Напоминание

Личностно-ориентированный подход как ведущий подход современной образовательной политики


Автор: Червякова Людмила Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Приреченская СОШ"
Населённый пункт: пос.Левженский
Наименование материала: Методическая идея "Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики"
Тема: Личностно-ориентированный подход как ведущий подход современной образовательной политики
Раздел: полное образование





Назад




Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход

современной образовательной политики.

В Послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ была

провозглашена

главная

задача

современной

школы

это

«раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности,

готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

По мнению Президента, во имя этого и должна осуществляться

модернизация образования.

Раскрытию

способностей

каждого

ученика,

воспитанию

личности

служит

личностно-ориентированное

образование.

Поэтому

именно

личностно-ориентированный

подход

является

ведущим в современной образовательной политике.

Меня,

как

учителя

истории

и

обществознания,

теория

личностно-ориентированного образования привлекает тем, что

-

во-первых,

личностно-ориентированное

обучение

является

развивающим,

где

ребёнок

выступает

не

в

роли

пассивного

слушателя,

а

активного

творца

своих

собственных

знаний,

умеющего отстаивать свои взгляды;

- во-вторых, это возможность уйти от однообразия, скуки на

уроке за счёт эффективной организации

разнообразной учебной

деятельности;

-

в-третьих,

данная

технология

позволяет

осуществить

индивидуальный подход;

-

в-четвёртых,

именно

личностно-ориентированный

подход

позволяет

решить

проблему

формирования

исторического

мышления.

Новое содержание исторического образования включает в себя

альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого,

анализ

ситуаций

исторического

выбора,

нравственную

оценку

исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов

вряд

ли

возможно

без

использования

технологии

личностно-

ориентированного образования, где ведущими методами являются

диалог, дискуссии, творческая деятельность.

Быть интересным для учеников, проводящих практически всё

свободное

время

у

компьютеров

и

телевизоров,

-

одна

из

сложнейших задач для современного учителя. Это предполагает как

высокую

информированность

педагога,

далеко

выходящую

за

пределы учебника, так и применение эффективных технологий.

Учитель сегодня стремится не только дать знания, но и чем-то

удивить ученика (в хорошем смысле этого слова).

Начиная

с

5-го

класса

педагог

может

привлечь

внимание

школьников,

используя

исторические

игры,

которые

заставляют

ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж, перенестись в

другую

эпоху.

Знания,

приобретённые

детьми,

становятся

личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

По

мере

усложнения

изучаемого

исторического

материала,

взросления школьников изменяется и содержание игры.

Так,

в

младшем

подростковом

возрасте

игры

по

типу

воображаемых путешествий («Путешествие в древний Новгород»,

«Один день в петровском Петербурге» и др.) носят в основном

ситуативный

характер.

Они

направлены

в

большей

степени

на

развитие воображения учащихся, конкретизацию их представлений

о жизни и быте людей.

В

старших

классах

происходит

усложнение

деятельности

школьников:

она

становится

не

столько

игровой,

сколько

аналитической. Так, мы можем предложить задание:

- Представьте, что вы живёте в одной из европейских стран в

1914 году. Выберите страну, род занятий. Как бы вы встретили

известие о начавшейся войне? Чем руководствовались бы?

Активизации

познавательной

деятельности

учащихся

служат

игровые

соревнования:

«Знаете

ли

вы?»,

«Что?

Где?

Когда?»,

«Брейн-ринг», «Найди ошибки» и др.

Эффективно использование работы в парах или группах, когда

дети накапливают опыт совместной деятельности как в учебном

плане, так и в плане социализации личности. Примером могут

служить

такие

виды

деятельности:

игра

«Вопрос

и

ответ»,

составление

рассказа

по

ключевым

словам,

составление

проверочных тестов.

Чем старше становятся дети, тем больше уроки приобретают

характер

дискуссий,

размышлений.

Решение

проблем

требует

инициативы

и

интеллектуальных

усилий,

п р оя вл е н и я

индивидуальности каждого школьника. Всё чаще на уроках звучат

вопросы:

«Как

вы

думаете,

почему..?»,

«Каково

ваше

личное

отношение...?», «Все ли согласны с высказанной точкой зрения?»

Задания

творческого

и

исследовательского

характера

существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении

истории и являются дополнительным мотивирующим фактором. По

указанной причине эти виды деятельности особенно эффективны,

т.к

ученики

получают

знания

в

процессе

самостоятельной

творческой деятельности.

Большой

интерес

у

школьников

вызывает

работа

над

проектами,

тематика

которых

носит

краеведческий

характер,

основана на поисково-исследовательской деятельности. Накануне

75-летия Победы практически все ученики нашей школы включены

в поисковую деятельность по теме «Великая Отечественная война в

нашем доме».

Собранный материал систематизируется, оформляется в виде

исторических

сочинений,

презентаций,

на

их

основе

создаётся

школьная «Книга Памяти».

Одним из направлений деятельности краеведческого кружка,

которым

я

руковожу,

стала

работа

над

проектами:

«История

школы»,

«История

детского

сада».

Разумеется,

результаты

этой

работы:

презентации,

проекты

являются

достоянием

всего

школьного коллектива, используются

на уроках и внеклассных

мероприятиях не только мной, но и моими коллегами. Единство и

взаимосвязь классной и внеклассной деятельности создаёт основы

для всестороннего развития личности.

Широкие

перспективы

для

личностно-ориентированного

обучения открывает компьютер. Это и телевизор, и магнитофон, и

справочник, и средство контроля знаний. Развитие Интернета даёт

возможность как учителю, так и ученику пользоваться обширной

информацией. В своей практике я использую текстовые файлы с

лекциями выдающихся историков, схемы, таблицы, иллюстрации,

тесты. С помощью Интернета вместе с учениками осуществляем

виртуальные экскурсии. Не обходятся без Интернета и школьники,

когда

готовят

сообщения,

рефераты.

Не

секрет,

что

многие

прибегают

к

простому

копированию

готовых

работ.

Чтобы

проектная

деятельность

стала

увлекательной

образовательной

задачей,

при

формулировке

тем

опираюсь

на

личностное

восприятие

материала

(Например,

«Пётр I. Герой или тиран?»).

одно

из

главных

требований

к

исследовательским

работам

собственное аргументированное мнение.

Положительные

результаты

своей

работы

по

реализации

принципов личностно-ориентированного обучения я вижу в том,

что детей всё больше привлекают мои уроки, школьники привыкли

и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно),

отстаивать

его

в

диалоге

и

полилоге;

приобрели

навыки

исследовательской

работы,

заинтересовались

поисковой

деятельностью и с энтузиазмом осуществляют её. Ребята осознают

противоречивое,

неоднозначное

отношение

к

различным

историческим

событиям

и

деятелям,

фактам.

Повысилась

успеваемость, улучшился микроклимат на уроках.



В раздел образования