Напоминание

Конспект открытого НОД в старшей группе по экспериментированию на тему: «Чудеса в микроскопе!» (с использованием мультимедиа)


Автор: Сафонова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого НОД в старшей группе по экспериментированию на тему: «Чудеса в микроскопе!» (с использованием мультимедиа)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

открытого

НОД

в

старшей

группе

по

экспериментированию

на

тему

:

«

Чудеса

в

микроскопе

(

с

использованием

мультимедиа

)

Подготовила

воспитатель:

Сафонова Л.Н.

Цель:

• Дать элементарные навыки работы с микроскопом.

Задачи:

• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством

проведения опытов – микроскопом;

• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;

• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных

для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;

• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить

начатое до логического конца;

• Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном

материале (фрукты, овощи, вода, волос);

• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

• Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими

словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив,

окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный

механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.

Задачи:

1. Узнать историю создания микроскопа.

2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением

микроскопа и его деталей, изображение ученых разных профессий,

использующих микроскопы в работе.

Материал: микроскоп, материал для проведения опытов, салфетки,

стаканчики, предметные стекла, ножницы, пинцет.

Ход:

I часть. Рассматривание иллюстраций.

В микроскоп ученый смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки-

Весь в работе, весь в науке.

В: Ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого)

В: Сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть у нас в группе

лабораторию. Вы согласны? (да)

В - Ребята, посмотрите на экран, и ответьте на вопрос - как называется этот

предмет? Кто знает?

Д - Этот предмет называется микроскоп!

В - Верно! На экране показан микроскоп! А как вы думаете, для чего он

нужен?

Д - Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие

предметы!

В - Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней,

это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как

велосипед…из каких частей он состоит (руль, колеса, седло, рама, цепь,

педали, спицы?

Д - Велосипед состоит из таких частей, как: руль, колеса…

В - А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?

Д - Нет, мы не знаем, из каких частей он состоит.

В - Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на

иллюстрации…

1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана

одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют –

увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с

помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые

маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от

линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши

глазки.

- На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу

несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и

увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.

- Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным

увеличением?

- Потому что линзы бывают разной силы, или мощности. Слабые линзы

увеличивают предмет совсем немного, а сильные - очень хорошо, так хорошо,

что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим

глазкам совсем не видны.

2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе

всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить

объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и

работают вместе.

- Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в

круг и посмотреть сквозь него).

3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож?

Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет

объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под

определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под

микроскопом!

- ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы

с вами тоже можем его показать! (сделать из обоих ладоней трубки, и

соединить их под углом –получился окуляр и тубус)

4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы

хотим рассмотреть.

- Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой

ладошки.

5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для

освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не

похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало

собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на

рассматриваемый нами предмет, освещая его.

6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть

микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам)

Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе!

ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто –

фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь

в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь

фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна!

Давайте се вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные

движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие

фокусники!

7) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют

все остальные части микроскопа.

- Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)

У микроскопа есть маленькие помощники:

пинцет - с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных

предметов, чтобы их не сломать и не испортить;

предметное стекло - нужно для того, чтобы класть на него различные

предметы, которые хочется рассмотреть;

покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на

предметном стекле.

Профессии, в которых используется микроскоп.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не

видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать

новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять

функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи

изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят

хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать

новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется

и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они

используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте

преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

II часть.

Опыт 1: Рассматривание готовых образцов.

Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет

приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы.

Опыт 2: «Прозрачность»

- разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора (сахара);

- нанесение его на приборные стекла,

- дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом;

Цель: Обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды.

Опыт 3: «Воздух волшебник»

- рассмотреть срез картошки и банана;

- отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся

темными.

Цель: Показать влияние внешней среды на продукт.

Опыт 4: «Из чего что состоит?»

-рассматривание структуры среза листа;

- рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);

- рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем

отличаются).

Цель: Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение

на примере фруктов, овощей, воды.

Опыт 5: «Структура волоса»

- рассматривание структуры волоса;

Цель: продолжать знакомство с клеточным строением на примере волоса.

Итог:

Воспитатель: Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу. В

следующий раз мы с вами продолжим работу с микроскопом . Что вам

понравилось на занятии? Что особенно запомнилось?



В раздел образования