Напоминание

Повелительное наклонение глагола


Автор: Жилина Марина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №54"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Повелительное наклонение глагола
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54», г.Новоуральск, Свердловская область Автор:
Жилина Марина Валерьевна
, учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка.

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Повелительное наклонение глагола.

Учитель: Жилина Марина Валерьевна.

Учебники:
1. Учебник русского языка. 5-9 класс. Теория. 2 книги. Авторы: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. 2. А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика. 5 класс. Учебник (+ электронное приложение). Сроки реализации программы – 1 учебный год. Количество часов в году – 170 Количество часов в неделю – 5 В 5 классе 25 обучающихся, 18 девочек и 7 мальчиков. Большинство ребят 2003 года рождения (21 учен.), есть дети 2002 года рождения (4 учен.). Почти все дети учат- ся вместе с 1 класса. Следует отметить, что уровень обученности учащихся моего класса по русскому языку (согласно второй педагогической диагностике успешности обучения) таков: вы- сокий -13 человек(52%); средний - 11 человек (44%); низкий-1человек (4%). Психоло- гический климат в классе бодрый и жизнерадостный. Вся деятельность классного кол- лектива направлена на решение поставленных задач под девизом: «Лучшее от каждо- го - коллективу, всё лучшее от коллектива – каждому». Планирование урока составлялось в соответствии с индивидуальными и возраст- ными особенностями учащихся. Урок в условиях реализации ФГОС строился на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося. Собственный опыт педагогической деятельности позволяет мне утверждать, что системно-деятельности подход эффективнее традиционного, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познава- тельной мотивации учащихся, а поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса. Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола» проведён мной в соответствии с тематическим планированием, УМК под редакцией В.В. Бабай- цевой.
Цель данного урока:
Развивать мышление и творческие умения учащихся, которые добыты в ходе ак- тивного поиска и самостоятельного решения проблем по теме «Повелительное накло- нение глагола».
Формируемые УУД:

Познавательные:
уметь находить, преобразовывать и воспроизводить информацию в различных формах в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологические признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном накло- нении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и письменной речи); уметь самостоятельно выбирать способы решения проблем творческого и поис- кового характера.
Регулятивные:
уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:
уметь правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд- ничестве.
Личностные:
понимать личный вклад в работу; понимать значимость приобретённых знаний и умений.
На уроке прослеживаются следующие этапы:
1. Организационный этап. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация. 3. Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания 6. Первичное закрепление 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Принципы
обучения на данном уроке я использовала такие: наглядность обуче- ния в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систе- матичности и последовательности. Применяла на уроке
методы
обучения: объяснительно-иллюстративный, иссле- довательский, поисковый, проблемный.
Характер познавательной деятельности
на уроке следующий: репродуктив- ный, поисковый, творческий.
Формы работы
с учащимися я использовала разные, такие как: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная. Приемы создания
проблемных ситуаций
: подводила школьников к противоре- чию и предлагает им найти способ его решения; побуждала учащихся делать сравне- ния, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставила конкретные вопро- сы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и давала исследо- вательские задания по тексту. Морально-психологическому аспекту было уделено достаточное внимание. В ходе урока создавала ситуацию для формирования мотивации успешности в форме принятия любого ответа (каждый имеет право на свою точку зрения). Урок планировался как адаптивный для всех. Пыталась учитывать индивидуаль- ные особенности класса, поэтому использовала ТСО для более яркого представления материалов. Большое внимание уделяю
здоровьесбережению
, поэтому на уроке (как и на других) использовала физкультурную минутку. Я считаю, что результатом проведённого урока можно считать то, что учащиеся смогли применять изученные правила по теме «Повелительное наклонение глагола», находить глаголы в повелительном наклонении, грамотно писать их. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий по- мог каждому обучающему на занятии продвинуться в своём индивидуальном разви- тии. Ученик не должен переставать удивляться. Тогда он будет приходить на урок с определённым настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке будет убеждаться, как это просто, интересно, что всё ему по силам.
Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных задач на ближайшее время для меня является изучение воз- можности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса.

Тема: Повелительное наклонение глагола.

