Напоминание

Перспективный план по экспериментированию в ДОУ


Авторы: Паршкова Арина Александровна, Свечникова Людмила Валентиновна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Перспективное планирование
Тема: Перспективный план по экспериментированию в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Месяцы

Н

е

д

е

л

я

Совместная деятельность детей и взрослого

Материал и

оборудование

ООД

Режимные моменты

Сентябрь

Тема: «Почва

- живая

природа»

1

Исследовательская деятельность: опыты по

проращиванию лука в разных условиях.

Цель: Развитие умения проводить несложные

эксперименты.

Наблюдение на прогулке за почвой,

растениями при помощи лупы.

Макетирование «Состав земли» (срез)

Познавательная беседа « Кладовая земли»

Изобразительная деятельность: «Придумай и

нарисуй животное, которое обитает в почве».

3 емкости (с водой, с

землей, пустая) 3

луковки.

Лопатка, лоток, лупы.

Листы бумаги,

карандаши, краски

«Почва -

живая

природа»

2

Беседа «Обитатели подземного царства»

Цель: Знакомство с особенностями песка,

глины, камней.

Викторина « А знаете ли вы…?

Чем и как дышат почвенные обитатели?

Куда исчезают опавшие листья?

Каковы правила поведения в лесу, парке?

Чтение художественной литературы: Г. Х.

Андерсен «Дюймовочка»

Иллюстраций с

обитателями в недрах

земли ( корни растений,

дождевые черви, крот,

личинки насекомых)

«Камни,

песок, глина»

3

Исследовательская деятельность

: опыты

- «Фильтрация воды»

-«Вода двигает камни»

«Умная галка»

Цель: сравнение свойств песка, глины, камня.

Рассматривание коллекции минералов

Цель: Формирование бережного отношения к

Земле и ее богатствам

Игра на прогулке «Выложи узор из камней»

Игра – эксперимент «Песчаные бури»

«Сыпучий песок»

Коллекция минералов,

камни.

Стаканчики, песок,

глина, камни, вода,

марля.

«Камни,

глина»

4

Беседа « Рукотворный мир. Для чего человеку

камни и глина»

Цель: развитие познавательного интереса по

применению человеком песка, глины, камня.

Игра « Из чего сделаны предметы»

Мини- музей « Предметы из камня и глины»

Картинки с

изображением зданий,

сооружений,

памятников, скульптур,

украшения, талисманы

(изделия из камня)

Октябрь

«Какая

бывает вода?»

1

Исследовательская деятельность

Опыты

Цель: Уточнение представлений о свойствах

воды: без запаха, имеет вес, прозрачная, не

имеет формы

Игра «Какая бывает вода»

Составление мнемотаблиц

Наблюдение на прогулке за лужами.

Таз с водой, стаканы,

сосуды разной формы,

соломинки для

коктейля, воронки

« Бесценная и

всем

необходимая

вода»

2

Исследовательская деятельность: вода

растворитель

Цель: выявление веществ, которые

растворяются в воде

Чтение познавательного рассказа « Волшебная

жидкость, которую мы пьем»

Цель: Закрепление знаний о бережном

использовании воды.

Игра «Где человек использует воду?»

Опыты в мини-лаборатории: « Куда делась

вода»

Сосуды разного размера

и формы, вода,

стиральный порошок,

соль, сахар, мука, мел,

пластилин, шуруп,

растительное масло,

палочки, ложки, марля,

фильтр бумажный

.

Емкости с окрашенной

водой, помещенные в

разные условия,

дневник наблюдений.

«Круговорот

воды в

природе

3

Просмотр развивающего мультфильма

«Путешествие капельки»

Цель: Уточнение знаний о круговороте воды в

природе»

Игра- путешествие « Ходит капелька по кругу»

Опыты в мини-лаборатории: « водяная

мельница»

Мультфильм

Картинка с

изображением

«круговорот воды в

природе»

Вертушка, емкость с

водой.

« Обитатели

морских

глубин

4

Исследовательская деятельность:

«Откуда берется и куда исчезает вода»

Цель:

уточнение

знаний

об

испарении

и

конденсате

.

Чтение художественной литературы

А. Талиб « Откуда вода берет силу»

Беседа « Реки, озера, моря и их обитатели»

Цель: Уточнение знаний о жителях глубин»

Игра- викторина « Вода- источник жизни»»

Емкость с горячей

водой, охлажденная

металическая крышка.

Картинки с

изображением: реки,

озера, моря, океана и

обитатели водных

глубин.

Ноябрь

«Волшебные

стеклышки

1

Эксперимент

«Волшебные стеклышки»

Цель: уточнение знаний детей о приборах для

наблюдения - микроскоп, лупа.

Беседа « Наши увеличительные друзья»

Цель: обобщение знаний о приборах подзорная

труба, бинокль, ознакомление с областями

применения

Игра на прогулке « Посмотри на природу через

лупу»

Лупы, микроскоп,

различные мелкие

предметы, семена

фруктов, овощей, листья

деревьев.

