Напоминание

Удивительная туристическая тропа станицы Кабардинской


Автор: Дмитриенко Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУООШ №23
Населённый пункт: ст. Кабардинская Апшеронского района Краснодарского края
Наименование материала: Проект
Тема: Удивительная туристическая тропа станицы Кабардинской
Раздел: среднее образование





Назад




Краснодарский край, Апшеронский район, станица Кабардинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная

общеобразовательная школа №23

Летний однодневный поход

в Апшеронском районе

Рекомендуется для педагогов дополнительного образования,

учителей краеведения, географии, биологии и начальных классов.

ПРОЕКТ:

«Удивительная туристическая тропа станицы

Кабардинской»

Разработчик:

учитель начальных классов

МБОУООШ №23

Дмитриенко Ольга Ивановна

Ст. Кабардинская

2018г.

Проект (описание кругового маршрута)

«Удивительные туристическая тропа станицы Кабардинской»

Цель маршрута - формирование экологической культуры, познавательной

активности и творчества через приобщение к культурному

наследию родного предгорья;

-формирование патриотических чувств и гражданской позиции;

- физическое оздоровление.

1. Трасса туристического маршрута:

МБОУ ООШ №23 – мост через реку Пшиш - ул. Ленина – выход на тропу - подъем

на хребет Кабардинский, маршрут по гребню хребта - выход к смотровой площадке

- спуск – ул. Ленина – мост через реку Пшиш - МБОУ ООШ №23.

Протяженность пешеходной части маршрута – 3 км.

Продолжительность - 2 часа

2.Описание маршрута.

Мы живём в живописном районе Краснодарского края в станице Кабардинской.

Станица Кабардинская - станица в Апшеронском районе Краснодарского края

Административный

центр

муниципального

образования.

Станица

это

от

производного

слова

«стан»,

имеется

в

виду

поселение

с

предусмотренной

оборонительной системой. Станица была основана в мае 1864 года казаками-

переселенцами

из

станиц

Баталпашинской

и

Беломечетской

ветеранами

Кабардинского

полка,

вынесшие

на

своих

плечах

все

тяготы

и

лишения

многолетней Кавказской войны. Первыми переселенцами были семьи нижних

чинов, семьи донских казаков, семьи солдат, государственные крестьяне и одна

офицерская

семья.

Своё

название

станица

получила

благодаря

участию

Российского егерского Кабардинского полка №80 в Кавказской войне. Название

своё Кабардинский полк получил во время похода Петра I Персию. Имя ему дали

– Ранокуцкий, в 1832 году императрица Анна Иоанновна все завоевания Петра I

возвратила

Персии

и

Ранокуцкий

полк

стал

называться

Кабардинским

после

завоевания провинции Кабарда на Кавказе. (Юрий Пчелинцев «Имена земли

Кубанской, их тайны и загадки». Топонимический словарь). Второй источник

связывает название полка с именем князя Кушмазука Шириджия, который был

родом

из

Кабарды

и

проживал

в

данном

месте.

(«Топонимический

словарь

Кавказа» А.В. Твердого). С конца 1860-х по 1873 год населённый пункт числился

как поселок Кабардинский. Станица Кабардинская расположена на правом берегу

реки

Пшиш,

в

4-х

километрах

севернее

города

Хадыженска.

Окрестности

станицы

Кабардинской

очень

живописны,

а

значит

можно

отправиться

в

настоящий поход по интересным местам, у которых есть своя история. Одним из

таких

мест

являются Кабардинские

сады,

ныне

гора

Пост,

которая

в

своём

названии содержит прямое указание на то, что на этом месте с момента заселения

казаков, располагался казачий пост.

Мы с ребятами решили пройти по туристической тропе к горе Пост.

Начинается маршрут от МБОУ ООШ №23:

Перед походом надо присесть.

Наши проводники местные жители,

родители учеников.

Путь лежит через мост через реку Пшиш.

Пшиш - это левый приток Кубани. Река протекает с юга на север. Берет своё

начало в Туапсинском районе и впадает в Краснодарское водохранилище. Пшиш - в

переводе с кабардино-черкесского означает «река большая».

Выходим на ул. Ленина. Здесь необходимо соблюдать особенную осторожность на

проезжей части улицы. А вот и тропа к горе Пост.

