Автор: Борисова Мария Фёдоровна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: Лавровская средняя школа
Населённый пункт: с.Полново, Демянский район, Новгородская обл.,
Наименование материала: Презентация
Тема: Приёмы учебного процесса
Раздел: среднее образование
Мастер класс
Мастер класс
Технологии, приёмы, методы
современного учебного процесса.
Добрый день.
Добрый день.
Меня зовут Борисова Мария Фёдоровна. Я учитель Лавровской
средней школы имени героя Советского Союза И.Д.
Черняховского. Мой педагогический стаж 30 лет. В своей
работе, стремясь претворить в жизнь завет К. Д. Ушинского:
главная цель обучения и воспитания – «дать человеку
деятельность, которая бы наполняла его душу», я стремилась
изучать
и
и
спользовать различные технологии, методы, приёмы.
Цель
Цель
моей педагогической деятельности заключается в
моей педагогической деятельности заключается в
формировании важнейшей компетенции личности – умения
формировании важнейшей компетенции личности – умения
учиться.
учиться.
Задачи:
•
Создать благоприятные условия для личностного и
познавательного развития учащихся
•
Составить технологическую цепочку педагогических
воздействий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми
установками, переводимыми в форму конкретного ожидаемого
результата
Доктор
педагогических
наук,
п
рофессор
Волович
,
считает,
что
необходимо использовать несколько технологий
В старшем звене
я использую
дифференцированный метод
,потому,
что для меня самое главное
дать возможность каждому ребенку
п о л у ч
и
ть
качественное
образование
с
у ч е т о м
индивидуальных
возможностей
и
запросов
.
Для
этого
в10классе
выполняю
учебно-педагогическую
диагностику
и
разрабатываю
индивидуальную
стратегию
обучения
каждого
ребенка.
Результат: 100% выпускников 2014 года поступили в
высшие
учебные
заведения
города
Санкт
Петербурга
,
н а
факультеты связанные с математикой и физикой.
В среднем звене на уроках математики и алгебры я использую
системно деятельностный подход.
Актуальность.
Преодоление разрыва между сложившимися
традициями
в
образовании
и
социальным
заказом
общества:
ориентация
в
образовании
на
государственные
стандарты;
формирование обучающихся учебной самостоятельности, выбора
собственного
индивидуального
маршрута
познавательной
деятельности.
Использование системно–деятельностного подхода
создает условия для развития личности обучащихся
на основе изучения универсальных способов
познания и освоение мира. В соответствии с этим
процесс учения понимается не только как усвоение
системы знаний, умений и навыков, составляющих
инструментальную основу компетенций
обучающихся, но и как процесс развития личности,
обретения духовно-нравственного опыта и
социальной компетентности. Основоположниками
системно деятельностного подхода являются наши
соотечественники Л
ев
С
еменович
Выготск
ий
, П
етр
Я
ковлевич
Гальперина, А
лексей
Н
иколаевич
Леонтьев,
В. В. Давыдова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной,
Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина.30 лет тому назад
Петр Яковлевич Галперин и его сотрудники
поставили перед собой задачу: выяснить условия
при которых ученик будет действовать так, как надо
и неизбежно придет к заранее намеченным
результатам.
Результаты превзошли все ожидания .
Сравнение
Сравнение
П. Я.Гальперин говорил о 5 этапах
усвоения,
однако в условиях классно-
урочной формы преподования
четко
выделял три
этапа
:
•
Этап1-й. Ориентировка в материале
и способы работы с ним;
•
Этап 2-й. Организация пошагового
контроля входе решения задач;
•
Этап 3-й. Постепенный переход от
пошагового контроля к
самоконтролю.
П.Я.Гальперин. Методы обучения и
развития ребенка.М..1985.
Материал маленькими порциями.
Пошаговый контроль
Л.Г.Петерсон выделяет 9 этапов.
•
Этап. 1-й.Мотивация.
