Напоминание

Конструирование как направление художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"


Автор: Сметанникова Кристина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №24 комбинированного вида
Населённый пункт: Ленинградская область, г.Гатчина
Наименование материала: Статья по теме:" Роль конструирования в подготовке детей к школе"
Тема: Конструирование как направление художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

по конструированию в подготовительной группе «Звездочка» с использованием

конструкторов «ЛЕГО» , деревянных строительных наборов, пластмассовых

строительных блоков, напольных конструкторов, блочных и магнитных

конструкторов по теме: »Однажды 20 лет спустя».

Выполнила воспитатель

Сметанникова К.М.

г.Гатчина 2019гг.

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание

собственного потенциала» Ж. Пиаже

Информационная карта проекта (Паспорт проекта)

Название проекта

«Однажды 20 лет спустя» - проект по конструированию будущего

детей с использованием различных видов конструкторов.

Девиз проекта

Конструктор – не простая штука, для взрослых и детей наука!

Придумай, предложи, дерзай – свои шедевры создавай!

Открой ты к будущему ключ – ты архитектор, ты могуч!

Создашь ты чудо –города, где будешь счастлив ты и я.

Образовательная

деятельность

«Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-

модельная деятельность» (конструирование)

Объект

исследования

Дети (6-7), подготовительной группы «Звездочка»

Предмет

исследования

Развитие конструктивно – модельной деятельности посредством

нескольких видов конструкторов

Тип проекта

Познавательно- творческий , краткосрочный( ноябрь – декабрь)

По социальной

значимости

Имеет социальное значение ( тесно взаимодействуют дети,

педагоги, родители и узкие специалисты ДОУ)

По форме

организации детей

на продуктивную

деятельность

Подгрупповой и индивидуальный

По форме

проведения

занятия

Форма проведения занятий - смешанная( подгрупповые занятия с

индивидуальной работой, индивидуальная работа с

самостоятельной деятельностью)

По цели обучения

Развитие самостоятельной творческой деятельности,

формирование познавательного интереса, проявление активности

при создании собственных планов и чертежей

По количеству

участников

Подгруппа детей( 5 человек)

По возрасту

6-7 лет, учитывая особенности возраста, индивидуальные

особенности, предпочтения и интересы детей

По масштабу

действия

Внутри детского сада

Цель проекта

Развивать самостоятельную творческую деятельность

посредством использования разных видов конструкторов.

Развитие и формирование познавательных, конструктивных,

творческих и художественных способностей детей в процессе

создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи проекта

- Развивать творческие способности каждого ребенка, исходя из

его особенностей, потребностей и желаний

-Поощрять развитие интереса к конструктивной деятельности,

желание создавать, пробовать, экспериментировать с материалами

-Расширить знания детей о выборе последовательности действий,

приемов соединения, сочетание форм и цветов

- Мотивировать детей к самостоятельности при плоскостном

моделировании, в создании собственных схем, чертежей и планов

построек

-Способствовать формированию математических знаний о счете,

форме, пропорции, симметрии

-Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее

речевое развитие и умственные способности

-Воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские

взаимоотношения, уважение к своему и чужому труду

Проблема

Наша жизнь спешит в стремительном ритме и происходящие в ней

изменения требуют от нас воспитания творческих, креативных,

мобильно мыслящих людей. Часто мы требуем от детей

оригинального решения проблемы, быстрого принятия решения,

нестандартного подхода к той или иной проблеме. Но сложность в

том, что мыслить креативно, создавать творческие продукты

моментально, без предварительного обучения этому- крайне

сложно, а иногда и совсем нереально. Здесь нам на помощь

приходит конструктивная деятельность. Педагогическая ценность

ее состоит в том, что она развивает способности ребёнка, его

творческие умения. В результате обучения конструированию и

конструктивных игр дети приобретают навыки умственного труда,

учатся работать производительно и организованно, учатся

обдумывать и планировать действия, согласовывать свои замыслы

с замыслами других детей, учатся фантазировать, придумывать,

экспериментировать.

Гипотеза -

Обоснование

проекта

Грамотное руководство конструктивной деятельностью в

дошкольном образовательном учреждении, позволяет ребенку

реализовать свои творческие способности и амбиции, обогатить

свой сенсорный опыт, выразить свое отношение к происходящему

через возможность «проживания» интересного для него

материала.

