Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОФП С ЭЛЕМЕНТАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ


Автор: Путинцев Дмитрий Федорович
Должность: Тренер-преподователь
Учебное заведение: МАУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: города Тюмени
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОФП С ЭЛЕМЕНТАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬ-

НОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

«БРИГАНТИНА» города Тюмени

Программа принята на заседании педа-

гогического совета

«__» _____________ 2019 год

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО

ЦРТДиЮ «Бригантина»

города Тюмени

Т.А. Русакова

«__» ______________2019 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОФП С ЭЛЕМЕНТАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ

«ДЗИОН»

Программа ориентирована на возраст 4+

Срок реализации – 2 года

Автор - составитель:

тренер-преподаватель

высшей квалификационной категории

Путинцев Дмитрий Федорович

Тюмень, 2019

1

Оглавление

Раздел

Страница

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

3-15

2

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

15-20

3

Список используемой литературы

20-20

4

Приложение

21-27

2

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Программа по рукопашному бою (далее РБ) составлена в соответствии с:

Федеральным законом от 04.12.2007г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в

Российской федерации;

ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ

СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014

Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки от 24.10.12г № 325;

Федерального

государственного

стандарта

по

виду

спорта

рукопашный

бой;

Приказ

Минспорта РФ № 1062 от 24.12.14г.

Приказом

от

12.09.2013

N

730

"Об

утверждении

федеральных

государственных

требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных

предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам

обучения

по

этим

программам"

(зарегистрирован

Минюстом

России

02.12.2013,

регистрационный N 30530);

Приказом

от

12.09.2013

N

731

"Об

утверждении

Порядка

приема

на

обучение

по

дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и

спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531);

Приказом

от

27.12.2013

N

1125

"Об

утверждении

особенностей

организации

и

осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области

физической

культуры

и

спорта"

(зарегистрирован

Минюстом

России

05.03.2014,

регистрационный N 31522).

Типовым положением о дополнительном образовании детей (Приказ Минобрнауки РФ от

26.06.2012 г № 504)

Рукопашный бой – популярный отечественный вид спорта. Правила и терминология

составлены

на

русском

языке,

основами

методик

тренировок

и

соревнований

являются

отечественные научно обоснованные школы борьбы и бокса.

Привлекательными

факторами

является

зрелищность

соревнований,

многообразие

технических

приемов

и

действий,

в

сочетании

с

обеспечением

необходимого

уровня

безопасности для здоровья спортсменов.

Рукопашный бой представлен в Единой Всероссийской спортивной классификации в

разделе "Виды спорта, не вошедшие в программу Олимпийских игр".

Данный вид спортивного единоборства является неотъемлемой частью физической

подготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов России, поэтому

знакомство с ним служит военно-патриотическому воспитанию молодежи, подъему престижа

военной и государственной службы.

Развитием

рукопашного

боя

в

России

занимается

Общероссийская

общественная

организация

"Федерация

рукопашного

боя".

В

настоящее

время

она

объединяет

в

себе

региональные

отделения

в

52

субъектах

Российской

Федерации.

Ежегодно

проводятся

Чемпионат и Кубок России, Первенства среди юниоров и юношей, Чемпионаты и Первенства

Федеральных округов, международный и Всероссийские турниры, Чемпионаты министерств

и ведомств.

Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств,

так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств. При этом

рукопашный бой — это комплексный вид единоборства.

Особенностями рукопашного боя как вида спорта являются:

разносторонние требования к физической, технической и тактической подготовленности

спортсменов;

высокая динамика и разнообразная вариативность ситуаций в ходе поединков;

3

высокие требования к уровню психической готовности спортсменов (стремлению упорно

биться за победу, уверенностью в силах, уравновешенностью и стабильностью эмоций,

умению регулировать психическую напряженность и поведение).

Новизна

данной

программы

опирается

на

понимание

приоритетности

воспитательной

работы,

направленной

на

развитие

интеллекта

спортсмена,

его

морально-волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на освоение

предметного содержания.

В программу включены воспитательные мероприятия, целью которых является

формирование навыков и понятий здорового образа жизни, принятие семейных

ценностей; знание; уважение к себе и к другому человеку; сплочение коллектива.

Новизна также заключается и в применении большой игровой практики (см.

Приложение 1).

Данная

образовательная

программа

педагогически

целесообразна,

т.к.

при

ее

реализации в учреждении, каждый воспитанник формирует свои личностные качества, такие

как:

воля,

характер,

воспитание

патриотизма,

физическое

развитие

и

всестороннее

оздоровление организма.

Правильно

выбранные

формы,

методы

и

средства

образовательной

деятельности

показывают свою практическую значимость в спортивных мероприятиях.

При систематических занятиях рукопашным боем создаются благоприятные условия,

для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается

эмоциональное

благополучие

ребенка.

Идет

приобщение

детей

к

общечеловеческим

ценностям. Ребенок получает не только физическое, но духовное и интеллектуальное развитие.

Ведется работа с родителями и профилактика асоциального поведения обучающегося.

Данная общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования

детей строится на таких основных принципах обучения как:

индивидуальность

доступность

преемственность

результативность

Дополнительная

образовательная

программа

по

направленности

является

физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме

организации

индивидуально-ориентированной

и

групповой;

предназначена

для

занимающихся в МАУ ДО ЦРТДиЮ «Бригантина» города Тюмени.

1.2 Цель программы:

Создание условий для физического и психического развития,

самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей,

обучающихся посредством систематических занятий рукопашным боем.

Задачи

Образовательные

- познакомить с историей возникновения рукопашного боя;

- обучить технике выполнения физических упражнений и освоение техники подвижных игр;

- обучить базовой технике рукопашного боя;

Развивающие

- развить физические качества: гибкость, выносливость, координацию, правильную осанку;

- прививать интерес к занятиям рукопашным боем;

- развить двигательные навыки.

Воспитательные задачи:

- развить коммуникативные навыки;

- воспитать чувство ответственности и трудолюбия, силы воли, нравственных качеств;

- создать творческую атмосферу для самовыражения личности;

- формировать духовно-нравственные ценности и патриотические чувства у

подрастающего поколения.

4

1.3. Содержание программы

Возраст обучающихся 4 и старше.

В спортивно-оздоровительные (СО) группы принимаются все желающие, не имеющие меди-

цинских противопоказаний для занятий рукопашным боем.

Срок реализации составляет 2 года.

Учебный план программы рассчитан на 36 учебных недели. Учебно-тематический план

на 2 часа в неделю таблица № 1.

Учебно-тематический план

(2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

Таблица № 1

Название раздела\темы\ учебный

элемент (УЭ)

Форма проведе-

ния занятий

Количество часов

Формы аттеста-

ции\

контроля

всего

теория

практика

1

Теоретическая подготовка

Словесный,

рассказ, беседа

3

3

-

Наблюдение,

зачет

1.1

Вводное занятие. Проведение

инструктажей. Меры безопасно-

сти на занятиях рукопашным

боем. Правила личной гигиены.

Словесный,

рассказ, беседа

1

1

-

Наблюдение,

зачет

1.2

Меры безопасности на занятиях

рукопашным боем. История разви-

тия рукопашного боя.

Словесный,

рассказ, беседа

1

1

-

Наблюдение,

зачет

1.3

Понятие о дисциплине. Общая ха-

рактеристика спортивной трени-

ровки.

