Автор: Мамонтова Елизавета Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Стрелецкая СОШ"
Населённый пункт: с. СтрельцыТамбовской области
Наименование материала: план работы учителя-наставника на 3 года
Тема: "Работа учителя-наставника с молодым специалистом"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
С.В.Вязовова ______________________
1 сентября 2015 г.
План работы
учителя – наставника
с молодым специалистом
на 3 года
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: Терина Елена Валерьевна
Образование: высшее
Какое учебное заведение окончил: Тамбовский государственный университет
им. Г.Р. Державина
Год окончания учебного заведения: 2015 г.
Специальность по диплому: филолог
Педагогический стаж: 2,4
Молодой специалист
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель
Предмет: русский язык и литература
Учебная нагрузка: 19
Классы: 8, 9, 10,
Классное руководство: 9
Квалификационная категория: нет
Сведения о педагоге – наставнике
Фамилия, имя, отчество: Мамонтова Елизавета Михайловна
Образование: высшее
Какое учебное заведение окончил: Тамбовский государственный педагогический
институт
Год окончания учебного заведения: 1978 г.
Специальность по диплому: русский язык и литература
Квалификация по диплому: учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж: 44 года
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель, руководитель МО учителей русского языка и литературы
Предмет: русский язык и литература
Учебная нагрузка: 25 часов
Классы 5,7-а,7-б,11
Квалификационная категория: первая
Цель работы:
развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
Задачи:
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении
общедидактического и методического уровня организации учебно –
воспитательной деятельности;
создание условий для формирования индивидуального стиля творческой
деятельности молодого педагога;
развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Этапы реализации плана работы:
–
1 этап – диагностический
–
2 этап – самостоятельный творческий поиск
–
3 этап – оценочно-рефлексивный
I этап (1 год работы)
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
Мероприятия по
планированию, организации и содержанию деятельности
№
п/
п
Планируемые мероприятия
Срок
исполнения
1
Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные
планы школы. Специфика обучения русскому языку и
литературе в школе.
Инструктаж: Нормативно – правовая база школы
(программы, государственные стандарты), правила
внутреннего распорядка школы;
Практическое занятие: Планирование и организация
работы по предмету (знакомство с УМК, методической
литературой, изучение основных тем программ,
составление календарно-тематического планирования,
составление рабочих программ, поурочное
планирование);
Изучение инструкций: Как вести классный журнал,
личные дела обучающихся; Выполнение единых
требований к ведению дневников и тетрадей;
Сентябрь
2
Посещение молодым специалистом уроков учителя -
наставника в 5, 7 классах. Самоанализ урока
наставником;
Собеседование «Самообразование - лучшее
образование». Оказание помощи в выборе
Сентябрь
методической темы по самообразованию;
Практикум по темам "Разработка поурочных планов",
"Триединая цель урока и его конечный результат".
3
Занятие: Планирование внеурочных занятий;
Посещение уроков молодого учителя с целью
знакомства с работой, выявления затруднений, оказания
методической помощи;
Практическое занятие: Требования к плану
воспитательной работы. Методы познания личности.
План – характеристика класса. Тематика родительских
собраний. Беседа с родителями.
Методические разработки: требования к анализу урока
и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы
урока;
Практическое занятие. Как работать с ученическими
тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке
тетрадей);
Октябрь
4
Занятие: Работа со школьной документацией; Обучение
составлению отчетности по окончанию четверти;
Изучение положения о текущем и итоговом контроле за
знаниями учащихся;
Участие в работе МО .
Занятие: Современный урок и его организация;
Практикум: Разработка конспекта урока. Цель: научить
молодого специалиста грамотно составлять конспект
урока.
Ноябрь
5
Беседа: Организация индивидуальных занятий с
различными категориями учащихся. Индивидуальный
подход в организации учебной деятельности;
Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ
педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин
конфликтных ситуаций;
Посещение молодым специалистом уроков учителя -
наставника в 9 классе;
Декабрь
6
Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические
требования к проверке, учету и оценке знаний
учащихся;
Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда;
Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют
на качество преподавания»;
Январь
7
Занятие: Формы контроля знаний, как помочь
обучающимся подготовиться к экзаменам.
Посещение уроков, мероприятий, классных часов,
праздников у опытных учителей школы;
Посещение уроков молодого учителя с целью
выявления затруднений, оказания методической
помощи;
Практикум: "Современные образовательные
технологии, их использование в учебном процессе";
Февраль
8
Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход
из неё; Анализ педагогических ситуаций. Анализ
различных стилей педагогического общения
(авторитарный, либерально-попустительский,
демократический). Преимущества демократического
стиля общения. Структура педагогических воздействий
(организующее, оценивающее, дисциплинирующее);
Беседа: Виды контроля, их рациональное
использование на различных этапах изучения
программного материала;
Март
9
Практическое занятие: Введение в активные методы
обучения (превращение модели в игру, имитационные
игры);
Участие молодого специалиста в заседании МО
(выступление по теме самообразования), в неделе
молодого специалиста, оказание помощи при
подготовке открытого мероприятия по воспитательной
работе;
Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с
родителями;
Апрель
10
Анкетирование: Профессиональные затруднения.
