В чем смысл жизни главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Автор: Климова Ольга Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Камышловская СОШ" Населённый пункт: Омская область, Любинский район, п.Камышловский Наименование материала: технологическая карта урока литературы Тема: В чем смысл жизни главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" Раздел: среднее образование
ФИО учителя: Климова О.В.
Учебный предмет: литература
Класс : 8
Учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях
Тема урока: В чем смысл жизни главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
По достижению личностных результатов:
понимать поступки и эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
развивать навыки сотрудничества в парах, группах.
По достижению метапредметных результатов: развивать умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы, работать
индивидуально и в группе, выбирать эффективные способы решения учебных задач, создавать для этого таблицы и делать схемы.
По достижению предметных результатов:
развивать умения смыслового анализа художественного текста, сопоставлять героев и
события.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
I. Орг.
момент
Приветствие. Создает эмоциональный
настрой на урок.
-Для успешной и результативной
работы на уроке нам сегодня
потребуются текст поэмы «Мцыри»,
тетради по литературе, в которых у
вас есть опорные таблицы и схемы
прошлых уроков, памятки по работе в
группе и в паре.
Проверяют оформление
рабочего места.
Самоконтроль
2.
Мотивация к
учебной
деятельност
и
Слово учителя:
- Ребята, у вас на столах небольшие
отрывки из стихов русских поэтов.
( Карточка №1)
Прочитайте их. Какая тема
объединяет данные стихотворения?
В чем сходство и различие в
раскрытии этой темы у поэтов?
Какая точка зрения ближе вам?
Аргументируйте свой ответ.
Ученики читают отрывки из
стихотворений русских
поэтов. Обсуждают в парах
свои предположения. Делают
выводы, что поэты
рассуждают о смысле жизни.
Примерами из текста
доказывают, что смысл
жизни каждый из поэтов
видит по-своему.
Формулирован
ие
собственного
мнения
Строить речевые
монологическое и
диалогическое
высказывания в
соответствии с
поставленными
задачами.
Формулировать,
высказывать и
обосновывать свою
Определять тему
текста
Обсудите свои выводы с товарищем
по парте.
-В своей исповеди перед смертью
герой поэмы М.Ю.Лермонтова
« Мцыри» скажет монаху: «Ты
хочешь знать, что делал я на воле?
Жил».
А что значит для Мцыри жить?
В чем смысл жизни для Мцыри?- это
тема нашего урока.
- Как вы думаете, важно ли нам
ответить на этот вопрос? Почему?
- Сформулируйте цель нашего урока.
-Что мы должны сделать, чтобы
достичь цели?
В случае необходимости корректирует
предложенный учениками план
работы с помощью наводящих
вопросов.
Высказывают свое мнение.
Ученики записывают в
тетрадь тему урока.
Отвечают на вопросы.
Формулируют цель урока:
( Найти ответ на проблемный
вопрос, заявленный в теме
урока.)
Составляют план работы на
уроке с учетом всех
предложений.
точку зрения.
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели
3. Работа с
текстом
- Ребята, обратите внимание на
начало поэмы ( гл.2). Какую
особенность вы заметили?
Кому непонятен и чужд Мцыри?
Докажите это, работая с текстом. Для
работы я предлагаю вам разделиться
на 4 группы. Вспомните правила
работы в группе.
Отвечают на вопросы.
(Написано от автора,
который рассказывает о
жизни мальчика, какой она
представлялась монахам.
Монахи не понимали
переживания и стремления
Мцыри).
Интерес к
изучению
художественно
го
произведения
Уважительное
отношение к
мнению других
людей
Уметь извлекать
нужную
информацию.из
текста.
Умение планировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
задачей.
Развивать умения
смыслового
анализа
художественного
текста,
сопоставлять
героев и события.
Ознакомьтесь с листом продвижения
по заданию.
( Карточка № 2)
Задание: Подберите цитатный
материал для сопоставления
взглядов на смысл жизни Мцыри и
монахов. Сделайте вывод на основе
подобранного материала.
Продумайте форму представления
материала ( в виде текста, таблицы,
схемы и т.д.) .
Оцените выступления групп по
критериям ( Карточка № 3).
Работают в группах:
распределяют роли,
работают с текстом, выбирая
материал,
представляют результаты
работы групп. Оценивают
выступления групп по
критериям ( Карточка № 3).
Выводы: Смысл жизни для
Мцыри- иметь родину,
семью, жить на воле,
любить , ощущать себя
частью природы, давать
выход своей энергии , быть
похороненным на родине.
