Автор: Гусарова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: с. Новый Ропск Климовского района Брянской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: письмо и развитие речи
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Новороп-
ская школа – интернат»
Рассмотрено на заседании МО учи-
телей ПТО,СБО и физкультуры
Протокол №1 от 30.08.2019г. Руково-
дитель _________________
О. А. Балева
Согласовано:
Зам.дир. по УВР
«31» 08.2019г.
__________Л.И. Киреенко
Утверждено
приказом №105 от 31.08.2019г.
Директор
____________ А.Н. Башкиров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: Письмо и развитие речи
7 класс
2019 – 2020 уч. год
Учитель Гусарова Е. В.
Всего часов: 136; в неделю 4 часа
I четверть 33 часа
I полугодие 63 часа
II четверть 30 часов
III четверть 40 часа
II полугодие 73 часа
IV четверть 33 часа
Составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных)образовательных учре-
ждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой – Москва,: Гума-
нитарное издательство ВЛАДОС 2011г. Сборник 1.
Учебника «Русский Язык» для 7 класса специальных (коррекцион-
ных) образовательных учреждений VIII вида. - Н.Г. Галунчикова,
Э.В. Якубовская Москва «Просвещение» 2011г.
с. Новый Ропск
2019г.
Пояснительная записка
В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших
классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной
частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания, личности.
Грамматика и правописание
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формиру-
ются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Эле-
ментарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся на коррекцию высших
психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 5 – 9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых
частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основ-
ными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию
словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и со-
гласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравни-
тельный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и
письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к
самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать рабо -
ту так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной сте-
пени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные
навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности
умственно остальных школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется
постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и утончением
словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подгото-
вительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с де-
формированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изло-
жение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направ-
лениям: учащиеся получают образцы и упражнения в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же
время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логического и достаточно краткого изложения
своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2 – 4 классах, хотя внимание к четкому и акку-
ратному письму должно иметь место и в старших классах.
Содержание программы
7 класс
Письмо и развитие речи (4 ч. в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осу-
ществляется следующим образом:
Четверть
Количество часов
Количество контрольных
работ
I
32
3
II
30
2
III
42
2
IV
32
3
Итого за год:
136
10
Повторение
Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с оди -
ночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в
корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, скло-
нение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем су-
ществительным в роде, числе, падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1,2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимением.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Отрицательная частица не с глаголом.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -ишь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве одно-
родных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиноч-
ным союзом и, союзами а, но, повторяющими союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь¹
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («Исто-
рия нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.).
Деловое письмо: объявление (Выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, за-
полнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, оплата за телефон, за свет, за газ и др.).
_____
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому
языку.
Повторение пройденного за год.
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы (темы)
Количество часов
I
Повторение
9
II
Слово. Состав слова
23
III
Имя существительное
18
IV
Имя прилагательное
16
V
Местоимение
16
VI
Глагол
29
VII
Предложение
14
VIII
Повторение пройденного за год
9
Итого:
136
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предло-
жение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Список литературы
1.
В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 5 – 9 клас-
сы. Сборник 1. Москва «Владос» 2011г.
2.
А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Москва «Владос» 2001г.
3.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образова-
тельных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2006г.
4.
Рабочие тетради №1, №2, №3, №4 по русскому языку. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение»
2002г.
5.
С.И. Ожегов «Словарь русского языка» ∕ под редакцией Н.Ю. Шведовой ∕ Москва 2009г.
6. Орфографический словарик П. А. Грушников. Москва «Просвещение» 2003г. (10 штук).
Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи
в 7 классе 136 часа (4 ч. в неделю)
№
п∕п
Раздел, тема
Словарная
работа
Форма контроля
развития речи
Количество
часов
Дата
проведения
1 четверть – 33 часа
I
Повторение.
9
1.
Простые предложения. Нераспростра-
ненные и распространенные.
1
03.09.
2.
Простые предложения с однородными
членами. Перечисление без союзов.
сантиметр
километр
1
05.09.
3.
Однородные члены с одиночным сою-
зом и, союзами а, но.
Письмо по памяти (12)
Изложение (13)
1
06.09.
4.
Сложные предложения без союзов.
мотор
1
09.09.
5.
Сложные предложения с союзами и, а,
но.
1
10.09.
6.
Сложные предложения без союзов и с
союзами и, а, но. Постановка запятой
в сложном предложении.
Изложение (22)
1
12.09.
7.
