Напоминание

Информация для родителей "Адаптация ребенка"


Автор: Габова Анна Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБУ РК РПТД санаторий
Населённый пункт: г.Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Информация для родителей "Адаптация ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТУПЕНЬКИ

АДАПТАЦИИ.

первая ступенька.

Учиться налаживать контакты с окружающими людьми.

Налаживать

контакты

проще

всего

на

детской

площадке,

у

песочницы. Для ребенка в плане развернутого общения на первом

месте стоит мама, затем – другие взрослые, а уж потом – сами дети.

Занимают

они

в

этой

иерархической

лестнице

последнюю

ступеньку лишь потому, что сами еще неопытны в жизни, а порой

кажутся

даже

игрушкой,

которую

можно

схватить

за

волосы,

дернуть за руку. Поэтому не возмущайтесь, если соседский карапуз

вдруг неожиданно толкнет вашу ярко разодетую дочурку. Он не со

зла, он хочет увидеть, как отреагирует на его поведение это чудное

существо.

А то, что на первом месте неизменно остается мама, так это и

понятно. Уже к году у ребенка сформировано базовое доверие к

ней. Он привык во всем полагаться на маму. Поэтому у песочницы

при встрече с мамами и их детьми малыш, как ни странно, смотрит

не на детей и их родителей, он напряженно следит за реакцией

мамы, копирует ее во всем. Замерев на некоторое время, он или

настороженно

замолкает,

или

начинает

улыбаться

взрослым,

с

удовольствием прислушиваясь к похвалам в свой адрес. Поэтому не

спешите предлагать детям поиграть одним. Дайте время малышам

сначала

наладить

контакт

с

незнакомыми

взрослыми.

Взрослые

обычно

щедры

на

похвалы

чужих

детишек,

поэтому

и

контакт

устанавливается без проблем.

И только потом карапуз переводит взор на детей. Каждая мама

подсознательно помогает им сблизиться, представляя свое чадо в

лучшем

свете:

«Покажи,

как

ты

умеешь…».

Малыш

начинает

замечать, что кто-то умеет то, чего он не умеет, заинтересовывается.

Затем начинает прислушиваться к детским разговорам, понимать, о

чем идет речь.

1

ВТОРАЯ СТУПЕНЬКА.

ВЫХОД В СОЦИУМ.

Круг знакомых ширится, появляются первые дружеские симпатии.

Родители вместе со своими детьми должны ходить друг к другу в

гости,

чтобы

каждый

из

малышей

учился

ориентироваться

в

пространстве

незнакомой

квартиры.

Друзья

могут

увлеченно

играть, пока мамы в соседней комнате обсуждают свои проблемы.

Пройдет время, и ваш малыш с удовольствием останется у тети

Наташи,

пока

мама

сбегает

по

неотложным

делам.

И

все

это

происходит

незаметно,

буднично,

плавно.

Даже

сами

родители

затрудняются

ответить,

когда

можно

будет

оставить

малыша

с

соседкой,

подругой.

Для

одного

ребенка

достаточно

месяц,

для

другого и трех месяцев мало.

2

ФЕНОМЕН КОММУНАЛКИ.

Большое значение имеет и тот факт, в какой семье живет

малыш.

Одно

дело

большая

семья

с

сестрами,

братьями,

бабушками, дедушками. Другое дело – мама, папа и малыш. И даже

в этой крохотной ячейке свои традиции, привычки.

Одни

открыты

для

друзей

с

их

ребятишками,

шумными

празднествами и загородными походами.

А другие ведут тихий

образ

жизни.

Понятно,

какой

жизненный

опыт

общения

приобретают те и другие малыши одного возраста.

В этом отношении показательными были дети из бараков.

Только что ставший на ноги карапуз первым делом осваивал свои

владения, поочередно заглядывая в каждую из комнат длинного

коридора. Такой путешественник очень скоро набирался житейской

мудрости и безошибочно знал, в какую дверь можно стучать даже

кулаком,

а

какую

лучше

обойти

стороной.

Нередко

«ходоки»

возвращались

в

родные

пенаты

с

хвостом

селедки

в

руке

и

конфетой за щекой. Для таких детей проблемы адаптации почти не

существовало.