Смысл жизни для монахов-
отказаться от всего земного,
укрыться за стенами
монастыря от земных
соблазнов, посвятить свою
жизнь молитвам, принять
судьбу монаха и посланные
Богом страданья и покой.
Оценивают выступления
групп.
4. Итог
урока.
Рефлексия
Итак, выполнив задание по анализу
текста, мы ответили на поставленный
в
начале
урока
вопрос.
Подводя
итоги,
закончите
предложенные
утверждения:
Для Мцыри жить – это значит:
Заканчивают предложения,
записывают в тетради.
Понимать
поступки и
1. Видеть не сумрачные стены
монастыря, а…
2. Не томиться в душных кельях, а …
3. Не склоняться перед алтарем, а …
4.
Не
покой
и
послушание
ради
загробной жизни, а…
- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы,
«прекрасна ли земля»? Зачем живет
человек не земле?
- Помогла ли вам работа на уроке
лучше
понять
поведение,
эмоции
героя?
- Какие чувства вызвал у вас финал
поэмы?
.
-
Что
вы
сегодня
делали,
чтобы
ответить
на
проблемный
вопрос,
заявленный в теме урока?
Отвечают на вопросы
Мцыри увидел природу в ее
многообразии, испытал
радость общения с ней. Да,
мир, прекрасен! — таков
смысл рассказа Мцыри об
увиденном. Его монолог —
гимн этому миру. И то, что
мир прекрасен, полон красок
и звуков, полон радости,
дает Мцыри ответ на
второй вопрос: зачем создан
человек, зачем он живёт:
человек рожден для воли, а
не для тюрьмы.
эмоции других
людей,
сочувствовать
и сопереживать
Умение соотносить
свои действия с
поставленной
целью, владение
- Что было легко?
- Что вызвало затруднения? Почему?
- Какие формы работы
( индивидуальная, в парах, групповая)
вам более комфортна на уроке?
Перечисляют виды
деятельности на уроке,
которые помогли реализации
цели.
основами
самооценки,
взаимооценки
5. Домашнее
задание.
По-разному оценивают образ Мцыри
литературные исследователи:
1.
1.Мцыри – это герой с
демоническими
чертами.
( Н. Котляровский)
2.Мцыри – христианин, который
исповедуется перед смертью. (А. В.
Моторин)
2.
3. 3.Мцыри –это «естественный
человек» с цельной и страстной
натурой.
(Ю. Манн)
Какое мнение вам ближе?
Напишите небольшое сочинение-
рассуждение.
Записывают домашнее
задание. Задают вопросы.
Карточка № 1
1 . Михаил Лермонтов
Я жить хочу! хочу печали...
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
2.Э. Асадов
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
— В чем смысл твоей жизни? — Меня спросили. —
Где видишь ты счастье свое, скажи?
— В сраженьях, — ответил я, — против гнили
И в схватках, — добавил я, — против лжи!
3
. Анна Ахматова
Я научилась просто, мудро жить...
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
3.
4.Р.И.Рождественский
Человеку мало надо
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила..
Карточка № 2
Лист продвижения по заданию
Организуйте работу группы
Организуйте выполнение задания
1. Познакомьтесь с содержанием задания ( Читатель)
2. Распределите обязанности по выполнению задания
( Координатор)
3. Подготовьте и представьте выступление ( Оратор)
4. Примите участие в обсуждении и оцените выступления других
групп
( Наблюдатель)
1. Прочитайте вслух задание.
2. Наметьте план работы с текстом.
3. Определите форму представления материала.
4. Распределите главы для анализа и приступайте к выполнению
задания.
Карточка № 3
Критерии оценивания работы группы
Критерии оценки взаимодействия в группе
Критерии оценки выполнения задания
Организация( разделение функций) и управление деятельностью
2- все роли распределены
1-не удалось задействовать всех членов группы
0-разделение функций отсутствует
1-задание выполнено в соответствии с требованиями
1-наличие убедительных аргументов и подбора языкового
материала
1-вывод соответствует представленным аргументам
1-результаты представлены в понятной, удобной для восприятия
форме.
Выполнение функций, порученной роли
2- справились с помощью других членов команды
1-справились самостоятельно
0-не справились
Характер межличностных отношений
2- позитивное взаимодействие в процессе выполнения задания
1-были сложности при взаимодействии
0-возникла конфликтная ситуация, агрессия