Авторы: Паршкова Арина Александровна, Свечникова Людмила Валентиновна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Перспективное планирование
Тема: Перспективный план по экспериментированию в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Месяцы
Н
е
д
е
л
я
Совместная деятельность детей и взрослого
Материал и
оборудование
ООД
Режимные моменты
Сентябрь
Тема: «Почва
- живая
природа»
1
Исследовательская деятельность: опыты по
проращиванию лука в разных условиях.
Цель: Развитие умения проводить несложные
эксперименты.
Наблюдение на прогулке за почвой,
растениями при помощи лупы.
Макетирование «Состав земли» (срез)
Познавательная беседа « Кладовая земли»
Изобразительная деятельность: «Придумай и
нарисуй животное, которое обитает в почве».
3 емкости (с водой, с
землей, пустая) 3
луковки.
Лопатка, лоток, лупы.
Листы бумаги,
карандаши, краски
«Почва -
живая
природа»
2
Беседа «Обитатели подземного царства»
Цель: Знакомство с особенностями песка,
глины, камней.
Викторина « А знаете ли вы…?
Чем и как дышат почвенные обитатели?
Куда исчезают опавшие листья?
Каковы правила поведения в лесу, парке?
Чтение художественной литературы: Г. Х.
Андерсен «Дюймовочка»
Иллюстраций с
обитателями в недрах
земли ( корни растений,
дождевые черви, крот,
личинки насекомых)
«Камни,
песок, глина»
3
Исследовательская деятельность
: опыты
- «Фильтрация воды»
-«Вода двигает камни»
«Умная галка»
Цель: сравнение свойств песка, глины, камня.
Рассматривание коллекции минералов
Цель: Формирование бережного отношения к
Земле и ее богатствам
Игра на прогулке «Выложи узор из камней»
Игра – эксперимент «Песчаные бури»
«Сыпучий песок»
Коллекция минералов,
камни.
Стаканчики, песок,
глина, камни, вода,
марля.
«Камни,
глина»
4
Беседа « Рукотворный мир. Для чего человеку
камни и глина»
Цель: развитие познавательного интереса по
применению человеком песка, глины, камня.
Игра « Из чего сделаны предметы»
Мини- музей « Предметы из камня и глины»
Картинки с
изображением зданий,
сооружений,
памятников, скульптур,
украшения, талисманы
(изделия из камня)
Октябрь
«Какая
бывает вода?»
1
Исследовательская деятельность
Опыты
Цель: Уточнение представлений о свойствах
воды: без запаха, имеет вес, прозрачная, не
имеет формы
Игра «Какая бывает вода»
Составление мнемотаблиц
Наблюдение на прогулке за лужами.
Таз с водой, стаканы,
сосуды разной формы,
соломинки для
коктейля, воронки
« Бесценная и
всем
необходимая
вода»
2
Исследовательская деятельность: вода
растворитель
Цель: выявление веществ, которые
растворяются в воде
Чтение познавательного рассказа « Волшебная
жидкость, которую мы пьем»
Цель: Закрепление знаний о бережном
использовании воды.
Игра «Где человек использует воду?»
Опыты в мини-лаборатории: « Куда делась
вода»
Сосуды разного размера
и формы, вода,
стиральный порошок,
соль, сахар, мука, мел,
пластилин, шуруп,
растительное масло,
палочки, ложки, марля,
фильтр бумажный
.
Емкости с окрашенной
водой, помещенные в
разные условия,
дневник наблюдений.
«Круговорот
воды в
природе
3
Просмотр развивающего мультфильма
«Путешествие капельки»
Цель: Уточнение знаний о круговороте воды в
природе»
Игра- путешествие « Ходит капелька по кругу»
Опыты в мини-лаборатории: « водяная
мельница»
Мультфильм
Картинка с
изображением
«круговорот воды в
природе»
Вертушка, емкость с
водой.
« Обитатели
морских
глубин
4
Исследовательская деятельность:
«Откуда берется и куда исчезает вода»
Цель:
уточнение
знаний
об
испарении
и
конденсате
.
Чтение художественной литературы
А. Талиб « Откуда вода берет силу»
Беседа « Реки, озера, моря и их обитатели»
Цель: Уточнение знаний о жителях глубин»
Игра- викторина « Вода- источник жизни»»
Емкость с горячей
водой, охлажденная
металическая крышка.
Картинки с
изображением: реки,
озера, моря, океана и
обитатели водных
глубин.
Ноябрь
«Волшебные
стеклышки
1
Эксперимент
«Волшебные стеклышки»
Цель: уточнение знаний детей о приборах для
наблюдения - микроскоп, лупа.
Беседа « Наши увеличительные друзья»
Цель: обобщение знаний о приборах подзорная
труба, бинокль, ознакомление с областями
применения
Игра на прогулке « Посмотри на природу через
лупу»
Лупы, микроскоп,
различные мелкие
предметы, семена
фруктов, овощей, листья
деревьев.