Спустя 20 минут начинается крутой подъём на Кабардинский хребет.

На средине тропы встречаем родник.

Вода оказалась невкусной. Было

видно, что его давно не чистили.

И привал. Ребята подустали. Впереди

главный участок пути – гора Пост.

Пять минут подъема – и мы у смотровой площадки. И вот перед нами станица с

высоты птичьего полёта.

Отсюда

хорошо

видна

станица

и

её

окрестности.

С

неё

казаки

обеспечивали

безопасность населения.

На южном склоне Кабардинского хребта расположены Кабардинские сады. До

окончания

Кавказской

войны

здесь

проживали

хатукаевцы

(этнические

группы

адыгов).

По

архивным

документам

на

склоне

хребта

распологались

несколько

горных аулов, как пишут, здесь стояла «сакля на сакле». Горцы боялись наводнения

реки

Пшиш,

поэтому

селились

выше

горной

реки.

Сады

остались,

по

всей

видимости, после горцев. Остался большой каштанник и на вершине хребта, выше

станицы Кабардинской, есть развалины старинной крепости. (Юрий Пчелинцев

«Имена земли Кубанской, их тайны и загадки». Топонимический словарь).

Можно отдохнуть, подкрепиться и поиграть.

Игра

«Пойди

туда,

не

знаю

куда.

Принеси то, не знаю что».

Победитель.

Пора возврацаться.

Теперь с уверенностью можно сказать, что если хочется отдохнуть, не нужно

ехать далеко. Ведь прекрасное рядом! Любите рыбалку? Река Пшиш богата рыбой,

можно устроить семейный отдых на берегу реки с рыбалкой.

Оценить всю красоту природы нашей станицы можно посмотрев на неё с высоты

горы Пост. Подъём на гору крутой, но это не должно никого останавливать. Когда

мы увидели родную станицу с высоты птичьего полёта, эмоции переполняли нас.

Усталость как рукой сняло. Это вдохновило на новый поход – поход на минеральный

источник. И он состоялся в августе этого же года. Если у вас есть дети, идите в парк.

В парке можно хорошо провести время: поиграть в футбол, укрепить мышцы на

тренажёрах,

покататься

на

качелях

и

каруселях

и

просто

подышать

чудесным

воздухом. Живя рядом, многие не знают о наших заповедных местах! Приезжайте,

ходите по туристическим тропам и получайте заряд энергии на целый год!

Возвращаемся в школу.

Выход на улицу Ленина, мост через реку Пшиш, школа МБОУООШ №23.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Летние экологические экскурсии в Апшеронском районе.

Рекомендуется для педагогов дополнительного образования,

учителей краеведения, географии, биологии старших классов общеобразовательных

школ

Радиальный экологическо-воспитательный маршрут

« Загадки родного предгорья»

Разработчик:

Член Русского географического общества,

педагог доп. образования МБУДО ДЭБЦ

Кирьякова Татьяна Геннадьевна

г. Хадыженск

2016г.

Описание радиального маршрута

« Загадки родного предгорья»

Цель маршрута - формирование экологической культуры, познавательной

активности и творчества через приобщение к культурному

наследию родного предгорья;

-формирование патриотических чувств и гражданской позиции;

- физическое оздоровление.

1. Трасса туристического маршрута:

МБУДО ДЭБЦ – остановка турбаза - памятник Германенко - выход на тропу –

подъем на хребет Котх - выход к памятнику природы «Хадыженский сад камней»

с его загадочным незнакомцем «Шаман камнем» - проход по гребню хребта Котх –

панорама на гору Точильная -спуск с хребта Котх – выход на тропу – остановка

турбаза.

Протяженность пешеходной части маршрута – 12 км.

Продолжительность - 8 час.

Схема трассы маршрута:

2.Описание маршрута.

Маршрут наш хочется начать словами: «Как здорово, что все мы в Апшеронском

районе родились!». Апшеронский район имеет уникальные памятники природы

и культуры, которые и составляют главное его богатство. Мы предлагаем

совершить самый загадочный маршрут нашего предгорья - в «Хадыженский

сад камней», где находится исторический объект - «Шаман-камень», находка

воспитанников нашего объединения.

