Напоминание

Система диагностического сопровождения учащихся 10 классов.


Автор: Ярлыкова Анна Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярский кадетский корпус имени А.И. Лебедя"
Населённый пункт: город Красноярск Красноярский край
Наименование материала: сопровождение адаптации десятиклассников
Тема: Система диагностического сопровождения учащихся 10 классов.
Раздел: полное образование





Назад




Сопровождение процесса адаптации десятиклассников.

Одной из приоритетных задач психолого- педагогического сопровождения

обучающихся десятого класса кадетского корпуса является анализ социальной

ситуации развития обучающихся, выявление основных проблем, путей и

средств их разрешения.

Кадетский корпус является востребованным учебным учреждением, на это

указывает высокий конкурс при поступлении подростков на обучение. При

этом, достаточно частым явлением становится следующая ситуация: ребенок не

желает учиться в корпусе, а родители не представляют другого варианта

образования для своего чада.

Уклад жизнедеятельности в кадетском корпусе значительно отличается от

школьного. Основное то, что кадеты находятся в учреждении всю неделю.

Постоянное нахождение в коллективе не для каждого обучающегося является

легкой задачей. Наличие уставной системы взаимоотношений с офицерами-

воспитателями, требует от кадета достаточного уровня дисциплинированности,

самоогрганизованности и умения подчиняться. Для того, чтобы подросток

успешно «входил» в кадетскую систему, осваивал учебные предметы необходим

достаточный уровень мотивации самого подростка.

Если в младшем и среднем подростковом возрасте ребенок, чаще всего, очень

зависим от родителей и родительского мнения, то к десятому классу начинается

процесс сепарации. Влияние родителей на выбор детей значительно снижается.

После окончания IX класса перед кадетом стоит задача, определиться где

дальше продолжить обучение: в кадетском корпусе, в колледже или перейти в

общеобразовательную школу.

К сожалению, не всегда подросток, да и его родители, готовы осознанно

сделать такой выбор. Часто социальная ситуация диктует тот или иной выбор.

Те обучающиеся, которые осознанно приходят в X класс кадетского корпуса,

как правило, обладают высоким уровнем готовности и способности выполнять

требования, предъявляемые к ним учебным учреждением, у них сохраняется

высокий интерес к учебной деятельности и познавательной активности. Но,

есть и те, кто вынужденно продолжает обучение в корпусе.

Поэтому на начальном этапе при помощи анкеты выявляю таких кадет, так как

именно среди этих подростков чаще всего встречаются те, кто имеет трудности

в обучении, проблемы с дисциплиной.

Основываясь на их индивидуально- типологические особенности даю

рекомендации педагогам, помогающие направить подростка.

Обязательным считаю изучение уровня тревожности обучающихся, так как

тревожность является показателем эмоционального дискомфорта, отрицательно

влияет на результат деятельности.

Для диагностики использую методику Р.Кондаш в модификации А.Прихожан,

провожу фронтально. Цель: изучение школьного, самооценочного и

межличностного аспектов тревожности. После обработки делаю вывод о

степени выраженности каждого из параметров. Кадеты с высоким уровнем

тревожности требуют различные способы коррекции, это зависит от аспекта

тревожности, индивидуально-типологических особенностей обучающегося и

социальной ситуации развития. Для педагогического коллектива составляю

рекомендации.

Для определения эмоционального фона, на котором происходит обучение

развитие кадета использую методику «Чувства в школе». На основании

результатов данной методики можно говорить о том, какие чувства

превалируют в каждом взводном коллективе. Принимаю во внимание те

позиции, по которым порядка 45-50% выборов, здесь речь идет о тенденции в

коллективе, если наименьшее количество ответов набрано, то можно говорить

об индивидуальном характере тех или иных переживаний.

С учетом полученных данных данных формирую рекомендации.

Так же обязательно определяю уровень мотивации, так как именно мотивацией

объясняется направленность действия, организованность и устойчивость

целостности деятельности, стремление к достижению определенной цели.

По результатам диагностики, в нашем учебном учреждении, от 42 до 57% кадет

имеют высокий уровень мотивации, понимают значимость учения лично для

себя, проявляют стойкий интерес к изучаемому материалу, испытывают

удовольствие от учебной деятельности.

В структуре мотивов преобладающими являются мотивы самоопределения и

самосовершенствования, поэтому некоторые обучающиеся концентрируют свое

внимание лишь на тех учебных дисциплинах, которые необходимы для

поступления в высшие учебные заведения. Этот факт следует учитывать

учителям- предметникам, здесь необходима индивидуализация подхода, в ряде

случаев-это снижение уровня требовательности, где-то разъяснение ученику

важности и необходимости знаний по данному предмету. В этих ситуациях

хорошо работают приемы связывания знаний по предмету с возможностью их

применения в жизни (функциональная грамотность).

Несмотря на то, что обучающие довольно взрослые, следует понимать, что в

структуре мотивов одну из важных позиций занимают мотивы собственного

благополучия. А это значит, что подросту все еще важно, какое место, как

успешный ученик, он занимает в коллективе, на сколько замечают его успехи

родители и педагоги. Поэтому важно, чтобы поддерживать и стимулировать

уровень мотивации, видеть и отмечать достижения обучающегося, его

продвижение. Отмечать те действия, которые помогают подростку в

достижении успеха , продвигают к намеченным целям.

Система интернатного обучения диктует необходимость изучения социально-

психологического климата во взводных коллективах. Практика показывает, что

чем благоприятнее психологический климат в учебном коллективе, тем легче

обучающемуся раскрыться, проявить свои способности и возможности. К

десятому классу, как правило, у нас в учреждении проблема решена. Обычно, в

десятый класс, в систему не приходят «случайные» подростки- это раз, а

второе- кадеты взаимодействуют друг с другом в процессе жизнедеятельности

на протяжении пяти предшествующих лет. Поэтому переформирование

взводных коллективов, с учетом выбранного профиля обучения, и выстраивание

взаимоотношений в них не представляют трудностей. Как правило,

психологический климат во взводах устойчиво-положительный. Случаи, когда

подростки испытывают трудности во взаимоотношениях единичны, и помощь в

этих ситуациях оказывается адресно.

Весь диагностический комплекс проводится фронтально, охват кадет полный.

Такая система сопровождения позволяет оценить уровень актуального

состояния каждого обучающегося, определить тенденции и разработать

методические рекомендации для педагогического коллектива.



В раздел образования