Напоминание

Использование сюжетно-дидактических игр математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Потапова Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №45"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Использование сюжетно-дидактических игр математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья.

«Использование сюжетно-дидактических игр математического

содержания с детьми старшего дошкольного возраста»

Согласно

программам

дошкольного

образования

дети

получают

элементарные

математические

представления в

основном

на

занятиях. Чтобы

не

было

действий,

совершающихся на занятиях механически, нужно связать их с интересным сюжетом.

При обучении началам математики педагоги используют игры, в которых у детей

формируются новые математические знания, умения и навыки.

Наряду с дидактическими играми в детском саду бытуют увлекательные игры «в

кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, моряков, в больницу, магазин, школу,

завод.

Этим

сюжетно-ролевым,

творческим

играм

присуща

свободная

активная,

по

личной

инициативе

ребенка

предпринимаемая

деятельность,

насыщенная

положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются

и расширяются, но и качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый

характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического

познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. В такой игре

должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с

математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться

непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в

виде игровых правил. Структура сюжетно дидактических игр - это игровой элемент и

математические действия взрослых, подчиненные строгим правилам. У воспитателя в

игре тоже игровая роль, который в ходе игры контролирует за правильностью

выполнения счетно-измерительных действий. Это нужно во избежание закрепления

ошибок и является необходимым условием для успешности проведения .Чтобы

развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы

их

организации.

Принципами организации сюжетно-

дидактических игр со старшими

дошкольниками:

1 .

О т б о р

м ат е м ат и ч е с к и х

з н а н и й ,

полученных на занятия, для последующего

о т р а ж е н и я

и х

в

и г р а х

с т а р ш и х

дошкольников.

2.

Ознакомление

детей

с

деятельностью

взрослых,

в

которую

органически

входят

действия счёта и измерения.

3. Отражение знакомой детям деятельности

взрослых в сюжете и содержании игр.

4.

Организация

коллективных

и г р .

Привлечение каждого ребёнка к выполнению

ролей, включающих математические действия.

5. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми

игровую роль.

6. Индивидуальный подход к детям.

7.

Переход

от

практического

счёта

предметов

к

действиям

счёта

в

плане

представлений, а затем к операциям с числами.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно

выделить три этапа.

1. На этом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь

принадлежит воспитателю.

2. На этом этапе сюжетно - дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую,

которая в большинстве случаев организуется детьми. Воспитатель принимает участие в

игре на второстепенных ролях.

3. Этот этап характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр

по инициативе детей. Воспитатель активный воспитатель.

Для

практического

применения

математических

знаний

педагог

организует

следующие сюжетно-дидактические игры: «Путешествие в дальние страны», «Почта»,

«Аэропорт»,

«Кафе»,

«Кухня»,

«Автопарк»,

«Бензозаправочная

станция»,

«Уличное

движение», «Кондитерская фабрика», «Овощехранилище», «Магазин».

Чтобы игры носили длительный творческий характер необходимо:

1. Усложнять игровое содержание выполнением счётными действиями.

2. Менять предметы, с которыми дети будут производить действия счёта.

3. Воспитатель должен быть участником.

4. Особое внимание обращать на детей допускающих ошибки в счёте.

Решение

практических

задач

требует

осмысленного

оперирования

знаниями.

Необходимость

рассуждений

до

выполнения

практического

действия

исключает

механические ответы, т. к. прежде чем ответить, ребёнок должен подумать – ведь от

точности его ответа будут зависеть действия других играющих.

Примеры игр.

1. «Бензозаправочная станция».

Цель игры: устное, с опорой на знаки (цифры, сравнение чисел, определение связей

и отношений между ними, осознание выражений «до» и «после». Воспитание интереса и

уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно,

ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.

Подготовка к игре: экскурсия на улицу к перекрёстку, наблюдение за движением

транспорта, рассматривание дорожных знаков, беседа о правилах дорожного движения,

экскурсия АЗС (по возможности, рассматривание иллюстраций и фотографий, связанных

с

движением

транспорта,

чтение

художественных

произведений

С.

Маршака,

С.

Михалкова, Б. Житкова и др.

Ошибки допускаемые детьми: некоторые ребята долго не понимают, что каждое

число больше предыдущего и меньше последующего на 1; вместо выражений «до» и

«после»

используют

слова

«впереди»

и

«сзади».

Особенно

ярко

это

проявляется

в

ситуации, когда сравниваются числа от 6до 10. Очевидно, что дети усвоив связи между

числами в пределах 5, не переносят общий принцип этих отношений на числа от 6 до 10.

Для успешного продолжения игры её можно трансформировать в игру «Уличное

движение». Из стульев и строительного материала строят улицу, на которой расположены

дома, магазины, школа, больница, кафе, перекрёсток со светофорами и дорожными

знаками. Более того, многие участники игры включают счёт, сравнение чисел, операции с

цифрами при заказе обеда в кафе, при покупке в магазине, получении лекарств в аптеке.

То же самое происходит и в других играх, организованных самостоятельно: «Аэродром»,

«Таксомоторный парк», «Школа».

2. «Кондитерская фабрика».

Цель игры: разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10.

Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного

труда. Развитие воображения дошкольников.

Подготовка:

на

занятиях,

беседах

знакомство

детей

с

работой

кондитера.

