Напоминание

"Развитие творческой речи старших дошкольников"


Автор: Финякина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой речи старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческой речи старших дошкольников

Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института

в жизни ребёнка очень чётко отражена в высказывании К.Н. Вентцеля: «На

детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое

воспитательное

учреждение,

которое

даёт

возможность

детям

изжить

детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во

всей

полноте

его

жизненных

запросов

и

свойственных

ему

задач

и

стремлений».

Дошкольное

образовательное

учреждение

-

первое

и

самое

ответственное

звено

в

общей

системе

образования.

Овладение

родным

языком

является

одним

из

самых

важных

приобретений

ребёнка

в

дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к

усвоению

речи.

Поэтому

процесс

речевого

развития

рассматривается

в

современном

дошкольном

образовании,

как

общая

основа

воспитания

и

обучения детей.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения —

это

форма

существования

сознания

(мыслей,

чувств,

переживаний)

для

другого,

служащая

средством

общения

с

ним,

и

форма

обобщенного

отражения действительности, или форма существования мышления.

Но, по-моему, намного важнее развивать у дошкольников творческую

речь. Ведь «творчество – это не удел только гениев, создавших великие

художественные произведения. Творчество существует везде, где человек

воображает, комбинирует, создает что-либо новое». (Л.С. Выготский)

В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого

создания

художественного

словесного

образа

на

основе

взаимодействия

выразительных

средств

разных

искусств

(музыки,

живописи,

литературы,

театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом

процессе различных видов художественной деятельности.

Ученые педагоги и психологи в современных исследованиях исходят из

того,

что

словесное

творчество

определяется

как

художественная

деятельность детей, возникшая под влиянием произведений литературы и

искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в

создании устных сочинений.

В

старшем

дошкольном

возрасте

акцент

сделан

на

обращении

пристального внимания детей к содержанию произведений художественной

литературы, возможности развивать способность в постижении внутреннего

смысла произведений. Надо стремиться привить устойчивый интерес детей к

литературе, тяготению к постоянному общению с ней и восприятию книги,

как

источника

общекультурного

опыта

и

знаний,

ознакомлению

с

окружающим,

развитию

монологической

и

диалогической

речи,

что,

безусловно,

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

интереса

к

речевому

творчеству

ребенка-дошкольника.

На

практике

можно

использовать многочисленные упражнения в использовании родного языка.

Дети активно

и

с

удовольствием

включатся

в

эксперименты

со

словом,

видоизменяя

его

и

придумывая

новые

слова.

Творческая

речевая

деятельность также приносит много радости – придумывание всевозможных

загадок, сказок, рассказов.

Но в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого

развития

дошкольников.

В

первую

очередь

это

связано

с

ухудшением

здоровья

детей. Еще одной причиной снижения уровня речевого развития

является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого

развития детей. Эта причина, как раз, и должна стимулировать воспитателей

к разработке системы

по развитию речевого творчества детей старшего

дошкольного

возраста.

Выявить

особенности

восприятия

литературных

произведений и развития словесного творчества старших дошкольников, а

также

возможности

создания

детьми

своих

собственных

сочинений

на

основе контаминации знакомых сказок. Разработать содержание и методику

обучения, направленного на развитие словесного творчества. Тогда, и только

тогда наше общество получит разносторонне развитых и уверенных в себе

личностей.



В раздел образования