Модель исследования мнения работодателей о трудоустроенных выпускниках и требований к потенциальным работникам (выпускникам)
Автор: Маркова Маргарита Николаевна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж" Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Модель исследования мнения работодателей о трудоустроенных выпускниках и требований к потенциальным работникам (выпускникам) Раздел: среднее профессиональное
(г. Белгород)
В соответствии с Положением о профессиональном стандарте трудовая
деятельность в рамках любой профессиональной деятельности состоит из
комплекса
трудовых
функций,
требующих
определенного
набора
компетенций, позволяющих адекватно осуществлять эту деятельность. Чем
сложнее
профессиональная
деятельность,
тем б ол ь ш е взаимосвязанных
функций она предполагает.
Результат и качество деятельности работника
представляют
собой
сумму
результатов
и качества
выполнения
отдельных
функций.
Именно
знание этих функций в том виде, в каком они реально существуют в трудовой
деятельности, помогает учебным заведениям совершенствовать программы
обучения
и обеспечивает
то
качество подготовки, которое
требуется для
поддержания конкурентоспособности
учебных заведений
и
создания
перспектив трудоустройства выпускников.
Основной смысл анализа потребности в умениях состоит в выяснении
понимания предприятием трудовых
функции
выполняемых работниками и
соответственно, знаний и умений которые необходимы для этого работникам.
Сопоставление
в
дальнейшем
полученной
информации
со
стандартами
профессионального
образования позволяет
учебному заведению
выявить
области умений, которые нужно внести в реализуемые программы обучения.
Задача
анализа потребностей в
умениях состоит в
обеспечении
максимального соответствия содержания обучения постоянно меняющемуся
спросу рынка труда, а сам анализ является инструментом планирования и
совершенствования образовательной деятельности учебного заведения.
Анализ потребностей в умениях способствует:
улучшению связи
учебного заведения
с сообществом
рынка
труда;
повышению качества подготовки специалистов;
совершенствовано стратегии развития учебного заведения;
определению направлений и областей повышения квалификации
сотрудников учебного заведения (поскольку новые требования работодателей
т р е б у ю т
и новых
квалификаций
и
компетенций
педагогических
и
руководящих работников;
развитию
исследовательских
и
практико-ориентированных
проектов учебных заведений;
активизации деятельности учебного заведения в области развития
программ дополнительного профессионального образования непрерывного
обучения для предприятий и граждан.
Требования
современного
рынка
труда
подвержены
стремительным
изменениям, вызванным
значительным
убыстрением
экономического
и
технологического развития в
результате
развития
информационных
и
наукоемких технологий.
Под
влиянием этих факторов происходят изменения во внутренней
структуре и методах деятельности предприятий и организации труда на них.
Массовое производство уступает дорогу производству, ориентированному на
потребителя, где
цикл оборота продукции становится очень коротким, что
резко повышает требования работодателей к рабочей силе.В этом контексте
особую р о л ь приобретает установление
и
поддержание
взаимодействия
между
учебными
заведениями и
работодателями,
т.е. вовлечение учебных
заведений
профессионального
образования в
с т р у к т у р ы социального
партнерства.
Формы взаимодействия с работодателями:
разработка содержания
профессиональных
образовательных
программ;
проведение
производственной
(профессиональной),
учебной
практики студентов на предприятиях;
участие работников предприятия в проведении занятий в учебном
заведении;
трудоустройство выпускников (в том числе в процессе обучения);
профориентация и консультирование студентов;
участие работодателей в определении требований к специалистам
(выпускникам) и оценке качества подготовки выпускников;
стажировка преподавателей на предприятиях.
Анализ
потребности
в
умениях
представляет
собой
область
пересечения интересов учебных заведений профессионального образования и
социальных партнеров на рынке труда. Однако он почти не распространен,
поскольку недостаточно разработана процедура его использования в учебных
заведениях.
Данные по развитию рынка труда составляют внешний контекст для
развития учебного заведения, формируя ею стратегию, цели и задачи, задавая
векторы развития, одним из которых является анализ потребности в умениях,
а
механизмы
достижения
целей
и
задач
учебное
заведение
должно
разрабатывать само, совместно с социальными партнерами.