Урок (комбинированный) по русскому языку

5 класс

Цель:
Развивать мышление и творческие умения учащихся, которые добыты в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем по теме «Глагол. Повелительное наклонение глагола».
Формируемые УУД:

Познавательные:
 уметь находить, преобразовывать и воспроизводить информацию в различных формах в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологи- ческие признаки, способы образования, правила написания глаголов в повели- тельном наклонении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и пись- менной речи);  уметь самостоятельно выбирать способы решения проблем творческого и поис- кового характера.
Регулятивные:
 уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
 уметь правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в со- трудничестве.
Личностные:
 понимать личный вклад в работу;  понимать значимость приобретённых знаний и умений.
Этапы урока:
1. Организационный этап. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация. 3. Актуализация знаний. 4. Первичное усвоение новых знаний. 5. Первичная проверка понимания 6. Первичное закрепление 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока
Учитель Ученики
I

. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок русского языка. Я желаю вам успехов на уроке, получения новой информации и творчества. Вперёд, к знаниям! И как всегда мы начнём с оформления рабочих листов. Записываем дату.
II. Мотивация
. -По какой теме мы работаем на уроках русского языка? (Наклонение глаголов) -Давайте повторим, какие наклонения глаголов вы знаете. Послушайте сказку и назовите наклонения. - В королевстве Действий правил многоли- кий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными харак- терами. Они правили городами. Город, в котором градоначальником был старший брат, назывался …
-
Как? Помогите, ребята (Изъявительное на- клонение). - Под каким девизом жили горожане: «Было! Есть! Будет!» (Карточка с записью наклоне- ния и девиза крепится на доску). - Как назывался город второго брата? (Условное наклонение или сослагательное). -Здесь мечтательные жители существовали под девизом: «Если бы да кабы!» (Карточка с записью наклонения и девиза крепится на доску). -Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: «Так точ- но! Будет сделано!». - О каком наклонении мы ещё не всё знаем? -Итак, значит какая тема нашего урока? (
Повелительное наклонение).
- По какому плану мы будем изучать глаголы в повелительном наклонении? (план на доске) Учащиеся оформляют записи в рабочих листах.
Наклонение глаголов
Изъявительное наклонение У с л о в н о е н а к л о н е н и е и л и сослагательное
Повелительное наклонение.
Запись в тетради темы урока.
Тема: Повелительное наклонение.
 Что обозначают?  Как образуются?  Как изменяются?  Как пишутся?

III.

Актуализация

знаний.
-На какие вопросы вы можете ответить? -Какие примеры глаголов в повелительном наклонении можете привести? Проверка правильности определения по учебнику.
§ 94, стр.125.

-Задание №1.

Допишите

определение

(приложение:

рабочий лист ученика).

IV. Первичное усвоение новых знаний.
-На первый вопрос мы ответили. Переходим ко второму вопросу: Как образуются глаголы повелительного наклонения? - Работ аем на лист ах.
Задание

№2.
Прочитайте задание и выполните его
(приложение: рабочий лист ученика)
. Форма Способ образо- вания Примеры 2 лицо, ед.число 1.Основа насто- ящего времени ЛЯГУ, ПЛАЧУ 2.Основа насто- ящего или бу- дущего време- ни + суффикс -
И
-:БЕРЕГУ + -
И
-
ЛЯГ

ПЛАЧЬ

БЕРЕГИ

НАПИШИ
2 лицо, мн.число Форма 2 лица, е д . ч и с л а + окончание –
ТЕ
: БЕРЕГИ + -
ТЕ
.
БЕРЕГИТЕ
3 лицо, е д . и мн.число
ПУСТЬ (ПУС-

КАЙ)
+ форма изъявительного наклонения
ПУСТЬ

БЕ-

РЕЖЁТ
1 лицо, мн.число
ДАВАЙ

(ДА-

ВАЙТЕ)

+
форма изъяви- тельного н а- клонения
ДАВАЙ

ПО-

ГОВРИМ

V.

