Напоминание

Формы, методы и инструменты контроля метапредметных результатов


Автор: Четина Наталья Егоровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №72"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формы, методы и инструменты контроля метапредметных результатов
Раздел: среднее образование





Назад




Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов Автор учитель географии высшей категории МАОУ «СОШ №72» г.Пермь Четина Н.Е.
 Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий(УУД)
Инструментарий контроля  Задания УУД  Карта наблюдений  Тест  Карта мониторинга  Лист или дневник самооценки  Карта эксперта  Видеозапись

Формы контроля
 Привычная форма контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий), самооценка учеником по принятым формам (например, лист саморефлексии).
 Предполагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (пятибальную).  Альтернативой классному журналу выступает портфолио, как главное средство накопления информации об образовательных результатах учениках
Регулятивные (оцениваются в процессе выполнения) 1 уровень 2 уровень 3 уровень Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы на основе оценки и учета ошибок Приобретение навыка саморегуляции
Познавательные ( оцениваются по результату деятельности ) 1 уровень 2 уровень 3 уровень Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, структурирование текста(таблицы, схемы)
Коммуникативные (оцениваются в процессе деятельности и по результату) 1 уровень 2 уровень 3 уровень Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество в группе сверстников. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Задания УУД
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания ( на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающих создание учеником в ходе решения информационного продукта: таблицы, схемы, вывода, оценки и т.д. Выполнение задачи требует от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Виды заданий  Ответить на вопросы по тексту  Вставить пропущенные слова  Составить рассказ по плану (по рисунку, схеме…)  Решить кроссворд  Заполнить предложенную таблицу (схему).  Предложить форму таблицы (схемы) и заполнить ее.  Заполнить сравнительную таблицу и сделать выводы.  Установить причинно-следственные связи и сделать выводы  Составить кроссворд  Составить словарь терминов  Разработать памятку и т. д.
Прочитайте текст «Слоны». Запишите в таблицу признаки африканского и индийского слона (за каждый прав. ответ 1 балл)
Отличительные признаки

Африканский слон

Индийский слон

Рост взрослого животного





Вес при рождении

120 кг

100 кг

Вес взрослого животного

6 т

4 т

Где обитает

Саванны и леса

леса

Средняя продолжительность жизни

12 лет

15 лет

Чем питается

Растительная пища, в том

числе плоды

Растительная

пища, в том числе

злаки

Особенности строения хобота

Хобот оканчивается одним

«пальцем»

Хобот

оканчивается

двумя «пальцами»

Что оцениваем  Умение извлекать необходимую информацию из текста  Умение проводить анализ объекта с целью выделения существенных признаков
Составь рассказ по данной схеме на тему «Полезные ископаемые» Полезные ископаемые Топливные Рудные Нерудные Уголь Нефть Природный газ Золото Железная руда Медная руда Калийная соль Сера Известняк
Составить схему по тексту «Народы Африки» Что оценивается?  Умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, схемы
Народы Африки Современное население Африки относится к трем основным расам- европеоидной, экваториальной и монголоидной, и промежуточной. Представители европеоидной расы- алжирцы, египтяне, ливийцы- живут на севере Африки. Для них характерны смуглая кожа, темные волосы, узкий нос, овальное лицо. Большую часть материка южнее Сахары заселяют представители экваториальной расы, которые отличаются темным цветом кожи, широким носом, курчавыми волосами. Это народы тутси, нилоты, масаи. Средний рост этих представителей этих народов- 180-200 см., они удивительно грациозны и стройны. В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты. Для них характерен желтоватый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает им сходство с монголоидами. К промежуточной расе относят эфиопов, а также малагасийцев (жителей Мадагаскара), которые произошли от смешения представителей монголоидной и негроидной рас. У них коричневый цвет кожи, узкое лицо, волнистые или курчавые волосы, покатый лоб.
Народы Африки Европе оидная раса На се вере Алжир цы Ливий цы Егип тяне
Смуглая

Кожа

Овальное

лицо

Как оценить работу (max. 22балла)  Указаны 4 расы- 4 балла  Указаны все представители каждой расы- 10 баллов  Указаны места их проживания- 4балла  Указаны характерные внешние признаки народов- 4 балла
Используя карту и таблицу, составь определение понятия. Подготовь устный ответ.  Океан- это…  Море- это…  Залив- это…  Пролив- это…
Что и как оцениваем  Умение давать определение, осуществляя логическую операцию обобщения понятия или ограничения понятия (м6)  Умение преобразовывать текст (таблицу)
Подбери соответствующее видовое отличие
Частное

Общее

Видовое отличие

Океан

Часть

Мирового

океана

Отделена островами и полуостровами.

Отличается глубиной, температурой,

соленостью.

Море

Расположен между материками.

Залив

Узкое водное пространство,

ограниченное с двух сторон сушей.

Пролив

Глубоко вдается в сушу.

Оценивается устный ответ  Речь связная, все определения полные, с использованием союзного слова который, либо причастного оборота (глубоко вдающаяся в сушу)- 4 балла  Допущены ошибки в монологической речи. Определения состоят из двух предложений. (Пролив –это узкое водное пространство. Ограничено с двух сторон сушей.) Потребовалась помощь учителя- 2 балла  При ответе допущены ошибки, речь несвязная. Озвучено одно правильное определение -1 балл
Проанализируй данные таблицы Море Количество осадков ИспаряемостьСоленость Красное 100 мм. в год 1200 мм. в год 42 промилле Черное 500 мм. в год 600 мм. в год 18 промилле Балтийское 700 мм. в год 300 мм. в год 11 промилле
Что и как оцениваем  Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы (м6)
Установи причинно-следственную связь и сделай вывод (за каждый правильный ответ-1 балл)
Причина ( Если…)

Следствие (, то…)

высокая температура

_________________________

испаряемость.

высокая испаряемость

_________________________

соленость.

мало осадков

____________ соленость.

Сделай вывод (за каждый правильный ответ 1 балл) Чем ___________________ количество осадков и ______________________ испаряемость, тем ___________________ соленость.
Используя текст учебника, укажи стрелочкой направление ветра. Добавь еще одну стрелочку к паре, где ветер сильнее. Ветер дует из ________________________________ ___________________ в _______________________ ___________________. Чем ____________________ ___________________________, тем сильнее ветер. 767 769 760 760
Что и как оцениваем  Умение создавать, применять и преобразовывать символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Как оценить  В ответе нет ошибок- 5 баллов  Ошибки во второй части задания (не правильно расставлены стрелочки)- 3 балла  Ошибки в первой части задания- 1-2 балла
Сформированность УУД (преобразование текстовой информации) 6 класс
ФИО

ученика

Задание

1

Задание

2

Задание

3

Задание

4

Итогов

ое зада

ние

Уровень

сформиро

ванности

%

Аникин И.

57%

61%

63%

68%

65%

?

Белавин М

Вавилов С.

Среднее

по классу


Уровни сформированности
 85-100%- высокий уровень сформированности  70-84%- средний уровень, владеет данным видом УУД частично  Менее 70%- низкий уровень, данный вид УУД не сформирован


В раздел образования