Автор: Иванова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №8
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: мастер - класс "Знакомство с окружающим миром"
Тема: "Водяная радуга"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Водяная
радуга»
Задачи: выявить свойства воды: может быть теплой и холодной, может
нагревать другие предметы, в воде некоторые вещества растворяются, вода
может менять окраску,
Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть; проверить
способность снега превращаться в жидкое состояние;
Развивать познавательную активность, активизировать словарь детей
словами: теплая, холодная, растворяется, легче воды;
Воспитывать самостоятельность в проведении опытов с водой,
доброжелательное отношение к другим детям.
Материалы: аудиозапись вальс, полосы салфеток с нарисованными
разноцветными точками, стаканы с водой (теплой, холодной), акварельные
краски, кисточки, ложки, банки для сливания окрашенной воды, таз со
снегом, бумажные снежинки, тарелка с водой, обруч (для физминутки),
карточки с моделями свойств воды, сахар( 10 ст.л.), пищевые красители
(синий, зелёный, жёлтый, красный), шприц, 5 стаканов, ложка, по 3 ст.л.
горячей воды в каждый из 4 стаканов.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме
«Вода», дидактические игры «Где живет вода?», «Кому нужна вода», опыты
по выявлению трех агрегатных состояний воды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости снова пришел гномик - волшебник.
Поздоровайтесь с ним (дети здороваются)
Гномик: Здравствуйте, ребята! Скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Гномик: Да, верно. Стало холодно, а я так люблю лето, особенно радугу
после дождя. Так красиво! А хотите, я сделаю для вас радугу, радугу в
стакане?
Дети: Да.
Гномик: Смотрите.
Опыт (демонстрационный) «Радуга в стакане» ( с помощью шприца
налить в стакан окрашенную пищевыми красителями сладкую воду так,
чтобы слои не смешались)
Гномик: Ребята, вы тоже можете попробовать сделать радугу. Я вас научу.
Опыт №1 «Радуга»
Материал: полоски салфетки с нарисованными разноцветными точками,
стаканы с водой.
Гномик: У вас на столе лежат полоски бумаги с точками. Опустите аккуратно
конец полоски в воду. Понаблюдайте, что происходит? (ответы детей)
Воспитатель показывает карточку с моделью (вода поднимается вверх по
бумаге)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем гномику, как мы умеем играть.
Физкультминутка «Вода в стакане»
Гномик: Молодцы! Ребята, а давайте сделаем ледяную радугу. Для этого
нужно приготовить разноцветную воду. Как это сделать? (ответы детей)
Опыт №2 «Окрашивание воды»
Материал: стаканы с водой, краски, кисточки, банки для воды.
Дети берут краски, кисточки, растворяют краску в воде, затем сливают
аккуратно в банки (красную с красной, синюю с синей и т.д.).
Гномик: Почему вода у вас стала разноцветной? (ответы детей)
Воспитатель показывает карточку с моделью (краска растворяется в воде)
Гномик: Чтобы получилась ледяная радуга, мы с вами нальем воду в
формочки и поставим в холодное место. Как вы думаете, что произойдет с
водой на морозе? (ответы детей)
Гномик: Ребята, смотрите, что я вам принес (показывает таз со снегом) Что
это? (ответы детей) Какой он? (ответы детей) Интересно, что станет со
снегом, если его опустить в воду?
Опыт №3 «Снег и вода»
Материалы: снег, ложки, стаканы с теплой и холодной водой.
Дети опускают ложкой снег в теплую и холодную воду (2 стакана у каждого),
наблюдают, что происходит со снегом (снег плавает на поверхности воды,
темнеет, тает, в теплой воде снег тает быстрее, чем в холодной, теплая вода
становится холодной от тающего снега)
Воспитатель показывает карточку с моделью (вода становится холоднее от
тающего снега)
Гномик: А давайте покружимся как снежинки и наметем большой сугроб.
Дети под музыку кружатся
Опыт №4 «Снежинки»
Материалы: бумажные снежинки, тарелка с водой.
Воспитатель дает детям сложенные бумажные снежинки и предлагает
опустить их в тарелку с водой, понаблюдать, как они раскрываются в воде.
Гномик: Вот как красиво у нас получилось. Вам понравилось играть с
волшебной водой? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей с
опорой на карточки - модели) А теперь мне пора возвращаться в свою
волшебную страну, до свидания, ребята.