Первичная

проверка

понимания.
-Сделайте, пожалуйста, вывод о том, как Ответы учеников Форма Способ образо- вания Примеры 2 л и ц о, ед.число 1.Основа насто- ящего времени ЛЯГУ, ПЛАЧУ 2.Основа насто- ящего или буду- щего времени + суффикс -
И
-:БЕРЕГУ + -
И
- 2 л и ц о, мн.число Форма 2 лица, ед.числа + окон- чание –
ТЕ
: БЕ- РЕГИ + -
ТЕ
. 3 л и ц о, е д . и мн.число
ПУСТЬ

(ПУС-

КАЙ)
+ форма изъявительного наклонения 1 л и ц о, мн.число
Д А ВА Й

( Д А-

ВАЙТЕ)

+
фор- ма изъявитель- ного наклонения
образуются глаголы в повелительном наклонении. -Проверим таблицу по учебнику.
§ 94, стр.

125, упр.126.
-На какой вопрос мы ответили? -Выберите карточки, которые соответствуют теории.
Физкультминутка (презентация).
-Переходим к следующему вопросу. - Работ аем на лист ах.
Задание

№3
. Прочитайте задание и выполните его.
1.

Измени глаголы по временам, лицам,

числам

и

родам.

Используй

слова-

помощники ПУСТЬ, ДАВАЙ.

Пиши – пишите, пусть пишет

Знай – знайте, давай пиши
- Проверяем выводы по учебнику.
§ 94.
- На какой вопрос мы ответили? -Выберите карточки, которые соответствуют теории. - Будьте здоровы!
Здоровье
– самое дорогое для человека. Что надо делать, чтобы быть здоровым? - А ещё очень важно здоровое питание. Пища нужна для того, чтобы организм рос и п р а в и л ь н о р а з в и в а л с я , в о с п о л н я л растраченную энергию. - Ребята, давайте сейчас сформулируем и запишем некоторые основные правила пита- ния.
VI.

Первичное

закрепление.
-
Задание

№4.
Прочитайте внимательно и выполните
(приложение:

рабочий

лист

ученика)
.
Что полезно для здоровья?

Ешь
отварную, а не жареную пищу.
Режь
овощи и фрукты маленькими кусочка- ми. Один человек работает на доске. -Все согласны с таким написанием? -Задание было одно, а мнения разные. Поче- му? -На какой вопрос мы должны ответить? - Обратимся к теории в учебнике.
§

94,

стр.125.
-В каком числе записаны глаголы на доске? Что можно сказать об этих глаголах во множественном числе? Высказывания учащихся. Учащиеся приводят примеры Как образуются? Учащие ся выбирают карточки и прикрепляют на доску. Как изменяются? Учащиеся выбирают карточки и при- крепляют на доску. Ответы учащихся (Заниматься спортом, соблюдать режим дня и т.д.). Не знаем, как пишутся. Как пишутся глаголы в повелительном наклонении? После шипящих в глаголах повелитель- ного наклонения пишется Ь, который сохраняется перед –ТЕ, - СЯ. Учащиеся выбирают карточки и при- крепляют на доску.
-Подведём итог. -Выберите карточки, которые соответствуют теории .
VII.

Контроль

усвоения,

обсуждение

допущенных

ошибок

и

их

коррекция.

-Задание

№5 (приложение: рабочий лист

ученика).

Салат «Здоровье».
Все овощи и зелень обязательно про- мойте водой. Возьмите аппетитный зеленый огурчик, нарежьте его кольцами. Ароматный спелый помидор покрошите кубиками или небольшими дольками. Добавьте зеленого лука, душистого укропа, листочков витамин- ного салата. Все это перемешайте, насыпьте соль по вкусу. Заправьте салат растительным маслом или сметаной. Приятного аппетита!
VIII.

Информация

о



домашнем

задании,

инструктаж

по

его

выполнению.
§ 94,стр.125, правила. 2 варианта: 1.упр. 128 или 2.написать рецепт приготовления любимого блюда, используя глаголы в повелительном наклонении.
Комментарий.

