Напоминание

Приёмы учебного процесса


Автор: Борисова Мария Фёдоровна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: Лавровская средняя школа
Населённый пункт: с.Полново, Демянский район, Новгородская обл.,
Наименование материала: Презентация
Тема: Приёмы учебного процесса
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер класс

Мастер класс

Технологии, приёмы, методы

современного учебного процесса.

Добрый день.

Добрый день.

Меня зовут Борисова Мария Фёдоровна. Я учитель Лавровской

средней школы имени героя Советского Союза И.Д.

Черняховского. Мой педагогический стаж 30 лет. В своей

работе, стремясь претворить в жизнь завет К. Д. Ушинского:

главная цель обучения и воспитания – «дать человеку

деятельность, которая бы наполняла его душу», я стремилась

изучать

и

и

спользовать различные технологии, методы, приёмы.

Цель

Цель

моей педагогической деятельности заключается в

моей педагогической деятельности заключается в

формировании важнейшей компетенции личности – умения

формировании важнейшей компетенции личности – умения

учиться.

учиться.

Задачи:

Создать благоприятные условия для личностного и

познавательного развития учащихся

Составить технологическую цепочку педагогических

воздействий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми

установками, переводимыми в форму конкретного ожидаемого

результата

Доктор

педагогических

наук,

п

рофессор

Волович

,

считает,

что

необходимо использовать несколько технологий

В старшем звене

я использую

дифференцированный метод

,потому,

что для меня самое главное

дать возможность каждому ребенку

п о л у ч

и

ть

качественное

образование

с

у ч е т о м

индивидуальных

возможностей

и

запросов

.

Для

этого

в10классе

выполняю

учебно-педагогическую

диагностику

и

разрабатываю

индивидуальную

стратегию

обучения

каждого

ребенка.

Результат: 100% выпускников 2014 года поступили в

высшие

учебные

заведения

города

Санкт

Петербурга

,

н а

факультеты связанные с математикой и физикой.

В среднем звене на уроках математики и алгебры я использую

системно деятельностный подход.

Актуальность.

Преодоление разрыва между сложившимися

традициями

в

образовании

и

социальным

заказом

общества:

ориентация

в

образовании

на

государственные

стандарты;

формирование обучающихся учебной самостоятельности, выбора

собственного

индивидуального

маршрута

познавательной

деятельности.

Использование системно–деятельностного подхода

создает условия для развития личности обучащихся

на основе изучения универсальных способов

познания и освоение мира. В соответствии с этим

процесс учения понимается не только как усвоение

системы знаний, умений и навыков, составляющих

инструментальную основу компетенций

обучающихся, но и как процесс развития личности,

обретения духовно-нравственного опыта и

социальной компетентности. Основоположниками

системно деятельностного подхода являются наши

соотечественники Л

ев

С

еменович

Выготск

ий

, П

етр

Я

ковлевич

Гальперина, А

лексей

Н

иколаевич

Леонтьев,

В. В. Давыдова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной,

Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина.30 лет тому назад

Петр Яковлевич Галперин и его сотрудники

поставили перед собой задачу: выяснить условия

при которых ученик будет действовать так, как надо

и неизбежно придет к заранее намеченным

результатам.

Результаты превзошли все ожидания .

Сравнение

Сравнение

П. Я.Гальперин говорил о 5 этапах

усвоения,

однако в условиях классно-

урочной формы преподования

четко

выделял три

этапа

:

Этап1-й. Ориентировка в материале

и способы работы с ним;

Этап 2-й. Организация пошагового

контроля входе решения задач;

Этап 3-й. Постепенный переход от

пошагового контроля к

самоконтролю.

П.Я.Гальперин. Методы обучения и

развития ребенка.М..1985.

Материал маленькими порциями.

Пошаговый контроль

Л.Г.Петерсон выделяет 9 этапов.

Этап. 1-й.Мотивация.

Этап. 2-й.Актуализация и

фиксирование индивидуаль

ного затруднения

Этап. 3-й. Выявление места и

причины затруднения

Этап .4-й Построение проекта

выхода из затруднения

Этап 5-й. Реализация

построенного проекта

Этап 6-й. Первичное закрепление

Этап 7-й Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Этап 8-й. Включение в систему

знаний и повторение.

Этап 9-й. Рефлексия .

Принципы построения

Принципы построения

Принцип деятельности;

Принцип непрерывности;

Принцип целостности;

Принцип минимакса ;

Принцип психологической

комфортности;

Принцип вариативности;

Принцип творчества;

Так как основной формой организации обучения является

урок, то необходимо знать принципы построения урока,

примерную типологию уроков и критерии оценивания урока

в рамках системно-деятельностного подхода. В этом мне

оказали большую помощь методическое пособие

«Типология уроков деятельностной направленности»,

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., М:АПК и ППРО УМЦ «Школа

200…..»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового

знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической

направленности; уроки развивающего контроля. Изучив структуру

уроков ведения в рамках системно- деятельностного метода я от

традиционных конспектов перешла к работе с технологическими

картами. Для каждого типа урока я составила технологические

карты, раскрывая универсальные учебные действия. Они

компактно передают все содержания урока, четко прослеживая

каждый этап урока.

