Напоминание

Методы и приемы работы в разновозрастных группах


Автор: Николаева Татьяна Олеговна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа №53
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы работы в разновозрастных группах
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и приемы работы с разновозрастной группой

Так как обучение в разновозрастных группах направлено в первую

очередь на совершенствование навыков самостоятельной работы и работы в

коллективе,

то

по

рекомендации

педагогов

и

методистов,

изучающих

коллективные

способы

обучения,

были

отобраны

следующие

методы

и

приемы для работы в разновозрастных группах:

1.

Мозговой штурм.

Метод поиска новых идей в группе – «единым мозгом» группа ищет

творческое решение проблемы, разработанный Алексом Осборном в 30-х

годах. Примечательно то, что работа идет в несколько этапов: подготовка,

проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее

ценных.

2.

Работа эхом.

Обычно

младшие

стесняются

быть

активными

на

уроке,

позволяя

старшим проявлять себя, и для того, чтобы вовлечь в процесс обучения всех,

можно попросить робких учащихся повторять ответы активистов. Тем самым,

учащиеся постоянно находятся в работе, а так же повторяется и закрепляется

изучаемый материал.

3.

Сюжетно-ролевая игра.

В процессе игры участвуют все учащиеся, в ходе которой идет обмен

знаниями, взаимообучение и закрепление материала. В зависимости от темы

сюжет и роли меняются: дети с удовольствием примеряют новые роли и

общаются друг с другом.

4.

Технология

С.

Н.

Лысенковой

перспективно-опережающего

обучения

с

использованием

опорных

схем

при

комментируемом

управлении.

Разработана С.Н. Лысенковой, учителем начальных классов средней

школы 587 г. Москвы, и состоит из 3 частей:

Опережение:

Чтобы

уменьшить

трудность

некоторых

аспектов

программы,

необходимо опережать их введение в учебный процесс.

Комментирующее управление:

Данный прием объединяет в себе 3 действия – мыслю, говорю,

записываю, которые позволяют сделать учебный процесс осмысленным, а

так

же

обеспечивает

обратную

связь

контроль

уровня

знаний

и

выявление отставания.

Опорные схемы, таблицы, карточки, рисунки и т.д.

Учащимся очень нравится работать с раздаточным материалом, а

особенно с карточками-опорами, так как они помогают структурировать

материал

и

упрощают

ответ.

Однако

опоры

должны

постоянно

использоваться при работе на уроке – только в этом случае они помогут

учителю лучше учить, а детям легче учиться.

5.

Взаимообмен заданиями.

Для

работы

необходимо

подготовить

специальный

дидактический

материал – карточки с упражнениями. В парах сменного состава происходит

взаимообмен

способами

решения:

у

каждого

ученика

своя

карточка

с

определенным типом задания, при этом учителю необходимо осуществить

«запуск» - показать самому технику работы. Ведущий вид деятельности –

взаимообучение.

6.

Взаимотренаж.

Основным видом работы является тренировка. Учащиеся получают

разные карточки и выбирают себе напарника: один диктует задание и сверяет

с ответом, пока второй отвечает на поставленный вопрос; затем наступает

смена ролей.

Данная методика не сложна, требуются лишь карточки с 5-6 вопросами

или заданиями и ответами. Время выполнения не превышает 5-10 минут.

7.

Методика Ривина.

Данный прием применяется, когда учащимся нужно изучить небольшой

раздел, который может включать несколько тем. Работа проходит в парах

сменного

состава,

благодаря

чему

каждый

осваивает

все

темы

раздела.

Например, в паре материал прорабатывается по частям и составляется план,

после чего происходит формирование малых групп (по 3-6 человек), где

подготавливается выступление по изученным темам на 5-10 минут.

Возможна так же и обратная методика Ривина: учащиеся получают

план

темы

и

уже

по

пунктам

прорабатывают

материал

со

сменными

партнерами. Цель: восстановить содержание темы, руководствуясь планом.

Ведущим видом деятельности является совместное обсуждение.

8.

Методика взаимопередачи тем.

Суть идеи довольно проста: каждый ученик изучает одну или несколько

тем

самостоятельно,

а

остальные

получает

от

других

учащихся.

Темы,

освоенные самостоятельно, передаются, соответственно, остальным. Однако

перед

этим

учителю

необходимо

проверить,

как

каждый

ученик

владеет

самостоятельно изученной темой.

9.

Метод номинальной групповой техники.

В

начале

работы

происходит

ограничение

межлично стной

коммуникации: учащиеся письменно излагают свои предложения решения

проблемы. Далее, уже в группе они обсуждают идеи и составляют рейтинг.

Идея, получившая первое место, берется за решение проблемы.

10. Метод Дельфы.

Так

же

характеризуется

независимостью

мнений.

Членам

группы

предлагается

ответить

на

перечень

вопросов

по

проблеме,

после

чего

результаты

собираются

воедино

и

на

их

основании

составляется

общий

список,

который

впоследствии

обсуждается

до

момента

достижения

согласованного решения.

11. Коллективное творческое дело.

Технология

коллективного

творческого

дела

(сокращенно

КТД)

понимается как коллективный поиск, планирование и творческая реализация

поставленной цели.

Данная технология была разработана И. П. Ивановым, а так же его

коллегами Ф.В. Шапиро, Л.Г. Борисовой, И.Н. Конниковой, М. Н. Ахметовой

и др. в 50-60-х годах.

В зависимости от целей и задач коллективные творческие дела могут

быть

трудовыми,

познавательными,

художественными,

спортивными,

общественно-политические, организаторские дела. Кроме того, в процессе

работы

выделяются

следующие

этапы:

предварительная

работа

(формирование группы), планирование (инициация творчества), подготовка

(распределение обязанностей), проведение и подведение итогов.

Существует огромное количество других приёмов и методов работы с

разновозрастной группой, что дает преподавателям множество возможностей

для организации эффективного учебного процесса. Самое главное подходить

к организации занятия с умом, желанием и творчеством, чтобы превратить

обучение для ученика в увлекательное путешествие в мир знаний.



В раздел образования