Автор: Сафонова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого НОД в старшей группе по экспериментированию на тему: «Чудеса в микроскопе!» (с использованием мультимедиа)
Раздел: дошкольное образование
Конспект
открытого
НОД
в
старшей
группе
по
экспериментированию
на
тему
:
«
Чудеса
в
микроскопе
!»
(
с
использованием
мультимедиа
)
Подготовила
воспитатель:
Сафонова Л.Н.
Цель:
• Дать элементарные навыки работы с микроскопом.
Задачи:
• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством
проведения опытов – микроскопом;
• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;
• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных
для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;
• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить
начатое до логического конца;
• Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном
материале (фрукты, овощи, вода, волос);
• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.
• Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими
словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив,
окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный
механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.
Задачи:
1. Узнать историю создания микроскопа.
2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.
3. Провести опыты с элементами исследования.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением
микроскопа и его деталей, изображение ученых разных профессий,
использующих микроскопы в работе.
Материал: микроскоп, материал для проведения опытов, салфетки,
стаканчики, предметные стекла, ножницы, пинцет.
Ход:
I часть. Рассматривание иллюстраций.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки-
Весь в работе, весь в науке.
В: Ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого)
В: Сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть у нас в группе
лабораторию. Вы согласны? (да)
В - Ребята, посмотрите на экран, и ответьте на вопрос - как называется этот
предмет? Кто знает?
Д - Этот предмет называется микроскоп!
В - Верно! На экране показан микроскоп! А как вы думаете, для чего он
нужен?
Д - Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие
предметы!
В - Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней,
это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как
велосипед…из каких частей он состоит (руль, колеса, седло, рама, цепь,
педали, спицы?
Д - Велосипед состоит из таких частей, как: руль, колеса…
В - А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?
Д - Нет, мы не знаем, из каких частей он состоит.
В - Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на
иллюстрации…
1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана
одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют –
увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с
помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые
маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от
линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши
глазки.
- На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу
несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и
увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.
- Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным
увеличением?
- Потому что линзы бывают разной силы, или мощности. Слабые линзы
увеличивают предмет совсем немного, а сильные - очень хорошо, так хорошо,
что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим
глазкам совсем не видны.
2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе
всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить
объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и
работают вместе.
- Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в
круг и посмотреть сквозь него).
3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож?
Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет
объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под
определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под
микроскопом!
- ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы
с вами тоже можем его показать! (сделать из обоих ладоней трубки, и
соединить их под углом –получился окуляр и тубус)
4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы
хотим рассмотреть.
- Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой
ладошки.
5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для
освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не
похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало
собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на
рассматриваемый нами предмет, освещая его.
6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть
микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам)
Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе!
ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто –
фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь
в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь
фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна!
Давайте се вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные
движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие
фокусники!
7) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют
все остальные части микроскопа.
- Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)
У микроскопа есть маленькие помощники:
пинцет - с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных
предметов, чтобы их не сломать и не испортить;
предметное стекло - нужно для того, чтобы класть на него различные
предметы, которые хочется рассмотреть;
покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на
предметном стекле.
Профессии, в которых используется микроскоп.
Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не
видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать
новые материалы, называемые пластмассами.
Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять
функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи
изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят
хирургические операции, которые требуют особой точности.
Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать
новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется
и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.
Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они
используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте
преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.
II часть.
Опыт 1: Рассматривание готовых образцов.
Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет
приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы.
Опыт 2: «Прозрачность»
- разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора (сахара);
- нанесение его на приборные стекла,
- дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом;
Цель: Обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды.
Опыт 3: «Воздух волшебник»
- рассмотреть срез картошки и банана;
- отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся
темными.
Цель: Показать влияние внешней среды на продукт.
Опыт 4: «Из чего что состоит?»
-рассматривание структуры среза листа;
- рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);
- рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем
отличаются).
Цель: Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение
на примере фруктов, овощей, воды.
Опыт 5: «Структура волоса»
- рассматривание структуры волоса;
Цель: продолжать знакомство с клеточным строением на примере волоса.
Итог:
Воспитатель: Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу. В
следующий раз мы с вами продолжим работу с микроскопом . Что вам
понравилось на занятии? Что особенно запомнилось?