Напоминание

«Мини-музей в ДОО как средство развития интереса детей дошкольного возраста к многонациональной культуре Кубани»


Автор: Кукса Юлия Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО "Центр развития ребёнка-детский сад №199"Радужный"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Мини-музей в ДОО как средство развития интереса детей дошкольного возраста к многонациональной культуре Кубани»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Мини-музей в ДОО как средство развития

интереса детей дошкольного возраста к

многонациональной культуре Кубани».

Цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев

и

традиций

по

средствам

мини-музея,

а

также

передача

подрастающему

поколению

житейского,

трудового,

духовного,

опыта,

накопленного

предками.

Задачи:

Познакомить, обобщить и расширить знания детей об истории края,

традициях, обычаях, праздниках, играх народов Кубани и других

народов, населяющих Кубань. Привить любовь к малой Родине.

Развивать и совершенствовать исследовательские умения: умение

анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать

выводы.

Воспитать уважение к людям разных национальностей, их культуре и

обычаям; приобщать к истокам народной культуры. Воспитывать в

детях чувства патриотизма, воспитание гуманной личности в духе

братства народов.

Принципы мини-музея в ДОУ:

- Наглядность.

- Доступность.

- Динамичность.

- Содержательность.

Принципы работы в ДОО:

- Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного

пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной

детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

- Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества

взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в

дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для

раскрытия

всех

задатков

и

способностей

ребёнка,

его

творческих

возможностей.

Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К

счастью,

детство

это

время,

когда

возможно

подлинное

искреннее

погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте

необходимо

начинать

развитие

интереса

к

своему

народу,

его

культуре,

истории,

зародить

в

детском

сознании

чувство

любви

к

Родине,

принадлежности

к

великому

народу. Через

народную

культуру

у

детей

развивается

как духовно-нравственная

сфера,

так

и

его

творческие

способности.

Россия - поистине удивительная страна. Она простирается на тысячи

километров и занимает одну третью часть территории материка. Россия -

самое крупное государство в мире.

Наша малая родина является составной частью российской гражданской

нации.

Мы прививаем детям любовь к своей Родине. Наши дети знакомятся с

патриотическим

уголком: с символами нашей государственности, флагом,

гербом,

гимном.

Таким

образом

мы воспитываем

в

детях

дошкольного

возраста патриотизм, прививаем любовь

к своему краю, к своей малой

родине, приобщаем к истории Кубани, развиваем интерес к

народному

творчеству, укладу жизни казаков, их песням и танцам, и этим даем понять,

что каждый народ, населяющий наш край, так же любит свою культуру и

уважает свои традиции, гордится достижениями своего народа.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Не

зря

гласит кубанская

мудрость: «Народ

без

традиций,

что

дерево

без

корней». Кубань – многонациональный край. На Кубани проживает в мире и

согласии

более

120

национальностей.

Эта

часть

России

настолько

многонациональна, что ее запросто можно назвать землей объединенных

наций. Кого здесь только не встретишь! Благодаря этническому разнообразию

культура этого края многогранна и интересна. В

Краснодарском крае живут как традиционные народы России (татары,

мордва, марийцы, чуваши, осетины, черкесы, лезгины, кумыки, адыгейцы,

аварцы, даргинцы, удмурты), так и представители наций других государств.

Это армяне, украинцы, грузины, белорусы, казахи, греки, немцы, поляки,

узбеки, молдаване, литовцы, финны, румыны, корейцы, таджики, туркмены,

эстонцы

Живут здесь лезгины и осетины, шапсуги и корейцы, ассирийцы и узбеки,

чуваши и мордва, чеченцы и евреи, абхазы и болгары, аварцы и кабардинцы.

Кубань… Как велика она, как многолика!

Каждая нация, каждый народ, имеет свои традиции, обычаи, быт и культуру.

Мы живём одной дружной семьёй. Мы разные, но мы вместе.

