Напоминание

"Проектная деятельность в детском саду"


Автор: Казаринова Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С №2
Населённый пункт: г.Верхний Уфалей, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность в детском саду.

Сообщение на городском МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ (ГМО)

Подготовила - Казаринова Н.Г- воспитатель МАДОУ ЦРР Д\С №2 «Развитие»

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1.

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.

Составление плана-схемы проекта.

5.

Сбор, накопление материала.

6.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской

деятельности.

7.

Домашние задания для сам. выполнения.

8.

Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для

него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

1.

по составу участников;

2.

по целевой установке;

3.

по тематике;

4.

по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.

исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем

результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.

ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.

информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают

информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и др.);

4.

творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского

праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего

возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука

здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина

неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена

года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир

природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая

астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты

бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней

продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности

ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности

детей.

Задачи развития:

1.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.

развитие познавательных способностей;

3.

развитие творческого воображения;

4.

развитие творческого мышления;

5.

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с

педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность

экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и

коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации

школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с

педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании

дошкольников»;

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

«Разработка перспективного тематического планирования по включению

дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской

деятельности»;

«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного

метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

1.

«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная

группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

2.

«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и

педагогической служб);

3.

«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в

проекте участвуют все педагоги);

4.

«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые

специалисты);

5.

«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги

дополнительного образования);

6.

«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели,

работники пищеблока);

7.

проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

8.

дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-

хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

9.

социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все

члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он

позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и

исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.



В раздел образования