Напоминание

Использование ИКТ при проведении уроков географии для обучающихся с особыми образовательными потребностями


Автор: Ирина Николаевна Золотарева
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: с. Ключи? Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ при проведении уроков географии для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Раздел: среднее образование





Назад




Современная ситуация в области специального образования связана с

рядом проблем, одной из которых является поиск наиболее эффективных условий

организации

обучения

детей

с

проблемами

в

интеллектуальном

развитии.

В

соответствии

с

Конституцией

Российской

Федерации

и

Законом

Российской

Федерации «Об Образовании » эти лица имеют равные со всеми людьми права на

образование. Однако для большинства из них обучение в общеобразовательных

учреждениях общего назначения затруднено или невозможно по целому ряду

причин. В целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

получении

образования,

адаптации указанных лиц в обществе принят Федеральный Закон об образовании

лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).

Согласно этому закону для лиц с ограниченными возможностями здоровья

предназначены

специальные

(коррекционные)

образовательные

учреждения.

Имеющиеся у них проблемы со здоровьем, препятствуют в полном или частичном

объеме

освоению

общеобразовательных

программ

без

создания

специальных

образовательных

условий.

К

таким

условиям

относится

коррекционно-

практическая направленность обучения всех категорий детей с ОВЗ. Это целая

система

принципов

обучения,

воспитания,

реализация

которых

способствует

развитию познавательных способностей умственно отсталых школьников, а так же

их адаптации к жизни. Основным условием как общего развития, так развития

отдельных

способностей

учащихся

является

учебная

деятельность.

Для

того

чтобы достичь наибольшего эффекта в развитии учащихся, необходима особая

направленность

учебного

процесса.

Именно

таковой

является

коррекционно-

практическая направленность обучения.

Направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит

дидактическим

принципам:

наглядности,

сознательности,

системности

и

др.

Особое

значение

при

организации

обучения

детей

с

интеллектуальным

отставанием имеет принцип коррекционно-практической направленности. При его

реализации стараюсь проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения

учащиеся не только усваивали учебный материал, но и постепенно исправляли

недостатки

психического

развития.

Достижение

этой

цели

требует

учёта

и

реализации ряда общих положений и принципов.

Принцип

коррекционно

-

практической

направленности

является

основополагающим

в

преподавании

естествознания.

В

соответствии

с

ним

составлены

учебные

программы,

определено

основное

содержание

курса,

обозначены требования к знаниям и умениям учащимся. Чтобы реализовать их на

практике,

учитель

должен

знать

не

только

общие

закономерно сти

психофизического

развития

школьников

и

специфические

проблемы

каждого

ребёнка, но и возможности предмета.

Главная

задача

учителя

-

не

только

формирование

естественнонаучных

знаний,

но

и

коррекция

недостатков

умственного

и

психического

развития.

Эффективность исправления этих недостатков зависит от правильной постановки

всего учебно - воспитательного процесса в школе и применения специфических

приёмов и средств обучения. Изучение естественнонаучного материала позволяет

решать

задачи

экологического,

эстетического,

патриотического,

физического,

трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно

вызвать чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся

должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью

человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, от природы

зависит

жизнь

человека,

поэтому

все

обязаны

её

сохранять

для

себя

и

последующих поколений.

Данная

программа

предполагает

ведение

наблюдений,

демонстрацию

опытов

и

проведение

экскурсий

в

природу,

организацию

практических

и

лабораторных

работ

в

процессе

изучения

и

закрепления

материала,

а

также

привитие навыков работы на пришкольном участке. Этот учебный предмет "ведёт"

в удивительный мир природы, воздействие которого велико и многогранно.

Важная

роль

отводится

учебно

методическому

комплекту,

стержнем

которого являются средства обучения. Средства обучения делятся на две большие

группы. Главные

(учебник

и

учебные

пособия)

не

являются

единственными,

которыми может воспользоваться учитель. Есть ещё и дополнительные средства

обучения, которые делятся на 3 основные группы:

1 группа: наглядные средства обучения:

- натуральные объекты;

- учебный гербарий;

- коллекция полезных ископаемых;

- природный материал, собранный учениками;

- средства, воспроизводящие природные объекты и явления;

- макеты и муляжи.

