Напоминание

письмо и развитие речи


Автор: Гусарова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: с. Новый Ропск Климовского района Брянской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: письмо и развитие речи
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение «Новороп-

ская школа – интернат»

Рассмотрено на заседании МО учи-

телей ПТО,СБО и физкультуры

Протокол №1 от 30.08.2019г. Руково-

дитель _________________

О. А. Балева

Согласовано:

Зам.дир. по УВР

«31» 08.2019г.

__________Л.И. Киреенко

Утверждено

приказом №105 от 31.08.2019г.

Директор

____________ А.Н. Башкиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: Письмо и развитие речи

7 класс

2019 – 2020 уч. год

Учитель Гусарова Е. В.

Всего часов: 136; в неделю 4 часа

I четверть 33 часа

I полугодие 63 часа

II четверть 30 часов

III четверть 40 часа

II полугодие 73 часа

IV четверть 33 часа

Составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных)образовательных учре-

ждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой – Москва,: Гума-

нитарное издательство ВЛАДОС 2011г. Сборник 1.

Учебника «Русский Язык» для 7 класса специальных (коррекцион-

ных) образовательных учреждений VIII вида. - Н.Г. Галунчикова,

Э.В. Якубовская Москва «Просвещение» 2011г.

с. Новый Ропск

2019г.

Пояснительная записка

В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших

классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной

частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания, личности.

Грамматика и правописание

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формиру-

ются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Эле-

ментарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся на коррекцию высших

психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

В 5 – 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых

частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основ-

ными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию

словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и со-

гласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравни-

тельный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и

письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к

самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать рабо -

ту так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной сте-

пени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные

навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности

умственно остальных школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется

постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и утончением

словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подгото-

вительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с де-

формированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изло-

жение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направ-

лениям: учащиеся получают образцы и упражнения в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же

время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логического и достаточно краткого изложения

своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2 – 4 классах, хотя внимание к четкому и акку-

ратному письму должно иметь место и в старших классах.

Содержание программы

7 класс

Письмо и развитие речи (4 ч. в неделю)

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осу-

ществляется следующим образом:

Четверть

Количество часов

Количество контрольных

работ

I

32

3

II

30

2

III

42

2

IV

32

3

Итого за год:

136

10

Повторение

Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с оди -

ночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в

корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, скло-

нение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем су-

ществительным в роде, числе, падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1,2,3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимением.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Отрицательная частица не с глаголом.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -ишь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глаголы на -ся (-сь).

Предложение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве одно-

родных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиноч-

ным союзом и, союзами а, но, повторяющими союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь¹

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («Исто-

рия нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.).

Деловое письмо: объявление (Выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, за-

полнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, оплата за телефон, за свет, за газ и др.).

_____

Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому

языку.

Повторение пройденного за год.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы (темы)

Количество часов

I

Повторение

9

II

Слово. Состав слова

23

III

Имя существительное

18

IV

Имя прилагательное

16

V

Местоимение

16

VI

Глагол

29

VII

Предложение

14

VIII

Повторение пройденного за год

9

Итого:

136

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

название частей речи, их значение;

наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предло-

жение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться школьным орфографическим словарем.

Список литературы

1.

В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 5 – 9 клас-

сы. Сборник 1. Москва «Владос» 2011г.

2.

А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва «Владос» 2001г.

3.

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образова-

тельных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2006г.

4.

Рабочие тетради №1, №2, №3, №4 по русскому языку. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение»

2002г.

5.

С.И. Ожегов «Словарь русского языка» ∕ под редакцией Н.Ю. Шведовой ∕ Москва 2009г.

6. Орфографический словарик П. А. Грушников. Москва «Просвещение» 2003г. (10 штук).

Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи

в 7 классе 136 часа (4 ч. в неделю)

п∕п

Раздел, тема

Словарная

работа

Форма контроля

развития речи

Количество

часов

Дата

проведения

1 четверть – 33 часа

I

Повторение.

9

1.

Простые предложения. Нераспростра-

ненные и распространенные.

1

03.09.

2.

Простые предложения с однородными

членами. Перечисление без союзов.

сантиметр

километр

1

05.09.

3.

Однородные члены с одиночным сою-

зом и, союзами а, но.

Письмо по памяти (12)

Изложение (13)

1

06.09.

4.

Сложные предложения без союзов.

мотор

1

09.09.

5.

Сложные предложения с союзами и, а,

но.

1

10.09.

6.

Сложные предложения без союзов и с

союзами и, а, но. Постановка запятой

в сложном предложении.

Изложение (22)

1

12.09.

7.