Картинки с
изображением
подзорной трубы,
телескопа, бинокля.
«Сила,
трение»
2
Беседа « Почему предметы движутся»
Цель:
уточнение
знаний
о
физических
понятиях: сила, трение.
Наблюдение на прогулке за игрушками,
перемещающимися по земле, по веранде и по
земле.
Опыты в мини-лаборатории: определение силы
трения на стекле, листе бумаги.
Машинки, шары, книги,
неваляшка, кусочки
мыла, стекла, листы
бумаги, карандаши,
микроскоп.
Машинки, мячи.
«Хитрости
инерции»
3
Исследовательская деятельность: « Хитрости
инерции»
Цель: ознакомление детей с физическим
явлением- инерцией, практическое
использование инерции.
Игра - беседа: « Упрямые вещи на свете живут,
инерцией это упрямство зовут.
Опыты в мини-лаборатории: « кто быстрее»
Небьющиеся стаканы с
водой, листы бумаги,
вареные и сырые яйца,
тарелки.
«Сила,
притяжение»
4
Опыты в мини - лаборатории: « почему все
падает на землю»
Наблюдение за птицами.
Игра « Летает, не летает»
Предметы из разных
материалов (дерево,
металл, пластмасса,
бумага, пух.
Декабрь
« Воздух - это
жизнь»
1
Исследовательская деятельность: Опыты с
воздухом.
«Воздух - невидимка»
Цель: уточнение понятия « воздух» и его роли
в жизни человека, животных, растений.
Игры на прогулке с вертушками.
Дыхательная гимнастика « Пузырьки в
стакане»
Чтение художественной литературы
Г. Юрмин «Удивительное о растениях»
Емкости с водой,
трубочки,
полиэтиленовые пакеты,
воздушные шарики,
свеча, банка, спираль
бумажная.
« Воздух -
растения
2
Беседа « Воздух в жизни растений»
Цель: Обобщение знаний о том, что воздух
необходим для роста, дыхания, размножения,
выживания в разных неблагоприятных
условиях.
Мини-лаборатория: « Где теплее»
« Ветер»
3
Исследовательская деятельность: опыт ветер
в комнате « живая змейка»
Цель: обобщение знаний о ветре, как о потоке
воздуха
Инсценировка - беседа « Мы ветры»
Наблюдение за ветром: сила, направление, как
ведут себя люди, деревья, облака на небе,
проволока на столбах.
Две свечи, «
змейка»(круг
прорезанный по
спирали.
«Воздух и
аромат»
4
Экологический практикум в мини-лаборатории
« Воздух и аромат»
Цель: Уточнение знаний об изменении запаха
воздуха.
Экологическая беседа «Вот труба над нею
дым»
Наблюдение на прогулке « Ароматы возле
нашей кухни»
Картинки с
изображение: трубы с
дымом, костра, фруктов,
парфюма, машины с
выхлопной трубой,
горы, лесов.
Январь
2
Исследовательская деятельность: « Чем
Сантиметровые ленты,
«Длина»
можно измерить длину» Цель: обобщение
представлений детей о мерах длины:
условная мерка, единица измерения
линейки, простые
карандаши, бумага.
Игра « Дорога к дому» измерение с помощью
условной мерки.
Игра-наблюдение « Измерим наш участок »
« Звездное
небо и
созвездия»
3
Экскурсия в планетарий
Цель: ознакомление с астрономическими и
географическими понятиями.
Изобразительная деятельность «Нарисуй
планету, которая тебе больше запомнилась»
Цель: совершенствование умений рисовать
планеты.
Наблюдение за небом в разное время суток.
Листы А 4, акварель,
иллюстрации с
планетами.
«Все обо
всем»
4
Исследовательская деятельность: «Все обо
всем»
Цель: Развитие познавательной активности
детей в процессе самостоятельного
выполнения опытов.
Чтение художественной литературы
Гонтарук Т. «Я познаю мир»
Дубкова С. « Сказки звездного неба»
Цель: обобщение знаний о Вселенной и
планетах Солнечной системы
Стаканы, вода, ложки,
песок, песочные часы на
1( 3) минуты, оргстекло,
кисточки, карандаши.
Февраль
«Твердая
вода. Почему
не тонут
айсберги»
1
Эксперимент «Лед и его свойства»
Цель: Уточнение представлений о свойствах
льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при
нагревании тает
Игра « Подбери родственные слова к слову
лед»
Наблюдение на прогулке за водой и льдом.
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная
королева»
Таз с водой,
пластмассовая рыбка,
куски льда разного
размера, емкости
разного размера,
картинки с
изображением айсберга.
«Польза снега
2
Беседа - наблюдение « Жизнь под снегом»
Цель: уточнить понятие значимости снега и
льда для растений и насекомых, которые зимой
отдыхают.