Картинки с

изображением

подзорной трубы,

телескопа, бинокля.

«Сила,

трение»

2

Беседа « Почему предметы движутся»

Цель:

уточнение

знаний

о

физических

понятиях: сила, трение.

Наблюдение на прогулке за игрушками,

перемещающимися по земле, по веранде и по

земле.

Опыты в мини-лаборатории: определение силы

трения на стекле, листе бумаги.

Машинки, шары, книги,

неваляшка, кусочки

мыла, стекла, листы

бумаги, карандаши,

микроскоп.

Машинки, мячи.

«Хитрости

инерции»

3

Исследовательская деятельность: « Хитрости

инерции»

Цель: ознакомление детей с физическим

явлением- инерцией, практическое

использование инерции.

Игра - беседа: « Упрямые вещи на свете живут,

инерцией это упрямство зовут.

Опыты в мини-лаборатории: « кто быстрее»

Небьющиеся стаканы с

водой, листы бумаги,

вареные и сырые яйца,

тарелки.

«Сила,

притяжение»

4

Опыты в мини - лаборатории: « почему все

падает на землю»

Наблюдение за птицами.

Игра « Летает, не летает»

Предметы из разных

материалов (дерево,

металл, пластмасса,

бумага, пух.

Декабрь

« Воздух - это

жизнь»

1

Исследовательская деятельность: Опыты с

воздухом.

«Воздух - невидимка»

Цель: уточнение понятия « воздух» и его роли

в жизни человека, животных, растений.

Игры на прогулке с вертушками.

Дыхательная гимнастика « Пузырьки в

стакане»

Чтение художественной литературы

Г. Юрмин «Удивительное о растениях»

Емкости с водой,

трубочки,

полиэтиленовые пакеты,

воздушные шарики,

свеча, банка, спираль

бумажная.

« Воздух -

растения

2

Беседа « Воздух в жизни растений»

Цель: Обобщение знаний о том, что воздух

необходим для роста, дыхания, размножения,

выживания в разных неблагоприятных

условиях.

Мини-лаборатория: « Где теплее»

« Ветер»

3

Исследовательская деятельность: опыт ветер

в комнате « живая змейка»

Цель: обобщение знаний о ветре, как о потоке

воздуха

Инсценировка - беседа « Мы ветры»

Наблюдение за ветром: сила, направление, как

ведут себя люди, деревья, облака на небе,

проволока на столбах.

Две свечи, «

змейка»(круг

прорезанный по

спирали.

«Воздух и

аромат»

4

Экологический практикум в мини-лаборатории

« Воздух и аромат»

Цель: Уточнение знаний об изменении запаха

воздуха.

Экологическая беседа «Вот труба над нею

дым»

Наблюдение на прогулке « Ароматы возле

нашей кухни»

Картинки с

изображение: трубы с

дымом, костра, фруктов,

парфюма, машины с

выхлопной трубой,

горы, лесов.

Январь

2

Исследовательская деятельность: « Чем

Сантиметровые ленты,

«Длина»

можно измерить длину» Цель: обобщение

представлений детей о мерах длины:

условная мерка, единица измерения

линейки, простые

карандаши, бумага.

Игра « Дорога к дому» измерение с помощью

условной мерки.

Игра-наблюдение « Измерим наш участок »

« Звездное

небо и

созвездия»

3

Экскурсия в планетарий

Цель: ознакомление с астрономическими и

географическими понятиями.

Изобразительная деятельность «Нарисуй

планету, которая тебе больше запомнилась»

Цель: совершенствование умений рисовать

планеты.

Наблюдение за небом в разное время суток.

Листы А 4, акварель,

иллюстрации с

планетами.

«Все обо

всем»

4

Исследовательская деятельность: «Все обо

всем»

Цель: Развитие познавательной активности

детей в процессе самостоятельного

выполнения опытов.

Чтение художественной литературы

Гонтарук Т. «Я познаю мир»

Дубкова С. « Сказки звездного неба»

Цель: обобщение знаний о Вселенной и

планетах Солнечной системы

Стаканы, вода, ложки,

песок, песочные часы на

1( 3) минуты, оргстекло,

кисточки, карандаши.

Февраль

«Твердая

вода. Почему

не тонут

айсберги»

1

Эксперимент «Лед и его свойства»

Цель: Уточнение представлений о свойствах

льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при

нагревании тает

Игра « Подбери родственные слова к слову

лед»

Наблюдение на прогулке за водой и льдом.

Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная

королева»

Таз с водой,

пластмассовая рыбка,

куски льда разного

размера, емкости

разного размера,

картинки с

изображением айсберга.

«Польза снега

2

Беседа - наблюдение « Жизнь под снегом»

Цель: уточнить понятие значимости снега и

льда для растений и насекомых, которые зимой

отдыхают.