Закрепление
изученного
по
разделу
«Повторение».
Изложение (25)
Комментированное
письмо (26)
Деловое письмо (27)
1
13.09.
8.
Контрольный диктант по разделу
«Повторение».
1
16.09.
9.
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.
1
17.09.
II
Слово. Состав слова.
23
10.
Корень и однокоренные слова.
1
19.09.
11.
Приставка.
делегат
документ
Работа с диалогом (35)
1
20.09.
12.
Суффикс.
1
23.09.
13.
Окончание.
1
24.09.
14.
Закрепление изученного о составе сло-
ва.
1
26.09.
15.
Безударные гласные в корне слов.
27.09.
16.
Правописание безударных гласных в
корне
слов.
Непроверяемые
безудар-
ные гласные в корне слов.
Письмо по памяти (50)
1
30.09.
17.
Звонкие и глухие согласные в корне
слов.
насекомое
1
01.10.
18.
Непроизносимые
согласные
в
корне
слов. Непроверяемые согласные в кор-
не слов.
1
03.10.
19.
Закрепление изученного о единообраз-
ном написании гласных и согласных в
корнях слов.
государство
население
Комментированное
письмо (62)
Изложение (63)
1
04.10.
20.
Контрольный диктант по теме «Едино-
образное написание гласных и соглас-
ных в корнях слов».
1
07.10.
21.
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.
1
08.10.
22.
Гласные и согласные в приставках.
1
10.10.
23.
Разделительный твердый знак (ъ)
после приставок.
1
11.10.
24.
Приставка и предлог.
Работа с диалогом (72)
Изложение (73)
1
14.10.
25.
Закрепление изученного о правописа-
нии
приставок,
предлогов,
раздели-
тельного Ъ знака.
лекарство
рецепт
Работа с диалогом (75)
Письмо по памяти (76)
Изложение (77)
1
15.10.
26.
Сложные слова.
1
17.10.
27.
Простейшие случаи написания слож-
ных слов с соединительными гласны-
ми о и е.
1
18.10.
28.
Закрепление изученного о единообраз-
ном написании гласных и согласных в
корнях слов и приставках.
беречь
стеречь
1
21.10.
29.
30.
Закрепление изученного о правописа-
нии
орфограмм в корнях и пристав-
ках.
Комментированное
письмо (86)
Сочинение (87)
Деловое письмо (89)
2
22.10.
24.10.
31
Контрольный диктант по теме «Со-
став слова». 1 четверть
1
25.10.
32
33
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.
1
28.10.
29
2 четверть – 30 часов
III
Имя существительное
18
1.
Основные
грамматические
категории
имени существительного – род, число,
падеж, склонение.
1
07.11.
2.
Упражнение в определении граммати-
ческих
признаков
имени
существи-
тельного.
1
08.11.
3.
Правописание существительных муж-
ского и женского рода с шипящей на
конце.
Письмо по памяти (97)
1
11.11.
4.
Склонение
имен
существительных
в
единственном числе.
1
12.11.
5.
Имена
существительные
1,
2,
3-го
склонения.
гастроном
универмаг
продавец
1
14.11.
6.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных
1-го
склоне-
ния.
1
15.11.
7.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных
2-го
склоне-
ния.
стадион
тренер
бассейн
тренировать
1
18.11.
8.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных
3-го
склоне-
ния.
независимость
1
19.11.
9.
Закрепление изученного о правописа-
нии падежных окончаний имен суще-
ствительных в единственном числе.
Комментированное
письмо (115)
Работа с диалогом (116)
1
21.11.
10.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных
во
множе-
ственном числе.
токарь
слесарь
1
22.11.
11.
Правописание имен существительных
множественного числа в родительном
падеже.
аппарат
тротуар
1
25.11.
12.
Правописание имен существительных
множественного числа в родительном
падеже с основой на шипящий.
монтаж
Письмо по памяти (125)
1
26.11.
13.
Закрепление изученного об имени су-
ществительном.
Работа с диалогом (126)
1
28.11.
14.
Закрепление изученного о правописа-
нии падежных окончаний имен суще-
ствительных.
масштаб
Комментированное
письмо (130)
1
29.11.
15.
Тренировочные упражнения в закреп-
лении изученного о правописании па-
дежных
окончаний
имен
существи-
тельных.
Изложение (132), (133)
Деловое письмо (134)
1
02.12
16.
Обобщающий урок по теме «Имя су-
ществительное».
1
03.12.
17.
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное ».