Словесный,

рассказ, беседа

1

1

-

Наблюдение,

зачет

2

Общая физическая подготовка

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

24

2

22

Наблюдение,

зачет

2.1

Развитие основных качеств (силы,

скорости, скоростно- силовых ка-

честв, гибкости, выносливости).

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

12

1

11

Наблюдение,

зачет

2.2

Акробатическая подготовка (ку-

вырки, перевороты, прыжки,

сальто).

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

12

1

11

Наблюдение,

зачет

3

Специальная физическая подго-

товка

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский, игровой

22

3

19

Наблюдение,

зачет

3.1

Страховка и самостраховка.

Стойки и перемещения.

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский, игровой

6

1

5

Наблюдение,

зачет

3.2

Подвижные игры-задания по осво-

ению противоборства в различных

стойках.

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский, игровой

10

1

9

Наблюдение,

зачет

3.4

Отработка ударов по снарядам,

тренировка с резиновыми эспанде-

рами и гантелями.

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

6

1

5

Наблюдение,

зачет

4

Технико-тактическая подготовка

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

18

3

16

Наблюдение,

зачет

5

ский

4.1

Техника ударов руками и ногами,

защита.

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

6

1

5

Наблюдение,

зачет

4.2

Техника борьбы в положении лежа

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

6

1

5

Наблюдение,

зачет

4.3

Техника борьбы в положении стоя

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

6

1

5

Наблюдение,

зачет

4.4

Учебные поединки

Словесный,

рассказ, нагляд-

ный практиче-

ский

4

4

Наблюдение,

зачет

5

Контрольно-переводные испыта-

ния, аттестация

Словесный,

рассказ, беседа,

наглядный прак-

тический

2

2

Наблюдение,

зачет

6

Участие в соревнованиях

Словесный,

рассказ, беседа,

наглядный прак-

тический, игро-

вой

2

2

Наблюдение,

зачет

7

Инструкторская и судейская

практика

Словесный,

рассказ, беседа,

наглядный прак-

тический

-

-

-

Наблюдение,

зачет

8

Восстановительные мероприя-

тия

Словесный,

рассказ, беседа,

практический,

игровой

-

-

-

Наблюдение

9

Медицинское обследование

Практический

1

-

1

Справка

10

Воспитательная работа

Словесный,

рассказ, беседа

В процессе заня-

тий

Наблюдение

Всего за год

73

11

62

В структуру образовательной программы входят 8 образовательных блоков, каждый из

которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только

усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

1.

Практические

занятия

(общая

физическая

подготовка,

специальная

физическая

подготовка, технико-тактическая подготовка):

ОФП - упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращение и повороты головы,

повороты, круговые движения туловищем, поднимание ног в положении лежа на спине.

Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, из различных исходных положениях (в

стойке, на коленях, сидя, лежа); движения руками – сгибание и разгибание, вращения, махи,

отведение и приведение, рывки.

Упражнения

для

мышц

ног:

приседания,

выпрыгивания,

подскоки

из

различных

положений, прыжки, пружинистые покачивания в выпадах, маховые движения ногами.

Упражнения с партнером в сопротивлении, переноске, на гимнастической скамейке и

стенке.

Упражнения с предметами: резиновый жгут, набивной мяч, гантели (0,5 кг), скакалки.

Упражнения на боксерских мешках, лапах, макиварах.

Элементы акробатики и самостраховка.

6

Легкая атлетика: бег на короткие дистанции- 30, 60 м, кроссы, прыжки в высоту и длину с

разбега и без него, метание ядра.

Спортивные игры: футбол, регби на коленках, настольный теннис.

Подвижные игры: перестрелка, мяч по кругу, третий лишний, пятнашки (руки и ноги), мяч

на ловле. Эстафета с преодолением препятствий, передачей мяча, различными способами

передвижения и др.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

Броски набивного мяча (1 – 2 кг) одной и двумя руками из различных положений. В упоре

лежа сгибание и разгибание рук (с хлопками перед грудью, над головой, за спиной).

Приседания и выпрыгивание из положения боевой стойки. Различные упражнения в

челноке. Прыжки на одной и двух ногах, тоже, но в полуприсяде.

Упражнения для развития быстроты:

Бег с ускорением 30 м. Бег с изменением скорости и направления движения. Бег с низкого

и высокого старта (20м). Рывки, скоростные движения на определенный сигнал. Челночный

бег 3 х 10 м.

Упражнения для развития ловкости:

Элементы

акробатики.

Эстафеты

с

включением

элементов,

требующих

проявления

ловкости и координации движений.

Упражнения для развития гибкости.

Маховые

движения

ногами

и

руками,

наклоны,

круговые

движения

туловищем,

пружинистые покачивания в выпаде, растяжка ног в парах и по одному (динамическая,

статическая, изометрическая, на тренажерах), шпагаты.

Упражнения для развития выносливости:

Многократные

повторения

различных

нападающих

и

защитных

действий,

работа

с

легкими весами с многократным выполнением действия, бег на длинные дистанции.

Изучение и совершенствование техники и тактики:

Понятие

о

технике

и

тактике.

Связь

техники

и

тактики

в

обучении,

тренировке

и

соревнованиях.

Значение

своевременного

усвоения

основ

техники.

Боевая

стойка:

левосторонняя, правосторонняя, положение ног и рук, центр тяжести. Шаги вперед, назад,

сохранение равновесия и боевой стойки после шагов. Двойные шаги, челнок. Вход и выход

из атаки, положение рук и ног при этом. Скорость входа и выхода из атаки.

Простейшие удары руками (верхний, средний, нижний уровни): передняя, задняя рука.

Правило выполнения «реверса» при ударах рукой и ногой. Правильное положение кисти и

сжатого кулака при ударах. Сочетание длины атаки с дистанцией до противника.

Удержание сбоку и верхом. Защита от удержаний сбоку и верхом.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Быстрота, ловкость, сила, специальная выносливость, гибкость – качества необходимые

спортсмену, занимающимся в РБ.

2.

Теоретические занятия:

Заниматься на тренировках по рукопашному бою можно только тем ученикам, которые

имеют разрешение врача по состоянию своего здоровья и соответствующую медицинскую

справку, разрешение на посещение тренировок своих родителей или опекунов.

Приступать

к

занятиям

ученик

может

только

после

того,

как

ознакомится

со

всеми

Правилами для занимающихся рукопашным боем, в том числе и с настоящей Инструкцией

по технике безопасности на занятиях по рукопашному бою, и поставит свою подпись о

своём согласии и готовности их не нарушать.

1.0 Каждый ученик должен приготовиться к тренировке заранее: Нельзя есть и пить за 1,5

– 2 часа до начала занятия, тренироваться на полный желудок очень вредно для организма.

Обязательно нужно сходить в туалет до тренировки, случайный удар в полный мочевой

пузырь может быть исключительно опасным. Необходимо также высморкаться, чтобы ничто

не мешало правильному и свободному дыханию. Во избежание травм, на руках и ногах ногти

должны быть аккуратно подстрижены.

2.0 Запрещается

входить

в

зал

без

разрешения

тренера,

самостоятельно

брать

и

пользоваться

без

разрешения

спортивным,

специальным

или

другим

инвентарём,

7

кувыркаться

на

матах,

залезать

и

прыгать

вниз

со

скамеек,

подоконников,

«Шведских

лестниц» и спортивных снарядов. Нельзя открывать окна и двери одновременно, если в зале

находятся

люди,

чтобы

не

допустить

сквозняка.

