Использование активных методов обучения в педагогическом процессе
Автор: Котлярова Светлана Владимировна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж" Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Использование активных методов обучения в педагогическом процессе Раздел: среднее профессиональное
(г. Белгород)
С овременно е
со стоя ние
науки
и
т ехники,
б е з г р а н и ч н о
увеличивающаяся
техническая
вооруженность
человеческого
общества
предъявляют высокие требования к совершенствованию учебного процесса в
средне – профессиональных учебных заведениях. Процессы, происходящие в
обществе на современном этапе, во всех сферах жизни предъявляют новые
требования
к
качествам
личности:
активность,
предприимчивость,
творчество, самостоятельность. Современное образование открывает перед
педагогами широкий выбор методов обучения и практических задач. Переход
от
обучения
к
овладению
смыслом
событий,
обретению
навыков
практического применения своих знаний требует внедрения более активных
методов обучения в педагогический процесс. Активные методы обучения
построены на сознательном создании определенной ситуации, вынуждающей
студентов
принимать
решение
для
достижения
заданной
цели.
Принятие
решений
сопровождается эмоциями,
это
обеспечивает
мобилизацию
интеллектуальных
ресурсов,
стимулирует
познавательную
деятельность.
Активные методы – дискуссии, споры, ролевые, деловые, имитационные
игры,
позволяющие
погрузить
студентов
в
активное
контролируемое
общение.
Методы
активного
обучения
обращаются
к
сокровенным
интересам
личности
и
позволяют
воздействовать
на
глубинные
стороны
человека таким образом, что педагогическое обучение становится решающим
условием
профессионального
успеха.
Современная
система
образования
ориентирована
преимущественно
на
накопление,
а
не
на
устройство
сознания.
Учить
пониманию
–
это
есть
основная
задача
образования.
Понимание самой проблемы и есть применения активных методов обучения.
Таких, как: восприятие среды, навыки общения, диалог – дискуссия, ролевая
игра, имитационная игра, жизненная практика. Одним из основных видов
активных
методов
обучения
является
игра
–
это
вид
непродуктивной
деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом
процессе. Их можно разделить на две группы: одни уводят от реальности,
другие помогают адаптироваться к ней. Образование имеет дело с игровыми
методами,
обучающими
адаптации
к
окружающей
среде.
Игры
отвечают
важной
потребности
в
получении
постоянной
информации
из
внешней
среды. Применение активных методов приносит в аудиторию паритетные
отношения преподавателей и студентов, новую философию общения, которая
так необходима в учебных заведениях. В деловой игре учебный материал
усваивается на 90%, при подаче лекционного материала – только на 20%.
Использование
деловых
игр
позволяет
уменьшить
на
30%
-
50%
время,
необходимое для изучения данной темы, при более эффективном усвоении
учебного
материала.
Таким
образом,
применение
активных
методов
обучения
обеспечивает
достижение
ряда
образовательных
целей:
-
стимулирование мотивации интереса, - поддержка и усиление полученной
ранее информации, -развитие навыков критического мышления и анализ,
принятие
решений,
-изменение
установок
социальных
ценностей,
-саморазвитие. Активные методы обучения приносят удовольствие от
процесса
познания,
доказывая,
что
образование
–
не
всегда
нудное
и
необходимо трудное занятие. Более того, это – путь к совершенству. В
доказательство
этих
утверждений
хочется
привести
в
пример
яркий
и
незабываемый урок – спектакль, который имел место быть в авиационном
колледже. Подготовка к проведению этого нестандартного урока по теме
«Путешествие»
заняло
два
месяца.
Урок
велся
исключительно
на
иностранных
языках
(английском
и
немецком)
с
музыкальным
сопровождением,
что
способствовало
развитию
у
студентов
внимания,
наблюдательности, языковой догадки. Урок – спектакль состоял из шести
картин: 1. Сборы в дорогу; 2. Заказ билетов; 3. В поезде; 4. Таможенный
контроль; 5. В гостинице; 6. На экскурсии.
Были учтены особенности языкового материала, сделан правильный
выбор источников информации и приемов обучения для каждого этапа урока,
осуществлялись
межпредметные
связи
(страноведение,
языкознание,
компьютерная графика и т.д.). На уроке широко внедрялись разнообразные
формы и методы, режимы работы, что дало возможность активизировать
мыслительную
деятельность
студентов,
развивать
их
творческие
способности, самостоятельность, интерес к предмету. Урок был оснащен
яркими плакатами по теме «Путешествие», представлены многочисленные
рефераты,
доклады,
альбомы
с
фотографиями,
раскладушки
с
видом
достопримечательностей
стран
изучаемого
языка
(Англия,
Германия).
Незабываемое, динамичное зрелище, проведенное на одном дыхании, заняло
60 минут и оставило огромное впечатление праздника. Доброжелательная
атмосфера, созданная присутствующими преподавателями, закрепила успех,
при
том,
что
центральной
фигурой
на
уроке
были
студенты,
блестяще
демонстрирующие знания учебного материала и актерские способности.
Урок получил высокую оценку коллег и стал трамплином для дальнейшей
активной
паритетной
деятельности
преподавателей
и
студентов
на
уроке
иностранного языка.
Литература:
Полат
Е.С.
Педагогические
технологии
21
века
//
Современные
проблемы образования.- Тула, 2000.
Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С.
Полат.- Москва, 2000