Автор: Ирина Николаевна Золотарева
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: с. Ключи? Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ при проведении уроков географии для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Раздел: среднее образование
Современная ситуация в области специального образования связана с
рядом проблем, одной из которых является поиск наиболее эффективных условий
организации
обучения
детей
с
проблемами
в
интеллектуальном
развитии.
В
соответствии
с
Конституцией
Российской
Федерации
и
Законом
Российской
Федерации «Об Образовании » эти лица имеют равные со всеми людьми права на
образование. Однако для большинства из них обучение в общеобразовательных
учреждениях общего назначения затруднено или невозможно по целому ряду
причин. В целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
получении
образования,
адаптации указанных лиц в обществе принят Федеральный Закон об образовании
лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).
Согласно этому закону для лиц с ограниченными возможностями здоровья
предназначены
специальные
(коррекционные)
образовательные
учреждения.
Имеющиеся у них проблемы со здоровьем, препятствуют в полном или частичном
объеме
освоению
общеобразовательных
программ
без
создания
специальных
образовательных
условий.
К
таким
условиям
относится
коррекционно-
практическая направленность обучения всех категорий детей с ОВЗ. Это целая
система
принципов
обучения,
воспитания,
реализация
которых
способствует
развитию познавательных способностей умственно отсталых школьников, а так же
их адаптации к жизни. Основным условием как общего развития, так развития
отдельных
способностей
учащихся
является
учебная
деятельность.
Для
того
чтобы достичь наибольшего эффекта в развитии учащихся, необходима особая
направленность
учебного
процесса.
Именно
таковой
является
коррекционно-
практическая направленность обучения.
Направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит
дидактическим
принципам:
наглядности,
сознательности,
системности
и
др.
Особое
значение
при
организации
обучения
детей
с
интеллектуальным
отставанием имеет принцип коррекционно-практической направленности. При его
реализации стараюсь проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения
учащиеся не только усваивали учебный материал, но и постепенно исправляли
недостатки
психического
развития.
Достижение
этой
цели
требует
учёта
и
реализации ряда общих положений и принципов.
Принцип
коррекционно
-
практической
направленности
является
основополагающим
в
преподавании
естествознания.
В
соответствии
с
ним
составлены
учебные
программы,
определено
основное
содержание
курса,
обозначены требования к знаниям и умениям учащимся. Чтобы реализовать их на
практике,
учитель
должен
знать
не
только
общие
закономерно сти
психофизического
развития
школьников
и
специфические
проблемы
каждого
ребёнка, но и возможности предмета.
Главная
задача
учителя
-
не
только
формирование
естественнонаучных
знаний,
но
и
коррекция
недостатков
умственного
и
психического
развития.
Эффективность исправления этих недостатков зависит от правильной постановки
всего учебно - воспитательного процесса в школе и применения специфических
приёмов и средств обучения. Изучение естественнонаучного материала позволяет
решать
задачи
экологического,
эстетического,
патриотического,
физического,
трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
вызвать чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся
должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью
человека. Школьники должны знать, что человек - часть природы, от природы
зависит
жизнь
человека,
поэтому
все
обязаны
её
сохранять
для
себя
и
последующих поколений.
Данная
программа
предполагает
ведение
наблюдений,
демонстрацию
опытов
и
проведение
экскурсий
в
природу,
организацию
практических
и
лабораторных
работ
в
процессе
изучения
и
закрепления
материала,
а
также
привитие навыков работы на пришкольном участке. Этот учебный предмет "ведёт"
в удивительный мир природы, воздействие которого велико и многогранно.
Важная
роль
отводится
учебно
–
методическому
комплекту,
стержнем
которого являются средства обучения. Средства обучения делятся на две большие
группы. Главные
(учебник
и
учебные
пособия)
не
являются
единственными,
которыми может воспользоваться учитель. Есть ещё и дополнительные средства
обучения, которые делятся на 3 основные группы:
1 группа: наглядные средства обучения:
- натуральные объекты;
- учебный гербарий;
- коллекция полезных ископаемых;
- природный материал, собранный учениками;
- средства, воспроизводящие природные объекты и явления;
- макеты и муляжи.
