Автор: Финякина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческой речи старших дошкольников
Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института
в жизни ребёнка очень чётко отражена в высказывании К.Н. Вентцеля: «На
детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое
воспитательное
учреждение,
которое
даёт
возможность
детям
изжить
детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во
всей
полноте
его
жизненных
запросов
и
свойственных
ему
задач
и
стремлений».
Дошкольное
образовательное
учреждение
-
первое
и
самое
ответственное
звено
в
общей
системе
образования.
Овладение
родным
языком
является
одним
из
самых
важных
приобретений
ребёнка
в
дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к
усвоению
речи.
Поэтому
процесс
речевого
развития
рассматривается
в
современном
дошкольном
образовании,
как
общая
основа
воспитания
и
обучения детей.
С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения —
это
форма
существования
сознания
(мыслей,
чувств,
переживаний)
для
другого,
служащая
средством
общения
с
ним,
и
форма
обобщенного
отражения действительности, или форма существования мышления.
Но, по-моему, намного важнее развивать у дошкольников творческую
речь. Ведь «творчество – это не удел только гениев, создавших великие
художественные произведения. Творчество существует везде, где человек
воображает, комбинирует, создает что-либо новое». (Л.С. Выготский)
В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого
создания
художественного
словесного
образа
на
основе
взаимодействия
выразительных
средств
разных
искусств
(музыки,
живописи,
литературы,
театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом
процессе различных видов художественной деятельности.
Ученые педагоги и психологи в современных исследованиях исходят из
того,
что
словесное
творчество
определяется
как
художественная
деятельность детей, возникшая под влиянием произведений литературы и
искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в
создании устных сочинений.
В
старшем
дошкольном
возрасте
акцент
сделан
на
обращении
пристального внимания детей к содержанию произведений художественной
литературы, возможности развивать способность в постижении внутреннего
смысла произведений. Надо стремиться привить устойчивый интерес детей к
литературе, тяготению к постоянному общению с ней и восприятию книги,
как
источника
общекультурного
опыта
и
знаний,
ознакомлению
с
окружающим,
развитию
монологической
и
диалогической
речи,
что,
безусловно,
оказывает
положительное
влияние
на
развитие
интереса
к
речевому
творчеству
ребенка-дошкольника.
На
практике
можно
использовать многочисленные упражнения в использовании родного языка.
Дети активно
и
с
удовольствием
включатся
в
эксперименты
со
словом,
видоизменяя
его
и
придумывая
новые
слова.
Творческая
речевая
деятельность также приносит много радости – придумывание всевозможных
загадок, сказок, рассказов.
Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого
развития
дошкольников.
В
первую
очередь
это
связано
с
ухудшением
здоровья
детей. Еще одной причиной снижения уровня речевого развития
является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого
развития детей. Эта причина, как раз, и должна стимулировать воспитателей
к разработке системы
по развитию речевого творчества детей старшего
дошкольного
возраста.
Выявить
особенности
восприятия
литературных
произведений и развития словесного творчества старших дошкольников, а
также
возможности
создания
детьми
своих
собственных
сочинений
на
основе контаминации знакомых сказок. Разработать содержание и методику
обучения, направленного на развитие словесного творчества. Тогда, и только
тогда наше общество получит разносторонне развитых и уверенных в себе
личностей.