Их

использование

на

уроках

естествознания

обогащает

представление

учащихся об окружающем мире, позволяет организовать активную деятельность по

усвоению знаний и умений, развитию восприятия, памяти, мышления

2 группа: методические и информационно - справочные материалы для

учителя и учащихся:

- словари;

- энциклопедии;

- периодические издания (журналы, вырезки из журналов, газет);

-

художественная

литература

о

природе,

её

объектах

и

людях,

их

изучающих;

- дидактический раздаточный материал.

Они

помогают

учителю

в

подготовке

и

проведении

уроков,

расширяют

общий кругозор учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к

изучению природы.

3группа:

технические

средства

обучения,

отражающие

современные

достижения науки и техники, которые значительно расширяют арсенал средств,

используемых учителем. Это:

- компьютер;

- телевизор;

- видео - и аудиоаппаратура;

- интерактивная доска;

- приборы для наблюдения за погодой.

Особую группу средств обучения естествознанию составляют те дополнительные

пособия, которые готовит к уроку сам учитель:

- специальные карточки для проверки знаний;

- карточки - загадки с изображением объектов и явлений природы;

-ребусы, кроссворды;

-модели природных объектов, самодельные приборы.

Основным достоинством созданных учителем пособий является их чёткая

ориентация на достигнутый учащимися уровень усвоения материала, а также учёт

индивидуальных особенностей и уровня развития школьников.

Использование

этих

пособий

может

помочь

учителю

в

подготовке

дополнительных средств обучения, например: в создании им "Методической папки

учителя " стендов " Изучаем раздел ", " Уголок школьника ", «Календарь природы».

Предметы курса естествознание ставят своей целью не только сообщить

школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях

живой и неживой природы, но и доступно объяснить связи между отдельными

природными

явлениями,

показать

их

причины,

продемонстрировать

взаимозависимости

между

человеком

и

природой,

сформировать

диалектико

-

материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества,

обогатить

личный

опыт

учащихся

в

результате

проведения

систематических

наблюдений

за

природой

и

природными

явлениями,

вооружить

учащихся

необходимыми

практически

навыками

и

умениями,

которые

возможно

в

дальнейшем использовать в реальной жизни.

Так

же

программой

предусмотрено

проведение

экскурсий

в

природу,

практических и лабораторных работ в процессе изучения и закрепления материала,

а так же привитие навыков работы на пришкольном участке. Этот учебный предмет

открывает школьникам удивительный мир природы.

Главная задача учителя - не только формирование естественных

научных знаний, но и коррекция недостатков умственного и психического развития.

Работа с умственно отсталыми детьми затруднена их слабой познавательной

активностью. Однако именно любознательность является важным мотивационным

фактором

обучения.

Поэтому

развитие

познавательного

интереса

на

примере

природных объектов и явлений должно занять важное место в коррекционной

работе учителя.

Принцип коррекции предлагает увеличение фонда сохранных способностей

учащихся,

прежде

всего

за

счет

развития

тех

качеств,

которые

больше

всего

отличают

учащегося

-

олигофрена

от

его

сверстников

с

неповреждённым

интеллектом.

В реализации данного принципа выделяются общекоррекционные задачи и

задачи

индивидуальной

коррекции.

Первые

нацелены

на

преодоление

или

уменьшение

интеллектуальных

недостатков,

характерных

для

всех

умственно

отсталых лиц. К индивидуальной коррекции относится исправления разных по

характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.

Стратегическими

направлениями

осуществления

принципа

коррекции

служат развитие у учащегося способности к регуляции собственной деятельности и

повышение уровня её активации.

Привлечь школьников к изучению природы, заставить удивиться её тайнам,

найти для каждого ученика «свой» интерес непросто. Положительное отношение

школьников к данному учебному курсу объясняется как интересом к содержанию

предмета, так и формой подачи учебной информации, то есть используемыми

методами

и

приемами

обучения.

Ведущее

место

при

этом

занимают

непосредственные

наблюдения

предметов

и

явлений

в

природе,

натуральных

предметов

или

их

изображений,

широко

используются

различные

виды

наглядности, возможно включение в урок красочных, эмоционально наполненных

рассказов,

разнообразных

по

форме

и

содержанию

упражнений

и

заданий,

использование собственного опыта учащихся, выполнение большого количества

наблюдений и практических работ. Таким образом, четкое планирование уроков

естествознания повышает его дидактическую, коррекционную и воспитательную

значимость.



В раздел образования