Автор: Казаринова Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С №2
Населённый пункт: г.Верхний Уфалей, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в детском саду.
Сообщение на городском МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ (ГМО)
Подготовила - Казаринова Н.Г- воспитатель МАДОУ ЦРР Д\С №2 «Развитие»
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1.
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3.
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4.
Составление плана-схемы проекта.
5.
Сбор, накопление материала.
6.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
7.
Домашние задания для сам. выполнения.
8.
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для
него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
1.
по составу участников;
2.
по целевой установке;
3.
по тематике;
4.
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1.
исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.
ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.
информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают
информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и др.);
4.
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского
праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего
возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука
здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина
неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена
года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир
природы», «Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая
астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты
бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней
продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности
ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
детей.
Задачи развития:
1.
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2.
развитие познавательных способностей;
3.
развитие творческого воображения;
4.
развитие творческого мышления;
5.
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические
опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации
школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с
педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании
дошкольников»;
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
«Разработка перспективного тематического планирования по включению
дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской
деятельности»;
«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного
метода обучения»;
Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:
1.
«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная
группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
2.
«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и
педагогической служб);
3.
«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в
проекте участвуют все педагоги);
4.
«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые
специалисты);
5.
«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги
дополнительного образования);
6.
«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели,
работники пищеблока);
7.
проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
8.
дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-
хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
9.
социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все
члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он
позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и
исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.