Методологическое Проблему развития конструктивной деятельности детей

обоснование

дошкольного возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина,

Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н.

Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.

Благодаря различным видам изобразительной деятельности и

конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него

самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка

объектом специального рассмотрения. По мнению Л.В.

Трубайчук, так ребёнок начинает видеть мир в категориальном

ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Новизна проекта

Разработанный педагогическим составом проект, отображает

новый подход в области приобщения детей к конструктивной

деятельности. Дети – инициаторы, самостоятельные и активные

участники проекта, педагоги – предлагают методы,

стимулирующие эту самостоятельность. Новизна проекта еще и в

том, что конструкторы как старого , так и нового образцы( LEGO)

необходимо адаптировать к образовательной программе старших

дошкольников. На первый план выходит познавательно –

техническая направленность обучения, тесная связь с

информационными технологиями. Особенность проекта состоит

еще и в том, что основное внимание направлено на сам процесс

творчества ребенка, а не на его результат. Вопрос ценности

созданной ребенком постройки отступает на второй план. Однако

вопрос поощрения творчества детей по прежнему важен, т.к. дети

испытывают большой эмоциональный и душевный подъем , когда

взрослый замечает уникальность и самобытность его постройки.

Опыт работы над проектом направлен на обновление методов

приобщения детей к данному виду творчества.

Актуальность

проекта

Шагает новый век – и ты шагай с ним в ногу

Ты детям современным, уступи дорогу!

Творческие, смелые, в выборе умелые,

Ставь задачу, без сомнения – мы найдем пути решения!

Развитие современного общества и мир технологий– неразрывно

связаны между собой. Каждый день мы слышим о новых

открытиях, достижениях, прорывах. Этот процесс не обратим,

наоборот, с каждым днем он набирает все большие обороты.

Сегодня государство испытывает острую потребность в

высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими

интеллектуальными возможностями. И начинать готовить

будущих специалистов нужно не в вузах, а значительно раньше - в

дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к

техническому творчеству. Необходимо развивать техническую

пытливость мышления, аналитический ум и другие качества

личности.

Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки

конструкторской, элементарной экспериментально-

исследовательской, творческой деятельности.

Благодаря разработкам компаний, производителей

образовательных конструкторов сегодня появилась возможность

уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения

технических объектов. Работая с конструкторами, дети могут

экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке,

усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а

умение действовать самостоятельно формирует чувство

уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная

созидательная деятельность является идеальной формой работы,

которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и

развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем

актуальным использования технологий конструирования в

образовательном процессе ДОО.

Педагогическая

целесообразность

Развивать творческие способности детей можно по - разному, в

том числе и через конструирование, которое включает в себя

работу по схеме, продумывание плана, реализацию( создание

постройки). В процессе работы с конструкторами, дошкольники

познают их свойства, возможности использования в различных

композициях. В процессе создания постройки ребенок учится

исследовать, искать, находить разные пути решения задач.

Формируются первоначальные технические навыки, знания о

предметах и явлениях окружающего мира. Через реализацию

строительного замысла решается и ряд задач личностного

развития ребенка: формируются волевые качества, усидчивость,

настойчивость и целеустремленность при достижении выбранного

плана.

Основные

принципы

-Индивидуальный подход к каждому ребёнку

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

-

комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы

ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

-комплексность решения задач (Интегрированность)

-доступность и наглядность

- постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка,

ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до

заключительного, максимально сложного задания; "открытие

новых знаний".

- вариативность: создание условий для самостоятельного выбора

ребенком способов работы, типов творческих заданий,

материалов, техники и др.

-индивидуализация и дифференциация образовательного

процесса,

-принцип поэтапности, который влечет за собой распределение

деятельности между всеми участниками воспитательно-

образовательного процесса

Подходы к

формированию

проекта

помощь детям в индивидуальном развитии;

мотивация к познанию и творчеству;

стимулирование творческой активности;

развитие способностей к самообразованию;

приобщение к общечеловеческим ценностям;

организация детей в совместной деятельности с другими детьми и

взрослыми.