Нельзя

баловаться

светом

и

электроприборами.

3.0 Запрещается пользоваться в здании и около него открытым огнём. В случае пожара

необходимо

немедленно

сообщить

об

этом

тренеру

и

быстро,

но,

не

создавая

паники,

покинуть помещение или здание, уйти в безопасное место (на улицу) и помочь это сделать

тем, кто самостоятельно передвигаться не в состоянии.

4.0 При малейшем недомогании ученик должен отпроситься у тренера с тренировки

домой или попросить разрешения просто посидеть в зале. При очень плохом самочувствии

для оказания ему первой помощи или экстренного вызова скорой медицинской помощи –

сообщить

об

этом

своему

тренеру.

Все

ученики

всегда

должны

немедленно

сообщать

тренеру, если кому-то из товарищей на тренировке стало плохо, тем более, если больной сам

этого сделать стесняется или не в состоянии.

5.0 Никто

не

должен

приходить

в

зал

на

тренировку,

если

он

болен

простудными,

инфекционными или другими опасными для окружающих заболеваниями. При появлении у

ученика высокой температуры, обнаружении у него грибковых заболеваний ног, неизвестном

высыпании на коже или других опасных заболеваниях, занимающийся самостоятельно (если

он

в

состоянии)

должен

немедленно

покинуть

зал

и

отправиться

домой

для

принятия

экстренных мер, предупредив об этом тренера-преподавателя.

6.0 Все команды на тренировке выполняются быстро (за 5 секунд), но выполнять их

нужно осторожно и аккуратно. Занимая своё место в общем строю, не толкаться, чтобы не

сбить своих товарищей с ног.

7.0 Соблюдать определённый тренером-преподавателем интервал и дистанцию между

занимающимися, чтобы случайно не задеть соседа во время занятия, выполняя упражнения,

махи или удары руками и ногами во все стороны. Сосед также не должен никого ударить,

случайные столкновения могут привести к травме.

8.0 Если ученик чувствует, что какое-то упражнение ему не под силу, что оно физически

для него слишком тяжёлое, он может попросить тренера-преподавателя снизить для него

нагрузку (хотя в рукопашном бое это не принято, а нагрузка на занятиях для каждой

конкретной группы учеников даётся допустимая).

9.0 При отработке приёмов в парах, каждый ученик должен быть очень осторожным и

внимательным,

чтобы

случайно

не

причинить

боль

своему

партнёру.

Особенно

контролировать свои действия необходимо при изучении запрещённой техники, или опасных

для здоровья приёмов, способных привести к вывихам суставов, растяжениям сухожилий и

связок, трещинам или переломам костей, удушениям и так далее.

10.0

При

отработке

бросковой

техники

каждому

нужно

хорошо

знать

и

правильно

выполнять страховку при падениях (акробатические кувырки). Выполняя данную технику,

всегда в первую очередь необходимо думать о безопасности своего партнёра и его страховке,

обеспечивая ему максимальную безопасность при падении. Прежде, чем сделать подсечку,

подножку, подбив или бросок при их изучении и детальной отработке (равно как и в других

учебных ситуациях), необходимо сначала убедиться, что партнёр упадёт в безопасное место.

Надо быть уверенным в правильности выполнения подобных приёмов прежде, чем их

выполнять, и знать последствия неправильного их выполнения. Если ученик в чём-то не

совсем

уверен

необходимо

лишний

раз

проконсультироваться

у

своего

тренера-

преподавателя, не стесняться и попросить у него дополнительных объяснений.

11.0

При

возникновении

малейшей

боли

во

время

проведения

болевого

приёма,

необходимо дать знать об этом своему партнёру, хлопая свободной рукой (или ногой) по

нему, по себе или по полу. В этом случае партнёр обязан немедленно ослабить силу давления

на ту часть тела, в котором возникла боль.

12.0 При нанесении партнёром сильных ударов или выполнении им болевых приёмов, при

которых он не контролирует себя, необходимо его об этом предупредить. Если он это делает

сознательно – немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю. При умышленном

причинении

своему

партнёру

или

кому-то

другому

боли,

виновный

отстраняется

от

тренировки, отжимается в наказание по правилам рукопашного боя от пола на кулаках и

8

садится

на

«штрафную

скамью»,

повторно

изучая

настоящие

Правила

по

технике

безопасности на занятиях по рукопашному бою до конца занятия.

13.0 Ношение очков разрешается, однако во время боёв их необходимо снимать или

заменять контактными линзами.

14.0 Все ученики обязаны соблюдать правила личной гигиены. На тренировке находиться

в чистом и отглаженном кимоно, с чистыми ногами и шеей. После тренировки принять душ

(смыть с себя мылом пот) и сменить нижнее бельё. Кимоно аккуратно дома развесить

сушиться, стирать и гладить его сразу по мере загрязнения.

15.0 На занятиях по рукопашному бою строго запрещается:

Вести

бой

(поединок)

в

полный

контакт

без

разрешения

и

контроля

тренера-

преподавателя или в его отсутствие, особенно с девочками, или более слабыми учениками,

или младшими по возрасту, стажу занятий и квалификации, или меньшими по росту и весу,

или с целью выяснения «Кто сильней?», или с целью демонстрации своей силы.

Отрабатывать удары ногами в парах без индивидуальных защитных приспособлений –

щитков на ноги (на голень и подъём стопы) во избежание травм голени. Вести контактный

бой с партнёром руками без протекторов на руки (перчатки или накладки на кулаки) для

страховки

рёбер

и

головы

напарника.

Кроме

того,

во

время

поединков

рекомендуется

использовать защиту для головы от случайных сильных ударов («Шлем»), защиту на грудь

(«Защитный жилет») и пах («Раковина»).

Надевать и носить во время тренировки драгоценности или металлические предметы:

серёжки, цепи, перстни, кольца, браслеты, брошки, цепочки, часы, значки, булавки, заколки и

прочие

колющие

и

режущие

предметы,

способные

нанести

ранения

и

травмы

себе

и

партнёру.

Экспериментировать со своим партнёром: как долго он может пробыть без дыхания

при выполнении удушающих приёмов, выдерживать болевой приём, сможет ли он выдержать

сильный

удар

и

какой

эффект

получится

от

этих

и

подобных

действий.

Нельзя

такие

эксперименты ставить и на себе – это опасно для жизни и здоровья.

При работе с партнёром выполнять в очень быстром темпе (с большой скоростью)

любые опасные для жизни и здоровья удары, боевые связки и приёмы.

Совершать сложные акробатические элементы (например, полёт-кувырок, сальто и им

подобные) без разрешения, контроля, страховки и присутствия тренера-преподавателя.

Выполнять бросковую технику без разрешения, контроля и присутствия тренера-

преподавателя, так же, как и без знания страховки при падениях.

16.0 Каждый ученик должен строго и точно соблюдать Правила по технике

безопасности, беспрекословно и вовремя выполнять все команды тренера-преподавателя, и

не делать ничего такого, что опасно для жизни и здоровья, и могло бы привести его самого,

его партнёра или окружающих товарищей к травме.

17.0 Ученик, нарушивший Правила по технике безопасности, или намеренно

нанёсший ущерб здоровью кого-либо, несет персональную ответственность за вытекаемые из

его действий последствия.

