Напоминание

Воспитание нравственных чувств через произведения художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями


Автор: Леонова Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: Доклад
Тема: Воспитание нравственных чувств через произведения художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание нравственных чувств через произведения

художественной литературы у детей старшего дошкольного

возраста с речевыми нарушениями

Леонова Елена Анатольевна

учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида №21 «Кораблик»,

г. Южно-Сахалинска, РФ

Воспитание нравственных

чувств у детей старшего дошкольного

возраста является актуальным в настоящее время. Когда материальные

ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры

детской жестокости, агрессивности по отношению к окружающим. Под

влиянием

далеко

не

нравственных

мультфильмов,

у

детей

искажены

представления

о

нравственных

качествах:

о

доброте,

милосердии,

справедливости.

На

фоне

позитивных

изменений

в

обществе,

прослеживается

явная

тенденция

интеллектуализации

воспитательно-

образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному

развитию личности пока еще маленького человека. Степень овладения

нравственными

представлениями

и

понятиями

у

детей

старшего

дошкольного возраста различна, что связано с общим развитием ребенка,

жизненным

опытом.

Дошкольный

возраст-сензитивный,

т.е.

наиболее

чувствительный

для

воспитания

нравственных

норм

и

правил,

способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не

использовать эти возможности-значит больше никогда не успеть наполнить

душу

ребенка

нравственными

ценностями.

В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

личности

ребенка,

его

мировоззрение,

свое

понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное

поведение.

Именно

в

дошкольные

годы

под

руководством

взрослых

ребенок

приобретает

первоначальный

опыт

поведения,

отношения

к

близким

людям,

сверстникам,

вещам,

природе,

усваивает

моральные

нормы. Руководя деятельностью детей педагог формирует у них такие

важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и

уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей,

желание посильно помогать им. В своем духовном мире ребенок может

взрослеть

и

совершенствоваться

непрерывно,

до

бесконечности.

Он

должен стать настоящим человеком, проявить себя в обществе. Духовный

мир ребенка может обогащаться

в том случае, если он это богатство

воспитывает

через

чувства

сопереживания,

радости,

гордости,

через

познавательный процесс. Нравственные чувства нельзя воспитывать путем

прямых указаний и советов.

В этом плане велика роль художественной литературы. Современный

ребенок

к

пяти

годам

должен

овладеть

всей

системой

родного

языка;

говорить связно; полно излагать свои мысли ;без труда пересказывать

сказки;

небольшие

рассказы;

с

выражением

читать

стихи;

правильно

используя тембр голоса и интонацию. У него должен быть достаточно

богатый

речевой

запас.

У

детей

с

речевыми

нарушениями

в

старшем

дошкольном возрасте есть отклонения от возрастных норм развития речи;

они не всегда могут соединять слова во фразы; у них отсутствуют или

присутствуют

в

искаженном

виде

менее

употребительные

слова,

обозначающие названия предметов; обладают бедным словарным запасом.

Дошкольникам с речевыми нарушениями не всегда понятен смысл текста,

когда

произведение

большое,

ребенок

не

всегда

может

вспомнить

содержание. Используя произведения художественной литературы или их

фрагменты на занятиях, учитель-логопед осуществляет следующие цели:

– развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи;

практическое

усвоение

лексических

и

грамматических

средств

языка;

формирование

правильного

произношения,

совершенствование

артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры;

– развитие творческого воображения;

Для

активизации

коррекционно-развивающего

обучения

и

воспитания можно использовать следующие виды работ, при ознакомлении

с произведениями художественной литературы:

– пересказ от лица литературного героя;

– пересказ произведений по опорным схемам;

–словесно-режиссерская

игра

(изображение

персонажей

или

отдельных эпизодов);

– составление сказок по аналогии;

– придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;

– обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;

– выборочный пересказ фрагментов текста с изменениями диалога

персонажей;

На своих занятиях я стараюсь не только решить задачи по коррекции

речевых

нарушений,

но

и

использую

художественную

литературу

как

средство для воспитания нравственных чувств своих воспитанников.

Ребенок,

слушая

художественное

произведение

живет

вместе

с

героями,

сочувствует

одним

и

по-детски

осуждает

других.

У

него

вырабатывается

определенное

отношение

к

явлениям

окружающей

действительности, адекватное отношение к поступкам людей. В связи с

этим я стараюсь обратить внимание на отбор произведений, проведение

бесед по художественным произведениям, с целью формирования у детей

гуманных

чувств

и

этических

представлений,

на

перенос

этих

представлений в жизнь и деятельность детей.

Работая

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

я

планирую

ознакомление с художественными произведениями на год ,что позволяет

в системе и целенаправленно работать над формированием нравственных

чувств у своих воспитанников, как на занятиях, так и в других формах

организованной деятельности детей. Произведения Л. Толстого «Лев и

мышь», «Лиса и собаки», «Белка и волк», «Два товарища», «Ворона и

рак», «Волк и журавль» способствуют воспитанию чувства товарищества,

гуманности и взаимопомощи.

Воспитание

бережного

отношения

к

природе,

к

животным,

заботиться о них и защищать от уничтожения, помогут такие произведения

как:

Е.

Чарушин

«Волчишко»,

К.

Ушинский

«Рыжик»,

И.

Тургенев

«Воробей», М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Купание медвежат».

Произведения

В.

Осеевой

«Просто

старушка»,

«Хорошее»,

В.

Маяковского

«Что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо»,

А.

Барто

«Любочка»,

способствуют

формированию

элементарного

уважения

к

окружающим,

умению

спокойно

принимать

обоснованные

требования

взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую

помощь тем, кто в ней нуждается.

Формировать

у

ребенка

чувство

гордости,

дать

представление

о

своих достоинствах и недостатках, способствовать процессу саморазвития

личности помогут рассказы: Е. Пермяк «Первая рыбка» и В. Осеевой

«Сыновья».

Развивать способность

самостоятельно преодолевать свои

недостатки,

испытывать

чувство

стыда-рассказы:

К.

Ушинского

«Играющие собаки», Я. Тайц «По ягоды», Л. Толстого «Косточка».

Детские

рассказы

Л.

Толстого

«Котенок»

и

«Лгун»,

Б.

Житкова

«На

льдине» помогут понять зависимость от окружающих людей и обстановки,

сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим

собой.

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка,

так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие к герою, то система

работы

по

приобщению

детей

к

художественной

литературе

будет

способствовать

нравственному

воспитанию

детей.

Воспитывая

нравственные чувства у детей в старшем дошкольном возрасте, используя

произведения художественной литературы я обеспечиваю становление в

будущем

такой

личности,

которая

будет

сочетать

духовное

богатство,

истинные нравственные качества и нравственную чистоту.

Информационные источники

Алябьева Е.А. Нравственно-этические

беседы

и

игры

с

дошкольниками.-М. : ТЦ Сфера, 2004.

Шарыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М, : ТЦ

Сфера, 2014

Ушакова

О.

С.,Гавриш

Н.

В.

Знакомим

дошкольников

с

литературой.- М. : ТЦ Сфера, 2010



В раздел образования