Начинается маршрут от памятника летчику Германенко, погибшему здесь в годы

ВОВ, выполняя боевое задание. Улица, находящаяся напротив, названа его именем.

Доехать сюда можно маршруткой. От памятника маршрут идет по старой

лесовозной дороге, промаркирован, в живописных местах отдыха имеются пни,

скамейки.

Через 5-7 минут хода, поднявшись на тропу, предлагаю на короткой передышке

прослушать притчу: « Король и нищий.

Однажды король Фридрих, устав от важных дел, вышел на прогулку.

На темной аллее он столкнулся со слепым.

- Кто ты? - спросил Фридрих.

- Я - король!- ответил слепой.

- Король? – удивился монарх. – И кем же ты управляешь?

Ребятам задается вопрос: что ответил слепой? (Слушаем варианты ответов).

- Собой! – ответил слепой и прошел мимо.

Фридрих задумался. Может быть, и в самом деле легче

повелевать целым государством, чем собой, своими желаниями .

Призываем всех на протяжении всего маршрута постараться «управлять собой» и

пройти маршрут радостно, экологически грамотно, помогая друг другу….

Затем предлагаю посмотреть назад ,где открывается необыкновенная панорама

перспективного памятника природы – «Белая круча». «Это скальный обрыв на

правом берегу реки Хадажки. До 1992 года на вершине Белой кручи выращивали

лечебные травы для эфиро-масляничного совхоз-завода, который находился в

городе Хадыженске.

Это такие травы как лаванда, перечная мята, шалфей, кориандр, чабрец, душица.

Некоторые из них и сегодня можно видеть в окрестностях Белой кручи,

распространившихся самосевом». (1) стр. 28

Далее маршрут идет левее на юг

, несколько раз меняя направление на юго- запад.

По пути знакомим ребят с древовидными растениями предгорья первого и второго

яруса: дуб, граб, кленовидные, ольха, ясень, осина, тополь, ива, лещина. Из

кустарниковых встречаются: кизил, шиповник, черная бузина, боярышник черный

и кроваво – красный, азалия желтая

и

другие.

В первой части пути к хребту Котх дорога очень сильно разбита лесовозами, а

на хребте видны бессистемные рубки лучших экземпляров нашего предгорья.

Спустя 20 минут хода делаем первый привал.

На привале предлагаю обратить внимание на экологические нарушения, обдумать к

чему это приводит, а в заключении зачитываю одну из «Фресок»

Максима Яковлева : «Самые мудрые люди - это деревья.

И самые лучшие тоже.

Корни в земле, голова в небе.

Служат всем, и зверью и птицам, и людям.

Никуда не перебегают, не предают, не изменяют своей природе.

Умирают стоя.

И после смерти согревают своим теплом.»

Идем далее к хребту Котх. Он простирается от Горячего Ключа до Хадыженска.

«По адыгейски «къ» - свинья,а «тхы» - «хребет», т.е. «кабаний хребет». (1) стр. 170.

Возможно, раньше здесь было немало кабанов, ведь даже и сегодня на этой

территории иногда встречаются их следы. А в недавнем прошлом на хребте росли

могучие каштаны и дубы, следовательно, корм животные добывали здесь без

проблем и хребет оправдывал свое название. Спустя 30-35 минут предлагаю сделать

привал.

На привале зачитываю притчу:

Один человек шел со своим другом, приехавшим из деревни, по людной городской

улице. Внезапно провинциал сказал:

-Я слышу кузнечика!

- Ты с ума сошел, - ответил столичный житель, окинув взором переполненную

людьми в час пик центральную улицу города. Повсюду сновали автомобили,

работали строители, над головой летели самолеты.

-Но я все же слышу кузнечика,- настаивал друг.

Он подошел к цветочной клумбе, разбитой перед многоэтажным зданием какого-то

учреждения, нагнулся, раздвинул листья растений. Там действительно сидел и

стрекотал маленький кузнечик.

-У тебя, должно быть, феноменальный слух! – удивился горожанин.

-Да нет- самый обыкновенный.

- В это невозможно поверить!

- Тогда смотри, - сказал ему друг и высыпал на тротуар пригоршню монет.

Тут же прохожие завертели головами и полезли проверить, не у них ли просыпались

деньги.