Анализ потребности в умениях (процедурной точки зрения):
неотъемлемая и
обязательная
часть деятельности
учебного
заведения в рамках его стратегии обеспечения качества;
исследовательский
проект,
помогающий
учебным
заведениям
корректировать содержание
образовательных
программ
и
требования
к
достижениям выпускников;
должен
иметь
четко
сформулированные
и
понятые
всем
коллективом
учебного
заведения цели
и задачи,
а
также
разработанный
механизм и процедуру осуществления.
Процедура анализа потребности в умениях:
1)Получение
предварительной
информации
о
региональном
рынке
труда в определенной профессиональной области.
2)Постановка целей и задач исследования.
3)Определение
инструментов и
методов исследования. В качества
базового
инструмента
используется
опрос
работодателей
в
форме
анкетирования.
4)Обработка полученной информации и интерпретация данных.
После принятия решения о проведении анализа потребности в умениях
через
анкетирование
работодателей необходимо
создать рабочую
группу,
включающую
в
себя
представителей
руководства учебным заведением,
п р е п о д а в а т е л е й профессиональных
(специальных)
дисциплин,
преподавателей общеобразовательных
дисциплин,
социальных партнеров.
Численность группы до 7 человек по каждому направлению обучения. Группе
следует:
разработать (или, п р и отработанной процедуре анкетирования,
адаптировать) шаблон анкеты;
подготовиться
к проведению
анкетирования
(тиражирование
анкет, подготовка рабочих мест для компьютерной обработки результатов и
пр.);
провести тренинг с дополнительными интервьюерами, которые
не входят в рабочую группу.
Отбор предприятий осуществляется рабочей группой.
Рекомендуется:
проводить опрос на тех предприятиях, где трудоустроены (могут
потенциально трудоустроиться) выпускники учебного заведения;
выбирать предприятия
разного
масштаба
и р а зн ы х типов,
поскольку трудовая
деятельность (даже
в рамках одной профессиональной
деятельности)
на
разных
предприятиях может
отличаться
по составу
трудовых функций;
отдавать
предпочтение предприятиям, конкурентоспособным на
рынке труда, исходя из предварительно полученной информации.
Анкеты должны
содержать только
ту
информацию, которая
имеет
непосредственное значение для совершенствования подготовки специалистов
данного учебного заведения, включая:
о б щ и е данные
о
предприятии
(это
особенно в а ж н о при
взаимодействии с
новыми работодателями) и данные о лице, с которым
проводится интервью;
общие данные об уровне образования сотрудников;
перечень трудовых функций специалиста конкретного профиля
(специальности) на данном предприятии (в организации);
степень ориентированности предприятия на использование новых
технологий
и
инноваций
и
на развитие в
целом
(включая
отношение
к
обучению и повышению квалификации работников);
оценку умений,
знаний
и личностных
качеств действующих
работников данной специальности;
требования к
знаниям,
умениям
и
личностным качествам
специалистов данного профиля (специальности) в привязке к тем трудовым
функциям, которые они реально выполняют на данном предприятии.
Д л я ускорения
процедуры опроса
рабочая группа
образовательного
учреждения
может
предложить
респондентам готовый перечень трудовых
функций специалиста на предприятии и связанных с ними знаний, умений и
личностных качеств.
П р и наличии
и
использовании
на предприятии
профессиональных
стандартов
или
стандартов
предприятия,
рабочая группа
при
формулировании
требований к
знаниям,
умениям
и личностных
качеств
специалиста должна руководствоваться именно этими документами. В ходе
опроса
респонденты
и
корреспонденты оценивают и
корректируют
предложенный перечень, что необходимо для сопряжения
требований сфер
образования и труда.
При подготовке интервьюеров необходимо уделять особое внимание:
пониманию целей и задач анкетирования и анализа потребностей
в умениях в целом;
пониманию всех разделов и вопросов анкеты и умению объяснить
их смысл респондентам;
тренингу терпения: не торопиться и фиксировать все сведения,
которые представляют опрашиваемые, даже
если они
выходят
за
рамки
конкретных вопросов анкеты.
Форма
подготовки
интервьюеров -
с е ми н а р ы или
тренинги,
проводимые членами рабочей группы. При анализе анкеты нужно учитывать
всю полученную информацию.