Мини-лаборатория: опыты со снегом « Почему
нельзя есть снег»
Вода, лопатки, бутылки
с теплой водой
« С неба
падают
снежинки
3
Исследовательская деятельность:
рассматривание снежинок на прогулке
Цель: Обобщение знаний о форме снежинок в
разную погоду.
Игра – имитация « полет снежинок »
Чтение рассказа «Про снежный колобок» Н.
Калининой.
Опыты в мини-лаборатории: изготовление
цветных льдинок
Лупы, листы бархатной
бумаги темных тонов.
Вода, формочки
«Страна
белого
медведя»
4
Игра - беседа « Властелин полярных
просторов»
Составление рассказов о животных Севера.
Игра « Жители Северных широт»
Март
« Магниты»
1
Исследовательская деятельность « Испытание
магнита»
Цель: ознакомление детей с физическим
явлением- магнетизмом, магнитом и его
особенностями.
Опыты с магнитами» Притягиваются- не
притягиваются»
Магниты с разными
полюсами, компас, игра
на магнитной основе,
скрепки, кнопки,
«Поможем
природе
2
Экологическая викторина « Природа наш
общий дом»
Цель: закрепление понятия о сохранности и
бережливости к природе в целом.
Наблюдение за деревьями.
Украсим
участок
цветами,
выращенным
и на окне
3
Исследовательская деятельность. Посадка
семян петуньи.
Цель: Уточнение знаний о необходимых
условиях для выращивания цветов на окне
Наблюдение за посадками и ведение дневника
Малоподвижные игры «Я садовником
родился», «Хорошо это или плохо», «Цветик –
семицветик », «Я знаю пять названий цветов»
Ящик с землей, семена,
снег, органическое
стекло
«Красная
книга»
4
Рассматривание плаката « Животные Красной
книги»
Цель: уточнить знания детей о животных,
птицах, рыбах России
Игра « Что я за зверь»
Викторина « Животные нашей полосы»
Плакаты, книга
Апрель
«Метеориты
1
Исследовательская деятельность
«Как образуются метеоритные кратеры»
Цель:
Моделирование с детьми метеоритного
кратера, познакомив со способом его
образования.
Развивающий мультик " Ч т о
т а к о е
кометы и метеориты?"
Игра « Что можно увидеть на небе»
Мука, большой поднос,
ложки, линейка, кусок
полиэтилена,
иллюстрации с
изображениями метеора,
комет,
« Космос»
2
Исследовательская деятельность « Почему в
космос летают на ракете»
Цель: Уточнение представлений у детей о
принципе работы реактивного двигателя, о
значении воздуха для полета самолета.
Чтение художественной литературы
И.Холи
«Я
тоже
к
звездам
п ол еч у » ,
К.А.Порцевский
«Моя
первая
книга
о
Космосе»
,
Наблюдений за движением самолетов на небе.
Листы бумаги,
воздушные шары,
изображение ракеты.
«Первый
космонавт»
3
Беседа «Первые животные космоса», « Юрий
Гагарин»
Игра « Подбери пришельцу ракету»
«Луна»
4
Исследовательская деятельность: « Темный
космос»
Цель: выяснение почему в космосе темно.
Беседа по рассказу Н. Носова «Незнайка на
Луне»
Художественно-эстетическая
деятельность
«
Вот такой луноход»
Фонарик, стол, линейка.
Май
«Электричест
во»
1
Экспериментирование « Почему горит
фонарик «
Цель: уточнение представлений о значении
электричества для людей.
Игра « Назови предметы бытовой техники»
Опыты в мини - лаборатории: наблюдение «как
услышать электричество»
Карманный фонарик,
картинка с
изображением
электрического ската,
коллаж « Электричество
вокруг нас», лампочка,
разрешающие и
запрещающие знаки при
пользовании
электричеством.
Теплый свитер, кусочки
шерстяной ткани, вода,
воздушный шар.
«Электричест
во и
электрически
й ток »
2
Беседа « В мире электричества»
Цель: формирование основ безопасности при
взаимодействии с электричеством.
Рассматривание
плаката
«
Электричество
опасно»
Опыты
в
мини-
лаборатории
«
Волшебный
шарик »
Картинки с
изображением бытовой
техники( утюг, фен,
миксер, тостер,
настольная лампа)
« Что такое
невесомость»
3
Эксперимент « Что легче?»
Цель: уточнение детьми понятия «
невесомости»
Опыты в мини- лаборатории: две пробки
Предмет на нитке,
емкость с водой
Вода, 2 пробки
«Электричест
во в природе»
4
Беседа: « Как увидеть молнию»
Цель:
Уточнение знаний о том, что гроза - это
проявление электричества в природе.
Наблюдение
Кусочки шерстяной
ткани, воздушный шар,
рупор.