-Видишь,- сказал сельский мудрец…( здесь предлагаю ребятам закончить мысль

мудреца).

-все зависит от того, на что ты настроен.

Просим ребят настроиться на внимательное отношение к окружающему миру,

запоминать все, что их удивит, так как по окончании маршрута будет предложена

игра «Чудеса всегда вокруг нас…», где они должны представить свои маленькие

открытия – удивления. Это может быть необычное дерево, насекомое, птица, глыба,

облако, травинка, и, конечно же, экологическое безобразие….

Подходим к крутому подъему. Через 5 мин отдыха идем по дороге прямо на

подъем, не сворачивая влево, т.к. попадем к ручью. Слева и справа дубово –

грабовый лес, островки папоротника. Пейзаж становится все более сказочным.

Преодолеваем подъем. Минут через 15 подъем выходит на дорогу, которая

поворачивает к западу. Из древовидных растений здесь можно встретить бук,

небольшие пихты. Еще немного и справа видны лавочки, где делаем положенный

15-ти минутный привал. На привале, уже по традиции маршрута зачитываем притчу:

«По берегу гулял мужчина. Все вокруг было усеяно водорослями, мелкими

рыбками и морскими звездами, которые выбросило на берег после страшного

шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала

что-то, а потом бросала в море.

-Зачем ты это делаешь? – спросил мужчина.

- Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много!

- Может быть, - ответила девочка, бросая как можно дальше в море еще

одну морскую звезду.(Здесь предлагаю ребятам закончить ответ девочки)

Затем повторяю: - Может быть, - ответила девочка, бросая как можно

дальше в море еще одну морскую звезду.

- Но для нее я сделала все, что смогла.

Задаю вопрос: - Мы можем спасти все цветущие растения леса?

-Нет. Но растения, которые встретим на маршруте – сохраним, отнесемся к

ним бережно.

- Мы можем спасти всех насекомых, птиц, земноводных?

-Нет. Но тех, которых встретим на маршруте и в будущем – сохраним и

отнесемся к ним бережно.

- Мы можем спасти все природные объекты края?

-Нет. Но те, с которыми мы встретимся сегодня и в будущем – сохраним и

отнесемся к ним бережно! Предлагаю записать это «Узелком на память».

Далее подъем становится еще более крутым и перед выходом к каменным останцам

образует небольшую теснину.Последние метры перед нами крутой лесистый склон.

И вот, наконец, цель достигнута: выходим на гребень хребта Котх

к

Хадыженскому саду камней.

Это нагромождение огромных конгломератов (прессованных песчаников) среди

девственной природы. Некоторые имеют название: слева – причудливый «Диван»,

справа в метрах 20-ти от входа на хребет – «Осколки пирамиды», чуть далее –

«Утюг»

, а

сразу за ним –загадочный незнакомец - «Шаман – камень», находится он

безымянной высоты хребта Котх (502,5 м) это наскальное изображение размером

(80х100)см восточного лица-маски.

Над маской - надпись, состоящая из пяти знаков-символов.

Встречи с этим историческим объектом всегда вызывают удивление и фантазию у

ребят и взрослых. Возникает множество вопросов: что это за изображение, кто его

мог выполнить, с какой целью, почему изображение оказалось в нашем предгорье,

что означает надпись?

Воспитанники объединения «Эдельвейс» Дома детского творчества открыли эту

находку, провели исследовательскую работу и решили дать название таинственному

незнакомцу.

Был объявлен конкурс на лучшее название объекта, рассматривалось множество

названий: «Страж гор», «Китаец», «Шаман-камень», «Идол», «Талисман Кавказа»,

«Посмертная маска» и многие другие. Все предложения были рассмотрены

Бочаровой Раисой Михайловной, которая первая из ведущих краеведов края прошла

самым загадочным маршрутом нашего района и приняла активное участие в его

исследовании. Её выбор пал на «Шаман – камень».

Хочется перечислить всех, кто принял участие в исследовании данного объекта:

Бочарова Р.И. – краевед, ведущий специалист Краевой станции юных

туристов,участник первой экспедиции, организованной Домом детского творчества;

Председатель русского географического общества края –Чайко И.Г

Председатель русского географического общества Апшеронского района-

Леонидова М.А.