Методы и приёмы

Методы и приёмы

1-й этап

1-й этап

.

.

Мотивация

Мотивация

.

.

Самым важным я считаю 1 этап так, как

надо объединить в единое целое «Хочу –

Могу – Надо» для этого я использую:

историю данного вопроса;

музыкальную вставку;

занимательный опыт;

положительный настрой;

девиз, эпиграф; стихотворение;

притчу;

проблемный вопрос;

рассказ о реальных событиях

Одна из легенд

рассказывает, что царь

Птолемей решил изучить

геометрию. Но оказалось,

что сделать это не так-то

просто. Тогда он призвал

Евклида и попросил указать

ему легкий путь к

математике. «К геометрии

нет царской дороги», —

ответил ему ученый.

Простейшим

геометрическим объектом у

Евклида является точка.

Тема урока: «Начальные геометрические сведения» 7 класс

Тема урока: «Кипение» 8 класс

ПАМЯТИ АРХИМЕДА

ПАМЯТИ АРХИМЕДА

Он чертил задумчивый, не

гордый,

Позабыв текущие дела,-

И внезапно непонятной хордой

Тень копья чертеж пересекла.

Но убийц спокойствием пугая,

Он не унижаясь, не дрожа,

Руку протянул, оберегая

Не себя, а знаки чертежа

Он в глаза солдатам глянул смело:

«Убивайте, римляни – враги!

Убивайте раз такое дело,

Но не наступайте на круги!»

В.Шефнер

19-летний Леверье решил

систему из

19

уравнений

с 19 неизвестными.

Так был открыт Нептун

на кончике пера.

Тема урока:

«Системы

уравнений»

7класс

Тема урока «Испарение» 8класс

6класс. Тема:«Деление

6класс. Тема:«Деление

обыкновенных дробей»

обыкновенных дробей»

Хотя умножение в старину считалось очень нелегким делом

(мало кто знал тогда таблицу умножения), но деление было

еще сложнее. В Италии до сих пор сохранилась поговорка:

«Трудное дело - деление». Так говорят, когда оказываются

перед почти неразрешимой проблемой. В средние века людей,

умеющих производить деление, можно было пересчитать по

пальцам. Они переезжали из города в город по приглашению

купцов, желавших привести в порядок свои счета.

Методов деления было придумано немало. Монах-математик

Герберт, будущий Папа Римский Сильвестр II, произвел

несколько способов. Но они были настолько сложны, что их не

понимали даже самые прилежные ученики. Один из этих

способов так и назвали «железное деление»

Когда в Европе появился арабский способ деления, он стал

называться «золотое деление». Итак, сами того не ведая, мы

делим числа методом «золотого» деления.

2 этап. Актуализация и

фиксирование индивидуального

затруднения в пробном учебном

действии

На данном этапе организуется подготовка и

мотивация учащихся к надлежащему

самостоятельному выполнению пробного

учебного действия, его осуществление и

фиксация индивидуального затруднения.

При

ё

мы: «Пометки на полях», «Плюс и

минус», «Телевизор», « Рисунки».

При

ё

м ««Пометки на полях», »

Цель: - актуализация имеющихся у учащихся

знаний по изучаемой теме, развитие у

школьников критического подхода.

3 этап. Выявление места и

причины затруднения.

На данном этапе учитель организует

выявление учащимися места и причины

затруднения.

При

ё

м «Лови ошибку»

Цель: - актуализация имеющихся у учащихся

знаний по изучаемой теме, развитие у

школьников критического подхода.

4 этап. Построение проекта выхода

из затруднения (цель и тема, способ,

план, средство)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме

обдумывают проект будущих учебных действий: ставят

цель, согласовывают тему урока, выбирают способ,

строят план достижения цели и определяют средства-

алгоритмы, модели и т.д.поисковые, проблемные

методы, которые позволяют обучать.

Приём: «Атака мыслей».

Цель: решение проблемы посредством объединения

творческих мыслей учащихся.

Приём: «Трёхчастный дневник».

(с 5 класса)

Цель: сформировать умение работать графически.

Правило

Алгоритм

Пример

5 этап. Реализация

построенного проекта

Построенный способ действий используется

для решения исходной задачи, вызвавшей

затруднение. В завершение уточняется общий

характер нового знания и фиксируется

преодоление возникшего ранее затруднения.

Приём: «Пометки на полях»

Цель: оптимизация проработки материала с

использованием знаковой системы

6 этап. Первичное закрепление с

проговариванием во внешней

речи.

На данном этапе учащиеся в форме

коммуникации (фронтально, в группах, в

парах) решают типовые задания на новый

способ действий с проговариванием

алгоритма решения вслух.

Приём «Взаимный опрос»

Цель: развитие математической речи.

7 этап. Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону.

Урок №45.

Тема: Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена.

№20.7(а, б). Найдите значение одночлена:

а) 7х3 ,если х=0, х=1, х=-1;

Х=0, 7·03=7·0 = 0;

Х=1,7·13 =7·1 =7;

Х = -1; 7·(-1)3 =7·(-1) = -7.