Нормативная база

Проект составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных

потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает

концептуальные положения используемой в ДОУ программы «От

рождения до школы».

Проект «по конструированию «Однажды 20 лет

спустя»разработан в соответствии с основными нормативно-

правовыми документами по дошкольному воспитанию:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

N 1155);

санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций» (Утверждены постановлением

Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН»

2.4.3049-13). ФГОС ДОО от 17.10 2013 №1155 (регист. в Минюст

РФ 14.11.2013 №30384)

«Примерная основная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011

Устав учреждения МБДОУ Д/С №24 комбинированного вида г.

Гатчины

Общеобразовательная программа МБДОУ Д/С №24

комбинированного вида г. Гатчины

Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации

приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный

перечень игрового оборудования для учебно-методического

обеспечения дошкольных образовательных учреждений

Перспективный план работы по организации воспитательно-

образовательной деятельности группы

Возрастные

особенности детей

5-6 лет в

конструкторской

деятельности

У старших дошкольников отмечается всесторонне активное

развитие способностей, на новый уровень выходят социальные

отношения, совершенствуется речь. Повышение уровня

мотивации к самостоятельной деятельности с «ЛЕГО»-

конструктором и компетентности детей., развивается речь,

ребенок может самостоятельно рассказать о постройке. Дети

общаться, договариваться и взаимодействовать между собой.

Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по

собственному желанию. Умеют применять разные средства для

достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы).

Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой

игры с использованием поделок из различных видов конструктора

«ЛЕГО»

Ожидаемые

результаты

Проявляет интерес к самостоятельному изготовлению построек,

умеет применять полученные знания при проектировании и

сборке конструкций, у ребенка развита познавательная

активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Сформированы конструкторские умения и навыки, умение

анализировать предмет, выделять его характерные особенности,

основные части, устанавливать связь между их назначением и

строением.

Сформированы коммуникативные навыки детей при работе в

паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умеет и

желает трудиться, выполнять задания в соответствии с

инструкцией и поставленной целью, доводит начатое дело до

конца, планирует будущую постройку.

Механизм

реализации

(Этапы проекта)

1 этап: подготовительный

1. Выбор темы, её актуальность;

2. Составление плана работы по проекту;

3. Создание условий для реализации проекта;

4. Накопление информации и материалов по теме проекта:

• Подбор литературы по теме проекта;

• Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);

5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих

занятий;

6. Запуск проекта (просмотр мультфильмов с сюжетами «История

создания конструктора », беседы, чтение художественной

литературы)

2. Основной этап (Организационно- исполнительный,

внедренческий: конструктивный этап, организационно -

исполнительный

Виды деятельности

Мероприятия

Познавательная деятельность

Беседы: «Кто и когда придумал

конструктор?», «Удивительное -

в истории ЛЕГО», «Что означает

слово - ЛЕГО», «Какие виды

конструкторы есть у нас в

группе.

построек, демонстрация

способов крепления, приемов

подбора деталей по размеру,

форме, цвету, способы

удержания их в руке или на

столе. Просмотр схем по

конструированию.

Просмотр презентаций и

познавательных

мультфильмов: «Фантазии детей

из конструктора», «Кто такой –

Оле Кирк

Кристиансен?», «Превращение

пластмассы».

Игровая деятельность

Игры: «Что лишнее?», «Найди

такую же деталь как на

карточке», «Построй, не

открывая глаз», «Чья команда

быстрее построит», «Зимний

городок», «Цветные башенки»,

«Лабиринт», «Сосчитай и

положи», «Цветные коврики»,

«Таинственный мешочек»,

«Разложи детали по местам»,

«Назови и построй», «ЛЕГО-

подарки».

Сюжетно – ролевые игры:

«Мастерская», «Железная

дорога», «Космические

пираты», «На стройке»,

«Автомобильный мост»,

«Детское кафе», «Любимый

детский сад», «В

аэропорту» и др.