Доктор биологических наук, профессор Литвинская С.А. и

Доцент кафедры геоморфологии КубГУ Лозовой С.П.);

сотрудники Майкопского и Краснодарского краеведческих музеев;

профессор Ташкентского института искусствознания Ртвиладзе Э.В.

Результаты исследования объекта:

1.Это единичный пока случай в скальных обнажениях Северного Кавказа на участке

Свинцовые горы - Хаджох, других подобных пока не обнаружено.

2.Это не древняя наскальная живопись, а период 17-20 века.

3.Изображение выполнено грамотно, т.е. это высокохудожественное

произведение.Для изображения использована широко известная маска добрых богов

индоламаистских праздников, посвященных сезонам посева или сбора урожая. Если

открыть проспект по Индии, Тибету, Японии или Китаю, то там всегда можно

увидеть подобную маску. В портрете ведущие археологи музея находят восточные

физиологические особенности и указывают именно на китайские. В пантеоне

восточных верований достаточно много добрых богов, которые, как считают

язычники, способны защитить человека от злых духов.

4.Профессор института искусствознания Узбекистана Ртвиладзе Э.В.,с которым

вели переписку воспитанники нашего объединения, как со специалистом истории

набегов татаро-монгол, пожалел, что на фотографии буквы видны нечетко. Но

сказал, что больше это похоже на латынь или имитацию греческих букв.Но в любом

случае нужно профессионально сделать прорисовку и качественную фотографию

специалистом. Он выразил мнение, что изображение может относиться

к 16-му веку

или более позднему. Изображен, может быть кто-нибудь из местных племен

такую

же точку зрения выразил известный местный краевед Пчелинцев Ю.В.тем более что

в районе горы Точильной было два аула: натухаевцев и абадзехов (конец17-

начало18века) и до настоящего времени в районе горы Точильной находятся остатки

фундаментов их строений, но краеведы Майкопского музея не поддерживают эту

версию так как адыги не изображали людей.

5.Изображение ориентировано строго на запад, как у древних ариев.

Стрелка компаса у камня постоянно меняет свое направление, уровень радиации

здесь в несколько раз превышает фоновую, следовательно, заключает Бочарова Р.И.,

камень находится на пересечении геомагнитных линий, а все ритуальные

религиозные строения находятся именно в таких местах и что название объекта

«Шаман-камень» как нельзя лучше отвечает его содержанию.

Вопросов с нашей находкой еще стоит немало, но для их решения необходим выезд

археологов к месту находки, а для этого нужно, чтобы городские власти обеспечили

их транспортом, ночлегом, питанием. Наверное, еще не подошло время для

природных объектов нашего района, чтобы к ним проявили заботу и интерес не

только ученые, краеведы, но и административные власти.

А сейчас хотелось бы подробнее остановиться над надписью на камне, так как она

больше всего будоражит наше воображение.

Над изображением надпись, состоящая из пяти знаков-символов:

«Символ-это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный

передать сложнейшие логические понятия, идеи, явления и состояния.

Во все времена человечество пользовалось символами для выражения мыслей,

чувств, или истин. Эти феномены передаются из поколения в поколение

посредством фольклора, волшебных сказок, мифов, легенд.

Стоит только прикоснуться к культурному наследию, оставленному нам предками,

обратиться к его осмыслению, как перед взором исследователя предстанет

громадное множество символов, имеющих общее происхождение, и неразрывная

связь их с мотивами человеческих поступков. Мотивами, которые безотносительно

к символике вряд ли вообще объяснимы.

Действительно, в разных культурах значение символов практически идентично,

несмотря на пространственную удаленность стран и народов друг от друга.

Следует признать, что тысячелетия эволюции существенно преобразовали

человеческий разум и сориентировали его в направлении материалистического

понимания мира, настолько, что символ сегодня – понятие архаическое.

И все – таки символы существуют, они уцелели, сохранились, и не только в

фольклоре,но и в повседневной жизни, в современном искусстве, в религии.

Например: крест, национальный флаг, кольцо – не что иное, как символические

средства «информации». Легенды и мифы очень часто говорят языком

символов.Символы, как правило, многозначны: их значения проистекают из

нескольких областей: религии, морали, психологии». (5) стр. 5-7

Какие символы изображены на « Шаман - камне» и что они обозначают - в

недалеком времени объяснят краеведы и археологи края. А пока это остается

тайной.