Кубань сильна своим единством!

Не смотря на то, что национальности разные, у людей, живущих на

территории Кубани, Малая Родина одна - это Краснодарский край.

У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них

отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание

отцов и дедов.

В

своей

группе

мы

организовали

мини-музей

кукол

с

национальными

костюмами кубанского края. Знакомство проводили через театрализованную

деятельность с использованием экспонатов мини-музея (Театрализованная

сценка

«Дружба

народов»).

Куклы

в

национальных

костюмах,

домашняя

утварь. Организована экскурсия в кубанский уголок, который периодически

пополняется

различными

атрибутами,

экспонатами,

благодаря

нашим

родителям.

В группе был проведен творческий вечер с рассказами детей о

разных

национальностях,

где

предварительно

каждый

ребенок

получил

домой

раскраску

с

изображением

народного

костюма

представителей

народностей проживающих на Кубани. Дома вместе с родителями ребенок

готовил

мини

рассказ

на

полученную

им

в

саду

определенную

национальность, и потом в детском саду нам рассказывал краткий рассказ.

Буквально по 2-3 предложения.

Также была организована выставка детских рисунков «Дружба народов»

С

детками

мы

также

изучали

пословицы

и

поговорки

разных

национальностей. Пословица выражает коллективное мнение народа, в ней

заключена оценка жизни, наблюдения народного ума.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так

широко

и

многогранно,

как

в

пословицах

и

поговорках.

Используя

художественное слово познакомили детей с народной

мудростью разных

народов,

где

отображается

характер,

деятельность

и

самобытность.

Например, таких как:

Рана от сабли заживет, от языка – нет. (адыгейская)

Кто на чужбине не бывал, цену Родине не узнал. (азербайджанская)

Семья без ребенка, что очаг без огня. (армянская)

Счастье три раза постучит, но если дверь не откроешь - к другому уйдет.

(грузинская)

За добро отблагодари сразу, за зло — отложи на потом. (еврейская)

Иметь тысячу друзей - мало, а одного врага – много. (курдцкая)

Где много нянек, там дети больше болеют (мокша). (мордовская)

Труд приносит хлеб, лень – голод. Все хорошо, что хорошо кончается.

(немецкая)

Друга ищи, а найдешь - береги. Не устоять худу против добра.(русские)

Язык острее меча. (татарская)

Будь милостив к младшим и слушайся старших. (турецкая)

Друг в лицо смотрит, а враг – вослед. (узбекская)

Разговорами гостей не накормишь. (чеченская)

Где смех, там и слезы. (чувашская)

(украинские) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Не чiпай лихо, доки

воно тихе.

Моя хата з краю, нічого не знаю. Не мала баба клопоту та купила порося.

За дурною головою і ногам нема покою. Не кажи «гоп», доки не перескочив.

(Казачьи) Пристал, как степной репей.

Слава казачья, а жизнь собачья.

Не в усах казачья слава

Казак без седла, что черкес без кинжала»

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Добыть или дома не быть.

Пташка не без воли, казак не без доли.

Старый конь борозды не испортит.

Плуг блестит, пока пашет.

Поживи подольше — увидишь по больше.

Берегись бед, пока их нет.

Не атаман при булаве, а булава при атамане.

Хоть папаха черна, да душа светла.( Казачьи)

«При работе коллективной каждый грош вернётся гривной»

«Счастье и труд рядом живут»

«Труд и хлеб всему голова»

Рассмотрев многонациональный краснодарский край, мы решили

углубиться в одну из самых популярных наций-казаки.

А

начиналось

все

с

Указа

царицы

Екатерины

II.

Она

даровала

казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И

потянулись

обозы

по

пыльным

степным

дорогам.

И

стали

стекаться

на

необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи - казаки-запорожцы. Так

п оя в и л и с ь

н а ш и

п р е д к и

-

к а з а к и

н а Кубани.

