Автор: Жилина Марина Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ №54" Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Повелительное наклонение глагола Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №54», г.Новоуральск, Свердловская область
Автор: Жилина Марина Валерьевна , учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Повелительное наклонение глагола.
Учитель: Жилина Марина Валерьевна.
Учебники:
1.
Учебник русского языка. 5-9 класс. Теория. 2 книги. Авторы: В.В. Бабайцева,
Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012.
2.
А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Русский язык.
Практика. 5 класс. Учебник (+ электронное приложение).
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Количество часов в году – 170
Количество часов в неделю – 5
В 5 классе 25 обучающихся, 18 девочек и 7 мальчиков. Большинство ребят 2003
года рождения (21 учен.), есть дети 2002 года рождения (4 учен.). Почти все дети учат-
ся вместе с 1 класса.
Следует отметить, что уровень обученности учащихся моего класса по русскому
языку (согласно второй педагогической диагностике успешности обучения) таков: вы-
сокий -13 человек(52%); средний - 11 человек (44%); низкий-1человек (4%). Психоло-
гический климат в классе бодрый и жизнерадостный. Вся деятельность классного кол-
лектива направлена на решение поставленных задач под девизом: «Лучшее от каждо-
го - коллективу, всё лучшее от коллектива – каждому».
Планирование урока составлялось в соответствии с индивидуальными и возраст-
ными особенностями учащихся.
Урок в условиях реализации ФГОС строился на базе системно-деятельностного
подхода, который направлен на развитие личности учащегося.
Собственный опыт педагогической деятельности позволяет мне утверждать, что
системно-деятельности
подход
эффективнее
традиционного,
так
как
постановка
проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познава-
тельной мотивации учащихся, а поиск решения приводит к пониманию материала
большинством класса.
Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола» проведён
мной в соответствии с тематическим планированием, УМК под редакцией В.В. Бабай-
цевой.
Цель данного урока:
Развивать мышление и творческие умения учащихся, которые добыты в ходе ак-
тивного поиска и самостоятельного решения проблем по теме «Повелительное накло-
нение глагола».
Формируемые УУД:
Познавательные:
уметь находить, преобразовывать и воспроизводить информацию в различных
формах в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологические
признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном накло-
нении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);
уметь самостоятельно выбирать способы решения проблем творческого и поис-
кового характера.
Регулятивные:
уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
уметь правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение,
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд-
ничестве.
Личностные:
понимать личный вклад в работу;
понимать значимость приобретённых знаний и умений.
На уроке прослеживаются следующие этапы:
1.
Организационный этап.
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация.
3.
Актуализация знаний.
4.
Первичное усвоение новых знаний.
5.
Первичная проверка понимания
6.
Первичное закрепление
7.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Принципы обучения на данном уроке я использовала такие: наглядность обуче-
ния в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систе-
матичности и последовательности.
Применяла на уроке методы обучения: объяснительно-иллюстративный, иссле-
довательский, поисковый, проблемный.
Характер познавательной деятельности на уроке следующий: репродуктив-
ный, поисковый, творческий.
Формы работы с учащимися я использовала разные, такие как: фронтальная,
практическая, творческая, индивидуальная.
Приемы создания проблемных ситуаций : подводила школьников к противоре-
чию и предлагает им найти способ его решения; побуждала учащихся делать сравне-
ния, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставила конкретные вопро-
сы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и давала исследо-
вательские задания по тексту.
Морально-психологическому аспекту было уделено достаточное внимание. В
ходе урока создавала ситуацию для формирования мотивации успешности в форме
принятия любого ответа (каждый имеет право на свою точку зрения).
Урок планировался как адаптивный для всех. Пыталась учитывать индивидуаль-
ные особенности класса, поэтому использовала ТСО для более яркого представления
материалов.
Большое внимание уделяю здоровьесбережению , поэтому на уроке (как и на
других) использовала физкультурную минутку.
Я считаю, что результатом проведённого урока можно считать то, что учащиеся
смогли применять изученные правила по теме «Повелительное наклонение глагола»,
находить глаголы в повелительном наклонении, грамотно писать их.
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий по-
мог каждому обучающему на занятии продвинуться в своём индивидуальном разви-
тии.
Ученик не должен переставать удивляться. Тогда он будет приходить на урок с
определённым настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке
будет убеждаться, как это просто, интересно, что всё ему по силам.
Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы.