Немного из истории:

проезжая по железной дороге к городу Туапсе нельзя не заметить у станции

Индюк две удивительные скальные вершины: более высокую- г. Индюк

( 859м ), и более низкую – г. Индюшка. Обе они примыкают к осевой зоне ГКХ.

Вершины этих гор хорошо известны, так как в 1942 г. подразделения 18-ой армии

вели здесь оборонительные бои с фашистами. По данным Ломидзе М.Г. скалы горы

Индюк сложены туфами липаритодацитового состава, горными породами

образовавшимися при извержении вулкана.Сегодня эта скальная группа привлекает

туристов и альпинистов, как тренировочный полигон.

Некоторые, наверно, и не задумывались над названием горы Индюк, что оно

означает, а вопрос этот очень интересен и не так прост как на первый взгляд

кажется. В краеведческой литературе есть довольно простое объяснение названия

горы, связанное с ее внешними видами. Якобы гора в прошлом казалась похожей на

голову индюка, а отсюда и название. Это объяснение приведено по аналогии с горой

Спящий Черкес, Собор - скалой, горой Ленина (природных объектах Апшеронского

района), но для горы Индюк не совсем соответствует действительности. А вот

объяснение Кокова Дж. (1974г.) - «Индюк» - «Хьиндыхъушъхъ» - это название, как

и многое другое, попало на карту и в литературу, а на русском языке оно искажено

до неузнаваемости. Это шапсугское название понимается как состоящее из «

хъинд»-«хинд»-(индус) и

« къушъхъ» - «гора» - т.е. « хиндская гора».Не исключено, что вторая часть

названия является переосмыслением на адыгской почве термина «Хиндукух» - т.е.

«индийские горы»» Возможно, что на адыгейской почве могло измениться и

название « Гиндукуш», занесенное сюда из центральной Азии или возникшее на

Кавказе как следствие несчастных случаев, происшедших с индусами:

« Гиндукуш», буквально толкуют «Убивающий индусов»

Можно сделать и еще одно предположение: некоторые историки считают предками

адыгов выходцев из Индии, а по одному из вариантов ,предложенных Кокковым

Д.,перевод звучит так: «хиндская гора».

Здесь, на наш взгляд и проходит связывающая нить с восточными культурами

таинственного « Шаман – камня».

Листая языческие легенды востока, нас удивили некоторые из них, как будто

специально пришедшие к нам через века о нашем незнакомце «Шаман – камне»:

Легенда первая.

«В незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень.

И по сей день хранится этот камень в горах Кавказа. Этот камень дает лучи,

проникающие через все океаны и горы».

Легенда вторая.

«В древнейших подножиях Кавказских гор неожиданным путем появляется и в

должное время исчезает камень, чтобы появиться в сужденный срок в совершенно

другой стране.Присылка этого дара с незапамятных времен знаменует могущество

той страны, где он появляется. По преданию камень приносит с собой завет.Кто

прочтет надпись на камне, тот объединит государства Кавказа и будет владеть

ими.Многие подвиги совершит сей разумный сын гор».

Легенда третья.

«Когда сын солнца сошел на землю научить народы, с неба упал камень.

Посреди камня между пятью различными знаками выступают золотые пятна,

предвещавшие события под солнцем.Явление неожиданной тьмы на солнце

повергло в отчаяние сына солнца и он выронил и разбил свой щит, но он

превратился в обломок камня.Огромен тот камень, взять его нельзя.

Он сам придет в свое время к тому, кто добр и светел».

Легенда четвертая.

«На горе Кавказа лежит Горюч – камень.

Многие богатыри разбились о Камень, не зная, что лишь устремление к добру

покоряют огонь камня. На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане

показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычное сверкает в

седле. Может быть это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он сбросил

всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего,

бросили на пути и теперь, отдохнувший ,он ищет владельца?

Помнит легенду народ, как от древних серых скал, от священных гор Кавказских в

сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять

осколок камня».

Правда, интересные легенды? А совсем по особенному воспринимаются они, когда

читают их рядом с нашим загадочным монолитом.