IX. Рефлексия.
- Проведём этап рефлексии. Вспомним план, по которому мы изучали глаголы в повелительном наклонении. - На какие вопросы ответили?  Что обозначают?  Как образуются?  Как изменяются?  Как пишутся? -А теперь этап оценивания. Перед вами таблица оценивания, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Салат «Здоровье».
Все овощи и зелень обязательно (про- мыть)_________________ в од о й . (Взять)_____________ аппетитный зеле- ный огурчик, (нарезать)_______________ его кольцами. Ароматный спелый поми- д о р ( п о к р о ш и т ь ) _______________________ кубиками или н е б о л ь ш и м и д о л ь к а м и . ( Д о б а- вить)________________ зеленого лука, душистого укропа, листочков витаминно- г о сал а т а . В с е э т о (перемешать)_______________________, (насыпать)_______________________ с о л ь п о в к у с у . ( З а п р а- вить)______________________ салат рас- тительным маслом или сметаной. Приятного аппетита! Домашнее задание выбирают сами учащиеся. Ответы учащихся.

Рабочий лист ученика (-цы)

Ф.И._______________________________________________

Дата_______________________________________________

_______________________________________________

Тема_______________________________________________

Задание №1.

Допиши определение.
Глаголы в _______________________________________________________ обозначают действия
,
которые___________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Задание №2.

Рассмотри таблицу «Образование форм повелительного наклонения».

Определи, как образуются глаголы в повелительном наклонении.

Допиши примеры.

Форма

Способ образования

Примеры
2 лицо, ед.число 1.Основа настоящего времени ЛЯГУ, ПЛАЧУ 2.Основа настоящего или будущего времени + суффикс

-:БЕРЕГУ + -
И
- 2 лицо, мн.число Форма 2 лица, ед.числа + окончание –
ТЕ
: БЕРЕГИ + -
ТЕ
. 3 лицо, ед . и мн.число
ПУСТЬ (ПУСКАЙ)
+ форма изъявительного наклонения 1 лицо, мн.число
ДАВАЙ (ДАВАЙТЕ) +
форма изъявительного наклонения
Задание №3.

Измени

глаголы

по

временам,

лицам,

числам

и

родам.

Используй

слова-

помощники ПУСТЬ, ДАВАЙ.

Пиши_________________________________________________________________

Знай___________________________________________________________________

Алгоритм ответа:
Мне было предложено задание – изменить глаголы в повелительном наклонении по временам, числам, лицам и родам. Я провёл исследование и пришёл к выводу, что глаголы в повелительном наклонении изменяются только по … Например:
Задание №4.

Прочитай текст «Что полезно для здоровья?»

Образуй

от

выделенных

глаголов

глаголы

в

повелительном

наклонении

в

единственном числе.

Запиши их.


Что полезно для здоровья?

(Есть)_____________
отварную, а не жареную пищу.
(Резать)_____________
овощи и фрукты маленькими кусочками.
Алгоритм ответа:
Мне было предложено задание – образовать глаголы в повелительном наклонении. Я выяснил, что после шипящих у глаголов в повелительном наклонении единственного числа (не) пишется Ь. Во множественном числе перед –ТЕ, -СЯ … сохраняется. Например:
Задание №5.

Прочитай текст.

Вместо глаголов в скобках напиши глаголы в повелительном наклонении во

множественном числе.

Выдели окончания у глаголов в повелительном наклонении во множественном

числе.

Салат «Здоровье».
Все овощи и зелень обязательно (промыть)_________________ водой. (Взять)_____________ аппетитный зеленый огурчик, (нарезать)_______________ его кольцами. Ароматный спелый помидор (покрошить) _______________________ кубиками или небольшими дольками. (Добавить)________________ зеленого лука, д у ш и с т о г о у к р о п а , л и с т очко в в и т а м инно г о сал а т а . В с е э т о (перемешать)_______________________, (насыпать)_______________________ соль по вкусу. (Заправить)______________________ салат растительным маслом или сметаной. Приятного аппетита!
Домашнее задание:
§ 94, правила. 2 варианта: 1.упр. 128 или 2.написать рецепт приготовления любимого блюда, используя глаголы в повелительном наклонении. Вопрос + +/- - 1. Что обозначают? 2.Как образуются? 3. Как изменяются? 4. Как пишутся?


В раздел образования