Степень комфортности нахождения в коллективе;
Анкетирование: Оценка собственного
квалификационного уровня молодым учителем и
педагогом наставником;
Индивидуальное собеседование по выявлению сильных
и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к
педагогической деятельности, выявление склонностей
и личных интересов.
Май
II этап (2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
№
п/
п
Планируемые мероприятия
Срок
исполнения
1
Корректировка и утверждение плана работы с
молодыми специалистами
Август
2
Анализ изменений в программах, учебных планах,
других документах к началу учебного года. Изучение
нормативно-правовой базы. Ведение документации
Сентябрь
3
1.
Классное руководство. Составление
характеристики класса с учётом возрастных
особенностей учащихся. Моделирование
воспитательной системы класса (диагностическое
исследование целей класса, проектирование целей,
деятельность по сплочению и развитию классного
коллектива, критерии и способы изучения
эффективности воспитательной системы класса).
Ознакомление с планами работы лучших классных
руководителей школы: Структура плана
воспитательной работы классного руководителя.
Основы составления психолого-педагогической
характеристики класса и учащегося.
2.
Классный час как урок взаимопонимания.
Октябрь
4
Беседа: «Инновационные образовательные технологии,
их использование в учебном процессе».
Занятие: «Учебно-исследовательская деятельность
учащихся как модель педагогической технологии»
Ноябрь
5
Практикум «Организация исследовательской работы
учащихся, оформление работ, подготовка к
выступлению и защите реферата»
Декабрь
6
1.
Методика целеполагания. Основы самоанализа
урока. Программа самонаблюдения и самооценивания
урока.
2.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
3.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный
анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения
самоанализа урока. Классификация уроков по ФГОС
4.
Подготовка к ЕГЭ. Разбор КИМ по русскому
языку и литературе для 9 классов.
5.
Январь
7
6.
Посещения уроков с целью оказания
методической помощи.
Февраль
8
Беседа: Анализ урока.
Памятки для проведения анализа урока. Советы
молодому учителю по подготовке урока.
Практикум: Совместный анализ урока учителем и
завучем – эффективный способ внутришкольного
повышения квалификации
Март
9
Динамика роста профессионализма молодого учителя –
участие в неделе молодого учителя»:
открытый урок;
выступления-презентации на педсовете по теме
самообразования;
методическая выставка (систематизация
наработок за 2 года профессиональной деятельности);
представление молодого учителя наставником.
Оказание методической помощи при подготовке
к «Неделе молодого специалиста»
Апрель
10
Выявление педагогических проблем молодого учителя,
выработка необходимых рекомендаций.
Участие молодых специалистов в общешкольных
мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.
В течение года
III этап (3 год работы)
Тема «Выбор индивидуальной линии»
№
п/
п
Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Дата
1
Корректировка и утверждение плана работы с
молодыми специалистами
Август
2
Анализ изменений в программах, учебных планах,
других документах к началу учебного года.
Составление рабочей программы по ФГОС
Сентябрь
3
1.
Изучение нормативных документов по
аттестации педагогических работников.
2.
Аттестация. Требования к квалификации
педагогических работников.
Октябрь –
ноябрь
4
1.
Система нестандартных уроков, нестандартные
уроки в планах методической работы,
Информационные технологии в учебной деятельности.
Создание программного продукта.
Декабрь
5
1.
Разнообразие методов и форм внеклассной
работы по предмету.
2.
Система работы с одаренными детьми.
3.
Определение «одарённые дети», «высоко
мотивированные дети». Качества педагогов,
необходимые для работы с одарёнными детьми.
Организация научно-исследовательской деятельности
учащихся.
4.
Научно-исследовательская деятельность молодых
педагогов.
Январь
6
Программа профильного обучения.
5.
Модель выпускника школы. Социальный заказ
общества.
6.
Февраль
7
Организация работы учителя по достижению уровня
умений и навыков, заложенных в модели выпускника
школы.
Март
8
Подведение итогов работы «Школы молодого учителя»:
1.
Анализ карьерных перспектив молодого учителя.
Практикум «Анализ учителем особенностей
индивидуального стиля своей деятельности»
2.
Апрель
9
Выявление педагогических проблем молодого учителя,
выработка необходимых рекомендаций.
Май
10
Участие молодого учителя в общешкольных
мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.
В течение года
Планируемые результаты при реализации плана работы:
1.
Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого
специалиста.
2.
Совершенствование системы научно-методической работы МБОУ
«Стрелецкая СОШ»
3.
Повышение качества образования.
4.
Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-
воспитательного процесса.
Основные показатели плана работы:
1.
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и
ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
2.
Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.
3.
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка,
проводить индивидуальную работу.
4.
Умение проектировать воспитательную систему
5.
Умение индивидуально работать с детьми.
6.
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
7.
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
8.
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.