•
Этап. 2-й.Актуализация и
фиксирование индивидуаль
•
ного затруднения
•
Этап. 3-й. Выявление места и
причины затруднения
•
Этап .4-й Построение проекта
выхода из затруднения
•
Этап 5-й. Реализация
построенного проекта
•
Этап 6-й. Первичное закрепление
•
Этап 7-й Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону
•
Этап 8-й. Включение в систему
знаний и повторение.
•
Этап 9-й. Рефлексия .
Принципы построения
Принципы построения
•
Принцип деятельности;
•
Принцип непрерывности;
•
Принцип целостности;
•
Принцип минимакса ;
•
Принцип психологической
комфортности;
•
Принцип вариативности;
•
Принцип творчества;
Так как основной формой организации обучения является
урок, то необходимо знать принципы построения урока,
примерную типологию уроков и критерии оценивания урока
в рамках системно-деятельностного подхода. В этом мне
оказали большую помощь методическое пособие
«Типология уроков деятельностной направленности»,
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., М:АПК и ППРО УМЦ «Школа
200…..»
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию
можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового
знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической
направленности; уроки развивающего контроля. Изучив структуру
уроков ведения в рамках системно- деятельностного метода я от
традиционных конспектов перешла к работе с технологическими
картами. Для каждого типа урока я составила технологические
карты, раскрывая универсальные учебные действия. Они
компактно передают все содержания урока, четко прослеживая
каждый этап урока.
Методы и приёмы
Методы и приёмы
1-й этап
1-й этап
.
.
Мотивация
Мотивация
.
.
Самым важным я считаю 1 этап так, как
надо объединить в единое целое «Хочу –
Могу – Надо» для этого я использую:
•
историю данного вопроса;
•
музыкальную вставку;
•
занимательный опыт;
•
положительный настрой;
•
девиз, эпиграф; стихотворение;
•
притчу;
•
проблемный вопрос;
•
рассказ о реальных событиях
•
Одна из легенд
рассказывает, что царь
Птолемей решил изучить
геометрию. Но оказалось,
что сделать это не так-то
просто. Тогда он призвал
Евклида и попросил указать
ему легкий путь к
математике. «К геометрии
нет царской дороги», —
ответил ему ученый.
Простейшим
геометрическим объектом у
Евклида является точка.
Тема урока: «Начальные геометрические сведения» 7 класс
Тема урока: «Кипение» 8 класс
ПАМЯТИ АРХИМЕДА
ПАМЯТИ АРХИМЕДА
Он чертил задумчивый, не
гордый,
Позабыв текущие дела,-
И внезапно непонятной хордой
Тень копья чертеж пересекла.
Но убийц спокойствием пугая,
Он не унижаясь, не дрожа,
Руку протянул, оберегая
Не себя, а знаки чертежа
Он в глаза солдатам глянул смело:
«Убивайте, римляни – враги!
Убивайте раз такое дело,
Но не наступайте на круги!»
В.Шефнер
19-летний Леверье решил
систему из
19
уравнений
с 19 неизвестными.
Так был открыт Нептун
на кончике пера.
Тема урока:
«Системы
уравнений»
7класс
Тема урока «Испарение» 8класс
6класс. Тема:«Деление
6класс. Тема:«Деление
обыкновенных дробей»
обыкновенных дробей»
Хотя умножение в старину считалось очень нелегким делом
(мало кто знал тогда таблицу умножения), но деление было
еще сложнее. В Италии до сих пор сохранилась поговорка:
«Трудное дело - деление». Так говорят, когда оказываются
перед почти неразрешимой проблемой. В средние века людей,
умеющих производить деление, можно было пересчитать по
пальцам. Они переезжали из города в город по приглашению
купцов, желавших привести в порядок свои счета.