Кто знает, может быть как раз о нашем предгорье и говорят эти

древние строки. А вторая легенда всегда очень живо запоминается учениками , и

потом идут многочисленные вопросы и мысли о происхождении объекта, о разгадке

надписи .

«В истории религии какой-нибудь камень или деревянный чурбан, составляющие

предмет религиозного поклонения, определяются как фетиш.

О. Конт употреблял этот термин для обозначения вообще самой низшей степени

религиозного развития. Но фетиш – по большей части есть найденный,

необделанный предмет, тогда как предмет, получивший хоть какую-нибудь

обработку человеческими руками – есть идол. Различие между фетишем и идолом

очень непостоянно. Предполагается, что тот и другой суть воплощенные духи,

которым поклоняются и к которым обращаются за помощью.

Существуют фетиши, принадлежащие отдельным лицам, семьям, селениям,

большие, постоянные фетиши и другие, более случайные, почитание которых

ограничивается коротким временем и определенной целью».

На протяжении тысячелетий на Кубани происходили сложные процессы

исторического развития племен. Поэтому этническая карта нашего региона

отличается особенной пестротой. На раннем этапе Кубань стала своеобразным

местом в передаче и распространении достижений восточных цивилизаций.

Каждый из народов, живших на Кубани, оставил здесь свои памятники,

исследования которых дают нам богатейший материал об их занятиях, культуре,

быте. Наша малая родина - город Хадыженск Апшеронского района, участки

предгорий, прилегающих к нему, не перестают удивлять своей неповторимой

красотой и в тоже время ставят множество вопросов об истории, о людях,

населявших его в разные исторические эпохи

История Кубани от древнейших времен и до начала нашего столетия – одна из

увлекательнейших страниц земной летописи.

Наша экскурсия по Хадыженскому саду камней заканчивается.

Поделившись с ребятами всей информацией, учащимся предлагается прочесть

опубликованные в газетах края и района материалы о природном объекте

(см. приложение №3), а также дается свободное время для осмотра объекта и

отдыха, предварительно проинструктировав по безопасности.

Ребята еще раз обходят величественные конгломераты, осознавая, что один из них

хранит в себе загадку, которую, может быть, предстоит разгадать кому-нибудь из

них. А ведь это отличная тема для будущей серьезной научной работы. Обращаем

особенное внимание на то, что если в ближайшее время не будет проведена

властями города работа по сохранению данного объекта, то после лесоразработок он

потеряет свой неповторимый облик. Погибнет и окружающее разнотравье,

различные виды папоротника, встречающегося только здесь, мохово-лишайниковый

покров, который большими заплатами разбросан по песчаниковым останцам. Уже

срублены ( в 30 метрах от Шаман–камня! ) две пихты, а мягкий ковер из мха под

ними уничтожен грейдером. А ведь это было традиционное место отдыха

воспитанников Дома детского творчества, а также всех приходивших сюда

учащихся школ города и района.

А главное - это то что район потерял одно из украшений данного природного

объекта, который рекомендован быть памятником природы края!

В главном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации

статье 58 говорится: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую

среду, бережно относиться к природным богатствам».

После беседы дается время на осмотр объекта, обед и отправляемся дальше.

Дорога ведет по самому верху хребта. Маршрут может быть круговой

для подготовленных старшеклассников. А ддля учащихся школ большой

популярностью пользуется радиальный маршрут,который мы предлагаем сегодня где

после осмотра природного объекта «Хадыженский сад камненей» предлагаю

пройти дальше полюбуемся необыкновенной панорамой, которая особенно

живописна поздней осенью – это вид на гору Точильная. « Гора Точильная имеет

высоту 539,8 м над уровнем моря, находится рядом со станицей Куринской. Названа

она так потому, что в ее карьерах обтачивали камни и изготавливали кубы для

последующей их отправки на доработку (памятников, плит ) В августе 1942г. здесь

проходили жестокие бои, так как все внимание гитлеровцев было приковано к

высотам нашего предгорья, ведь тот, кто владеет высотой – владеет ситуацией.