Закрепление

изученного

по

разделу

«Повторение».

Изложение (25)

Комментированное

письмо (26)

Деловое письмо (27)

1

13.09.

8.

Контрольный диктант по разделу

«Повторение».

1

16.09.

9.

Работа над ошибками, допущенными в

диктанте.

1

17.09.

II

Слово. Состав слова.

23

10.

Корень и однокоренные слова.

1

19.09.

11.

Приставка.

делегат

документ

Работа с диалогом (35)

1

20.09.

12.

Суффикс.

1

23.09.

13.

Окончание.

1

24.09.

14.

Закрепление изученного о составе сло-

ва.

1

26.09.

15.

Безударные гласные в корне слов.

27.09.

16.

Правописание безударных гласных в

корне

слов.

Непроверяемые

безудар-

ные гласные в корне слов.

Письмо по памяти (50)

1

30.09.

17.

Звонкие и глухие согласные в корне

слов.

насекомое

1

01.10.

18.

Непроизносимые

согласные

в

корне

слов. Непроверяемые согласные в кор-

не слов.

1

03.10.

19.

Закрепление изученного о единообраз-

ном написании гласных и согласных в

корнях слов.

государство

население

Комментированное

письмо (62)

Изложение (63)

1

04.10.

20.

Контрольный диктант по теме «Едино-

образное написание гласных и соглас-

ных в корнях слов».

1

07.10.

21.

Работа над ошибками, допущенными в

диктанте.

1

08.10.

22.

Гласные и согласные в приставках.

1

10.10.

23.

Разделительный твердый знак (ъ)

после приставок.

1

11.10.

24.

Приставка и предлог.

Работа с диалогом (72)

Изложение (73)

1

14.10.

25.

Закрепление изученного о правописа-

нии

приставок,

предлогов,

раздели-

тельного Ъ знака.

лекарство

рецепт

Работа с диалогом (75)

Письмо по памяти (76)

Изложение (77)

1

15.10.

26.

Сложные слова.

1

17.10.

27.

Простейшие случаи написания слож-

ных слов с соединительными гласны-

ми о и е.

1

18.10.

28.

Закрепление изученного о единообраз-

ном написании гласных и согласных в

корнях слов и приставках.

беречь

стеречь

1

21.10.

29.

30.

Закрепление изученного о правописа-

нии

орфограмм в корнях и пристав-

ках.

Комментированное

письмо (86)

Сочинение (87)

Деловое письмо (89)

2

22.10.

24.10.

31

Контрольный диктант по теме «Со-

став слова». 1 четверть

1

25.10.

32

33

Работа над ошибками, допущенными в

диктанте.

1

28.10.

29

2 четверть – 30 часов

III

Имя существительное

18

1.

Основные

грамматические

категории

имени существительного – род, число,

падеж, склонение.

1

07.11.

2.

Упражнение в определении граммати-

ческих

признаков

имени

существи-

тельного.

1

08.11.

3.

Правописание существительных муж-

ского и женского рода с шипящей на

конце.

Письмо по памяти (97)

1

11.11.

4.

Склонение

имен

существительных

в

единственном числе.

1

12.11.

5.

Имена

существительные

1,

2,

3-го

склонения.

гастроном

универмаг

продавец

1

14.11.

6.

Правописание

падежных

окончаний

имен

существительных

1-го

склоне-

ния.

1

15.11.

7.

Правописание

падежных

окончаний

имен

существительных

2-го

склоне-

ния.

стадион

тренер

бассейн

тренировать

1

18.11.

8.

Правописание

падежных

окончаний

имен

существительных

3-го

склоне-

ния.

независимость

1

19.11.

9.

Закрепление изученного о правописа-

нии падежных окончаний имен суще-

ствительных в единственном числе.

Комментированное

письмо (115)

Работа с диалогом (116)

1

21.11.

10.

Правописание

падежных

окончаний

имен

существительных

во

множе-

ственном числе.

токарь

слесарь

1

22.11.

11.

Правописание имен существительных

множественного числа в родительном

падеже.

аппарат

тротуар

1

25.11.

12.

Правописание имен существительных

множественного числа в родительном

падеже с основой на шипящий.

монтаж

Письмо по памяти (125)

1

26.11.

13.

Закрепление изученного об имени су-

ществительном.

Работа с диалогом (126)

1

28.11.

14.

Закрепление изученного о правописа-

нии падежных окончаний имен суще-

ствительных.

масштаб

Комментированное

письмо (130)

1

29.11.

15.

Тренировочные упражнения в закреп-

лении изученного о правописании па-

дежных

окончаний

имен

существи-

тельных.

Изложение (132), (133)

Деловое письмо (134)

1

02.12

16.

