Автор: Леонова Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: Доклад
Тема: Воспитание нравственных чувств через произведения художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственных чувств через произведения
художественной литературы у детей старшего дошкольного
возраста с речевыми нарушениями
Леонова Елена Анатольевна
учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида №21 «Кораблик»,
г. Южно-Сахалинска, РФ
Воспитание нравственных
чувств у детей старшего дошкольного
возраста является актуальным в настоящее время. Когда материальные
ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры
детской жестокости, агрессивности по отношению к окружающим. Под
влиянием
далеко
не
нравственных
мультфильмов,
у
детей
искажены
представления
о
нравственных
качествах:
о
доброте,
милосердии,
справедливости.
На
фоне
позитивных
изменений
в
обществе,
прослеживается
явная
тенденция
интеллектуализации
воспитательно-
образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному
развитию личности пока еще маленького человека. Степень овладения
нравственными
представлениями
и
понятиями
у
детей
старшего
дошкольного возраста различна, что связано с общим развитием ребенка,
жизненным
опытом.
Дошкольный
возраст-сензитивный,
т.е.
наиболее
чувствительный
для
воспитания
нравственных
норм
и
правил,
способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не
использовать эти возможности-значит больше никогда не успеть наполнить
душу
ребенка
нравственными
ценностями.
В
дошкольном
возрасте
закладываются
основы
личности
ребенка,
его
мировоззрение,
свое
понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное
поведение.
Именно
в
дошкольные
годы
под
руководством
взрослых
ребенок
приобретает
первоначальный
опыт
поведения,
отношения
к
близким
людям,
сверстникам,
вещам,
природе,
усваивает
моральные
нормы. Руководя деятельностью детей педагог формирует у них такие
важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и
уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей,
желание посильно помогать им. В своем духовном мире ребенок может
взрослеть
и
совершенствоваться
непрерывно,
до
бесконечности.
Он
должен стать настоящим человеком, проявить себя в обществе. Духовный
мир ребенка может обогащаться
в том случае, если он это богатство
воспитывает
через
чувства
сопереживания,
радости,
гордости,
через
познавательный процесс. Нравственные чувства нельзя воспитывать путем
прямых указаний и советов.
В этом плане велика роль художественной литературы. Современный
ребенок
к
пяти
годам
должен
овладеть
всей
системой
родного
языка;
говорить связно; полно излагать свои мысли ;без труда пересказывать
сказки;
небольшие
рассказы;
с
выражением
читать
стихи;
правильно
используя тембр голоса и интонацию. У него должен быть достаточно
богатый
речевой
запас.
У
детей
с
речевыми
нарушениями
в
старшем
дошкольном возрасте есть отклонения от возрастных норм развития речи;
они не всегда могут соединять слова во фразы; у них отсутствуют или
присутствуют
в
искаженном
виде
менее
употребительные
слова,
обозначающие названия предметов; обладают бедным словарным запасом.
Дошкольникам с речевыми нарушениями не всегда понятен смысл текста,
когда
произведение
большое,
ребенок
не
всегда
может
вспомнить
содержание. Используя произведения художественной литературы или их
фрагменты на занятиях, учитель-логопед осуществляет следующие цели:
– развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи;
–
практическое
усвоение
лексических
и
грамматических
средств
языка;
–
формирование
правильного
произношения,
совершенствование
артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры;
– развитие творческого воображения;
Для
активизации
коррекционно-развивающего
обучения
и
воспитания можно использовать следующие виды работ, при ознакомлении
с произведениями художественной литературы:
– пересказ от лица литературного героя;
– пересказ произведений по опорным схемам;
–словесно-режиссерская
игра
(изображение
персонажей
или
отдельных эпизодов);
– составление сказок по аналогии;
– придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;
– обсуждение детских высказываний, анализ детских рассказов;
– выборочный пересказ фрагментов текста с изменениями диалога
персонажей;
На своих занятиях я стараюсь не только решить задачи по коррекции
речевых
нарушений,
но
и
использую
художественную
литературу
как
средство для воспитания нравственных чувств своих воспитанников.
Ребенок,
слушая
художественное
произведение
живет
вместе
с
героями,
сочувствует
одним
и
по-детски
осуждает
других.
У
него
вырабатывается
определенное
отношение
к
явлениям
окружающей
действительности, адекватное отношение к поступкам людей. В связи с
этим я стараюсь обратить внимание на отбор произведений, проведение
бесед по художественным произведениям, с целью формирования у детей
гуманных
чувств
и
этических
представлений,
на
перенос
этих
представлений в жизнь и деятельность детей.
Работая
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
я
планирую
ознакомление с художественными произведениями на год ,что позволяет
в системе и целенаправленно работать над формированием нравственных
чувств у своих воспитанников, как на занятиях, так и в других формах
организованной деятельности детей. Произведения Л. Толстого «Лев и
мышь», «Лиса и собаки», «Белка и волк», «Два товарища», «Ворона и
рак», «Волк и журавль» способствуют воспитанию чувства товарищества,
гуманности и взаимопомощи.
Воспитание
бережного
отношения
к
природе,
к
животным,
заботиться о них и защищать от уничтожения, помогут такие произведения
как:
Е.
Чарушин
«Волчишко»,
К.
Ушинский
«Рыжик»,
И.
Тургенев
«Воробей», М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Купание медвежат».
Произведения
В.
Осеевой
«Просто
старушка»,
«Хорошее»,
В.
Маяковского
«Что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо»,
А.
Барто
«Любочка»,
способствуют
формированию
элементарного
уважения
к
окружающим,
умению
спокойно
принимать
обоснованные
требования
взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую
помощь тем, кто в ней нуждается.
Формировать
у
ребенка
чувство
гордости,
дать
представление
о
своих достоинствах и недостатках, способствовать процессу саморазвития
личности помогут рассказы: Е. Пермяк «Первая рыбка» и В. Осеевой
«Сыновья».
Развивать способность
самостоятельно преодолевать свои
недостатки,
испытывать
чувство
стыда-рассказы:
К.
Ушинского
«Играющие собаки», Я. Тайц «По ягоды», Л. Толстого «Косточка».
Детские
рассказы
Л.
Толстого
«Котенок»
и
«Лгун»,
Б.
Житкова
«На
льдине» помогут понять зависимость от окружающих людей и обстановки,
сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим
собой.
Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка,
так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие к герою, то система
работы
по
приобщению
детей
к
художественной
литературе
будет
способствовать
нравственному
воспитанию
детей.
Воспитывая
нравственные чувства у детей в старшем дошкольном возрасте, используя
произведения художественной литературы я обеспечиваю становление в
будущем
такой
личности,
которая
будет
сочетать
духовное
богатство,
истинные нравственные качества и нравственную чистоту.
Информационные источники
Алябьева Е.А. Нравственно-этические
беседы
и
игры
с
дошкольниками.-М. : ТЦ Сфера, 2004.
Шарыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М, : ТЦ
Сфера, 2014
Ушакова
О.
С.,Гавриш
Н.
В.
Знакомим
дошкольников
с
литературой.- М. : ТЦ Сфера, 2010