18.0 На занятиях по рукопашному бою необходимо помнить, что жизнь и здоровье

всегда стоит на первом месте, и каждый ученик хочет, должен и обязан вернуться домой в

целости и сохранности.

ГИГИЕНА. РЕЖИМ И ПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА. ЗАКАЛИВАНИЕ

Личная

гигиена.

Гигиена

одежды,

снаряжения.

Гигиена

жилищ

и

мест

занятий.

Гигиеническое

значение

водных

процедур.

Вредное

влияние

на

организм

курения

и

употребление спиртных напитков. Режим учебы и отдыха. Питание спортсмена. Значение

витаминов и других питательных веществ для организма. Питьевой режим во время и после

тренировок и соревнований. Гигиена сна. Механизм закаливания. Методика закаливания.

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

Понятие о тактических действиях. Правила выполнения атак, защит и других действий.

Запрещенные

действия.

Оценивающие

действия.

Площадка

и

ее

разметка.

Судейство.

Термины судьи. Требования к спортивной форме (кимоно).

Практические занятия: Определение правомерности в атаке. Правильность

выполнения атакующих и защитных действий. Судейство с применением терминологии.

9

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Влияние

физических

упражнений

на

организм

занимающегося.

Краткие

сведения

о

строении

организма

человека.

Костно-связочный

аппарат,

мышцы,

их

строение

и

взаимодействие. Основные сведения о сердечнососудистой системе. Значение дыхания для

жизнедеятельности

организма.

Влияние

занятий

физическими

упражнениями

на

деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, дыхания и т.д.

3.

Инструкторская и судейская практика

Все

занимающиеся

должны

усвоить

некоторые

навыки

учебной

работы

и

навыки

судейства соревнований. Самостоятельно организовать занятия и комплексы тренировочных

заданий

для

различных

частей

урока:

разминки,

основной

и

заключительной

части.

Принимать участие в судействе соревнований в роли судьи, рефери, секретаря.

По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки;

уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении;

уметь составить конспект и провести разминку в группе;

уметь выявлять и исправить ошибку в выполнении приемов у товарища;

провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера;

уметь провести подготовку учащихся своего класса к соревнованиям;

уметь руководить командой на соревнованиях.

Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие

навыки:

уметь составить положение для проведения первенства учреждения по РБ;

уметь вести протокол поединков;

участвовать в судействе учебных поединков совместно с тренером;

судейство учебных поединков (самостоятельно);

участие в судействе официальных соревнований в роли бокового судьи на площадке и

в составе секретариата;

уметь судить поединки при проведении соревнований в качестве рефери.

Выпускник учреждения должен выполнить программу подготовки для присвоения звания

«инструктор по РБ» и «судья по РБ».

4.

Контрольно-переводные испытания

Нормативы по ОФП: текущий (входной), промежуточный и итоговый контроль в группах

СОГ выполняются согласно ступеням ВФСК ГТО.

5.

Соревновательная практика

На

данном

этапе

тренировки

значительно

увеличивается

число

не

только

соревновательных

упражнений

(игровые

комплексы),

но

и

участие

в

городских

соревнованиях.

6.

Медицинское обследование за юными спортсменами предусматривает:

медицинское обследование в начале учебного года;

медицинское обследование перед соревнованиями;

педагогические наблюдения в процессе УТЗ, санитарно-гигиенический контроль за

режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

контроль

за

выполнением

рекомендаций

врача

к

состоянию

здоровья,

режиму

тренировок и отдыха.

7.

Воспитательная работа ведется во время тренировочного процесса и направленна на

(см. приложение 2):

- гражданско-патриотическое воспитание;

- учебно-познавательную деятельность;

- физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение;

- работу с родителями.

10

1.4 Планируемые результаты

Результаты освоения содержания программы определяют те итоговые результаты, ко-

торые должны демонстрировать спортсмены по завершению обучения. Требования к ре-

зультатам изучения программы предназначены для оценки успешности овладения программ -

ным содержанием, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым спортсме-

ном, оканчивающим обучение. Результаты освоения программы оценивается по трем базо-

вым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соот-

ветственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах

спортсменов, которые приобретаются в процессе освоения программы. Эти качественные

свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям

рукопашным боем, накоплении необходимых знаний для удовлетворения индивидуальных

интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в рукопашном бою.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

- владение знаниями рукопашного боя и физической подготовленности;

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных

возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перетренированности;

- владение знаниями начальной подготовки по рукопашному бою, индивидуальными

особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодей-

ствия в процессе занятий рукопашным боем, игровой и соревновательной деятельности;

- способность активно включаться в совместные спортивные мероприятия, принимать

участие в их проведении;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных тре -

нировок и соревнований, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброже-

лательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и

отдыха;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную

одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных

формах движения и передвижений;

- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и пред -

ставлений;

- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития техниче-

ских приемов, обобщать, анализировать и применять полученные знания в соревнованиях;

11

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить

адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой

деятельности.

В области рукопашного боя:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,

бег, прыжки, кувырки и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних

условиях;

- владение навыками выполнения приемов рукопашного боя, технико-тактических

действий, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении

тестовых упражнений по рукопашному бою.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качествен-

ных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении

знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные

на базе освоения содержания программы, универсальные способности потребуются как в

рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни

спортсмена.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

- понимание рукопашного боя как явления культуры, способствующего развитию це-

лостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравствен -

ных качеств;

- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации чело-

века, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего

долгую сохранность творческой активности;

- понимание рукопашного боя как средства организации здорового образа жизни, про -

филактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление

доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нару-

шения в состоянии здоровья;

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, тер-

пимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплини -

рованности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собствен -

ной деятельности.

В области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение заданий, осознанное стремление к освоению новых зна-

ний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятель-

ности, активное использование тренировок для профилактики психического и физического

утомления.

В области эстетической культуры:

- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными

образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укреп -

ления и сохранения здоровья;

- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигатель-

ных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного меро-

приятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и

взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,

проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

12

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной

деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать

собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области рукопашного боя:

- владение широким арсеналом двигательных действий из рукопашного боя, активное

их использование в соревновательной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физи -

ческого развития и физической подготовленности, использование этих показателей в органи-

зации и проведении самостоятельных тренировок.

Предметные результаты характеризуют опыт спортсменов в двигательной деятель-

ности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы. Приобретае-

мый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях их приме -

нять при решении практических задач.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных обла -

стях культуры.

В области познавательной культуры:

- знания по истории возникновения рукопашного боя;

- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой

вредных привычек, о роли и месте рукопашного боя в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

- способность проявлять инициативу на занятиях рукопашным боем, доброжелательно

и уважительно относится к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физи -

ческой и технической подготовленности;

- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных дей -

ствий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопер -

нику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и со -

ревнований.

В области трудовой культуры:

- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и

физической подготовке в полном объеме;

- способность обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и обо -

рудования, спортивной одежды;

- способность самостоятельно подбирать физические упражнения в зависимости от

индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

- способность подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической

нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и

осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

- способность интересно и доступно излагать знания о рукопашном бое, грамотно

пользоваться понятийным аппаратом;

- способность осуществлять судейство соревнований, владеть информационными же -

стами судьи.