Методов деления было придумано немало. Монах-математик
Герберт, будущий Папа Римский Сильвестр II, произвел
несколько способов. Но они были настолько сложны, что их не
понимали даже самые прилежные ученики. Один из этих
способов так и назвали «железное деление»
Когда в Европе появился арабский способ деления, он стал
называться «золотое деление». Итак, сами того не ведая, мы
делим числа методом «золотого» деления.
2 этап. Актуализация и
фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном
действии
На данном этапе организуется подготовка и
мотивация учащихся к надлежащему
самостоятельному выполнению пробного
учебного действия, его осуществление и
фиксация индивидуального затруднения.
•
При
ё
мы: «Пометки на полях», «Плюс и
минус», «Телевизор», « Рисунки».
•
При
ё
м ««Пометки на полях», »
Цель: - актуализация имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме, развитие у
школьников критического подхода.
3 этап. Выявление места и
причины затруднения.
На данном этапе учитель организует
выявление учащимися места и причины
затруднения.
•
При
ё
м «Лови ошибку»
Цель: - актуализация имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме, развитие у
школьников критического подхода.
4 этап. Построение проекта выхода
из затруднения (цель и тема, способ,
план, средство)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме
обдумывают проект будущих учебных действий: ставят
цель, согласовывают тему урока, выбирают способ,
строят план достижения цели и определяют средства-
алгоритмы, модели и т.д.поисковые, проблемные
методы, которые позволяют обучать.
•
Приём: «Атака мыслей».
Цель: решение проблемы посредством объединения
творческих мыслей учащихся.
•
Приём: «Трёхчастный дневник».
(с 5 класса)
Цель: сформировать умение работать графически.
Правило
Алгоритм
Пример
5 этап. Реализация
построенного проекта
Построенный способ действий используется
для решения исходной задачи, вызвавшей
затруднение. В завершение уточняется общий
характер нового знания и фиксируется
преодоление возникшего ранее затруднения.
•
Приём: «Пометки на полях»
Цель: оптимизация проработки материала с
использованием знаковой системы
6 этап. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней
речи.
На данном этапе учащиеся в форме
коммуникации (фронтально, в группах, в
парах) решают типовые задания на новый
способ действий с проговариванием
алгоритма решения вслух.
•
Приём «Взаимный опрос»
Цель: развитие математической речи.
7 этап. Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону.
Урок №45.
Тема: Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена.
№20.7(а, б). Найдите значение одночлена:
а) 7х3 ,если х=0, х=1, х=-1;
Х=0, 7·03=7·0 = 0;
Х=1,7·13 =7·1 =7;
Х = -1; 7·(-1)3 =7·(-1) = -7.
б) 0,04су2, с = 15, у = -2;
0,04·15·( -2)2 = 0,04· 15· 4 = 2.4
№20.8. Приведите одночлен к стандартному виду
и укажите коэффициент и буквенную часть:
а) 3m4 · m = 3 m4,
б) 5· x·10· k2 = 50 x k2,
в) 42· y5· y8 · y12 = 42 y25,
г) - 7· z3 ·4 ·t8 = - 28 z3 t8.
8этап. Включение в систему
знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости
нового знания и выполняются задания, в которых новый
способ действий предусматривается как промежуточный
шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в
которых тренируется использование изученного ранее
материала, имеющего методическую ценность для
введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны,
автоматизация умственных действий по изученным
нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем
новых норм.
•
Приём: «Пересечение тем».
Цель: научить применять изученный материал в
различных ситуациях
9 этап
.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
.
На данном этапе фиксируется новое содержание,
изученное на уроке, и организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной учебной
деятельности. В завершение соотносятся ее цель и
результаты, фиксируется степень их соответствия, и
намечаются дальнейшие цели деятельности.
Приём: «Блиц- опрос».
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на
уроке?
Результаты реализации
деятельностного подхода
•
вырабатываются навыки контроля и
самоконтроля;
•
создается ситуация успеха для каждого
школьника;
•
актуализируется мыслительная
деятельность школьников.