Мини-лаборатория: опыты со снегом « Почему

нельзя есть снег»

Вода, лопатки, бутылки

с теплой водой

« С неба

падают

снежинки

3

Исследовательская деятельность:

рассматривание снежинок на прогулке

Цель: Обобщение знаний о форме снежинок в

разную погоду.

Игра – имитация « полет снежинок »

Чтение рассказа «Про снежный колобок» Н.

Калининой.

Опыты в мини-лаборатории: изготовление

цветных льдинок

Лупы, листы бархатной

бумаги темных тонов.

Вода, формочки

«Страна

белого

медведя»

4

Игра - беседа « Властелин полярных

просторов»

Составление рассказов о животных Севера.

Игра « Жители Северных широт»

Март

« Магниты»

1

Исследовательская деятельность « Испытание

магнита»

Цель: ознакомление детей с физическим

явлением- магнетизмом, магнитом и его

особенностями.

Опыты с магнитами» Притягиваются- не

притягиваются»

Магниты с разными

полюсами, компас, игра

на магнитной основе,

скрепки, кнопки,

«Поможем

природе

2

Экологическая викторина « Природа наш

общий дом»

Цель: закрепление понятия о сохранности и

бережливости к природе в целом.

Наблюдение за деревьями.

Украсим

участок

цветами,

выращенным

и на окне

3

Исследовательская деятельность. Посадка

семян петуньи.

Цель: Уточнение знаний о необходимых

условиях для выращивания цветов на окне

Наблюдение за посадками и ведение дневника

Малоподвижные игры «Я садовником

родился», «Хорошо это или плохо», «Цветик –

семицветик », «Я знаю пять названий цветов»

Ящик с землей, семена,

снег, органическое

стекло

«Красная

книга»

4

Рассматривание плаката « Животные Красной

книги»

Цель: уточнить знания детей о животных,

птицах, рыбах России

Игра « Что я за зверь»

Викторина « Животные нашей полосы»

Плакаты, книга

Апрель

«Метеориты

1

Исследовательская деятельность

«Как образуются метеоритные кратеры»

Цель:

Моделирование с детьми метеоритного

кратера, познакомив со способом его

образования.

Развивающий мультик " Ч т о

т а к о е

кометы и метеориты?"

Игра « Что можно увидеть на небе»

Мука, большой поднос,

ложки, линейка, кусок

полиэтилена,

иллюстрации с

изображениями метеора,

комет,

« Космос»

2

Исследовательская деятельность « Почему в

космос летают на ракете»

Цель: Уточнение представлений у детей о

принципе работы реактивного двигателя, о

значении воздуха для полета самолета.

Чтение художественной литературы

И.Холи

«Я

тоже

к

звездам

п ол еч у » ,

К.А.Порцевский

«Моя

первая

книга

о

Космосе»

,

Наблюдений за движением самолетов на небе.

Листы бумаги,

воздушные шары,

изображение ракеты.

«Первый

космонавт»

3

Беседа «Первые животные космоса», « Юрий

Гагарин»

Игра « Подбери пришельцу ракету»

«Луна»

4

Исследовательская деятельность: « Темный

космос»

Цель: выяснение почему в космосе темно.

Беседа по рассказу Н. Носова «Незнайка на

Луне»

Художественно-эстетическая

деятельность

«

Вот такой луноход»

Фонарик, стол, линейка.

Май

«Электричест

во»

1

Экспериментирование « Почему горит

фонарик «

Цель: уточнение представлений о значении

электричества для людей.

Игра « Назови предметы бытовой техники»

Опыты в мини - лаборатории: наблюдение «как

услышать электричество»

Карманный фонарик,

картинка с

изображением

электрического ската,

коллаж « Электричество

вокруг нас», лампочка,

разрешающие и

запрещающие знаки при

пользовании

электричеством.

Теплый свитер, кусочки

шерстяной ткани, вода,

воздушный шар.

«Электричест

во и

электрически

й ток »

2

Беседа « В мире электричества»

Цель: формирование основ безопасности при

взаимодействии с электричеством.

Рассматривание

плаката

«

Электричество

опасно»

Опыты

в

мини-

лаборатории

«

Волшебный

шарик »

Картинки с

изображением бытовой

техники( утюг, фен,

миксер, тостер,

настольная лампа)

« Что такое

невесомость»

3

Эксперимент « Что легче?»

Цель: уточнение детьми понятия «

невесомости»

Опыты в мини- лаборатории: две пробки

Предмет на нитке,

емкость с водой

Вода, 2 пробки

«Электричест

во в природе»

4

Беседа: « Как увидеть молнию»

Цель:

Уточнение знаний о том, что гроза - это

проявление электричества в природе.

Наблюдение

Кусочки шерстяной

ткани, воздушный шар,

рупор.



В раздел образования