В области рукопашного боя:

- способность отбирать технические приемы по их функциональной направленности,

составлять из них индивидуальные комплексы для ведения поединка;

- способность регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач со -

ревнований и индивидуальных особенностей организма;

13

- способность проводить новые двигательные действия, контролировать и анализиро-

вать их эффективность.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Знания о рукопашном бое

Выпускник научится:

рассматривать рукопашный бой как явление культуры, выделять исторические этапы его

развития, характеризовать основные направления и формы его организации в современ-

ном обществе;

характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаи -

мосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовлен -

ностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

определять базовые понятия и термины рукопашного боя, применять их в процессе сов-

местных тренировок со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности вы-

полнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физиче-

ских качеств;

разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, опре-

делять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме

дня и учебной недели;

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,

правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных

условий;

руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и уши -

бах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать исторические вехи развития отечественного вида единоборств: руко-

пашного боя, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;

определять признаки положительного влияния рукопашного боя на укрепление здоро-

вья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем орга -

низма.

Способы двигательной деятельности

Выпускник научится:

использовать тренировки, спортивные игры и спортивные соревнования для организации

индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня

физических кондиций;

классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, пла -

нировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по

укреплению здоровья и развитию физических качеств;

самостоятельно проводить разминку, анализировать особенности её выполнения, выявлять

ошибки и своевременно устранять их;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать

их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе

самостоятельной физической подготовки;

взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности,

оказывать помощь в освоении новых двигательных действия, развитии физических ка-

честв, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

проводить разминку с использованием оздоровительной ходьбы и бега, обеспечивать

её оздоровительную направленность;

проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и се-

ансов оздоровительного массажа.

14

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения орга -

низма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на разви-

тие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координа-

ции);

выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо осво -

енных упражнений;

выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

выполнять самостраховку;

выполнять основные технические действия и приемы рукопашного боя;

выполнять основные технические действия и приемы спортивной игры;

выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных

физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять комплексы силовых упражнений;

преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных

способов лазания, прыжков и бега;

выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне»;

выполнять технико-тактические действия по рукопашному бою.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график (2 часа в неделю, 36 учебных недели, всего 73

часа в год)

Таблица № 6

п\п

Дата

Время про-

ведения за-

нятия

Форма занятия

Кол-

во ча-

сов

Тема занятия

Место прове-

дения

Форма контроля

1

03.09

17.30-18.15

теоретические занятие,

наблюдение

1

ТП Проведение инструктажей. Меры

безопасности на занятиях рукопашным

боем. Правила личной гигиены.

Игримская,

34

наблюдение

2

05.09

17.30-18.15

теоретические занятие,

наблюдение

1

ТП История развития рукопашного

боя. Общая характеристика

спортивной тренировки.

Игримская,

34

наблюдение

3

10.09

17.30-18.15

теоретические занятие,

наблюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

4

12.09

17.30-18.15

наблюдение

1

Медицинское обследование

Мед. уч.

наблюдение

5

17.09

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

6

19.09

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

7

24.09

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

8

26.09

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

9

03.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

10

08.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

11

10.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

12

15.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

13

17.10

17.30-18.15

Зачёт, наблюдение

1

Выполнение контрольных нормативов

Игримская,

34

Зачёт, наблюдение,

мониторинг

14

22.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

15

24.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

наблюдение

15

блюдение

34

16

29.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

17

31.10

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

18

05.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

19

07.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

20

12.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

21

14.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

22

19.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

23

21.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

24

26.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

25

28.11

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

26

03.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

27

05.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

28

10.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

29

12.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

30

17.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

31

19.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

32

24.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

33

26.12

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

34

14.01

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

35

16.01

17.30-18.15

теоретические занятие,

наблюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

36

21.01

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

37

23.01

17.30-18.15

Зачёт, наблюдение

1

Выполнение контрольных нормативов

Игримская,

34

Зачёт, наблюдение,

мониторинг

38

28.01

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

39

30.01

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

40

04.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

41

06.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

42

11.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

43

13.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

44

18.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

45

20.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

46

25.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

47

27.02

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

48

03.03

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

49

05.03

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

50

10.03

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

51

12.03

17.30-18.15

практическое занятие, со-

ревнования, наблюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

52

17.03

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

53

19.03

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение, игра

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

54

26.03

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

55

31.03

17.30-18.15

практическое занятие, на-

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

наблюдение

16

блюдение

34

56

02.04

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

57

07.04

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

58

09.04

17.30-18.15

Соревнования, наблюде-

ние

1

ТП Инструктаж по ТБ во время

соревнований

Игримская,

34

наблюдение

60

14.04

17.30-18.15

Соревнования, наблюде-

ние

1

Участие в соревнованиях.

Согласно ка-

лендарю ФРБ

ТО

Соревнования, на-

блюдение

61

16.04

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

62

21.04

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

63

23.04

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

64

28.04

17.30-18.15

Зачёт, наблюдение

1

Выполнение контрольных нормативов

Игримская,

34

Зачёт, наблюдение,

мониторинг

65

30.04

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

66

05.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

67

07.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

68

12.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

69

14.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

70

19.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

71

21.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

72

26.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

73

28.05

17.30-18.15

практическое занятие, на-

блюдение

1

ОФП СФП ТТП

Игримская,

34

наблюдение

73

ВСЕГО ЧАСОВ (учебный год)

2.2. Условия реализации программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной программы,

предполагает

наличие материально-техническое обеспечение. Для занятий по программе

имеются следующие средства и материалы (Таблицы 8).

Таблица № 8

17

п/п

Наименование

оборудования, спортивного инвентаря

Единица

измерения

Количество

изделий

комплект

штук

3

пара

2

штук

1

штук

17

Дополнительное и вспомогательное оборудование, спортивный инвентарь

штук

4

штук

10

штук

1

штук

2

штук

1

штук

1

штук

10

комплект

1

штук

4

штук

30

штук

3

штук

2

Контрольно-измерительные, судейские и информационные средства

штук

1

штук

1

2.3. Формы аттестации

В начале года проводится входное тестирование (протокол). Промежуточная аттестация

проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года (выполнение нормативов

ВФСК ГТО: протоколы, значок ГТО). Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие

по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений

(аналитическая справка, протокол).

Квалификационный экзамен проводится в конце учебного года обучения для оценки

мастерства владения приёмами рукопашного боя, согласно требованиям поясной системы

аттестации бойцов Международной федерацией рукопашного боя (МФРБ) с присвоением

уровня квалификации «Ученик» (сертификат РСОО ФРБ ТО).

Итоговый контроль проводится с целью: определения степени достижения результатов

обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения

(протокол).

Результаты соревнований (протоколы, дипломы, зачетная книжка спортсмена, фото,

видео), контрольных испытаний, журналов посещаемости, портфолио, отзывы родителей,

статья и др. являются основой для перехода на другой уровень освоения программы.

2.4.

Оценочные

материалы позволяющие

определить

планируемые

достижение

обучающихся:

- текущая оценка усвоения изучаемого материала (наблюдение);

- оценка результатов в соревнованиях (протоколы);

- выполнение контрольных упражнений по ОФП (общая физическая подготовка) и СФП

(специальная физическая подготовка), ТП (техническая подготовка) для чего организуются

специальные соревнования (тест,анализ, сводный протокол достижений);

- прохождение углубленного медицинского обследования (физдиспансер);

- аттестационная программа (является контрольно-методической разработкой

позволяющей тренеру отслеживать технический уровень своих воспитанников, формировать

подгруппы занимающихся согласно цвету пояса, в соответствии с уровнем подготовки

спортсменов строить учебный план занятий и т.д.) поясной системы аттестации бойцов

Международной федерацией рукопашного боя (МФРБ) с присвоением уровня квалификации

«Ученик» (сертификат РСОО ФРБ ТО).