Обладать такими наблюдательными пунктами, значит быть хозяином положения, а

для этого нужно лишь организовать по скатам прочную оборону, а сам пункт хорошо

замаскировать. Поэтому г.Лысая ( 811,1м), г Гейман ( 1060 м),г.Точильная

( 540 м ) – памятные места нашего предгорья, так как здесь героические защитники

нашей Родины, зачастую совершенно не обученные, не имеющие ни винтовок, ни

касок, ни лопат, противостояли элитным горнострелковым фашистским войскам.

Все кровавые военные события, происходившие здесь, предшествовали

началу Туапсинской оборонительной операции. Оккупирован наш район был с

конца августа 1942г. до января 1943г.Большие бои были кроме выше перечисленных

высот проходили на Волчьих воротах, возле станции Хадыженской, в районе

станицы Куринской.» (1) стр.55-57.

В тяжелый год сорок второй В кровавой схватке полегли

На огненной меже Здесь тысячи людей

Бойцы стояли насмерть здесь, Чтоб ни на шаг не пропустить

Последнем рубеже. Фашистских палачей.

Прохожий, здесь остановись

И голову склони.

За мир, за нашу с вами жизнь

Лежат в земле они.

Многое о боевом прошлом нашего предгорья можно узнать в музее ДК у

руководителя МПО «Арсенал» - Шилина А.В., куда наши воспитанники ходят на

экскурсии.Еще раз посмотрев с высоты на необыкновенной красоты пейзаж горы

Точильной, возвращаемся назад. Через 30- 40 минут делая небольшие привалы,

делимся впечатлениями, предлагаем игру «Чудеса всегда вокруг нас…», где они

должны представить свои маленькие открытия – удивления.

По словам известного эколога Олдо Леопольда:

«Каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и

столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его

не всегда понимают».

На последнем привале читаем по традиции притчу:

«Один мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что в них

было написано. Ребёнок искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего

такого, что было бы похоже на его любимые истории.

Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли

то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

- Дорогой мой,- ответила мама,

- если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все

сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут. К добрым людям

они приходят сами».

В заключение благодарю всех за участие в маршруте

и раздаю «Узелки на память» ( см.Приложение 2)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пчелинцев Ю.В. Есть на Кубани такой уголок – Апшеронским

районом зовут…, Краснодар, ООО Агрофирма «Центральная», 2007

2. Литвинская С.А., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края.

Периодика Кубани, 2005

3.

Матвеев А. Тропа туриста. Краснодар, 20

4. Пчелинцев Ю.В. Топонимический словарь. Краснодар, 2008

5. Жюльен Н. Словарь символов, изд. «Урал ЛТД» 1999.

Приложение №2

«Узелок на память»

«Один мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что в них

было написано. Ребёнок искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего

такого, что было бы похоже на его любимые истории. Чувствуя некоторое

разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в

чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

- Дорогой мой,- ответила мама,- если ты будешь стараться вырасти добрым и

хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не

ищут. К добрым людям они приходят сами».

«Узелок на память»

Дорогие ребята и взрослые!

Давайте учиться любоваться красотой в душе, на лужайке или на клумбе.

Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к медленной смерти.

«Узелок на память»

1.Входи в природу другом.

2. Уважай жизнь любую.

3. Не оставляй ничего, кроме своих следов. Старайся ходить только по тропинкам

4. Не уноси ничего и никого, кроме приятных впечатлений.

Приложение №3

Материалы, опубликованные в краевой и районной

печати, предлагаемые для прочтения участникам

маршрута о природно-историческом объекте родного

предгорья

Приложение №2

«Узелок на память»

«Один мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что в них

было написано. Ребёнок искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего

такого, что было бы похоже на его любимые истории. Чувствуя некоторое

разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в

чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

- Дорогой мой,- ответила мама,- если ты будешь стараться вырасти добрым и

хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не

ищут. К добрым людям они приходят сами».

«Узелок на память»

Дорогие ребята и взрослые!

Давайте учиться любоваться красотой в душе, на лужайке или на клумбе.

Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к медленной смерти.

«Узелок на память»

1.Входи в природу другом.

2. Уважай жизнь любую.

3. Не оставляй ничего, кроме своих следов. Старайся ходить только по тропинкам

4. Не уноси ничего и никого, кроме приятных впечатлений.

«Узелок на память»



В раздел образования