Продуктивная деятельность

Конструирование: в рамкам

темы проекта придуманные

детьми названия»

Машины: «Прыголет»,

«Тракторореанемобиль»,

«Летающее такси», «Велосипед

с пропеллером», «Летающий

корабль», «Машина времени»

Здания: »Больница – магазин

игрушек», «Стоматология – парк

развлечений» , «Детский сад –

аквапарк», «Гольф –площадка

под водой»

Игрушки: »Ракета – магазин»,

«Луноход – робот»

Работа с родителями

Информация в родительском

уголке о начале работы над

проектом, приглашение к

участию.

Папки-передвижки «Все

о конструкторах»

Консультации для

родителей «Значение

конструирования в развитии

детей в ДОУ»;

Памятка для

родителей «Создаем постройки

в детском саду и дома»

Чтение художественной

литературы

Чтение художественной

литературы.

М.Пегов «Легендарные

автомобили России», Н.Носов

«Приключения

Незнайки и его друзей»,

«Незнайка на Луне»,

«Автомобиль», «Затейники»,

«Метро», С.Маршак «Дом,

который

построил Джек», «Мастер-

ломастер», «Автобус номер

двадцать шесть»,

С.Михалков «Кораблики», «Моя

улица», «От кареты до ракеты»,

«Цирк».

Рисование, аппликация, лепка

Рисование:

«Легковой автомобиль»,

«Самолеты», «Пожарная

машина»,

«Железнодорожный транспорт»,

«Цирк», «Комбайны в поле»,

«Разные

здания», «Грузовой

автомобиль», «Наш детский

сад», «В космосе».

Аппликация:

«Удивительный космос», «Наша

Гатчина», «Улицы нашего

города».

Лепка:

«Роботы-помощники»,

«Воздушный транспорт»,

«Паровозик из Ромашкова»,

«Светофор».

Труд

Организация выставок детских

работ;

Оформление выставок

«Удивительный мир

конструкторов»,

«Машины-помощники», «Мой

любимый

конструктор», «Техника

будущего»;

3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.)

Объединение моделей в единый замысел, создание сюжета,

обыгрывание построек, выставка работ.

Мониторинг ( систематизация и обобщение полученных

результатов)

Анкетирование родителей по данной теме

Определение перспективы дальнейшего развития

Материально-

технические

ресурсы

Разные наборы конструкторов для продуктивной деятельности в

конструировании

- подбор методической литературы,

- подбор наглядного материала (презентаций, иллюстрации,

фотографии, зарисовки, схемы- постройки, технологические

карты построек);

- картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр и атрибуты к

ним;

- выставки творческих работ детей и совместно с родителями

- использование интерактивных технологий (мультимедийный

экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр,

ноутбук):

- материалы Интернет.

Методы и приемы

работы

Объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный)-

предъявление информации различными способами (объяснение,

рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц,

демонстрация, работа с технологическими картами, картами-

схемами построек, иллюстрации, дидактические игры.);

метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые

эмоциональные ситуации, похвала, поощрение

Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения,

творческое использование готовых заданий (предметов),

самостоятельное их преобразование

Игровой метод (использование сюжета игр для организации

детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета

репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой

информации воспроизводство знаний и способов деятельности

(форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,

упражнения по аналогу);

поисковый метод- самостоятельное решение проблем

частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий,

решение проблемных задач с помощью педагога;

исследовательский метод;

Формы

организации

обучения в

конструктивной

деятельности

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем,

заключается в том, что детям предлагают образцы построек,

выполненных из деталей строительного материала и

конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило,

показывают способы их воспроизведения. В данной форме

обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний,

способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по модели, разработанное А.Н. Миреновой и

использованное

заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют

модель, в которой очертание отдельных составляющих ее

элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать

конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель

дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного

материала . Таким образом, в данном случае ребенку предлагают

определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям, предложенное

Н.Н.Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно

заключается в следующем. Не давая детям образца постройки,

рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия,

которым постройка должна соответствовать и которые, как

правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи

конструирования в данном случае выражаются через условия и

носят проблемный характер, поскольку способов их решения не

дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение

анализировать условия и на основе этого анализа строить свою

практическую деятельность достаточно сложной структуры..