18

2.5.

Методическое обеспечение образовательной программы

- особенности организации образовательного процесса – очно;

- методы обучения и воспитания; формы организации образовательного процесса, педагогические технологии; формы организации учебного

занятия; дидактические материалы; вид и форма контроля, форма предъявления результата (Таблица № 9).

Таблица № 9

п/п

Тема

программы

Формы организации образовательного

процесса, педагогические технологии

Методы обучения

и воспитания,

формы организации учебного занятия

Дидактический материал,

техническое оснащение

занятий

Вид и форма контроля,

форма предъявления

результата

1

Общие основы

РБ ПП и ТБ

Правила

и методика

судейства

в РБ

Групповая, - с организацией индивидуальных

форм работы внутри группы, подгрупповая,

фронтальная; технология-индивидуализации

обучения,

группового обучения,

дифференцированного обучения,

игровой

деятельности,

здоровьесберегающая технология.

Словесный, рассказ, беседа,

наглядный

практический,

игровой;

убеждение,

мотивация,

упражнение,

поощрение;

практическое занятие, мастер-класс,

наблюдение,

открытое занятие

,

игра,

соревнования, экзамен.

Специальная литература,

справочные материалы,

картинки, плакаты,

фото-

видео материалы,

упражнения.

Вводный;

положение о

соревнованиях по

рукопашному бою.

2

Общефизическ

ая подготовка

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная;

технология-

индивидуализации обучения, группового

обучения, дифференцированного обучения,

игровой деятельности, здоровьесберегающая

технология.

Словесный, рассказ, беседа, наглядный

практический, игровой; убеждение,

мотивация, упражнение, поощрение;

практическое занятие, мастер-класс,

наблюдение, открытое занятие, игра,

соревнования, экзамен.

Таблицы, схемы, карточки,

фото-видео материалы,

упражнения, малый

спортинвентарь (резина,

гантели, медицинбол, тен.

мячи и т.д.), силовые

тренажеры.

Тестирование,

Зачеты; протоколы,

дипломы, сертификаты.

3

Специальная

физическая

подготовка

Групповая, - с организацией индивидуальных

форм работы внутри группы, подгрупповая,

фронтальная, коллективно-групповая, в парах;

технология-индивидуализации обучения,

группового обучения, дифференцированного

обучения, игровой деятельности,

здоровьесберегающая технология.

Словесный, рассказ, беседа, наглядный

практический, игровой; убеждение,

мотивация, упражнение, поощрение;

практическое занятие, мастер-класс,

наблюдение, открытое занятие, игра,

соревнования, экзамен.

Литература, схемы,

фото-

видео материалы,

упражнения,

справочные материалы,

плакаты, мелкий и средний

спортинвентарь (малые

гантели, лапы, бокс. мешки и

груши, манекен).

Зачет, тестирование,

учебные бои,

промежуточный тест;

протоколы, дипломы,

сертификаты.

4

Технико-

тактическая

подготовка

Групповая, - с организацией индивидуальных

форм работы внутри группы, подгрупповая,

коллективно-групповая, в парах;

технология-

индивидуализации обучения, группового

обучения, дифференцированного обучения,

игровой деятельности, здоровьесберегающая

технология.

Словесный, рассказ, беседа, наглядный

практический, игровой; убеждение,

мотивация, упражнение, поощрение;

практическое занятие, мастер-класс,

наблюдение, открытое занятие, игра,

соревнования, экзамен.

Плакаты,

фото-видео

материалы, мелкий

инвентарь обучающего.

Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование,

учебные бои,

промежуточный тест;

протоколы, дипломы,

сертификаты.

5

Соревнователь

ная подготовка

Групповая, подгрупповая, коллективно-

групповая;

технология-индивидуализации

обучения, группового обучения,

дифференцированного обучения, игровой

деятельности, здоровьесберегающая технология.

Словесный, рассказ, беседа, наглядный

практический, игровой; убеждение,

мотивация, упражнение, поощрение;

практическое занятие, мастер-класс,

наблюдение, открытое занятие, игра,

соревнования, экзамен.

Плакаты, фото-видео

материалы, упражнения,

соревновательный инвентарь

(капа, перчатки, футы, бандаж).

Тренировочные бои,

промежуточный отбор;

соревнования,

протоколы, дипломы,

сертификаты.

19

- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов

Учебно-тренировочные занятия, проводимые 3 раза в неделю и состоящие из трех этапов:

А) подготовительная часть – проводимая со всей группой с задачей всесторонней подготовки

организма

к

предстоящим

нагрузкам

в

основной

части

занятия,

для

этого

применяются

общеразвивающие и специальные упражнения (10 мин.);

Б) основная часть – включает в себя тренировку ранее изученных элементов и изучение новых,

комплексную тренировку, состоящую из различных приемов и действий или учебные поединки

(30 мин.);

В) заключительная часть – включает упражнения для приведения организма в спокойное

состояние (дыхательные, расслабляющие упражнения) и подведение итогов занятия (5 мин.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Акопян А.О., Долганов Д.И. и др. «Примерная программа по рукопашному бою: Советский

спорт, 2004.-116с.

2.

Астахов

С.А.,

Технология

планирования

тренировочных

этапов

скоростно-силовой

направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев (на

примере рукопашного боя): Автореф.: дис. …кпн. – М., 2003. – 25с

3. Бурцев Г.А., Рукопашный бой. – М., 1994. – 206с

4. Егорова А.В., Круглов Д.Г., Левочкина О.Е. и др. «Нормативно-правовое и программное

обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации», метод. рекомендации,

М.: Советский спорт, 2007 – 136 с.

5. Курамшин Ю.Ф. «Теория и методика физической культуры: Учебник. М.: Советский спорт,

2004.- 464с.

6. Микрюков В.Ю. Каратэ: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений,- М.:

Издательский центр «Академия», 2003.- 240 с.

7. Якимов А.М. «Основы тренерского мастерства», учеб. пособие для студ.высших учебных

заведений физической культуры, М.: Терра-Спорт, 2003 -176с.

Дополнительная литература:

1.

Войцеховский С.М. книга тренера. - М.: ФиС, 1971. 312с

2.

Иванов С.А., Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. Дис. К.П.Н. – М.,

1995 – 23с

3.

Найденов

М.И.,

Рукопашный

бой.

Организация

и

методика

подготовки

//

Учебное

пособие для ПВ ФСБ России. – Г.., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003. -120с

4.

Общероссийская федерация рукопашного боя. Рукопашный бой. Правила соревнований.

– М.: Советский спорт, 2003.

5.

Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.- М.: ООО «Издательство

Астрель», 2003

6.

Остьянов В.Н., Гайдамак И.И., Бокс (обучение и тренировка). – Киев: Олимпийская

литература, 2001.

7.

Семенов Л.П. Советы тренерам. М.: ФиС, 1980

8.

Супрунов

Е.П.,

Специальная

физическая

подготовка

в

системе

тренировки

квалифицированных рукопашных бойцов Автореф. Дис. К.П.Н. – М., 1997. – 27с

9.

