Напоминание

На небе звезд и солнца очень много


Автор: Яковлева Елена Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 50 "Непоседа"
Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: конспект
Тема: На небе звезд и солнца очень много
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект образовательной ситуации по художественно - эстетическому

развитию в подготовительной к школе группе

Тема: «На небе солнц и звезд очень много»

Программное содержание:
Расширять знания детей о своей малой Родине, о чувашском народном творчестве. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия изделий декоративно-прикладного искусства. Обучать созданию образа-символа чувашского узора, изображающего солнце или звезду в технике аппликации. Побуждать к самостоятельному созданию геометризированного орнаментального образа по определенному конкретному содержанию. Обогащать и закреплять словарный запас: элементы чувашского (русского) узора, семицветное небо, элементы солнца. Поощрять самостоятельность в цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства. Формировать у детей начала национального самосознания, интереса к национальной культуре.
Материал и оборудование:
- вышитые изделия с узорами солнца или звезд; - карточки с рисунками узора солнца; - карточки с элементами русского и чувашского узора; - бумага красного и белого цветов для фона по количеству детей; - бумага желтого, зеленого, синего, белого, красного, черного цветов размером 1,5*6 см. - фланелеграф с элементами узора солнца - схема вырезания лучей солнца
Предварительная работа:
- знакомство с элементами русского узора; - Дидактическая игра «Сложи узор»; - рисование, аппликация по мотивам русского народного орнамента; - беседа с детьми о Чувашии; - рассматривание утвари и одежды с элементами чувашского орнамента.
Методические приемы:
1. Рассматривание детьми карточек с элементами чувашского и русского орнаментов. 2. Вопросы к детям: Что изображено на карточках? Почему все элементы разные? Как вы думаете, что они обозначают? 3. Рассказ воспитателем чувашского предания о звездах. 4. Рассматривание изделий чувашского национального костюма с вышивкой, нахождение элементов звезд и солнца. 5. Детальное рассматривание образа-символа чувашского узора, изображающего солнце или звезду. 6. Объяснение 1 ребенком способа вырезания лучей при помощи схемы. 7. Выкладывание 2 ребенком узора на фланелеграфе. 8. Индивидуальная помощь воспитателя детям во время выполнения работы. 9. Анализ детских работ по плану: что ты изобразил, кому бы хотел подарить, что хотел сказать этим подарком; организация выставки
Ход образовательной ситуации.

- Ребята, я думаю, что многие из вас бывали в музеях, где устраивают различные выставки. Вот и у нас в группе сегодня устроена небольшая выставка изделий прикладного искусства. Какие знакомые изделия вы видите на этой выставке? (платье, сарафан, платок, фартук, рубаха и пр.). Наши прапрабабушки были большие мастерицы. Очень искусно они украшали одежду. Одежда многое могла рассказать о своих хозяевах, чем они занимались, сколько им лет, откуда родом, каков их достаток.
Дидактическая игра «Найди узор».
На столе – карточки-символы. Я предлагаю взять по одной карточке и сказать, что на ней изображено. Правильно, это элементы узоров, которые русские и чувашские мастера использовали для украшения одежды, посуды, игрушек. У кого элементы русского узора? Как они называются? А у кого элементы чувашского узора? Как вы думаете, что обозначают узоры на карточках, на что они похожи? Правильно, это узоры, изображают солнце и звезды. Подумайте и скажите, почему они все разные? (ответы детей) - Чувашская вышивка!.. Где найти такие слова, чтобы рассказать о неповторимой красоте орнаментов и радужном разноцветье красок? А может и не нужно ничего искать, а просто рассказать одну из многочисленных легенд, связанных с национальной вышивкой. Ну, скажем, вот эту… «По представлению чуваш, на небе столько же звезд, сколько людей на земле. У каждого человека, считают чуваши, есть своя звезда. В старину верили: когда умирает человек, звезда падает, она спускается с неба на землю. С рождением человека на небе загорается новая звезда. Но среди великого множества звезд, из которых одни падают, другие только зажигаются, есть основные, которые существуют всегда. У них, будь это отдельная звезда или целое созвездие, есть названия – собственные имена – Венера, большая Медведица, Млечный путь и т.д. Чуваши в древние времена небо представляли семицветным, думали, что оно состоит из 7 слоев или этажей. Они полагали, что в ночное время звезды выходят через все слои неба и смотрят на земной мир. Как живые существа они играют, перемигиваются, могут падать на землю. Кроме этого, чуваши воспевали солнце, про него они говорили так: Солнце красное восходит, Красотою мир сияет. Стоит солнцу закатиться, Красоту и мир теряет» Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать.
Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем «хевел терри» - солнечными» - решили мудрецы и вернули Солнце назад. Дневное светило на многих узорах вышивается с ногами (солнце, месяц и другие астрономические объекты воспринимались как живые существа и обожествлялись). Чувашам очень нравились звезды, солнце на небе и поэтому они рисовали звезды и солнце, украшали свою одежду, полотенца, салфетки вышивкой, изображающей звезды или солнце. Посмотрите, как по-разному они изображали звезды и солнце (дети рассматривают). Давайте рассмотрим изделия чувашских мастериц и попробуем найти на них элементы солнца и звезд. К а к вы думаете, ч т о о н и хотели сказать своими узорами? (Ответы детей) Да, мастерицы при помощи вышивки рассказывали нам о солнце, о мире, о небе. - А вы, ребята, хотели бы научиться писать письма, но не буквами и словами, а узорами?
Похожие на письмена