1
05.12.
18.
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.
1
06.12.
Имя прилагательное
16
19.
Значение
имени
прилагательного
в
речи.
1
9.12.
20
Согласование имени прилагательного
с
именем
существительным
в
роде,
электричество
1
10.12.
числе и падеже.
21.
Склонение имён прилагательных муж-
ского и среднего рода.
1
12.12.
22.
Правописание
падежных
окончаний
имен
прилагательных
мужского
и
среднего рода.
почерк
Письмо по памяти (149)
1
13.12.
23.
Упражнение
в
правописании
падеж-
ных окончаний имен прилагательных
мужского и среднего рода.
процент
Работа с диалогом (151)
Изложение (152)
1
16.12.
24.
Склонение имен прилагательных жен-
ского рода.
платформа
республика
1
17.12.
25.
Правописание
падежных
окончаний
имен прилагательных женского рода.
милиция
(полиция)
1
19.12.
26.
Упражнение
в
правописании
падеж-
ных окончаний имен прилагательных
женского рода.
Работа с диалогом (159)
1
20.12.
27.
Закрепление изученного о правописа-
нии родовых и падежных окончаний
имен прилагательных.
Комментированное
письмо (164)
1
23.12.
28.
Тренировочные упражнения в закреп-
лении изученного о правописании ро-
довых
и
падежных
окончаний
имен
прилагательных.
Изложение (165-167)
1
24.12.
29.
Контрольный
диктант
по
теме
«Правописание
родовых
и
падеж-
ных окончаний имен прилагатель-
ных». 2 четверть
1
26.12.
30.
Работа над ошибками, допущенными в
1
27.12.
диктанте.
3 четверть – 42 часа
Имя прилагательное
(продолжение)
1.
Склонение
имен
прилагательных
во
множественном числе.
1
9.01.
2.
Правописание
падежных
окончаний
имен прилагательных во множествен-
ном числе.
Письмо по памяти (171)
1
10.01.
3.
Тренировочные упражнения в право-
писании
падежных
окончаний
имен
прилагательных
во
множественном
числе.
спектакль
антракт
гардероб
Работа с диалогом (173)
1
13.01.
4.
Закрепление изученного по теме «Имя
прилагательное».
Комментированное
письмо (179)
1
14.01.
5.
Обобщающий урок по теме «Имя при-
лагательное».
Сочинение (182)
Деловое письмо (183)
1
16.01.
V
Местоимение
16
6
Понятие о местоимении.
1
17.01.
7
Значение местоимений в речи.
Изложение (189)
1
20.01.
8
Личные местоимения 1,2,3-го лица.
Работа с диалогом (190)
Письмо по памяти (192)
1
21.01.
9
Личные местоимения единственного и
множественного числа.
мороженое
1
23.01.
10
Личные местоимения 1-го лица. Скло-
нение
ме стоимения
1-го
л и ц а
единственного числа.
1
24.01.
11
Склонение
местоимения
1-го
лица
паспорт
1
27.01.
множественного числа.
12
Раздельное написание предлогов
с местоимениями.
1
28.01.
13
Личные местоимения 2-го лица. Скло-
нение личного местоимения 2-го лица
единственного числа.
1
30.01.
14
Склонение
и
правописание
личного
местоимения 2-го лица множественно-
го числа.
1
31.01.
15
Личные
местоимения
3-го
лица
единственного
числа.
Род
местоиме-
ний
3-го лица единственного числа.
1
03.02.
16
Склонение личные местоимений 3-го
лица ед. и мн. числа.
Письмо по памяти (219)
1
04.02.
17
Правописание местоимений 3-го лица
с предлогами.
кабинет
бригада
06.02.
18
Закрепление изученного о местоиме-
ниях
1,2,3-го
лица
единственного
и
множественного числа.
температура
Работа с диалогом (228)
1
07.02.
19
Закрепление изученного о правописа-
нии местоимений с предлогами.
Комментированное
письмо (230)
Деловое письмо (232)
1
10.02.
20
Обобщающий урок по теме
«Личные местоимения»
1
11.02.
21
Контрольный диктант по теме «Право-
писание
личных
местоимений
с
предлогами».
1
13.02.
VI.
Глагол
29
22.
Понятие о глаголе.
Работа с диалогом (235)
1
14.02.
23
Значение глагола в речи.
Изложение (238)
1
17.02.
24
Изменение глаголов по временам. Гла-
голы настоящего времени.
1
18.02.
25
Глаголы прошедшего времени.
