Напоминание

Использование интерактивных карт на уроках географии


Автор: Головина Ирина Александровна
Должность: учитель географии и экологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Терса
Населённый пункт: с.Терса, Вольский район, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных карт на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад





Использование интерактивных карт на уроках географии.
Урок географии – это необычный урок. Мир путешествий по огромной планете бесконечен. Окунуться в реальность помогают наглядные пособия.На уроках географии я активно использую новый продукт картографических наглядных пособий «Интерактивные карты по географии» издательства «Дрофа», представляющий собой мультимедийный комплекс из 62 дисков, содержание которых охватывает весь курс школьной географии. Интерактивные карты предназначены для демонстрации на интерактивных досках. Хотя такой доски у меня в кабинете нет, материал можно показывать на экране компьютерного монитора и на настенном экране с помощью мультимедиапроектора. Каждая интерактивная карта записана на отдельном диске и снабжена методическими рекомендациями. Новейшие технологии обучения помогут организовать современный урок. Мультимедийная карта дает возможность не только видеть, но и управлять с помощью панели инструментов. Активизируя кнопку «СЛОИ» можно изменить внешний вид карты, комбинировать слои с разной информацией, следуя логике изучения материала. Например: можно показать месторождения полезных ископаемых или их скрыть, можно скрыть градусную сетку, можно показать расположение городов, можно убрать названия рек и озер или наоборот их выделить. Часто использую самый последний СЛОЙ – контурную карту. Можно проверить знание номенклатуры, подписать объекты на карте. Кнопка «ЗАДАЧИ» помогает мне реализовать принцип проблемности в обучении, она содержит уже готовые задания для учащихся. Например: нарисовать реку Лену, совершить путешествие по Дунаю, объяснить расположение месторождений нефти и газа и т.д. Интерактивная карта дает право изменять масштаб: увеличивать и уменьшать изображение, перемещать его по экрану. Карта открывает неограниченные возможности для учителя: можно заранее дополнить изображения своими условными знаками. Например: нанести теплые и холодные течения без подписи их названий. Интерактивные карты помогают мне на уроках реализовать одно из самых главных методических принципов: принцип наглядности. И я, и ученики могут подписывать названия географических объектов, наносить рисунки, сохранять или удалять их. Например: подписать географические объекты, показать границы бассейна реки, нанести на карту маршруты путешествий. Подобные приемы повышают динамику учебного процесса. И без сомнения вызывают у школьников активное отношение к изучаемым явлениям и событиям. Раскрывают привлекательность процесса познания. Эмоциональность, о которой я говорю, является неоспоримым средством оптимизации учебного процесса. То, что каждое пособие состоит из семейства информационных слоев, позволяет мне вскрывать и отображать в любом сочетании информационные слои мультимедийной карты, обращая внимание учеников на тот или иной аспект.
Дополнительный иллюстративный материал повышает информативность карты. Например: при изучении типов электростанций можно посмотреть, как они выглядят. Метод наложения карт помогает ученикам сопоставлять, анализировать факты, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы. Одним словом – мыслить. Знать географию – это понимать причинно-следственные связи, уметь объяснять закономерности природных явлений, кажущиеся противоречия. Карта – верный помощник. Одновременное использование нескольких кнопок панели инструментов и комбинация слоев карты вооружают учителя мощным методическим инструментарием, который позволяет организовать практическую деятельность учеников. Например: показать реку Лену, обращая внимание на рельеф местности, соединив точки истока и устья. Работа в интерактивном режиме стимулирует эмоциональное отношение к предмету, повышает мотивацию, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха. Каждая карта, кроме картографических слоев, имеет дополнительный иллюстративный материал. Учащиеся могут посмотреть, как выглядят некоторые города, реки, озера и другие географические объекты, включив соответствующий слой интерактивной карты. Изображение можно перемещать или увеличивать на весь экран. Эта функция придает неформальность картографическому пособию, расширяет кругозор, развивает мышление и воображение. Интерактивная карта может быть полезной и для организации различных видов контроля: первичного, текущего, итогового. Мобильность интерактивной карты обеспечивает проведение одного из самых распространенных видов контроля – географического диктанта. Диктант проверяется сразу. Самопроверка – средство формирования адекватной самооценки учащегося. Уважаемые коллеги, интерактивные карты – это не только современное средство обучения, но и инструмент для активизации познавательной деятельности учеников. Интерактивные карты могут применяться как в рамках традиционного, так и инновационного урока.


В раздел образования