Рисунки эти и узоры

Впрок очаровывают взоры

И связывают времена.

Сегодня мы с вами создадим чувашскими узорами аппликацию «На небе солнц и звезд очень много». Какой узор должен быть обязательно в вашей картине? (Узор солнца). Сколько таких узоров должно быть? Почему? (Чуваши считали, что солнц много, а не одно). Подробнее рассмотрим изображение солнца. Какие основные цвета использованы? Для чувашской вышивки характерно сочетание "теплых" и "холодных" тонов.
Красным
цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.
Желтый
цвет означает цвет солнца, радости, счастья.
Белый
цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.
Зеленый
цвет - цвет природы, жизни.
Синий
цвет - цвет волшебства.
Черным
цветом- цветом Земли, цветом добра, окаймлялся только узор вышивки. - Какой формы лучи у солнца? (треугольной) Как расположены лучи? (попарно) - А теперь послушайте внимательно, как и в какой последовательности надо вырезать лучи солнца, для этого мне нужен помощник. У меня есть схема, на которой изображена последовательность вырезания лучей. Кто сможет прочитать схему? (ребенок по схеме объясняет последовательность вырезания лучей) - После того как лучи вырезаны, их надо правильно разложить на листе бумаги. Подумайте, как должны располагаться лучи солнца? (Ответы детей) Кто мне поможет выложить узор на фланелеграфе? Теперь вы все знаете, можете приступать к аппликации, но сначала поиграем в игру
«Нам хорошо»:
В Чувашии мы живем, (руки в стороны) Есть у каждого свой дом, (руки домиком) Есть работа, (кулачек об кулачек) Есть друзья, (хлопаем в ладоши) Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя). - А теперь выберите себе фон. Будьте внимательны, если вы выбрали красный фон, то каких лучей солнца в вашей аппликации быть не должно? (Красных). Почему? Да, потому что они будут сливаться (дети подбирают бумагу для фона, садятся на свои места и приступают к аппликации). Воспитатель по мере необходимости тихо дает советы, рекомендации. После того, как 1 ребенок закончил аппликацию педагог подходит к нему и просит проанализировать рисунок. - Что ты изобразил в своей аппликации? - Кому ты хочешь ее подарить? - Что ты хочешь сказать этому человеку своим узором? (Организация выставки).
Использованная литература:
1. Васильева Л.Г. Детское орнаментальное творчество: учебно-методическое пособие - Чебоксары, ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015 – 96с. 2. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Чебоксары: «Новое время», 2005 – 88с. 3. Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам Чебоксары, 2001 – 55с. 4. Родник: хрестоматия – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006 – 228с.


В раздел образования