Быстро

привыкают

к

дошкольному

учреждению

и

те

дети,

родители которых в силу занятости оставляют малышей то у одной,

то у другой бабушки, то со старшим братом, то с соседкой. Малыш

очень быстро ориентируется и четко знает, где можно требовать, а

когда лучше помолчать и т. д.

3

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬКА.

ПЕРВЫЕ ЧАСЫ БЕЗ МАМЫ.

С

вечера

мама

озабоченно

рассказывает,

что

у

нее

много

неотложных дел и просит малыша помочь ей - остаться с Галиной

Ивановной некоторое время. Если же она видит, что при первом

напоминании ребенок настораживается, лучше пока не рисковать,

подождать еще некоторое время.

С утра мама напоминает, что нужно будет помогать воспитателю,

выражает сомнение, согласится ли Галина Ивановна с ее просьбой.

Воспитатель

реагирует

должным

образом:

«Конечно,

пусть

побудет! Ведь он такой помощник, все умеет делать сам». Вы

договариваетесь с малышом, что после прогулки он сразу же уйдет

домой, что вы к этому моменту обязательно успеете подойти.

Такая схема может быть задействована на несколько дней.

Самое главное – не обмануть ожидания малыша. Все возвращаются

с прогулки в группу, а он – домой.

Через

несколько

дней

ребенок

начинает

понимать,

что

такая

ситуация почему-то затягивается, вместо «хочу» он слышит «надо»

и начинает выражать недовольство.

Но у малыша уже завязываются какие-то первые контакты с

детьми,

первые

симпатии.

Поэтому

родители

могут

убедить

ребенка: «Если ты завтра не пойдешь, то расстроишь и Галину

Ивановну, и Сережу. Ведь ты обещал показать ему свою новую

гоночную машину!»

Удивляется

и

Галина

Ивановна:

«Что

же

ты

собираешься

плакать, если у тебя такой чудесный автомобиль? Пока рассмотрите

его с Сережей, пока погуляем, и мама придет»

4

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬКА.

ОБЕД БЕЗ МАМЫ.

Четвертая ступенька – приучить ребенка обедать в детском

саду. Не завтракать, а только лишь обедать. Чтобы поддержать

силенки малыша, кормите его завтраком дома, приводите в группу к

началу занятия. Теперь всем вместе интересно заниматься, играть,

отправляться на прогулку. Все дружно возвращаются в группу, и

ваш карапуз, увлеченно разговаривая с приятелем, тоже входит,

раздевается и включается в обычную жизнь сверстников. Все сели

за стол, Галина Ивановна предлагает: «Садись и ты, смотри, какой

красивый стул тебя ждет, тарелочка с рисунком, садись!»

Ребенок упирается, но так вкусно пахнет, все уплетают обед с

аппетитом, да и голод – не тетка. Место ему определяется ближе к

выходу, два шага – и ты уже за дверью. Малыш соглашается,

съедает четверть тарелки супа и тут же спохватывается, бежит к

двери, - а там его ждет мама. Он успокаивается. В домашней

обстановке он спокойно пообедает и ляжет спать. Через день-два

воспитатель

убеждает:

«Пока

мамы

нет,

поешь.

Придет,

сразу

уйдешь!»

Мама

появляется

на

пороге

и

спокойно

говорит:

«Хорошо, что ты здесь поешь. Дома я не успела приготовить обед,

спешила за тобой. Ешь спокойно, я отдохну, пока буду тебя ждать!»

Ребенок доедает, постоянно оглядываясь на маму. В этот трудный

период воспитатели не докармливают малыша, иначе он начнет

негативно отвечать на любое их предложение.

5

ПЯТАЯ СТУПЕНЬКА.

ПЯТАЯ

СТУПЕНЬКА

ПОСЛЕДНЯЯ

сон

в

условиях

дошкольного учреждения.

Подготовка к осуществлению этой задачи ведется по той

же

схеме:

воспитательница

показывает

новую

комнату

с

кроватками

для

всех,

дарит

одну

из

них

новичку.

При

раздевании

хвалит

его

за

расторопность,

умения.

