Автор: Потапова Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №45"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Использование сюжетно-дидактических игр математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья.
«Использование сюжетно-дидактических игр математического
содержания с детьми старшего дошкольного возраста»
Согласно
программам
дошкольного
образования
дети
получают
элементарные
математические
представления в
основном
на
занятиях. Чтобы
не
было
действий,
совершающихся на занятиях механически, нужно связать их с интересным сюжетом.
При обучении началам математики педагоги используют игры, в которых у детей
формируются новые математические знания, умения и навыки.
Наряду с дидактическими играми в детском саду бытуют увлекательные игры «в
кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, магазин, школу,
завод.
Этим
сюжетно-ролевым,
творческим
играм
присуща
свободная
активная,
по
личной
инициативе
ребенка
предпринимаемая
деятельность,
насыщенная
положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются
и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый
характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического
познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.
Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре
должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с
математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться
непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в
виде игровых правил. Структура сюжетно дидактических игр - это игровой элемент и
математические действия взрослых, подчиненные строгим правилам. У воспитателя в
игре тоже игровая роль, который в ходе игры контролирует за правильностью
выполнения счетно-измерительных действий. Это нужно во избежание закрепления
ошибок и является необходимым условием для успешности проведения .Чтобы
развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы
их
организации.
Принципами организации сюжетно-
дидактических игр со старшими
дошкольниками:
1 .
О т б о р
м ат е м ат и ч е с к и х
з н а н и й ,
полученных на занятия, для последующего
о т р а ж е н и я
и х
в
и г р а х
с т а р ш и х
дошкольников.
2.
Ознакомление
детей
с
деятельностью
взрослых,
в
которую
органически
входят
действия счёта и измерения.
3. Отражение знакомой детям деятельности
взрослых в сюжете и содержании игр.
4.
Организация
коллективных
и г р .
Привлечение каждого ребёнка к выполнению
ролей, включающих математические действия.
5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми
игровую роль.
6. Индивидуальный подход к детям.
7.
Переход
от
практического
счёта
предметов
к
действиям
счёта
в
плане
представлений, а затем к операциям с числами.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно
выделить три этапа.
1. На этом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь
принадлежит воспитателю.
2. На этом этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую,
которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в
игре на второстепенных ролях.
3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр
по инициативе детей. Воспитатель активный воспитатель.
Для
практического
применения
математических
знаний
педагог
организует
следующие сюжетно-дидактические игры: «Путешествие в дальние страны», «Почта»,
«Аэропорт»,
«Кафе»,
«Кухня»,
«Автопарк»,
«Бензозаправочная
станция»,
«Уличное
движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин».
Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:
1. Усложнять игровое содержание выполнением счётными действиями.
2. Менять предметы, с которыми дети будут производить действия счёта.
3. Воспитатель должен быть участником.
4. Особое внимание обращать на детей допускающих ошибки в счёте.
Решение
практических
задач
требует
осмысленного
оперирования
знаниями.
Необходимость
рассуждений
до
выполнения
практического
действия
исключает
механические ответы, т. к. прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от
точности его ответа будут зависеть действия других играющих.
Примеры игр.
1. «Бензозаправочная станция».
Цель игры: устное, с опорой на знаки (цифры, сравнение чисел, определение связей
и отношений между ними, осознание выражений «до» и «после». Воспитание интереса и
уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно,
ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.
Подготовка к игре: экскурсия на улицу к перекрёстку, наблюдение за движением
транспорта, рассматривание дорожных знаков, беседа о правилах дорожного движения,
экскурсия АЗС (по возможности, рассматривание иллюстраций и фотографий, связанных
с
движением
транспорта,
чтение
художественных
произведений
С.
Маршака,
С.
Михалкова, Б. Житкова и др.
Ошибки допускаемые детьми: некоторые ребята долго не понимают, что каждое
число больше предыдущего и меньше последующего на 1; вместо выражений «до» и
«после»
используют
слова
«впереди»
и
«сзади».
Особенно
ярко
это
проявляется
в
ситуации, когда сравниваются числа от 6до 10. Очевидно, что дети усвоив связи между
числами в пределах 5, не переносят общий принцип этих отношений на числа от 6 до 10.
Для успешного продолжения игры её можно трансформировать в игру «Уличное
движение». Из стульев и строительного материала строят улицу, на которой расположены
дома, магазины, школа, больница, кафе, перекрёсток со светофорами и дорожными
знаками. Более того, многие участники игры включают счёт, сравнение чисел, операции с
цифрами при заказе обеда в кафе, при покупке в магазине, получении лекарств в аптеке.
