятельности». Результаты исследования позволили сделать
следующие выводы: что 98% опрошенных знают, что такое волонтерская
деятельность;
98%
родителей
считают
актуальной
волонтерскую
деятельность в наше время; 62% родителей ответили, что волонтер должен
быть дружелюбным, неравнодушным, готовым прийти на помощь; лишь 44%
родителей
готовы
стать
волонтерами.
На
наш
взгляд
–
это
невысокий
показатель готовности, хотелось бы, чтобы % был выше. Поэтому, сейчас,
Вам предлагаем стать волонтерами и принять участие в предстоящей акции
«Весенняя
неделя
добра»,
целью
которой
пробудить
стремление
детей,
родителей доставить радость и поделиться частичкой доброты с жителями
города.
Воспитатель старшей группы проведет мастер-класс по изготовлению
ромашки из фетра (мастер-класс).
Итак,
вот
такие
прекрасные
цветы
«Ромашки
-
символ
доброты»,
сделанные
своими
руками,
Вы
уважаемые
родители
со
своими
детьми
подарите жителям города в рамках акции «Весенняя неделя добра».
Благодарю всех участников за активность и творческий подход!