Напоминание

В чем смысл жизни главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"


Автор: Климова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Камышловская СОШ"
Населённый пункт: Омская область, Любинский район, п.Камышловский
Наименование материала: технологическая карта урока литературы
Тема: В чем смысл жизни главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Раздел: среднее образование





Назад





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературы в 8 классе




ФИО учителя:
Климова О.В.
Учебный предмет:
литература
Класс
: 8
Учебник:
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях
Тема урока:
В чем смысл жизни главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Тип урока:
комбинированный
Цели урока:

По достижению личностных результатов:
понимать поступки и эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; развивать навыки сотрудничества в парах, группах.
По достижению метапредметных результатов:
развивать умения выбирать основания для сопоставления и делать выводы, работать индивидуально и в группе, выбирать эффективные способы решения учебных задач, создавать для этого таблицы и делать схемы.
По достижению предметных результатов:
развивать умения смыслового анализа художественного текста, сопоставлять героев и события.
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

I. Орг.

момент
Приветствие. Создает эмоциональный настрой на урок. -Для успешной и результативной работы на уроке нам сегодня потребуются текст поэмы «Мцыри», тетради по литературе, в которых у вас есть опорные таблицы и схемы прошлых уроков, памятки по работе в группе и в паре. Проверяют оформление рабочего места. Самоконтроль
2.

Мотивация к

учебной

деятельност

и

Слово учителя:
- Ребята, у вас на столах небольшие отрывки из стихов русских поэтов. ( Карточка №1) Прочитайте их. Какая тема объединяет данные стихотворения? В чем сходство и различие в раскрытии этой темы у поэтов? Какая точка зрения ближе вам? Аргументируйте свой ответ. Ученики читают отрывки из стихотворений русских поэтов. Обсуждают в парах свои предположения. Делают выводы, что поэты рассуждают о смысле жизни. Примерами из текста доказывают, что смысл жизни каждый из поэтов видит по-своему. Формулирован ие собственного мнения Строить речевые монологическое и диалогическое высказывания в соответствии с поставленными задачами. Формулировать, высказывать и обосновывать свою Определять тему текста
Обсудите свои выводы с товарищем по парте. -В своей исповеди перед смертью герой поэмы М.Ю.Лермонтова « Мцыри» скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил». А что значит для Мцыри жить? В чем смысл жизни для Мцыри?- это тема нашего урока. - Как вы думаете, важно ли нам ответить на этот вопрос? Почему? - Сформулируйте цель нашего урока. -Что мы должны сделать, чтобы достичь цели? В случае необходимости корректирует предложенный учениками план работы с помощью наводящих вопросов. Высказывают свое мнение. Ученики записывают в тетрадь тему урока. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока: ( Найти ответ на проблемный вопрос, заявленный в теме урока.) Составляют план работы на уроке с учетом всех предложений. точку зрения. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
3. Работа с

текстом
- Ребята, обратите внимание на начало поэмы ( гл.2). Какую особенность вы заметили? Кому непонятен и чужд Мцыри? Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Вспомните правила работы в группе. Отвечают на вопросы. (Написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам. Монахи не понимали переживания и стремления Мцыри). Интерес к изучению художественно го произведения Уважительное отношение к мнению других людей Уметь извлекать нужную информацию.из текста. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Развивать умения смыслового анализа художественного текста, сопоставлять героев и события.
Ознакомьтесь с листом продвижения по заданию. ( Карточка № 2) Задание: Подберите цитатный материал для сопоставления взглядов на смысл жизни Мцыри и монахов. Сделайте вывод на основе подобранного материала. Продумайте форму представления материала ( в виде текста, таблицы, схемы и т.д.) . Оцените выступления групп по критериям ( Карточка № 3). Работают в группах: распределяют роли, работают с текстом, выбирая материал, представляют результаты работы групп. Оценивают выступления групп по критериям ( Карточка № 3). Выводы: Смысл жизни для Мцыри- иметь родину, семью, жить на воле, любить , ощущать себя частью природы, давать выход своей энергии , быть похороненным на родине. Смысл жизни для монахов- отказаться от всего земного, укрыться за стенами монастыря от земных соблазнов, посвятить свою жизнь молитвам, принять судьбу монаха и посланные Богом страданья и покой. Оценивают выступления групп.
4. Итог

урока.

Рефлексия
Итак, выполнив задание по анализу текста, мы ответили на поставленный в начале урока вопрос. Подводя итоги, закончите предложенные утверждения: Для Мцыри жить – это значит: Заканчивают предложения, записывают в тетради. Понимать поступки и
1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а… 2. Не томиться в душных кельях, а … 3. Не склоняться перед алтарем, а … 4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а… - Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле? - Помогла ли вам работа на уроке лучше понять поведение, эмоции героя? - Какие чувства вызвал у вас финал поэмы? . - Что вы сегодня делали, чтобы ответить на проблемный вопрос, заявленный в теме урока? Отвечают на вопросы Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! — таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог — гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы. эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать Умение соотносить свои действия с поставленной целью, владение
- Что было легко? - Что вызвало затруднения? Почему? - Какие формы работы ( индивидуальная, в парах, групповая) вам более комфортна на уроке? Перечисляют виды деятельности на уроке, которые помогли реализации цели. основами самооценки, взаимооценки
5. Домашнее

задание.
По-разному оценивают образ Мцыри литературные исследователи: 1. 1.Мцыри – это герой с демоническими чертами. ( Н. Котляровский) 2.Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин) 2. 3. 3.Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн) Какое мнение вам ближе? Напишите небольшое сочинение- рассуждение. Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Карточка № 1
1
. Михаил Лермонтов

Я жить хочу! хочу печали...
Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.
2.Э. Асадов

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
— В чем смысл твоей жизни? — Меня спросили. — Где видишь ты счастье свое, скажи? — В сраженьях, — ответил я, — против гнили И в схватках, — добавил я, — против лжи!
3

. Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить...
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
3.

4.Р.И.Рождественский

Человеку мало надо
Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг - один и враг - один... Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей - жила..

Карточка № 2

Лист продвижения по заданию

Организуйте работу группы

Организуйте выполнение задания
1. Познакомьтесь с содержанием задания ( Читатель) 2. Распределите обязанности по выполнению задания ( Координатор) 3. Подготовьте и представьте выступление ( Оратор) 4. Примите участие в обсуждении и оцените выступления других групп ( Наблюдатель) 1. Прочитайте вслух задание. 2. Наметьте план работы с текстом. 3. Определите форму представления материала. 4. Распределите главы для анализа и приступайте к выполнению задания.
Карточка № 3

Критерии оценивания работы группы

Критерии оценки взаимодействия в группе

Критерии оценки выполнения задания
Организация( разделение функций) и управление деятельностью 2- все роли распределены 1-не удалось задействовать всех членов группы 0-разделение функций отсутствует 1-задание выполнено в соответствии с требованиями 1-наличие убедительных аргументов и подбора языкового материала 1-вывод соответствует представленным аргументам 1-результаты представлены в понятной, удобной для восприятия форме. Выполнение функций, порученной роли 2- справились с помощью других членов команды 1-справились самостоятельно 0-не справились Характер межличностных отношений 2- позитивное взаимодействие в процессе выполнения задания 1-были сложности при взаимодействии 0-возникла конфликтная ситуация, агрессия


В раздел образования