При

укладывании оказывается рядом, улыбается, подбадривает и

предлагает: «Ты не спи, не закрывай глазки. Просто лежи,

пусть

отдохнут

твои

ручки

и

ножки,

они

набегались,

наигрались, устали. Лежи спокойно, смотри на меня, если

хочешь». Ребенок успокаивается, расслабляется и засыпает.

Как правило, в первое время спит недолго.

Взрослый

должен

быть

рядом,

чтобы

малыш

не

испугался, проснувшись. Чтобы предупредить его плачь,

воспитатель

улыбается,

гладит

малыша,

играет

его

пальчиками:

все

проснулись?

Предлагает

тихонько,

не

мешая остальным, вставать, помогает одеваться. Ребенок

отказывается от полдника, лишь бы быстрее встретиться с

мамой.

Вы,

в

свою

очередь,

спокойно,

без

нервозности,

суетливости

встречайте

малыша,

по

дороге

домой

рассказывайте, что переделали много дел, благодаря ему,

вашему помощнику.

НАСТРОЙТЕСЬ ПОЗИТИВНО.

Часто

родители

спрашивают,

сколько

времени

длится

адаптационный

период?

Конечно,

многое

зависит

от

самого

ребенка.

Но

если

вас

ждут

на

работе,

то

начинайте

приучать

малыша к условиям дошкольного учреждения за 4-6 месяцев до

выхода

на

работу.

Замечу,

как

мы,

взрослые,

порой

черствы

к

нашим детишкам. В этот трудный для малыша период, когда все

незнакомо

ему

в

дошкольном

учреждении,

мы

начинаем

отсчитывать,

в

какой

временной

отрезок

уложился

малыш,

6

привыкнув к новым условиям жизни. Одни считают: ровно 128

дней. Другие дают месяц-два, иначе приговор: «Не детсадовский

ребенок!». Да не бывает таких! Такими бывают сами взрослые.

Если мама с ужасом вспоминает свое детство в стенах неудачного

детского садика, она неосознанно закладывает в сознание ребенка

негативный

образ

детского

учреждения.

В

сердцах

такая

мама

восклицает: «Почему не ешь сам? Вот отдам тебя в детский сад,

останешься голодным – никто кормить тебя там не будет! Тогда

живо возьмешься за ложку!», «Убирай игрушки сам! Вот пойдешь в

детский сад, там тебе спуску не дадут!».

Важно

позитивно

настроить

ребенка

на

грядущие

перемены

в

его

жизни.

Постарайтесь

как

можно

больше

рассказывать, как вы сами ходили в детский сад, что было там

интересного, занимательного. Можно даже придумывать истории с

детьми,

которые

ходят

в

детский

сад.

А

еще

лучше

говорить:

«Научишься

одеваться

сам,

тогда

тебя

примут!»,

«Ты

сегодня

толкнул своего приятеля Ромку, зачем такие дети детскому саду?

Там все дети добрые, приветливые. Пора исправляться! Времени

осталось м

7

ВАШ РЕБЕНОК СНОВА РАДОСТНЫЙ.

Оказывается, не так уж все и плохо. Все его любят, и он любит

всех!

А

дома

его

ждут

расспросы.

Ребенок

почувствовал

себя

равноправным членом своего семейного коллектива, убедился, что

ничего в жизни не изменилось, что все его любят, как и прежде.

Постепенно, медленно ребенок входит в режим дневного сна в

детском саду. Характер ночного сна определяет при этом точную

картину состояния малыша. Если он просыпается по ночам, ищет

маму, вскрикивает, просит включить лампу, значит, адаптационный

период еще продолжается.

Показателями окончания адаптационного периода являются:

спокойное,

бодрое,

веселое

настроение

ребенка

в

момент

расставания и встреч с родителями;

уравновешенное

настроение

в

течение

дня,

адекватное

отношение к предложениям взрослых, общение с ними по

собственной инициативе;

умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до

конца;

спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму

времени;

спокойный ночной сон, без просыпаний до утра.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если

спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел,

можно

считать,

что

адаптационный

период

закончился.

Вот

теперь уже можно подумать о своих делах и о своих интересах,

дорогие родители!

8



В раздел образования