Ка за к и

н ач а л и

обживать кубанские

земли,

начали

вырубать

камыши,

засыпать

болота.

Начали строить себе дома.

Очень своеобразны традиции народов Краснодарского края. Каждый, кто

считает

себя

казаком,

обязательно

соблюдает

многолетние

традиции

и

наставления опытных людей, верных делу своих предков. Конечно, трудно

перечислить все культурные особенности Кубани. Традиций и обычаев здесь

очень много. И все они отличаются рациональностью и красотой.

Чтобы прикоснуться к народной культуре, мы целенаправленно работаем

над приобщением детей к культурному наследию кубанского казачества. Для

начала мы предложили детям казачьи игры и песни. Эти песни, о родной

Кубани, сразу покорили маленькие детские сердца. Песней сопровождались

все

события

народной

жизни

-

труд,

праздники,

игры.

Песне

присуща

высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание

подрастающего

поколения.

Педагогическая

ценность

песни

в

том,

что

красивому

пению

учили,

а

оно,

в

свою

очередь,

учило

прекрасному

и

доброму.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического,

художественного и физического воспитания дошкольников. Испокон веков в

них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,

представления

о

чести,

смелости,

мужестве,

желании

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью,

быстротой

и

красотой

движений,

проявлять

смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление

к победе. Как когда-то в старину казаки сажали маленьких сыновей на коня,

давали в руки саблю – с детства готовили к охране родной земли, так и

нынешние мальчики растут с пониманием того, что они будущие защитники.

Оттого и игры им нравятся те, где можно показать свою ловкость, смекалку,

воинскую доблесть: «Конница», «Защити курень», «Брыль», «Сними платок»,

«Вежа», «Чапля»

и др. Девочкам же, как настоящим казачкам, по душе

пришлись с пением, с хороводами: «Заря – заряница», «Горелки», «Золотые

ворота», «Сан казака», «У Василки, у казаченька».

Играя

в

народные

игры, дети

стали

задавать вопросы о жизни казаков.

Чтобы ответить на них, всей группой рассматривали картинки, фотографии,

читали книги по этой теме. Дети узнавали об истории своей Малой Родины.

Они узнали, что переселились казаки на Кубань для защиты южных границ,

что строили свои дома вблизи степных рек, а селения называли – станицами.

В

станице

хаты

называли

курени,

огораживали

их

плетнем,

а

двор,

где

держали живность называли – баз. Узнали о внутреннем убранстве хаты, что

такое красный угол, зыбка, какая была посуда, из чего её изготавливали. Что

кубанская культура проявлялась и в языке.

Знакомились со значением некоторых казачьих слов: робыть – работать,

кликать – звать, спивать – петь, рыготать – смеяться, гарный – красивый.

Разговаривают в основном на смеси русского и украинского. В устной речи

много заимствованных от горцев слов. Речь своеобразна и интересна.

С большим интересом дети рассматривали казачью одежду. Для себя они

отметили то, что у мужчин она делилась на повседневную и казачью форму,

что входило в её состав, почему форма была выбрана именно такой. Военный

мундир - темная черкеска, такого же сукна шаровары, башлык, бешмет,

папаха, зимняя бурка и сапоги.

Женская одежда состояла в основном из ситцевой или шерстяной юбки

в

сборку

у

талии

для

пышности

и

кофточки

с

длинным

рукавом

и

пуговицами, отделанной кружевом вручную. Значение одежды в казачестве

имело большое значение. Считалось, что чем красивее одежда, тем яснее она

указывает на статус в обществе.

Также с детьми мы изучили строительство и благоустройства домов.

Познакомили

детей

с

русской

избой

и

строениями,

их

внутренним

убранством.

Рассказали

детям

о

том,

что казаки жили в куренях. В горницах, так

называли комнаты - на стенах висели ковры, фотографии, сабли казаков. В

курене обязательно была печка - подземка, в ней казачки готовили еду. Она

обогревала дом и была так устроена, что грела пол. Дверь в курень была

низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло холодного ветра. Входя в дом -

нужно

было

кланяться.