Поэтому одной из главных задач на ближайшее время для меня является изучение воз-
можности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного
процесса.
Тема: Повелительное наклонение глагола.
Урок (комбинированный) по русскому языку
5 класс
Цель:
Развивать
мышление
и
творческие
умения
учащихся,
которые
добыты
в
ходе
активного
поиска
и
самостоятельного
решения
проблем
по
теме
«Глагол.
Повелительное наклонение глагола».
Формируемые УУД:
Познавательные:
уметь находить, преобразовывать и воспроизводить информацию в различных
формах в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологи-
ческие признаки, способы образования, правила написания глаголов в повели-
тельном наклонении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и пись-
менной речи);
уметь самостоятельно выбирать способы решения проблем творческого и поис-
кового характера.
Регулятивные:
уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
уметь правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение,
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в со-
трудничестве.
Личностные:
понимать личный вклад в работу;
понимать значимость приобретённых знаний и умений.
Этапы урока:
1.
Организационный этап.
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация.
3.
Актуализация знаний.
4.
Первичное усвоение новых знаний.
5.
Первичная проверка понимания
6.
Первичное закрепление
7.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока
Учитель
Ученики
I
. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у
нас
урок
русского
языка.
Я
желаю
вам
успехов
на
уроке,
получения
новой
информации
и
творчества.
Вперёд,
к
знаниям!
И
как
всегда
мы
начнём
с
оформления
рабочих
листов.
Записываем
дату.
II. Мотивация .
-По
какой
теме
мы
работаем
на
уроках
русского языка? (Наклонение глаголов)
-Давайте
повторим,
какие
наклонения
глаголов
вы
знаете.
Послушайте
сказку
и
назовите наклонения.
- В королевстве Действий правил многоли-
кий и энергичный король Глагол I. И было у
него 3 сына с совершенно разными харак-
терами. Они правили городами.
Город,
в
котором
градоначальником
был
старший брат, назывался …
- Как? Помогите, ребята (Изъявительное на-
клонение).
- Под каким девизом жили горожане: «Было!
Есть! Будет!» (Карточка с записью наклоне-
ния и девиза крепится на доску).
-
Как
назывался
город
второго
брата?
(Условное наклонение или сослагательное).
-Здесь мечтательные жители существовали
под девизом: «Если бы да кабы!» (Карточка
с записью наклонения и девиза крепится на
доску).
-Обитатели третьего города (Повелительное
наклонение) подчинялись девизу: «Так точ-
но! Будет сделано!».
- О каком наклонении мы ещё не всё знаем?
-Итак,
значит
какая
тема
нашего
урока?
( Повелительное наклонение).
- По какому плану мы будем изучать глаголы
в
повелительном
наклонении?
(план
на
доске)
Учащиеся оформляют записи в рабочих
листах.
Наклонение глаголов
Изъявительное наклонение
У с л о в н о е
н а к л о н е н и е
и л и
сослагательное
Повелительное наклонение.
Запись в тетради темы урока.
Тема: Повелительное наклонение.
Что обозначают?
Как образуются?
Как изменяются?
Как пишутся?
III.
Актуализация
знаний.
-На какие вопросы вы можете ответить?
-Какие примеры глаголов в повелительном
наклонении можете привести?
Проверка
правильности
определения
по
учебнику. § 94, стр.125.
-Задание №1.
Допишите
определение
(приложение:
рабочий лист ученика).
IV. Первичное усвоение новых знаний.
-На первый вопрос мы ответили. Переходим
ко
второму
вопросу:
Как
образуются
глаголы повелительного наклонения?
-
Работ аем
на
лист ах. Задание
№2.
Прочитайте
задание
и
выполните
его
(приложение: рабочий лист ученика) .
Форма
Способ образо-
вания
Примеры
2
лицо,
ед.число
1.Основа насто-
ящего времени
ЛЯГУ, ПЛАЧУ
2.Основа насто-
ящего
или
бу-
дущего
време-
ни + суффикс -
И -:БЕРЕГУ +
- И -
ЛЯГ
ПЛАЧЬ
БЕРЕГИ
НАПИШИ
2
лицо,
мн.число
Форма
2
лица,
е д . ч и с л а
+
окончание – ТЕ :
БЕРЕГИ + - ТЕ .
БЕРЕГИТЕ
3
лицо,
е д .
