Автор: Лесная Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№89
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников в современной образовательной среде"
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников в современной
образовательной среде.
В современных условиях одним из центральных направлений работы с
подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас
возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к
его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным
условием для выполнения которой является тесная взаимосвязь с
родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных
традиций.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство
своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно
выделить целый комплекс задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью
Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда
закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и
формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим
ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный
возраст как период становления личности имеет свои потенциальные
возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и
относиться чувство патриотизма.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед
обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому.
Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это
результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого
раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны
формировать у детей первые представления об окружающем мире, дать
возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это
приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и
патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое
человеческое чувство. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному
Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это
истины, которые должны затрагивать чувства. Работа эта требует творческих
усилий и поисков.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для
того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять
себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы
пути и методы патриотического воспитания в ДОУ. В дошкольном детстве
патриотическое воспитание связано с эстетическим, с музыкальным. В него
входит прослушивание песен военных лет, о родной стороне. Это
способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных
эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В
доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания
нашего государства.
Большое значение придается героико-патриотическому воспитанию
детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой
Отечественной войны. Конечно, для ребят – это легенда далекого прошлого.
Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом
рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и
поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные
игры, выступления взрослых.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать
обращение к фольклору.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями
народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость
русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и
уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая
реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное
организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому,
к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление
патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о
родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний
ребенка о своей стране.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку
старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность
участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей
живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие,
чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего
мира.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста -
формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки,
чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как
сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
включают:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу,
селу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения к природе
родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих
национальных особенностей, чувства собственного достоинства,
как представителя своего народа, и толерантного отношения к
представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста раскрывается следующим образом:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам,
традициям, народно-прикладному искусству, устному народному
творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками,
предками, родословной, семейными традициями; с детским
садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
с городом, селом, его историей, гербом, традициями,
выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего
времени, достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в
разные сезоны года, организация сезонного земледельческого
труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и
другое;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности
детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о
человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с
приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по
необходимости.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной
связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни,
своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на
него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Детский сад со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в
этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники
и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к
общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с
историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам;
посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.
Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного
проекта, ведет подборка художественной литературы, готовит презентации,
посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и
сценарии развлечений
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты,
какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы
передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и
патриотических чувств.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать
и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к
Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства
единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы
будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство
привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической
работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей
стране.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.