Там

где

было

много

куреней,

образовывалась

станица. Станицы строились вдоль речек и были хорошо приспособлены к

защите от нападения.

Для казаков строительство жилища - одно из важнейших событий в жизни.

Возводить дом каждой семье помогали практически всем миром. Это, как

считали кубанские казаки, связывает народ в единое целое, а значит, делает

его сильнее.

С детьми мы познакомились с народной кухней Краснодарского края -

это многонациональное сообщество, поэтому блюда кубанской кухни очень

разнообразны. Основной рацион казаков - пшеничный хлеб, рыба, фрукты,

овощи, и продукты животноводства. Самым популярным блюдом является

борщ,

в

который

добавляли

фасоль,

сало,

мясо,

кислую

капусту.

Также

любимыми блюдами были галушки, вареники. Мяса на Кубани едят намного

больше, чем в любом другом регионе России. Любят на Кубани также сало,

которое едят как в соленом, так и жареном виде. Раньше пищу традиционно

готовили в печах в чугунной посуде.

Промыслы кубанцев. Народы Краснодарского края славились своими

ремесленниками. Работали с деревом, глиной, камнем и металлом. В каждом

крае были свои прославленные гончары, которые обеспечивали посудой весь

народ.

В

старших

группах расширяем представление о народной игрушке.

Проводятся занятия по рисованию, где систематически меняются композиции

по

разным

видам

росписи:

хохломская

роспись,

городецкая

роспись,

дымковская роспись, богородская роспись, гжель и др.

В кузнице работал каждый седьмой мужчина. Это самое древнее казачье

искусство.

Кузнецов

ценили

и

восхваляли.

Они

умели

изготавливать

холодное оружие, домашнюю утварь, подковывать коней и многое другое.

Женским ремеслом было ткацкое производство. Девочек с детства обучали

этому рукоделию. Ткачество давало народу одежду, украшения для дома.

Выделывали полотна из конопли и овечьей шерсти. Станок, прялки были

обязательными предметами в каждом доме. Женщины обязаны были уметь на

них работать.

Кубань - край необозримых пастбищ пашен, двух морей и великолепной

природы. На

Кубани

выращивают

пшеницу,

рожь,

рис,

подсолнечник,

виноград,

клубнику,

малину,

яблоки,

вишни,

сливы,

груши,

помидоры,

огурцы. А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ. И все это делают

люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя

кубанцами.

Мы живем в благодатном и красивом крае. Наша Кубань богата

традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и

бережно передаются из поколения в поколение.

Поэтому наша цель – доказать то, что разные народы могут, проживая на

одной территории, быть дружными, делиться обычаями и культурой своего

народа, нести уважение друг к другу через многие поколения.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям,

истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему

приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм

ознакомления детей с культурой и традициями своего народа – организация

в детских садах мини-музеев.

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство

ДОУ,

способствующее

расширению

кругозора

и

ребёнка,

и

взрослого,

повышению

образованности,

воспитанности,

приобщению

к

вечным

ценностям. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть

«музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст

обыкновенных

вещей,

окружающих

его

в

повседневной

жизни,

научить

самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Важная особенность мини – музея — участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они

участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Мы

прививаем культуру поведения и общения в общественных местах, но в

настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не

только можно, но и нужно! Мини-музей можно посещать каждый день,

самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В

обычном

музее

ребенок

лишь

пассивный

созерцатель,

а

здесь

он

соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,

бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения,

совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет

кругозор

дошкольников,

дает

возможность

обогатить

знания

детей

об

окружающем мире. Сегодня мы говорим о мини- музее, как об одном из

средств

развития

интереса

к

народной

культуре

и

традициям

детей

дошкольного возраста. Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний

день очень актуально.



В раздел образования