Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности
Автор: Владимирова Марина Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДО - Детский сад комбинированного вида №58 "Красная Шапочка" Населённый пункт: Нерюнгри Наименование материала: методическая разработка Тема: Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности Раздел: дошкольное образование
Выступление музыкального руководителя на родительском
собрании
в средней группе
МДОУ «№45 Красная шапочка»
Владимировой Марины Александровны
«Нетрадиционные приемы развития творческой
активности дошкольников в музыкальной деятельности»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии творческой
активности у дошкольников.
Задачи: развивать артикуляционную, мелкую и общую
моторику;
формировать правильное диафрагмальное дыхание;
отрабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи
с речью и музыкой;
развивать звуковысотный, ритмический, фонематический слух,
просодические компоненты речи;
развивать творческое воображение, фантазию, пантомимические
навыки;
развивать коммуникативность;
формировать навыки релаксации.
Ход выступления:
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему
увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став
частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана
помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с
миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое
дополнение к жизни. Музыкальное движение- это синтез музыки и
движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок
воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта,
особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем
более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее
развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с
развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой
осанки.Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она
воздействует в комплексе с движением, словом.
Я предлагаю вашему
вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в
повседневной жизни ваших детей, для развития их творческих и музыкальных
способностей. Прошу вашего участия и внимания.
Муз. рук: Я мастер- класс сегодня покажу,
И много интересного для вас я расскажу,
Дети любят эти упражнения,
1
Увлекут они и вас,
Вне всякого сомнения! Мы сегодня с вами поработаем подгруппами.
А помогут нам нотки, которые лежат на ваших стульчиках.
Музыкальный мир настолько ярко выражает мелодию, что мы можем сразу
угадать знакомую песню и в этом мы сейчас с вами убедимся: Итак, 1
упражнение.
Муз.рук : Выходите сюда те, у кого красные нотки. Упражнение очень хорошо
развивает слух ребенка. Вам задание - проиграть ритмический рисунок,
знакомой всем мелодии, на ложках, а наши зрители должны угадать. Я вам
предлагаю ложки держать как дети, а зрителям слушать очень внимательно. -
начали.
Исполнение на ложках - «В лесу родилась елочка»
Муз.рук: А сейчас я приглашаю участников с желтыми нотками, выходите.
Скажите мне, пожалуйста, что такое звучащие жесты? Это хлопки, притопы,
шлепки, щелчки. Задание такое: вы должны под польку «Добрый жук»
исполнить эти звучащие жесты, сначала я их вам покажу…… ну, а теперь, вместе
со мной, прекрасно, осталось исполнить все под музыку. Начинаем сразу после
музыкального вступления.
Исполняется танцевальное упражнение «Добрый жук»
Муз.рук: Приглашаю родителей с синими нотками. Мы хотим учить стихи
новые и снова,
Мы научимся читать их с чувством, вдохновением!
Впереди у нас, друзья, море достижений!
А сейчас новое задание: Мы будем озвучивать, стих., которое называется
«Ночь» Возьмите музыкальные инструменты и встаньте ПО-порядку.
Трещотки, кастаньеты, колокольчики, дудочки.
Муз.рук: После каждой прочитанной мною фразы вы будете играть на
инструментах, по очереди, друг за другом.
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Это упражнение развивает у детей чувство ансамбля, и дети учатся различать
инструменты по тембру.
Муз.рук: Мы продолжаем, и следующее упражнение называется «Испорченная
пластинка» Выходите, кто мне поможет. Ваша задание такое - песня Шаинского «В
2
траве сидел кузнечик», первые фразы нужно петь вслух, а 2 –е «пропеваем» про
себя, при этом прохлопываем ритмический рисунок. Такое упражнение развивает
внутренний слух детей.
Исполняется игр. Упр. «В траве сидел кузнечик»
Муз.рук: Следующее упражнение называется «Сказочные человечки»
Сейчас под музыку вы будете изображать сначала деревянных человечков,
руки ноги, все как на шарнирах, представить можно образ Буратино
Проводится упражнение «Буратино»
Муз.рук: Теперь вы превращаетесь в стеклянных человечков, ходим аккуратно, боимся
упасть и разбиться.
Проводится упражнение «Стеклянные человечки»
Муз.рук: Хорошо, а сейчас покажем железных человечков - суставы ног – неподвижны !
Идем тяжело.
Проводится упражнение «Железные человечки»
Муз.рук: И последнее упражнение «Человек – волна»- изображаем волну.
Эти упражнения очень нравятся детям, потому что даже самые робкие,
застенчивые дети активно принимают участие, а задача взрослого - только
поддерживать их и направлять в нужном направлении
Муз. рук: Следующее упражнение – это релаксация.
Представьте ,пожалуйста, что вы марионетки, к каждому вашему суставчику
привязаны нити, голова поднята вверх, руки тоже подняты вверх, спина прямая,
у меня в руках ножницы, я подхожу и отрезаю нити, которые держат кисти рук,
и кисти опускаются вниз, затем отрезаю нити, которые держат плечи, и руки
плавно опускаются вниз, вдоль туловища, после, голова, спина, колени, ноги, и
марионетки садятся на ковер. Дети любят упасть на ковер, им нравится это
упражнение.
А сейчас, в заключении на создание особой атмосферы, на создание особой
теплоты у ребенка я предлагаю исполнить танец под песню «А рам зам зам» И
не забыть звучащие жесты.
Танцтерапия
Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню
с движением «Арам – зам - зам»
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гули, гули, гули, гули, гули,
рам зам зам,
Арам Зам Зам,
Арам Зам Зам,
Гули гули гули гули гули
рам зам зам
Ариба, ариба,
3
гули гули гули гули
рам зам зам
Арафи Арафи гули гули гули
гули рам зам зам
1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,
вращают предплечьями на уровне груди,
движения повторяются,
поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой
руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка
В заключение, хочу сказать, что память детей запоминает 10% то, что они
слышат,50% то, что они видят, и 90% то, что они делают. Спасибо за внимание!
4