Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"


Автор: Лесная Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№89
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание дошкольников в современной

образовательной среде.

В современных условиях одним из центральных направлений работы с

подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас

возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к

его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – является одной из

основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным

условием для выполнения которой является тесная взаимосвязь с

родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных

традиций.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и

любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение

неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство

своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно

выделить целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,

дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения

страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим

народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на

занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со

взрослыми и сверстниками.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью

Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда

закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и

формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим

ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный

возраст как период становления личности имеет свои потенциальные

возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и

относиться чувство патриотизма.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед

обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому.

Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это

результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого

раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны

формировать у детей первые представления об окружающем мире, дать

возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это

приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и

патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое

человеческое чувство. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой

народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному

Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это

истины, которые должны затрагивать чувства. Работа эта требует творческих

усилий и поисков.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для

того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять

себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы

пути и методы патриотического воспитания в ДОУ. В дошкольном детстве

патриотическое воспитание связано с эстетическим, с музыкальным. В него

входит прослушивание песен военных лет, о родной стороне. Это

способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных

эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В

доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания

нашего государства.

Большое значение придается героико-патриотическому воспитанию

детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой

Отечественной войны. Конечно, для ребят – это легенда далекого прошлого.

Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом

рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и

поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные

игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать

обращение к фольклору.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями

народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость

русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и

уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая

реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное

организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому,

к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление

патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о

родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний

ребенка о своей стране.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое

воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку

старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность

участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей

живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие,

чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего

мира.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста -

формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки,

чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как

сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

включают:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу,

селу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе

родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства,

как представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного

возраста раскрывается следующим образом:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам,

традициям, народно-прикладному искусству, устному народному

творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками,

предками, родословной, семейными традициями; с детским

садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;

с городом, селом, его историей, гербом, традициями,

выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего

времени, достопримечательностями;

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в

разные сезоны года, организация сезонного земледельческого

труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и

другое;

организация творческой продуктивной, игровой деятельности

детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о

человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с

приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по

необходимости.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной

связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни,

своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на

него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Детский сад со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в

этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники

и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к

общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с

историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам;

посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.

Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного

проекта, ведет подборка художественной литературы, готовит презентации,

посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и

сценарии развлечений

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты,

какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы

передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и

патриотических чувств.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать

и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к

Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства

единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы

будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство

привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической

работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей

стране.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками.



В раздел образования