Автор: Червякова Людмила Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Приреченская СОШ"
Населённый пункт: пос.Левженский
Наименование материала: Методическая идея "Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики"
Тема: Личностно-ориентированный подход как ведущий подход современной образовательной политики
Раздел: полное образование
Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход
современной образовательной политики.
В Послании В.В. Путина Федеральному собранию РФ была
провозглашена
главная
задача
современной
школы
–
это
«раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности,
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
По мнению Президента, во имя этого и должна осуществляться
модернизация образования.
Раскрытию
способностей
каждого
ученика,
воспитанию
личности
служит
личностно-ориентированное
образование.
Поэтому
именно
личностно-ориентированный
подход
является
ведущим в современной образовательной политике.
Меня,
как
учителя
истории
и
обществознания,
теория
личностно-ориентированного образования привлекает тем, что
-
во-первых,
личностно-ориентированное
обучение
является
развивающим,
где
ребёнок
выступает
не
в
роли
пассивного
слушателя,
а
активного
творца
своих
собственных
знаний,
умеющего отстаивать свои взгляды;
- во-вторых, это возможность уйти от однообразия, скуки на
уроке за счёт эффективной организации
разнообразной учебной
деятельности;
-
в-третьих,
данная
технология
позволяет
осуществить
индивидуальный подход;
-
в-четвёртых,
именно
личностно-ориентированный
подход
позволяет
решить
проблему
формирования
исторического
мышления.
Новое содержание исторического образования включает в себя
альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого,
анализ
ситуаций
исторического
выбора,
нравственную
оценку
исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов
вряд
ли
возможно
без
использования
технологии
личностно-
ориентированного образования, где ведущими методами являются
диалог, дискуссии, творческая деятельность.
Быть интересным для учеников, проводящих практически всё
свободное
время
у
компьютеров
и
телевизоров,
-
одна
из
сложнейших задач для современного учителя. Это предполагает как
высокую
информированность
педагога,
далеко
выходящую
за
пределы учебника, так и применение эффективных технологий.
Учитель сегодня стремится не только дать знания, но и чем-то
удивить ученика (в хорошем смысле этого слова).
Начиная
с
5-го
класса
педагог
может
привлечь
внимание
школьников,
используя
исторические
игры,
которые
заставляют
ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж, перенестись в
другую
эпоху.
Знания,
приобретённые
детьми,
становятся
личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
По
мере
усложнения
изучаемого
исторического
материала,
взросления школьников изменяется и содержание игры.
Так,
в
младшем
подростковом
возрасте
игры
по
типу
воображаемых путешествий («Путешествие в древний Новгород»,
«Один день в петровском Петербурге» и др.) носят в основном
ситуативный
характер.
Они
направлены
в
большей
степени
на
развитие воображения учащихся, конкретизацию их представлений
о жизни и быте людей.
В
старших
классах
происходит
усложнение
деятельности
школьников:
она
становится
не
столько
игровой,
сколько
аналитической. Так, мы можем предложить задание:
- Представьте, что вы живёте в одной из европейских стран в
1914 году. Выберите страну, род занятий. Как бы вы встретили
известие о начавшейся войне? Чем руководствовались бы?
Активизации
познавательной
деятельности
учащихся
служат
игровые
соревнования:
«Знаете
ли
вы?»,
«Что?
Где?
Когда?»,
«Брейн-ринг», «Найди ошибки» и др.
Эффективно использование работы в парах или группах, когда
дети накапливают опыт совместной деятельности как в учебном
плане, так и в плане социализации личности. Примером могут
служить
такие
виды
деятельности:
игра
«Вопрос
и
ответ»,
составление
рассказа
по
ключевым
словам,
составление
проверочных тестов.
Чем старше становятся дети, тем больше уроки приобретают
характер
дискуссий,
размышлений.
Решение
проблем
требует
инициативы
и
интеллектуальных
усилий,
п р оя вл е н и я
индивидуальности каждого школьника. Всё чаще на уроках звучат
вопросы:
«Как
вы
думаете,
почему..?»,
«Каково
ваше
личное
отношение...?», «Все ли согласны с высказанной точкой зрения?»
Задания
творческого
и
исследовательского
характера
существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении
истории и являются дополнительным мотивирующим фактором. По
указанной причине эти виды деятельности особенно эффективны,
т.к
ученики
получают
знания
в
процессе
самостоятельной
творческой деятельности.
Большой
интерес
у
школьников
вызывает
работа
над
проектами,
тематика
которых
носит
краеведческий
характер,
основана на поисково-исследовательской деятельности. Накануне
75-летия Победы практически все ученики нашей школы включены
в поисковую деятельность по теме «Великая Отечественная война в
нашем доме».
Собранный материал систематизируется, оформляется в виде
исторических
сочинений,
презентаций,
на
их
основе
создаётся
школьная «Книга Памяти».
Одним из направлений деятельности краеведческого кружка,
которым
я
руковожу,
стала
работа
над
проектами:
«История
школы»,
«История
детского
сада».
Разумеется,
результаты
этой
работы:
презентации,
проекты
–
являются
достоянием
всего
школьного коллектива, используются
на уроках и внеклассных
мероприятиях не только мной, но и моими коллегами. Единство и
взаимосвязь классной и внеклассной деятельности создаёт основы
для всестороннего развития личности.
Широкие
перспективы
для
личностно-ориентированного
обучения открывает компьютер. Это и телевизор, и магнитофон, и
справочник, и средство контроля знаний. Развитие Интернета даёт
возможность как учителю, так и ученику пользоваться обширной
информацией. В своей практике я использую текстовые файлы с
лекциями выдающихся историков, схемы, таблицы, иллюстрации,
тесты. С помощью Интернета вместе с учениками осуществляем
виртуальные экскурсии. Не обходятся без Интернета и школьники,
когда
готовят
сообщения,
рефераты.
Не
секрет,
что
многие
прибегают
к
простому
копированию
готовых
работ.
Чтобы
проектная
деятельность
стала
увлекательной
образовательной
задачей,
при
формулировке
тем
опираюсь
на
личностное
восприятие
материала
(Например,
«Пётр I. Герой или тиран?»).
одно
из
главных
требований
к
исследовательским
работам
–
собственное аргументированное мнение.
Положительные
результаты
своей
работы
по
реализации
принципов личностно-ориентированного обучения я вижу в том,
что детей всё больше привлекают мои уроки, школьники привыкли
и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно),
отстаивать
его
в
диалоге
и
полилоге;
приобрели
навыки
исследовательской
работы,
заинтересовались
поисковой
деятельностью и с энтузиазмом осуществляют её. Ребята осознают
противоречивое,
неоднозначное
отношение
к
различным
историческим
событиям
и
деятелям,
фактам.
Повысилась
успеваемость, улучшился микроклимат на уроках.