Обобщающий урок по теме «Имя су-

ществительное».

1

03.12.

17.

Контрольный диктант по теме «Имя

существительное ».

1

05.12.

18.

Работа над ошибками, допущенными в

диктанте.

1

06.12.

Имя прилагательное

16

19.

Значение

имени

прилагательного

в

речи.

1

9.12.

20

Согласование имени прилагательного

с

именем

существительным

в

роде,

электричество

1

10.12.

числе и падеже.

21.

Склонение имён прилагательных муж-

ского и среднего рода.

1

12.12.

22.

Правописание

падежных

окончаний

имен

прилагательных

мужского

и

среднего рода.

почерк

Письмо по памяти (149)

1

13.12.

23.

Упражнение

в

правописании

падеж-

ных окончаний имен прилагательных

мужского и среднего рода.

процент

Работа с диалогом (151)

Изложение (152)

1

16.12.

24.

Склонение имен прилагательных жен-

ского рода.

платформа

республика

1

17.12.

25.

Правописание

падежных

окончаний

имен прилагательных женского рода.

милиция

(полиция)

1

19.12.

26.

Упражнение

в

правописании

падеж-

ных окончаний имен прилагательных

женского рода.

Работа с диалогом (159)

1

20.12.

27.

Закрепление изученного о правописа-

нии родовых и падежных окончаний

имен прилагательных.

Комментированное

письмо (164)

1

23.12.

28.

Тренировочные упражнения в закреп-

лении изученного о правописании ро-

довых

и

падежных

окончаний

имен

прилагательных.

Изложение (165-167)

1

24.12.

29.

Контрольный

диктант

по

теме

«Правописание

родовых

и

падеж-

ных окончаний имен прилагатель-

ных». 2 четверть

1

26.12.

30.

Работа над ошибками, допущенными в

1

27.12.

диктанте.

3 четверть – 42 часа

Имя прилагательное

(продолжение)

1.

Склонение

имен

прилагательных

во

множественном числе.

1

9.01.

2.

Правописание

падежных

окончаний

имен прилагательных во множествен-

ном числе.

Письмо по памяти (171)

1

10.01.

3.

Тренировочные упражнения в право-

писании

падежных

окончаний

имен

прилагательных

во

множественном

числе.

спектакль

антракт

гардероб

Работа с диалогом (173)

1

13.01.

4.

Закрепление изученного по теме «Имя

прилагательное».

Комментированное

письмо (179)

1

14.01.

5.

Обобщающий урок по теме «Имя при-

лагательное».

Сочинение (182)

Деловое письмо (183)

1

16.01.

V

Местоимение

16

6

Понятие о местоимении.

1

17.01.

7

Значение местоимений в речи.

Изложение (189)

1

20.01.

8

Личные местоимения 1,2,3-го лица.

Работа с диалогом (190)

Письмо по памяти (192)

1

21.01.

9

Личные местоимения единственного и

множественного числа.

мороженое

1

23.01.

10

Личные местоимения 1-го лица. Скло-

нение

ме стоимения

1-го

л и ц а

единственного числа.

1

24.01.

11

Склонение

местоимения

1-го

лица

паспорт

1

27.01.

множественного числа.

12

Раздельное написание предлогов

с местоимениями.

1

28.01.

13

Личные местоимения 2-го лица. Скло-

нение личного местоимения 2-го лица

единственного числа.

1

30.01.

14

Склонение

и

правописание

личного

местоимения 2-го лица множественно-

го числа.

1

31.01.

15

Личные

местоимения

3-го

лица

единственного

числа.

Род

местоиме-

ний

3-го лица единственного числа.

1

03.02.

16

Склонение личные местоимений 3-го

лица ед. и мн. числа.

Письмо по памяти (219)

1

04.02.

17

Правописание местоимений 3-го лица

с предлогами.

кабинет

бригада

06.02.

18

Закрепление изученного о местоиме-

ниях

1,2,3-го

лица

единственного

и

множественного числа.

температура

Работа с диалогом (228)

1

07.02.

19

Закрепление изученного о правописа-

нии местоимений с предлогами.

Комментированное

письмо (230)

Деловое письмо (232)

1

10.02.

20

Обобщающий урок по теме

«Личные местоимения»

1

11.02.

21

Контрольный диктант по теме «Право-

писание

личных

местоимений

с

предлогами».

1

13.02.

VI.

Глагол

29

22.

Понятие о глаголе.

Работа с диалогом (235)

1

14.02.

23

Значение глагола в речи.

Изложение (238)

1

17.02.

24

Изменение глаголов по временам. Гла-

голы настоящего времени.

1

18.02.