Их
использование
на
уроках
естествознания
обогащает
представление
учащихся об окружающем мире, позволяет организовать активную деятельность по
усвоению знаний и умений, развитию восприятия, памяти, мышления
2 группа: методические и информационно - справочные материалы для
учителя и учащихся:
- словари;
- энциклопедии;
- периодические издания (журналы, вырезки из журналов, газет);
-
художественная
литература
о
природе,
её
объектах
и
людях,
их
изучающих;
- дидактический раздаточный материал.
Они
помогают
учителю
в
подготовке
и
проведении
уроков,
расширяют
общий кругозор учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к
изучению природы.
3группа:
технические
средства
обучения,
отражающие
современные
достижения науки и техники, которые значительно расширяют арсенал средств,
используемых учителем. Это:
- компьютер;
- телевизор;
- видео - и аудиоаппаратура;
- интерактивная доска;
- приборы для наблюдения за погодой.
Особую группу средств обучения естествознанию составляют те дополнительные
пособия, которые готовит к уроку сам учитель:
- специальные карточки для проверки знаний;
- карточки - загадки с изображением объектов и явлений природы;
-ребусы, кроссворды;
-модели природных объектов, самодельные приборы.
Основным достоинством созданных учителем пособий является их чёткая
ориентация на достигнутый учащимися уровень усвоения материала, а также учёт
индивидуальных особенностей и уровня развития школьников.
Использование
этих
пособий
может
помочь
учителю
в
подготовке
дополнительных средств обучения, например: в создании им "Методической папки
учителя " стендов " Изучаем раздел ", " Уголок школьника ", «Календарь природы».
Предметы курса естествознание ставят своей целью не только сообщить
школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях
живой и неживой природы, но и доступно объяснить связи между отдельными
природными
явлениями,
показать
их
причины,
продемонстрировать
взаимозависимости
между
человеком
и
природой,
сформировать
диалектико
-
материалистические взгляды на природу и взаимодействие природы и общества,
обогатить
личный
опыт
учащихся
в
результате
проведения
систематических
наблюдений
за
природой
и
природными
явлениями,
вооружить
учащихся
необходимыми
практически
навыками
и
умениями,
которые
возможно
в
дальнейшем использовать в реальной жизни.
Так
же
программой
предусмотрено
проведение
экскурсий
в
природу,
практических и лабораторных работ в процессе изучения и закрепления материала,
а так же привитие навыков работы на пришкольном участке. Этот учебный предмет
открывает школьникам удивительный мир природы.
Главная задача учителя - не только формирование естественных
научных знаний, но и коррекция недостатков умственного и психического развития.
Работа с умственно отсталыми детьми затруднена их слабой познавательной
активностью. Однако именно любознательность является важным мотивационным
фактором
обучения.
Поэтому
развитие
познавательного
интереса
на
примере
природных объектов и явлений должно занять важное место в коррекционной
работе учителя.
Принцип коррекции предлагает увеличение фонда сохранных способностей
учащихся,
прежде
всего
за
счет
развития
тех
качеств,
которые
больше
всего
отличают
учащегося
-
олигофрена
от
его
сверстников
с
неповреждённым
интеллектом.
В реализации данного принципа выделяются общекоррекционные задачи и
задачи
индивидуальной
коррекции.
Первые
нацелены
на
преодоление
или
уменьшение
интеллектуальных
недостатков,
характерных
для
всех
умственно
отсталых лиц. К индивидуальной коррекции относится исправления разных по
характеру, главным образом, сопутствующих дефектов.
Стратегическими
направлениями
осуществления
принципа
коррекции
служат развитие у учащегося способности к регуляции собственной деятельности и
повышение уровня её активации.
Привлечь школьников к изучению природы, заставить удивиться её тайнам,
найти для каждого ученика «свой» интерес непросто. Положительное отношение
школьников к данному учебному курсу объясняется как интересом к содержанию
предмета, так и формой подачи учебной информации, то есть используемыми
методами
и
приемами
обучения.
Ведущее
место
при
этом
занимают
непосредственные
наблюдения
предметов
и
явлений
в
природе,
натуральных
предметов
или
их
изображений,
широко
используются
различные
виды
наглядности, возможно включение в урок красочных, эмоционально наполненных
рассказов,
разнообразных
по
форме
и
содержанию
упражнений
и
заданий,
использование собственного опыта учащихся, выполнение большого количества
наблюдений и практических работ. Таким образом, четкое планирование уроков
естествознания повышает его дидактическую, коррекционную и воспитательную
значимость.