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным

схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. В

результате такого обучения у детей развивается образное

мышление и познавательные способности, т.е. они начинают

строить и применять внешние модели "второго порядка" -

простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного

познания новых объектов.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием

по образцу обладает большими возможностями для развертывания

творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь

ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо

помнить, что создание замысла будущей конструкции и его

осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников:

замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Формы

художественно-

эстетического

развития в

конструктивной

деятельности

детей

Педагогом используются разнообразные организационные формы

проведения ОД в зависимости от сложности изучаемой темах

конструктивной деятельности:

Индивидуальная – форма предполагает самостоятельную работу

воспитанников, оказание помощи каждому из них со стороны

педагога

Подгрупповая – выделение в отдельную группу дошкольников с

наиболее ярко выраженными способностями к творческой

конструктивной деятельности

Коллективное выполнение работ

Форма

организации игр и

занятий

Наблюдение натурального объекта.

Показ, обсуждение и анализ образца, предметных и сюжетных

картинок схем и моделей построек,

экскурсии и рассматривание конструкций зданий,

Показ способов действий.

Показ отдельных приемов конструирования или технических

приемов работы.

Постановка конструктивных задач по условиям.

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе.

Объяснение последовательности и способов выполнения

постройки.

Пояснения, вопросы, беседа

Постановка проблемных задач.

Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.

Результат проекта

По ходу реализации проекта, можно сказать, что использование

имеющихся у детей навыков конструирования в совокупности с

полученными новыми знаниями, помогают всесторонне развивать

детей в различных видах деятельности. Дети легко узнают и

называют различные виды конструктора, умеют создавать

различные постройки по своему собственному желанию,

применяют вспомогательные средства( схемы, планы, рисунки)

для достижения результата.

Наблюдается сплочение детского коллектива, сформированы

навыки взаимодействия с партнерами, дети договариваются,

распределяют роли, помогают друг другу. Повысился и уровень

компетентности педагогов в вопросах формирования мобильной

предметно – развивающей среды.

В результате проведённых мероприятий у детей значительно

расширился

кругозор, появился интерес к конструированию, желание

придумывать и

создавать оригинальные модели своими руками, произошло

расширение

коммуникативных способностей, возникло чувство радости от

совместного

труда, общения, игры.

Перспективы

дальнейшего

развития

проекта

Организовать в группе условия, способствующие организации

творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе

конструирования в образовательном процессе, что позволит

заложить на этапе дошкольного детства начальные технические

навыки. Разработать перспективное планирование для работы с

детьми по конструированию, продолжать знакомить детей с

разновидностями конструкторов, развивать взаимодействие с

социальными партнёрами. Продолжать работу по

самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать

материалы по данной теме, принимать активное участие в

различных конкурсах и выставках.

Количество часов

2 раза в неделю, по 25 минут

Участники

проекта

Специалисты ДОУ, Дети (6-7 лет), педагог, родители

дошкольников, социум

Место

проведения

МБДОУ №24 комбинированного вида г.Гатчины

образовательной работе с детьми сочетать.

Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста

способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого

воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю, моторику рук.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания

дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества

личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении

цели, организованность.

Мониторинг в ходе реализации проекта.

Мониторинг разработан на основе программы по моделированию и

конструированию под редакцией И.В.Логиновой.

- на начало проекта с заполнением диагностической карты;

- итоговый в конце проекта в виде итогового открытого учебного занятия для

родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты и

демонстрацией фотоальбома работ воспитанников, выполненных в течение

учебного года.

Фамилия и

Имя ребенка

Называет

детали

конструктора

Подбирает

детали в

соответстви

и со схемой

Работае

т по

схемам

Умеет

скреплять

детали

конструктора

Строит по

Творческому

замыслу

Строит

по

образцу

Строит по

инструкци

и

педагога

Гукенгеймер

Марк

3

4

2

4

2

3

3

3

2

3

3

3

3

Морина

Софья

3

4

3

4

2

3

3

4

2

3

3

4

3

Апполонов

Иван

2

3

3

4

2

3

3

4

2

4

2

3

3

Федоренко

Вячеслав

3

3

3

4

2

4

4

4

2

3

2

4

3

Петренко

Елизавета

2

3

2

3

2

2

3

4

2

3

3

4

3

Критерии уровня развития умений и навыков

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать

необходимые детали.

Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать

необходимую деталь.

Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень

медленно, присутствуют неточности.

Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Умение проектировать по образцу

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по

образцу.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе

проектировать по образцу.

Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя

ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может

проектировать по образцу только под контролем педагога.

Умение конструировать по схеме

Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по

схеме.

Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе

конструировать по схеме.

Средний (2): Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя

ошибки под руководством педагога.

Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании

по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Уровни освоения программы:

высокий уровень – 9 – 12б.

средний уровень – 4 – 8б.

низкий уровень – 1 – 3б.

Условные обозначения:

2 – высокий уровень развития

1 – средний уровень развития

0 – низкий уровень развития

К концу проекта дети должны знать:

плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб,

трапеция);

различные виды многоугольников;

различные виды призм и пирамид;

различные виды многогранников;

По окончании проекта дети должны уметь:

сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 – 3 свойствам;

ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по

диагонали»;

конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной

инструкции и по собственному замыслу.

Конструировать и исследовать многогранники;

владеть основами моделирующей деятельности;

сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

решать комбинаторные задачи;

выделять «целое» и «части»;

выявлять закономерности;

считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;

Календарно –тематическое планирование образовательного процесса

Месяц

Название темы и

Название темы и

Название темы и

Название темы и

период(1неделя)

период(2неделя)

период(3неделя)

период(4неделя)

Октябрь

Машина

Видеть образ и

соотносить его с

деталями

конструктора,

соединять и

комбинировать

детали в процессе

конструктивной

деятельности.

Человек

Развивать

фантазию и

воображение

детей, закреплять

навык скрепления

деталей, помочь

воплотить

замысел, опираясь

на образец

Конструирование

по замыслу

Продолжать

знакомить с

новыми деталями

конструкторов;

учить строить

объемные

плоскостные

изображения

Воздушный шар

Совершенствовать

умение работать с

различными

видами

конструкторов,

учитывать в

процессе работы

их свойства и

возможности.

Ноябрь

«Прыголет»

Развивать

ориентировку в

пространстве,

мелкую моторику,

творческое

мышление,

воспитывать

самостоятельност

ь

«Стоматология –

парк развлечений»

Закрепить навык

обдумывания

своей постройки,

попросить дать ее

общее описание,

развивать

творческую

инициативу и

самостоятельност

ь

«Робот-

пожарный»

Дать детям знания

о построении

более сложных

построек, учить

воплощать свой

замысел опираясь

на образец

«Летающий

корабль»

Формировать

умение создавать

композицию,

проанализировав

предварительно

образец, выделив

его основные

конструктивные

части.

Декабрь

«Луноход-робот»

Учить строить

объемные

плоскостные

изображения,

самостоятельно

находя по плану

необходимые

детали,

продолжать

объединять

полученные

работы в общую

композицию.

«Летающее такси»

Закрепить знания

детей о космосе,

развивать

творческое

воображение,

аккуратность,

воспитывать

интерес к

отображению

впечатлений от

просмотренного

мультфильма.

«Город моего

будущего

Повышать

интерес детей к

конструированию,

способствовать

развитию

познавательного

интереса,

прививать навык

работы в команде.

«Есть ли жизнь на

Марсе?»

Развивать чувство

композиции,

продолжать

развивать умение

анализировать

объект, выделять

его характерные

особенности,

устанавливать

связь между

назначением и

строением.

Используемая литература:

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги М: Просвещение, 1996. -

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. - 352 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. -

182 с.

4.Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов

реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

5. Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М.

«Просвещение».2000. - 208 с.

6. Куцакова Л.В. «Оригами». М. «Владос».1994. - 129 с.

7. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и

конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей

дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 321 с.

8.Парамонова Л., Урадовских Г.Роль конструктивных задач в формировании умственной

активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - С.46-49

9. Тарловская Н.Ф. , И.В.Логинова

«Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М.

«Просвещение». «Владос». 1994. - 215 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Итоговое мероприятие по проекту «Однажды 20 лет спустя» по теме: «Робот -пожарный»

Цель:

Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего – конструктора по схеме,

закрепить названия деталей конструктора.

Задачи:

Образовательная:

- формировать представление об объемных телах, их формах, размере, количестве.