25

Глаголы прошедшего времени.

патриот

1

20.02.

26

Глаголы будущего времени.

литература

1

21.02.

27

Упражнение

в

определении

времени

глаголов.

1

25.02.

28

Изменение глаголов по числам.

1

27.02.

29

Изменение глаголов в прошедшем вре-

мени по родам и числам.

экзамен

1

28.02

30

Упражнение

в

изменении

глаголов

прошедшего времени по родам и чис-

лам.

велосипед

1

2.03.

31

Тренировочные упражнения в измене-

нии глаголов прошедшего времени по

родам и числам.

хирург

мастер

Комментированное

письмо (264)

1

03.03.

32

Отрицательная

частица н е с глагола-

ми.

Письмо по памяти (267)

1

05.03.

33

Не с глаголами.

1

06.03.

34

Изменение глаголов по лицам.

1

10.03.

35

1-е лицо глаголов.

1

12.03.

36

2-е лицо глаголов.

1

13.03.

37

3-е лицо глаголов.

материк

планета

Изложение (283)

1

16.03.

38

Глаголы на -ся (-сь).

1

17.03.

39

Контрольный диктант по теме

1

19.03.

«Правописание окончаний глаголов

2-го лица ед. числа на -шь, -шься и

частицы не с глаголами».

40

Работа над ошибками, допущенными в

диктанте.

1

20.03.

4 четверть – 32 часа

1.

Правописание окончаний глаголов

2-го

лица

единственного

числа

на

-шь, -шься.

Письмо по памяти (293)

1

02.04.

2.

Правописание глаголов в 3-м лице.

Комментированное

письмо (302)

1

03.04.

3

Различение существительных на -ца и

глаголов на -тся.

почтальон

4

Закрепление изученного о глаголе.

Работа с диалогом (303)

1

06.04.

5

Упражнение в закреплении изученного

о глаголе.

Комментированное

письмо (308)

Изложение (309)

1

07.04.

6

Тренировочные упражнения в закреп-

лении изученного о глаголе.

Сочинение (310)

Деловое письмо (312)

1

9.04.

7

Обобщающий урок по теме «Глагол».

1

10.04.

8

Контрольный диктант по теме

«Глагол».

1

13.04.

VII

Предложение

14

9

Простое и сложное предложение.

1

14.04.

10

Подлежащие и сказуемое в простом и

сложном предложении.

1

16.04.

11

Простое предложение с однородными

членами.

Главные

и

второстепенные

члены предложений в качестве одно-

родных.

1

17.04.

12

Бессоюзное перечисление однородных

членов, с одиночным союзом и, союза-

ми а, но. Знаки препинания при одно-

родных членах.

чемодан

Изложение (324)

1

20.04.

13

Однородные члены предложения

с

повторяющимся

союзом и.

Знаки

препинания при однородных членах

с повторяющимся союзом и.

Работа с диалогом (327)

1

21.04.

14

Однородные члены предложения

с

повторяющимся

союзом и.

Знаки

препинания.

Письмо по памяти (330)

1

23.04.

15

Закрепление изученного об однород-

ных членах предложения.

Изложение (333)

1

24.04.

16

Сложные предложения без союзов.

Письмо по памяти (336)

1

27.04.

17

Сложные предложения с союзами и, а,

но.

Изложение (340)

1

28.04.

18

Обращение.

Работа с диалогом (343)

1

30.04

19

Обращение. Знаки препинания при об-

ращении.

центнер

бутерброд

программа

1

04.05.

20

Закрепление изученного о предложе-

нии.

Комментированное

письмо (348)

Работа с диалогом (349)

Деловое письмо (350)

1

05.05.

21.

Контрольный диктант по теме

«Предложение».

1

07.05.

22

Работа над ошибками, допущенными в

диктанте.

1

8.05.

VIII

Повторение пройденного за год

9

23

Повторение. Состав слова.

Работа с диалогом (351)

1

12.05.

24

Правописание гласных и согласных в

корне слова.

1

14.05.

25

Контрольный диктант за 4 четверть

1

15.05.

26

Работа над ошибками

1

18.05.

27

Части речи. Правописание падежных

окончаний имен существительных.

Изложение (356)

1

19.05.

28

Правописание

падежных

окончаний

имен прилагательных.

Письмо по памяти (359)

1

21.05.

29

Склонение личных местоимений.

1

22.05.

30

Правописание глаголов.

Работа с диалогом (365)

1

25.05.

31

Простое и сложное предложение.

Письмо по памяти

(366, 368)

Изложение (369)

1

26.05.

32

Проверочный диктант за год.

1

28

33

Работа над ошибками, допущенными в

диктанте.

1

29



В раздел образования