б) 0,04су2, с = 15, у = -2;

0,04·15·( -2)2 = 0,04· 15· 4 = 2.4

№20.8. Приведите одночлен к стандартному виду

и укажите коэффициент и буквенную часть:

а) 3m4 · m = 3 m4,

б) 5· x·10· k2 = 50 x k2,

в) 42· y5· y8 · y12 = 42 y25,

г) - 7· z3 ·4 ·t8 = - 28 z3 t8.

8этап. Включение в систему

знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости

нового знания и выполняются задания, в которых новый

способ действий предусматривается как промежуточный

шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в

которых тренируется использование изученного ранее

материала, имеющего методическую ценность для

введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны,

автоматизация умственных действий по изученным

нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем

новых норм.

Приём: «Пересечение тем».

Цель: научить применять изученный материал в

различных ситуациях

9 этап

.

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

.

На данном этапе фиксируется новое содержание,

изученное на уроке, и организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной

деятельности. В завершение соотносятся ее цель и

результаты, фиксируется степень их соответствия, и

намечаются дальнейшие цели деятельности.

Приём: «Блиц- опрос».

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на

уроке?

Результаты реализации

деятельностного подхода

вырабатываются навыки контроля и

самоконтроля;

создается ситуация успеха для каждого

школьника;

актуализируется мыслительная

деятельность школьников.

активизируется познавательная

деятельность учащихся ;

Формирование универсальных

учебных действий

Личностные

Самоопределение,

смыслообразование;

Регулятивные

Целеобразование,

планирование, контроль;

Познавательные

Общеучебные , логические

Коммуникативные

Сотрудничество

;

Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в

школе не научился сам ничего

творить, то и в жизни он всегда

будет только подражать,

копировать, т.к. мало таких,

которые бы, научившись

копировать, умели сделать

самостоятельное приложение этих

сведений».

Проектная

Проектная

,

,

творческая,

творческая,

исследовательская

исследовательская

деятельность

деятельность

Вас приветствует Эсауленко

Вас приветствует Эсауленко

Анастасия

Анастасия

Добрый

день!

Проект по теме: «Обыкновенные дроби»

Задача №1

Задача №1

Коля прочитал 30

страниц. Это

составило

68%

Сколько страниц в

книге

?

Задача №2

Задача №2

Катя выпила сок

из коробки ,это

составило

15%от

1л.

Сколько

осталось сока в

коробке?

Проект по теме: «Осевая симметрия»

Синквейн

Чрезвычайно эффективной

формой рефлексии, на мой

взгляд, является синквейн –

пятистишие, по содержанию

отвечающее изучаемой

проблеме .Синквейн можно

использовать в виде

творческого домашнего

задания.

Вес воздуха.

Легкий, прозрачный.

Думать, видеть, взвешивать.

Масса воздуха в нашем классе 12

кг..

Факт.

(Колчин Валентин)

Атом.

Маленький, быстрый.

Строит, окружает, объясняет.

В основе всех тел стоит.

Мировозрение.

(Егорова Алёна)

Сообщающиеся сосуды.

Старое, новое.

Помогают, окружают, открывают.

С древних времен на службе у

человека.

Жизнь.

(Бойцов Виктор)

Технология критического

мышления

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет)

Цель:

актуализация имеющихся у учащихся

знаний по изучаемой теме, развитие у

школьников критического подхода

к

используемой

информации

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Мысль остаётся живой только при условии, что

ответы стимулируют дальнейшие вопросы.

Тонкие

вопросы

Толстые

вопросы

Что?

Сформулируйте свойство

?

К

акие

?

Сформулируйте теорему

?

Почему

?

Почему вы считаете

?

Приём: « Шаг»

пошаговое решение задачи

Геометрия. 7класс

Тема « Прямоугольные треугольники».

задача №263 учебник « Геометрия 7-9 классы» ,

авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов.

Задание №568113 открытого банка заданий

ФИПИ.

В треугольнике ABC угол A равен 140°.

Продолжения высот BD и CE пересекаются в

точке O. Найдите угол DOE. Ответ дайте в

градусах

.

1

2

3

4

5

6

7

8

В

е

р

т

и

к

а

л

ь

н

ы

е

у

г

л

ы

В треугольнике

ABC угол A равен

140°.

Продолжения

высот BD и CE

пересекаются в

точке O. Найдите

угол DOE. Ответ

дайте в градусах.

П

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

ы

е

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

и

С

у

м

м

а

с

м

е

ж

н

ы

х

у

г

л

о

в

р

а

в

н

а

1

8

0

˚

В

е

р

т

и

к

а

л

ь

н

ы

е

у

г

л

ы

р

а

в

н

ы

С

у

м

м

а

у

г

л

о

в

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

о

г

о

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

а

р

а

в

н

а

9

0

˚

40˚

<2 =180˚ - 140˚

<5 = 90˚ - 40˚

<8 = 90˚ - 50˚

2

3

1

Рефлексия

Рефлексия

Что понравилось?

Что нового для себя узнали?

Будете ли вы это использовать

?

Спасибо за внимание



В раздел образования