•
активизируется познавательная
деятельность учащихся ;
Формирование универсальных
учебных действий
Личностные
Самоопределение,
смыслообразование;
Регулятивные
Целеобразование,
планирование, контроль;
Познавательные
Общеучебные , логические
Коммуникативные
Сотрудничество
;
•
Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в
школе не научился сам ничего
творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать,
копировать, т.к. мало таких,
которые бы, научившись
копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих
сведений».
Проектная
Проектная
,
,
творческая,
творческая,
исследовательская
исследовательская
деятельность
деятельность
Вас приветствует Эсауленко
Вас приветствует Эсауленко
Анастасия
Анастасия
•
Добрый
день!
Проект по теме: «Обыкновенные дроби»
Задача №1
Задача №1
•
Коля прочитал 30
страниц. Это
составило
68%
Сколько страниц в
книге
?
Задача №2
Задача №2
•
Катя выпила сок
из коробки ,это
составило
15%от
1л.
Сколько
осталось сока в
коробке?
Проект по теме: «Осевая симметрия»
Синквейн
Чрезвычайно эффективной
формой рефлексии, на мой
взгляд, является синквейн –
пятистишие, по содержанию
отвечающее изучаемой
проблеме .Синквейн можно
использовать в виде
творческого домашнего
задания.
Вес воздуха.
Легкий, прозрачный.
Думать, видеть, взвешивать.
Масса воздуха в нашем классе 12
кг..
Факт.
(Колчин Валентин)
Атом.
Маленький, быстрый.
Строит, окружает, объясняет.
В основе всех тел стоит.
Мировозрение.
(Егорова Алёна)
Сообщающиеся сосуды.
Старое, новое.
Помогают, окружают, открывают.
С древних времен на службе у
человека.
Жизнь.
(Бойцов Виктор)
Технология критического
мышления
•
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет)
•
Цель:
актуализация имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме, развитие у
школьников критического подхода
к
используемой
информации
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Мысль остаётся живой только при условии, что
ответы стимулируют дальнейшие вопросы.
Тонкие
вопросы
Толстые
вопросы
Что?
Сформулируйте свойство
?
К
акие
?
Сформулируйте теорему
?
Почему
?
Почему вы считаете
?
Приём: « Шаг»
пошаговое решение задачи
Геометрия. 7класс
Тема « Прямоугольные треугольники».
задача №263 учебник « Геометрия 7-9 классы» ,
авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов.
Задание №568113 открытого банка заданий
ФИПИ.
В треугольнике ABC угол A равен 140°.
Продолжения высот BD и CE пересекаются в
точке O. Найдите угол DOE. Ответ дайте в
градусах
.
1
2
3
4
5
6
7
8
В
е
р
т
и
к
а
л
ь
н
ы
е
у
г
л
ы
В треугольнике
ABC угол A равен
140°.
Продолжения
высот BD и CE
пересекаются в
точке O. Найдите
угол DOE. Ответ
дайте в градусах.
П
р
я
м
о
у
г
о
л
ь
н
ы
е
т
р
е
у
г
о
л
ь
н
и
к
и
С
у
м
м
а
с
м
е
ж
н
ы
х
у
г
л
о
в
р
а
в
н
а
1
8
0
˚
В
е
р
т
и
к
а
л
ь
н
ы
е
у
г
л
ы
р
а
в
н
ы
С
у
м
м
а
у
г
л
о
в
п
р
я
м
о
у
г
о
л
ь
н
о
г
о
т
р
е
у
г
о
л
ь
н
и
к
а
р
а
в
н
а
9
0
˚
40˚
<2 =180˚ - 140˚
<5 = 90˚ - 40˚
<8 = 90˚ - 50˚
2
3
1
Рефлексия
Рефлексия
Что понравилось?
Что нового для себя узнали?
Будете ли вы это использовать
?
Спасибо за внимание