Развивающая:

- развивать воображение, внимание, сообразительность.

- совершенствовать навык анализа постройки, выделения основных частей, устанавливать

пространственное расположение этих частей относительно друг друга

- развивать мелкую моторику, конструкторские знания и навыки, умение выполнять творческие

задания.

Воспитательная:

- приобщать к совместной деятельности – умению объединяться в небольшие группы; побуждать к

речевому и игровому общению;

- воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию .

Материал:

конструкторы нескольких видов, пожарная машина, презентация о роботах, волшебный

мешочек,

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены различные

роботы. Просмотр мультфильма «Утиные истории», анализ строения роботов – игрушек. Плоскостное

моделирование «Роботы»

Ход занятия:

-

ема:

Путешествие на остров Сокровищ.

Ход занятия.

- Ребята, что это? (бутылка) посмотрите, здесь что то лежит, давайте мы попробуем достать, интересно,

что же это? какая то странная карта, очень старая. (Показ карты)

В: Ребята, как вы думаете, что это за карта? (Рассматривание карты)

Дети: На карте нарисован остров.

В: Что такое остров?

Дети: Остров – это часть суши, окружаемая со всех сторон водой.

В: Еще, на этом острове, есть пальмы. А под одной из пальм что-то обозначено красным цветом. Как вы

думаете, что это может означать?

Дети: Клад, сокровище.

2. Основная часть.

В: Пожалуй, это остров Сокровищ. Ребята, а вы хотите отправиться на этот остров и попробовать

разгадать тайну острова.

В: На чем можно добраться до острова? Дети: На остров можно добраться на бревне, на плоту, на лодке

резиновой или надувной, на байдарке, на ледоколе, на лайнере, на подводной лодке.

В: Молодцы ребята! А на каком именно транспорте мы с вами отправимся в путешествие, узнаем, если

отгадаем загадку…По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.………..

В:На чем мы отправляемся в путешествие, догадались?

Дети: На корабле.

В: А вы знаете какие бывают корабли? (пассажирский, грузовой, военный)

К какому виду транспорта относятся корабли? (водный) У каждого корабля есть свое предназначение, но у

любого судна есть основные части, то, что обьединяет все корабли. Давайте назовем их (корма, днище,

нос, труба, капитанская рубка, якорь)

В: Очень хорошо. Но где же нам взять корабль?

Дети: Мы его можем построить из различного строительного материала.

Приглашаю всех в конструкторское бюро.

В: Предлагаю разделиться на группы. Рассмотрите внимательно схемы и назовите детали, которые будете

использовать.

В: Как вы должны построить корабль, чтобы он был прочным и не развалился?

Дети: Детали нужно приставлять друг к другу ровно и плотно. Тогда корабль получится прочным и

красивым.

В: Я предлагаю вам построить несколько кораблей.

3. Самостоятельная работа детей. Педагог следит за правильностью выполнения задания, по

необходимости осуществляет индивидуальную работу.

В: Какие красивые корабли у вас получились. Какие детали строителя использовали?

(Один из подгруппы рассказывает о постройке, другие дополняют его ответ.)

В: Молодцы! Можно отправляться в плавание. Ребята проходите на борт, присаживайтесь. Предлагаю

выбрать капитана и поплыть до острова Сокровищ.

(Дети выбирают капитана, берут карту и отправляются в путешествие.)

Во время плавания ребенок выбранный капитаном, читает стихотворение

Включить звук моря.

В: Капитан ты видишь остров? берет бинокль и всматривается в даль, вижу остров!

Вот и причалили наш корабль, давайте сойдем на берег. Мы на острове Сокровищ. Давайте

рассмотрим карту (Рассматривание карты.)

В: Ребята, где – то должна быть пальма, а под пальмой – клад.

(Дети находят клад – сундук с драгоценностями.)

В: Итак, клад найден. Забирайте сундук с драгоценностями, они нам понадобятся для различных игр, а

нам пришло время возвращаться назад в детский сад.

4. Итог. Как ваше настроение? вам понравилось путешествие? Я предлагаю вам продолжить игры с

кораблями...и поиграть в сюжетно-ролевую игру «Пираты»



В раздел образования