Предварительные
действия
при
установлении
контактов
с
предпринимателями и предприятиями:
1)
договоренность
(со
стороны
руководителя
учебного
заведения
или руководителя рабочей группы) с руководством предприятия о времени
проведении анкетирования, изложение его целей и задач.
2)
подготовка письма
на
имя руководителя
предприятия, которое
направляется на
предприятие
вместе
с образцами
анкет, просьбой
санкционировать опрос соответствующих
руководителей и специалистов и
сообщить координаты ответственного представителя от предприятия.
Желательно установить непосредственный контакт с руководителем и
заполнять анкету, проводя интервью. Но если такая возможность отсутствует,
следует разослать анкеты, хотя не стоит ожидать от анкетирования высокой
результативности, поскольку наши работодатели, не привыкшие к такому
виду деятельности, просто ничего не сделают или сделают все формально.
Соблюдение процедур опроса:
1) Как правило, руководитель предприятия отвечает только на самые
общие
вопросы
(или
же
сразу направит
вас в отдел кадров), остальную
информацию
следует
получить
у
соответствующих
сотрудников
(руководителей).
2 ) Относительно функций, выполняемых конкретными работниками,
требований к их знаниям, умениям и личностным качествам, необходимым
для выполнения данных функций, следует опрашивать сотрудников разных
уровней:
руководителя подразделения,
являющегося
непосредственным
руководителем (начальником) специалистов целевой специальности;
самих
работников,
ежедневно
выполняющих
конкретные
функции, используя при этом определенные знания и умения.
Таким
образом,
опрос проводится среди руководителей предприятия
и/или
начальников
кадровой
служб,
руководителей
подразделений,
самих
работников.
3 )
П р и проведении анкетирования необходимо
фиксировать всю
получаемую информацию, а не только ответы на конкретные вопросы анкет.
Сбор и анализ информации:
По
завершении опроса
следует
обобщить
и
проанализировать
полученную информацию по каждому разделу и вопросу анкеты, после чего
э т а информация
должна
быть соотнесена с
конкретными
интересами
учебного заведения. При
обобщении
результатов
опроса
относительно
з н а н и й , у м е н и й
и лично стных качеств
необходимо
в
комплексе
проанализировать
следующую информацию:
оценку
действующих
специалистов
по
предложенным
параметрам, требования руководителя
подразделения и мнение специалистов, работающих по этой специальности.
«Наложение»
полученных
данных
позволит в а м выявить
значимую
информацию и обеспечит ее объективность.
После
этого
надо
сравнить
данные,
собранные
при
анкетировании
различных предприятий (по форме собственности, объему деятельности), и
попытаться
выявить
закономерности,
касающиеся
диверсификации
требований.
Подготовка отчета:
Результаты
анализа
полученной информации
оформляются в
виде
отчета. По каждому разделу отчета делаются выводы, и отчет завершается
рекомендациями по внесению изменений в учебные программы и планы или
разработке
новых программ
и
их
содержанию
(отдельный
раздел
программы).
Одновременно
при
проведении анализа потребностей
в
умениях
выявляется необходимость
в
новых
специальностях
обучения,
что
также
важно для усиления позиции учебного заведения на рынке образовательных
услуг.
Ценность анализа потребности в умениях состоит еще и в том, что в
процессе этой деятельности происходит реальное взаимодействие учебного
заведения с
социальными
партнерами,
что
способствует развитию
социального
диалога,
повышению
мотивации
работодателей
к
взаимодействию
с
учебными
заведениями,
поскольку
они получают
возможность реально влиять на качество подготовки специалистов, а учебное
заведение
будет
иметь
возможность
получить
дополнительный
источник
финансовых средств, т.к. будет иметь возможность работать на заказ для
работодателя.
Список литературы:
1.
Батрова
О.Ф.
Модульно-компетентностный
подход
как
основа
построения содержания профессионального образования.
2.
Бернадский
Ю.И.
Роль
общественных
бизнес-объединений
в
консолидации
предпринимательства
России.
Опыт
взаимодействия
и
перспективы.
3.
Стратегия социально-экономического развития Омской области до
2020 года.
4.
Чепуренко
А.Ю.
Предпринимательство
как
выбор
жизненной
стратегии.