и
мн.число
ПУСТЬ (ПУС-
КАЙ) + форма
изъявительного
наклонения
ПУСТЬ
БЕ-
РЕЖЁТ
1
лицо,
мн.число
ДАВАЙ
(ДА-
ВАЙТЕ)
+
форма
изъяви-
тельного
н а-
клонения
ДАВАЙ
ПО-
ГОВРИМ
V.
Первичная
проверка
понимания.
-Сделайте,
пожалуйста,
вывод
о
том,
как
Ответы учеников
Форма
Способ
образо-
вания
Примеры
2
л и ц о,
ед.число
1.Основа
насто-
ящего
времени
ЛЯГУ, ПЛАЧУ
2.Основа
насто-
ящего или буду-
щего времени +
суффикс
- И
-:БЕРЕГУ + - И -
2
л и ц о,
мн.число
Форма
2
лица,
ед.числа + окон-
чание – ТЕ : БЕ-
РЕГИ + - ТЕ .
3
л и ц о,
е д .
и
мн.число
ПУСТЬ
(ПУС-
КАЙ)
+
форма
изъявительного
наклонения
1
л и ц о,
мн.число
Д А ВА Й
( Д А-
ВАЙТЕ)
+ фор-
ма
изъявитель-
ного наклонения
образуются
глаголы
в
повелительном
наклонении.
-Проверим таблицу по учебнику. § 94, стр.
125, упр.126.
-На какой вопрос мы ответили?
-Выберите карточки, которые соответствуют
теории.
Физкультминутка (презентация).
-Переходим к следующему вопросу.
-
Работ аем
на
лист ах. Задание
№3 .
Прочитайте задание и выполните его.
1.
Измени глаголы по временам, лицам,
числам
и
родам.
Используй
слова-
помощники ПУСТЬ, ДАВАЙ.
Пиши – пишите, пусть пишет
Знай – знайте, давай пиши
- Проверяем выводы по учебнику. § 94.
- На какой вопрос мы ответили?
-Выберите карточки, которые соответствуют
теории.
- Будьте здоровы! Здоровье – самое дорогое
для человека. Что надо делать, чтобы быть
здоровым?
-
А
ещё
очень
важно
здоровое
питание.
Пища нужна для того, чтобы организм рос и
п р а в и л ь н о
р а з в и в а л с я ,
в о с п о л н я л
растраченную энергию.
-
Ребята,
давайте
сейчас
сформулируем
и
запишем некоторые основные правила пита-
ния.
VI.
Первичное
закрепление.
- Задание
№4. Прочитайте
внимательно
и
выполните (приложение:
рабочий
лист
ученика) .
Что полезно для здоровья?
Ешь отварную, а не жареную пищу.
Режь овощи и фрукты маленькими кусочка-
ми.
Один человек работает на доске.
-Все согласны с таким написанием?
-Задание было одно, а мнения разные. Поче-
му?
-На какой вопрос мы должны ответить?
-
Обратимся
к
теории
в
учебнике.
§
94,
стр.125.
-В каком числе записаны глаголы на доске?
Что
можно
сказать
об
этих
глаголах
во
множественном числе?
Высказывания учащихся.
Учащиеся приводят примеры
Как образуются?
Учащие ся
выбирают
карточки
и
прикрепляют на доску.
Как изменяются?
Учащиеся
выбирают
карточки
и
при-
крепляют на доску.
Ответы учащихся (Заниматься спортом,
соблюдать режим дня и т.д.).
Не знаем, как пишутся.
Как пишутся глаголы в повелительном
наклонении?
После шипящих в глаголах повелитель-
ного
наклонения
пишется
Ь,
который
сохраняется перед –ТЕ, - СЯ.
Учащиеся
выбирают
карточки
и
при-
крепляют на доску.
-Подведём итог.
-Выберите карточки, которые соответствуют
теории
.
VII.
Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок
и
их
коррекция.
-Задание
№5 (приложение: рабочий лист
ученика).
Салат «Здоровье».
Все овощи и зелень обязательно про-
мойте водой. Возьмите аппетитный зеленый
огурчик, нарежьте его кольцами. Ароматный
спелый помидор покрошите кубиками или
небольшими
дольками.
Добавьте
зеленого
лука, душистого укропа, листочков витамин-
ного салата. Все это перемешайте, насыпьте
соль по вкусу. Заправьте салат растительным
маслом или сметаной.
Приятного аппетита!
VIII.
Информация
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению.
§ 94,стр.125, правила.