Суханов В. Спортивное каратэ, книга-тренер, РИФ «Глория» М.; 1995

10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.:

ФиС, 1991

11. Хрестоматия «Спортивная психология». Санкт-Петербург, 2002

12. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте. – М.: ФиС, 1989

20

Приложение 1

Базовые варианты для разработки игр-заданий

Комплекс игр-заданий по освоению противоборства в различных стойках.

Главная

идея,

на

которой

построен

комплекс,

-

защита

места

на

своем

туловище

от

прикосновения (касания, захвата) противника.

Обозначая

места

касания

в

различных

точках,

зонах,

частях

тела,

тренер

моделирует

вероятную

реакцию

защиты

принятием

играющим

соответствующей

позы

и

действиями

с

помощью захватов, упоров, уклонов, перемещений и т.д. Таким образом, задание одному из

партнеров коснуться обусловленной точки тела должно привести к следующему: защищаясь,

другой спортсмен встречает атакующего либо упорами, либо «вязкой» его рук, чтобы не дать ему

возможности коснуться. Все эти действия сопровождаются необходимостью соответствующе

держать

туловище

(прямо,

либо

согнуто,

либо

разворотом

в

нужную

сторону).

Эти

обстоятельства положены в основу разработки игр-заданий в касания.

Например, для того чтобы учащийся действовал в положении прямой фронтальной стойки,

необходимо в игре заставить его защищать от касания свой затылок или зону лопаток. Эффект

необходимых действий в низкой стойке наиболее вероятен при задании защищать от попытки

соперника коснуться живота. В обоих случаях принятие левосторонней стойки можно получить

при

задании

одному

из

играющих

(или

обоим)

коснуться

правого

бока

(лопатки,

плеча)

противника. «Срабатывает» элементарный принцип построения защиты – удалить от противника

опасный

участок,

а

уж

затем

защищаться

руками,

маневрировать.

Все

это

довольно

предопределяет стойки играющих, их манеру действий. Чтобы получить эффект повышения

силового противодействия соперников, увеличить мощность и быстроту движений, необходимо

уменьшить площадь свободного перемещения. Указать, можно или нельзя блокировать действия

захватами за руки и т.п.

Данные примеры могут быть выполнены только при строгом выполнении условий или пра-

вил игры. Они определяют факт победы одного из соревнующихся, а следовательно, их поведе-

ние сводится к следующему:

касаться только строго определенных точек, зон или частей тела соперника;

выполнять касания одной или двумя руками (какой именно, одновременно или последова-

тельно, с какой стороны и т.п.);

перемещаться в пределах заданной (ограниченной) площади;

обоим партнерам выполнять одинаковые задания;

отступать можно (нельзя);

руки захватывать можно или нельзя и т.д.

Организационно-методический момент – наряду с визуальными ориентирами мест касания

(плечо, затылок, живот и т.д.) хорошо зарекомендовали себя предметные ориентиры, например

платок, размещенный за поясом или на частях тела спортсмена при помощи резинки. Суть та же,

но способ «завоевания» платка несколько меняется. Силовые решения начинают преобладать.

Опорные варианты игр могут быть использованы на протяжении всего урока или отдельных

его частей. Их проведение возможно в залах без покрытий, на открытых площадках и т.п. при

условиях запрета действий, приводящих к падениям.

При разработке игр-заданий следует иметь в виду целевые установки, которые тренер

ставит перед занимающимися.

Игры

первого

порядка

предполагают

одинаковые

задания

обоим

учащимся

(коснуться

затылка противника).

Разные задания относятся к играм-заданиям второго порядка (например, один защищается

от касаний живота, другой - от касаний затылка).

В таблице № 17 - игры-задания расположены в порядке их сложности.

21

ВАРИАНТЫ ИГР В КОСАНИЯ («пятнашки»)

(Грузных Г.М., 1993)

Таблица № 17

Места касания

Способ касания руками

Любой

Правой

Левой

Обеими

Затылок

1

2

3

37

Средняя часть живота

4

5

6

38

Левая подмышечная впадина

7

8

9

39

Левое плечо

10

11

12

40

Поясница

13

14

15

41

Правая лопатка

16

17

18

42

Левая сторона живота

19

20

21

43

Спина

22

23

24

44

правая сторона живота

25

26

27

45

Левая лопатка

28

29

30

46

Правое плечо

31

32

33

47

Правая подмышечная впадина

34

35

36

48

Игры-задания по освоению захватов различной плотности и активности

Преодоление помех на пути решения игровых задач, начиная с игр в касания, вводит

занимающихся в условия самообучения захватам, способам их преодоления. Для подросткового

возраста это можно рассматривать на уровне личных открытий, находок. В одних случаях они

«открывают» и проверяют в действии способы блокировки, в других - ищут и находят пути атаки.

В играх-состязаниях подростки имеют возможность оценить действенность захвата (за кисть,

голень, плечо, одежду и т.п.), обхвата (туловища с руками и без рук с разных сторон), упора,

зацепа, подсада, подножки, подсечки и т.д. и т.п. При помощи состязательных игр «кто кого» они

смогут узнать крепость соединения рук: в крючок, своей руки и запястья, ладонь в ладонь, своего

запястья и руки.

Освоение

контактов

силового

взаимодействия

противоборствующих

осуществляется

в

играх-заданиях в двух направлениях:

блокирующие действия, сдерживания;

активные действия, теснения.

При подборе и проведении игр необходимо помнить, что оба партнера должны иметь четкие

целевые

установки

действий

в

мини-поединке:

один

удержать

обусловленный

захват

пределах

установленного

времени

или

условия),

другой

преодолеть

блок,

выполнить

завершающие действия (осуществить заданный захват или зайти за спину, сбить противника в

партер, коснуться части туловища, вытеснить за пределы ковра, сбить противника на колени и

т.д.).

Освоение

блокирующих

действий

(последовательное

изучение

возможности

их

преодоления) может идти по трем направлениям: упор-упор, захват-упор, захват-захват. Данное

словосочетание означает способ выполнения блокирующих действий одной и другой рукой:

упор-упор означает блоки только упорами обеими руками;

захват-упор говорит о том, что одной рукой выполняется захват (хват, обхват и т.д.);

захват-захват представляет жесткие захваты обеими руками.

Приводим три основных вариантов игр-заданий.

Игры по освоению блокирующих действий УПОР-УПОР

упор левой рукой в правое предплечье соперника – упор правой рукой в (варианты: левое

предплечье, левое плечо, слева в ключицу, лоб, грудь, живот);

упор левой рукой в правое плечо – упор правой рукой в (варианты: см. предыдущее зада -

ние);

упор левой рукой справа в ключицу - упор правой рукой (см. 1 задание);

упор левой рукой в шею – упор правой рукой (см. 1 задание);

упор левой рукой в грудь – упор правой рукой (варианты: см. 1 задание);

22

упор левой рукой в живот – упор правой рукой (варианты: см. 1 задание);

упор левой рукой в голову, лоб – упор правой рукой…(варианты см. 1 задание).

Задания

можно

усложнять

изменением

характера

выполнения

упоров

(прямыми

или

полусогнутыми руками и т.п.). Добавление упоров плечом, тазом, головой повышает надежность

действий.