патриот
1
20.02.
26
Глаголы будущего времени.
литература
1
21.02.
27
Упражнение
в
определении
времени
глаголов.
1
25.02.
28
Изменение глаголов по числам.
1
27.02.
29
Изменение глаголов в прошедшем вре-
мени по родам и числам.
экзамен
1
28.02
30
Упражнение
в
изменении
глаголов
прошедшего времени по родам и чис-
лам.
велосипед
1
2.03.
31
Тренировочные упражнения в измене-
нии глаголов прошедшего времени по
родам и числам.
хирург
мастер
Комментированное
письмо (264)
1
03.03.
32
Отрицательная
частица н е с глагола-
ми.
Письмо по памяти (267)
1
05.03.
33
Не с глаголами.
1
06.03.
34
Изменение глаголов по лицам.
1
10.03.
35
1-е лицо глаголов.
1
12.03.
36
2-е лицо глаголов.
1
13.03.
37
3-е лицо глаголов.
материк
планета
Изложение (283)
1
16.03.
38
Глаголы на -ся (-сь).
1
17.03.
39
Контрольный диктант по теме
1
19.03.
«Правописание окончаний глаголов
2-го лица ед. числа на -шь, -шься и
частицы не с глаголами».
40
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.
1
20.03.
4 четверть – 32 часа
1.
Правописание окончаний глаголов
2-го
лица
единственного
числа
на
-шь, -шься.
Письмо по памяти (293)
1
02.04.
2.
Правописание глаголов в 3-м лице.
Комментированное
письмо (302)
1
03.04.
3
Различение существительных на -ца и
глаголов на -тся.
почтальон
4
Закрепление изученного о глаголе.
Работа с диалогом (303)
1
06.04.
5
Упражнение в закреплении изученного
о глаголе.
Комментированное
письмо (308)
Изложение (309)
1
07.04.
6
Тренировочные упражнения в закреп-
лении изученного о глаголе.
Сочинение (310)
Деловое письмо (312)
1
9.04.
7
Обобщающий урок по теме «Глагол».
1
10.04.
8
Контрольный диктант по теме
«Глагол».
1
13.04.
VII
Предложение
14
9
Простое и сложное предложение.
1
14.04.
10
Подлежащие и сказуемое в простом и
сложном предложении.
1
16.04.
11
Простое предложение с однородными
членами.
Главные
и
второстепенные
члены предложений в качестве одно-
родных.
1
17.04.
12
Бессоюзное перечисление однородных
членов, с одиночным союзом и, союза-
ми а, но. Знаки препинания при одно-
родных членах.
чемодан
Изложение (324)
1
20.04.
13
Однородные члены предложения
с
повторяющимся
союзом и.
Знаки
препинания при однородных членах
с повторяющимся союзом и.
Работа с диалогом (327)
1
21.04.
14
Однородные члены предложения
с
повторяющимся
союзом и.
Знаки
препинания.
Письмо по памяти (330)
1
23.04.
15
Закрепление изученного об однород-
ных членах предложения.
Изложение (333)
1
24.04.
16
Сложные предложения без союзов.
Письмо по памяти (336)
1
27.04.
17
Сложные предложения с союзами и, а,
но.
Изложение (340)
1
28.04.
18
Обращение.
Работа с диалогом (343)
1
30.04
19
Обращение. Знаки препинания при об-
ращении.
центнер
бутерброд
программа
1
04.05.
20
Закрепление изученного о предложе-
нии.
Комментированное
письмо (348)
Работа с диалогом (349)
Деловое письмо (350)
1
05.05.
21.
Контрольный диктант по теме
«Предложение».
1
07.05.
22
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.
1
8.05.
VIII
Повторение пройденного за год
9
23
Повторение. Состав слова.
Работа с диалогом (351)
1
12.05.
24
Правописание гласных и согласных в
корне слова.
1
14.05.
25
Контрольный диктант за 4 четверть
1
15.05.
26
Работа над ошибками
1
18.05.
27
Части речи. Правописание падежных
окончаний имен существительных.
Изложение (356)
1
19.05.
28
Правописание
падежных
окончаний
имен прилагательных.
Письмо по памяти (359)
1
21.05.
29
Склонение личных местоимений.
1
22.05.
30
Правописание глаголов.
Работа с диалогом (365)
1
25.05.
31
Простое и сложное предложение.
Письмо по памяти
(366, 368)
Изложение (369)
1
26.05.
32
Проверочный диктант за год.
1
28
33
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.
1
29