2 варианта:
1.упр. 128
или
2.написать рецепт приготовления любимого
блюда, используя глаголы в повелительном
наклонении.
Комментарий.
IX. Рефлексия.
- Проведём этап рефлексии. Вспомним план,
по
которому
мы
изучали
глаголы
в
повелительном наклонении.
- На какие вопросы ответили?
Что обозначают?
Как образуются?
Как изменяются?
Как пишутся?
-А
теперь
этап
оценивания.
Перед
вами
таблица оценивания, оцените, пожалуйста,
свою работу на уроке.
Салат «Здоровье».
Все овощи и зелень обязательно (про-
мыть)_________________
в од о й .
(Взять)_____________ аппетитный зеле-
ный огурчик, (нарезать)_______________
его кольцами. Ароматный спелый поми-
д о р
( п о к р о ш и т ь )
_______________________ кубиками или
н е б о л ь ш и м и
д о л ь к а м и .
( Д о б а-
вить)________________
зеленого
лука,
душистого укропа, листочков витаминно-
г о
сал а т а .
В с е
э т о
(перемешать)_______________________,
(насыпать)_______________________
с о л ь
п о
в к у с у .
( З а п р а-
вить)______________________ салат рас-
тительным маслом или сметаной.
Приятного аппетита!
Домашнее
задание
выбирают
сами
учащиеся.
Ответы учащихся.
Допиши определение.
Глаголы в _______________________________________________________ обозначают
действия , которые___________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание №2.
Рассмотри таблицу «Образование форм повелительного наклонения».
Определи, как образуются глаголы в повелительном наклонении.
Допиши примеры.
Форма
Способ образования
Примеры
2 лицо, ед.число
1.Основа настоящего времени ЛЯГУ, ПЛАЧУ
2.Основа настоящего или будущего времени +
суффикс -И -:БЕРЕГУ + - И -
2 лицо, мн.число
Форма
2
лица,
ед.числа
+
окончание
– ТЕ :
БЕРЕГИ + - ТЕ .
3
лицо,
ед .
и
мн.число
ПУСТЬ (ПУСКАЙ) + форма изъявительного
наклонения
1 лицо, мн.число
ДАВАЙ (ДАВАЙТЕ) + форма изъявительного
наклонения
Задание №3.
Алгоритм ответа:
Мне было предложено задание – изменить глаголы в повелительном наклонении по
временам, числам, лицам и родам.
Я провёл исследование и пришёл к выводу, что глаголы в повелительном наклонении
изменяются только по …
Например:
Задание №4.
Прочитай текст «Что полезно для здоровья?»
Образуй
от
выделенных
глаголов
глаголы
в
повелительном
наклонении
в
единственном числе.
Запиши их.
Что полезно для здоровья?
(Есть)_____________ отварную, а не жареную пищу.
(Резать)_____________ овощи и фрукты маленькими кусочками.
Алгоритм ответа:
Мне было предложено задание – образовать глаголы в повелительном наклонении.
Я
выяснил,
что
после
шипящих
у
глаголов
в
повелительном
наклонении
единственного числа (не) пишется Ь.
Во множественном числе перед –ТЕ, -СЯ … сохраняется.
Например:
Задание №5.
Прочитай текст.
Вместо глаголов в скобках напиши глаголы в повелительном наклонении во
множественном числе.
Выдели окончания у глаголов в повелительном наклонении во множественном
числе.
Салат «Здоровье».
Все
овощи
и
зелень
обязательно
(промыть)_________________
водой.
(Взять)_____________ аппетитный зеленый огурчик, (нарезать)_______________ его
кольцами.
Ароматный
спелый
помидор
(покрошить)
_______________________
кубиками
или
небольшими
дольками.
(Добавить)________________
зеленого
лука,
д у ш и с т о г о
у к р о п а ,
л и с т очко в
в и т а м инно г о
сал а т а .
В с е
э т о
(перемешать)_______________________, (насыпать)_______________________ соль по
вкусу. (Заправить)______________________ салат растительным маслом или сметаной.
Приятного аппетита!
Домашнее задание:
§ 94, правила.
2 варианта:
1.упр. 128
или
2.написать
рецепт
приготовления
любимого
блюда,
используя
глаголы
в
повелительном наклонении.
Вопрос
+
+/-
-
1. Что обозначают?
2.Как образуются?
3. Как изменяются?
4. Как пишутся?