Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду"


Автор: Бурлакова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 49 комбинированного вида Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает

в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение,

внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень

пригодятся малышу в дальнейшей жизни. Рисование необычными способами вызывает у

детей еще больше положительных эмоций.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге

(рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе можно использовать

и нетрадиционные техники. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им

полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над

созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее

выполняют.

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными

материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой

свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами

карандашей, ватными палочками и т.д.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей

деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в

этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем

разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче

станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской

фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение,

проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания

маленьких шедевров.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками

- рисование ладошками

- печать из ниток

- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

- отпечатки-картинки

- печать пластилином

- масляная пастель + акварель

- отпечатки листьев

- рисунки из ладошки

- рисование ватными палочками

- волшебные ниточки

- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

- рисование мыльными пузырями

- рисование мятой бумагой

- рисование солью

- кляксография

- пластилинография

- граттаж

- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование

этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти

техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Рисование

забавными

отпечатками

- Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина

придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет.

Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой

можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

- Отпечатки «листики»

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую

краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист

прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно

поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

- Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную

форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый

отпечаток на декорируемой поверхности.

Рисование

руками

- Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и

необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на

листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

- Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Рисование

мыльными

пузырями

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой

мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри

прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу.

Пузырчатые узоры готовы.

Рисование

солью

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого

фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон

необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто

стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Рисование мятой бумагой

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру.

Существует два способа рисования мятой бумагой:

- На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока

лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка

оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

- Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски.

Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Рисование масляной пастелью и акварелью

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой

бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и

краска начинают украшать белый лист, то дети почувствуют себя настоящими

волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Монотипия

Техника монотипия - отпечаток, оттиск, касание, образ.

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только

один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии:

- Монотипия на стекле

На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой

краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается

лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном

отображении.

-

Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь

нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить

симметричный отпечаток.

Кляксография

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это

очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно,

интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье:

силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть

до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный

рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки,

если получилось волшебное существо.

Набрызг

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над

бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска

разбрызгивается на бумагу.

Ниткография

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в

краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу

так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки

накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки

разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Рисование

ватными

палочками

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого

необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур

которого уже нарисован.

Граттаж

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо

покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью

или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска

высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном

фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Фроттаж

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском

рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать

незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий

основную фактуру.

Пластилинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением

полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы)

используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно

использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Свеча + акварель

ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько

цветов. Рисунок свечой остается белым.

Варианты работ: снеговик, следы на снегу, чистим дорожку к домику, снегопад.

Рисование по сырому

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска

достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов,

которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужно сделать бумагу немного влажной.

Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому

рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему

листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к

произведению неясных образов.

Каждая из этих нетрадиционных техник – это маленькая игра для ребенка. Использование

этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти

техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.



В раздел образования