То же самое происходит и в других играх, организованных самостоятельно: «Аэродром»,
«Таксомоторный парк», «Школа».
2. «Кондитерская фабрика».
Цель игры: разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10.
Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного
труда. Развитие воображения дошкольников.
Подготовка:
на
занятиях,
беседах
знакомство
детей
с
работой
кондитера.
На
кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий, благодаря которым в магазины,
а потом и в наши дома попадают конфеты и шоколадки, пряники и печенье, и многое
другое. Но в эти продукты нужно вложить много труда. Воспитатель вместе с детьми
изготавливают кондитерские изделия.
Ошибки:
при
составлении
числа
из
двух
меньших
чисел
некоторые
ребята
не
понимают, а лишь запоминают состав числа и соответственно формально усваивают
действия. Иногда дети правильно подбирают указанное число предметов на основе
копирования действий своих партнёров по игре.
Усложнение заданий. Совершенствование знаний о составе числа из двух меньших
чисел можно связать с решением более сложной задачи, а именно с называнием разных
вариантов составления и разложения числа. Реализовать указанную задачу можно в игре
«Магазин», связанной с игрой «Кондитерская фабрика». Играя в подобные игры, дети
часто
оперируют
«деньгами»
(картонными
монетами)
и
довольно
быстро
учатся
различать
их
достоинство.
Поэтому
действия
с
монетами
можно
использовать
для
упражнений в составлении и разложении числа. Следовательно, упражнения в различных
способах набора монет более яркое представление о составе числа.
Развитие сюжета.
Воспроизводя в сюжетно-дидактических играх «Ателье», «Мебельная фабрика»,
«Молочная
ферма»,
«Зернохранилище»,
«Птицефабрика»
действия
людей
разных
профессий,
дошкольники
практически
пользуются
мерками
при
определении
протяжённости и объёма. В результате они начинают воспринимать число как величину,
проявляющуюся при измерении.
Помимо основных задач математического
содержания в сюжетно-дидактические играх
обязательно уделяется внимание нравственно-
воспитывающим аспектам.
С ознакомлением детей с трудом
взрослых параллельно воспитывается и
уважение к труду, бережное отношение к
продукту труда. Дошкольники настолько
активно и организованно применяют
математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая
деятельность побуждает их выполнять те или иные операции.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют
развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать,
спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне
занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные
представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с
впечатлениями, и математические количественные стороны действительности.
В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда,
когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций.
В целях привития
ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-
дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-
дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к
самому предмету обучения.
Получается интересно, если сюжетно - дидактические игры были включены в
проектную деятельность. Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и
конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели,
создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях
по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-
дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен
у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс
сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения
различных действий, мотивированных логикой развития сюжета.
Например, в ходе игры: «Рюкзак путешественника» дошкольники выявляют умения
пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход
своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же». Детям
интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки (знакомые им
предмет). Сюжет и педагогические условия вполне устраивают детей. А это говорит о
том, что в удобном случае, вне занятия ребенок вернется к игре и самостоятельно будет в
нее играть. Естественно, если воспитатель учтет желание ребенка и найдет место для
оборудования этой сюжетно-дидактической игры в игровой зоне.
Приведу другой пример. В проекте «Зачем повару математика?» были включены
сюжетно-дидактические игры «Продуктовый магазин», «Кухня», «Кафе». Эти игры
объединены общим сюжетом, дают большие возможности для использования различного
дидактического материала, позволяют закрепить элементарные математические
представления у детей дошкольного возраста.
Выбирают сюжетом игры область действительности, которая воспроизводится детьми в
игре (почта, больница, семья, зоопарк, магазин и др.). Сюжеты игр отражают конкретные
условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры
воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях.
Выбирая одну и ту же по своему сюжету игру можно иметь совершенно разное
содержание. К примеру, мишка в зоопарке может лежать и лениться, не обращать
внимание ни на кого; а может рычать и метаться по клетке, подходить к такому зверю
побоятся даже служащие зоопарка; или же заниматься купанием и заботиться о своем
малыше. И отношения с природой, и человеческие отношения с условиями, определяют
сюжеты, содержание игр.
Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала
реализуется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых
ситуаций.
После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которое
включает в себя:
определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета;
обращение к опыту детей по применению ими математических знаний;
дискуссия о способах влияния детей на изменение хода событий в пользу положительных
героев;
отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности.
То есть, проводили игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но
закрепление математического материала.
Развитие сюжета с применением дидактического материала математического содержания
в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.
Литература:
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.:
Просвещение,1993.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика,1978.