Игры по освоению блокирующих действий ЗАХВАТ-УПОР

захват левой рукой правой кисти противника – упоры правой рукой в грудь, живот, плечо,

предплечье, голову, шею, любую из названных точек (разрешается менять точки упоров).

захват правой рукой правой кисти соперника – упора левой рукой в грудь (см. предыдущее

задание).

захват левой (правой) рукой локтя противника – упор левой (правой) рукой (см. 1 задание).

Выполнение заданий предусматривает варианты: не прижимая и прижимая захват к телу.

Задания можно усложнить изменением характера выполнения упоров (прямая или полусогнутая

рука).

Игры по освоению блокирующих действий ЗАХВАТ – ЗАХВАТ

Данная

группа

заданий

описывает

действия

(захваты)

каждой

рукой,

выполняемые

на

соответствующей стороне различных частей тела партнера.

Усложнения заданий идет путем изменения характера выполнения захватов- прижимая или

не прижимая их к телу исполнителя, изменением точек касаний (партнеру, выполняющему

задание, - преодолеть эти блокирующие действия и коснуться обусловленной части тела).

В процессе игр, имитирующих блокирующие действия и способы их преодоления, могут

включаться в захваты-блоки:

захват разноименных предплечий кистями;

захват одноименных предплечий кистями;

захват правой (левой) руки соперника двумя снаружи (с упором разноименным плечом и

захватом кисти, одноименного предплечья); захват рук спереди - сверху (снизу) с «отклю -

чением» их;

захват левой (правой) руки с головой сверху, руки соединены.

С одной стороны длительное удерживание блокирующих захватов без перехода к активным

действиям

в

реальном

поединке

оценивается

как

пассивность.

С

другой

необходимо

приобретать опыт «блокировки» всех действий соперника. Для устранения данного противоречия

рекомендуется

акцентировать

внимание

занимающихся

на

быстром

освобождении

от

блокирующего захвата преодоление его с последующим решение заданной ситуации, всячески

поощряя

это

умение.

Поскольку

по

условию

игры

партнеры

меняться

ролями

(задание

«освободиться

от

захвата»

сменяется

его

удержанием),

оба

необходимых

навыка

совершенствуются.

Игры-задания по освоению умения теснений по площади поединка

Теснения противника активными действиями из зоны поединка (в пределах правил) есть

комплекс действий, вынуждающий противника к отступлению. Значение данного упражнения для

формирования качеств, необходимых рукопашнику, огромна. Элементы теснения встречаются в

схватках везде, где есть контакт единоборцев с целью преодолеть сопротивление друг друга. Они

наблюдаются в играх в касания, при выполнении упоров, поиске позиций для активных действий,

выведения из равновесия.

Теснения соперника учит подростков понимать психологическое состояние конкурентов:

«гасить»

их

усилия;

уходить

из

захватов,

не

отступая;

перемещаться

и

действовать

в

ограниченном пространстве. Только в теснении можно получить максимум взаимных усилий,

которые являются первопричиной всех внешних проявлений, действий, в том числе приемов. В

этой связи можно утверждать, что владение навыками теснения является базы освоения и

совершенствования практически всех элементов техники рукопашного боя.

Перед выполнением заданий с элементами теснения в игровой форме тренеру необходимо

определить признаки преимущества и условия игры.

23

Приводим несколько правил, по которым проводятся данные упражнения:

победа присуждается за теснения противника по площади поединка в обусловленном за -

хвате (за пределы ограничительной черты);

соревнования проводятся на площадках (коврах), очерченных кругом 3-6 м, в коридорах и

т.п.;

количество игровых попыток (поединков) варьирует в пределах 3-7;

в соревнованиях участвуют все ученики, распределенные по весовым категориям.

При отсутствии мягкого покрытия (на спортивных площадках, в парках и т.п.) требовать

строгого соблюдения правил: действовать аккуратно, без падений, бросков. Внимательно слушать

сигналы судий, неукоснительно выполнять команды о прекращении борьбы.

Захваты, рекомендуемые как исходные для теснений в заданиях типа «кто кого»:

одной, двумя руками из вне;

«крест»;

«петля».

Игры-задания с необычным началом поединка (дебюты)

В процессе поединка единоборец часто попадает в ситуации, когда следует начинать и

продолжать борьбу в невыгодных для него положениях. Если подобные условия вводятся в

освоенный игровой материал, многократно повторяются на уроках, то любые неожиданности в

случае возникновения их в реальном поединке не вызывают растерянности. Поэтому все задания

подбираются

с

учетом

случаев,

встречающихся

в

практике

личного

опыта

тренеров.

Их

назначении

совершенствование

качеств

спортивного

мышления,

отработка

деталей

технический действий, отдельных эпизодов поединка, в усложненных условиях закрепления

пройденного материала.

Игры-задания с необычным началом поединка являются как бы завершающими в комплексе

специализированных игровых средств. Усложнение исходных положений осуществляется путем

подбора разных или одинаковых заданий каждому партнеру.

Предлагается несколько исходных положений начала игр:

спина к спине, оба соперника на коленях;

один на коленях, другой – стоя спиной к сопернику в один-два м;

оба в упоре лежа лицом друг к другу;

оба лежа на спине, головами друг к другу и т.п.

Выбор исходных положений зависит от творчества и фантазии тренера. Побеждает тот, кто:

заставил соперника выйти за пределы ограничительной черты; коснулся заранее указанной части

тела; вошел в обусловленный захват и вытеснил из круга; оказался сзади за спиной или на

колени; провел удержание или болевой прием и т.п.

Игры в дебюты позволяют оценивать, как усвоен предыдущий материал, каким способам

действий отдают предпочтение ученики. Это легко выявить если ограничить время на решение

каждого из дебютов, запретить блокирование. Время, отводимое для решения поставленной

задачи, не должно превышать 10-15 сек.

Для удобства весь специализированной игровой комплекс можно представить в виде таблиц

и разместить в спортивном зале как ориентир для учащихся и преподавателя.

Игровой материал с элементами противоборства является доминирующим на первых годах

обучения. Образно выражаясь, этот временной интервал можно назвать «большой разминкой»,

постоянно готовящей организм детей и подростков к предстоящей специфической нагрузке –

напряженной тренировочной работе и соревновательным поединкам. Поэтому организация и

содержание отдельных занятий строится главной цели – содействовать естественному развитию

детского

организма.

Для

этого

необходимо

постепенно

подводить

их

к

условиям

больших

мышечных

напряжений,

необычным

положениям

тела,

что

требует

длительной

подготовки

опорно-двигательного

аппарата

и

других

систем

организма.

Содержание

занятий

предусматривает

подбор

разнообразных

средств

подготовки

юных

рукопашников.

Их

направленность

позволяет

проводить

занятия

с

преимущественным

использованием

общеподготовительных средств (с элементами спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики т.п.).

Это разнообразит обстановку с решением задач базовой физической подготовки.

24

Ряд занятий может содержать в основном специализированные игровые комплексы вместе с

другими упражнениями, имитирующими специальные двигательные действия рукапашников.

Последние

могут

быть

представлены

относительно

постоянной

группой

специальных

упражнений, которые войдут как в разминку, так и в другие части урока, повторяясь в сериях

занятий.

Специализированные

игровые

комплексы

могут

применяться

и

в

группах

начальной

подготовки,

и

в

учебно-тренировочных

группах,

постоянно

усложняясь

и

максимально

специализируясь по конечной цели.

25



В раздел образования