На

кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий, благодаря которым в магазины,

а потом и в наши дома попадают конфеты и шоколадки, пряники и печенье, и многое

другое. Но в эти продукты нужно вложить много труда. Воспитатель вместе с детьми

изготавливают кондитерские изделия.

Ошибки:

при

составлении

числа

из

двух

меньших

чисел

некоторые

ребята

не

понимают, а лишь запоминают состав числа и соответственно формально усваивают

действия. Иногда дети правильно подбирают указанное число предметов на основе

копирования действий своих партнёров по игре.

Усложнение заданий. Совершенствование знаний о составе числа из двух меньших

чисел можно связать с решением более сложной задачи, а именно с называнием разных

вариантов составления и разложения числа. Реализовать указанную задачу можно в игре

«Магазин», связанной с игрой «Кондитерская фабрика». Играя в подобные игры, дети

часто

оперируют

«деньгами»

(картонными

монетами)

и

довольно

быстро

учатся

различать

их

достоинство.

Поэтому

действия

с

монетами

можно

использовать

для

упражнений в составлении и разложении числа. Следовательно, упражнения в различных

способах набора монет более яркое представление о составе числа.

Развитие сюжета.

Воспроизводя в сюжетно-дидактических играх «Ателье», «Мебельная фабрика»,

«Молочная

ферма»,

«Зернохранилище»,

«Птицефабрика»

действия

людей

разных

профессий,

дошкольники

практически

пользуются

мерками

при

определении

протяжённости и объёма. В результате они начинают воспринимать число как величину,

проявляющуюся при измерении.

Помимо основных задач математического

содержания в сюжетно-дидактические играх

обязательно уделяется внимание нравственно-

воспитывающим аспектам.

С ознакомлением детей с трудом

взрослых параллельно воспитывается и

уважение к труду, бережное отношение к

продукту труда. Дошкольники настолько

активно и организованно применяют

математические знания в этих играх, насколько жизненные требования и бытовая

деятельность побуждает их выполнять те или иные операции.

Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием способствуют

развитию концентрации внимания, учатся логически рассуждать, анализировать,

спорить, с доказательствами отстаивая своё мнение. Сюжетно-дидактическая игра вне

занятия дает возможность детям использовать, закрепить и уточнить полученные

представления. В основе содержания игры входят и положительные эмоции с

впечатлениями, и математические количественные стороны действительности.

В сюжетно-дидактическую игру математические действия включаются именно тогда,

когда по сюжету игры возникает необходимость этих операций.

В целях привития

ребенку интереса к математическим знаниям целесообразно применение сюжетно-

дидактических игр, проходящих в увлекательной форме. Благодаря сюжетно-

дидактическим играм дети способны сконцентрировать внимание и привлечь интерес к

самому предмету обучения.

Получается интересно, если сюжетно - дидактические игры были включены в

проектную деятельность. Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и

конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели,

создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях

по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-

дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен

у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс

сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения

различных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

Например, в ходе игры: «Рюкзак путешественника» дошкольники выявляют умения

пользоваться приемами определения веса, сравнивать предметы по весу, объяснить ход

своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же». Детям

интересно «работать на весах», так как и гири-то, им заменяют яблоки (знакомые им

предмет). Сюжет и педагогические условия вполне устраивают детей. А это говорит о

том, что в удобном случае, вне занятия ребенок вернется к игре и самостоятельно будет в

нее играть. Естественно, если воспитатель учтет желание ребенка и найдет место для

оборудования этой сюжетно-дидактической игры в игровой зоне.

Приведу другой пример. В проекте «Зачем повару математика?» были включены

сюжетно-дидактические игры «Продуктовый магазин», «Кухня», «Кафе». Эти игры

объединены общим сюжетом, дают большие возможности для использования различного

дидактического материала, позволяют закрепить элементарные математические

представления у детей дошкольного возраста.

Выбирают сюжетом игры область действительности, которая воспроизводится детьми в

игре (почта, больница, семья, зоопарк, магазин и др.). Сюжеты игр отражают конкретные

условия жизни ребёнка, меняются в зависимости от них. Содержание игры

воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях.

Выбирая одну и ту же по своему сюжету игру можно иметь совершенно разное

содержание. К примеру, мишка в зоопарке может лежать и лениться, не обращать

внимание ни на кого; а может рычать и метаться по клетке, подходить к такому зверю

побоятся даже служащие зоопарка; или же заниматься купанием и заботиться о своем

малыше. И отношения с природой, и человеческие отношения с условиями, определяют

сюжеты, содержание игр.

Выбранный сюжет в игровой обстановке с применением дидактического материала

реализуется полностью или частично. Здесь учитывается частота проигрывания игровых

ситуаций.

После развития каждого сюжета целесообразно провести обсуждение, которое

включает в себя:

определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета;

обращение к опыту детей по применению ими математических знаний;

дискуссия о способах влияния детей на изменение хода событий в пользу положительных

героев;

отображение ситуации в продуктивных видах детской деятельности.

То есть, проводили игру-придумывание, целью которой не только развитие сюжета, но

закрепление математического материала.

Развитие сюжета с применением дидактического материала математического содержания

в игровой форме отражает проникновение детей в жизнь окружающих взрослых людей.

Литература:

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.:

Просвещение,1993.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика,1978.



В раздел образования