Напоминание

"Развивая таланты..."


Автор: Алибатирова Патимат Магомедовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Избербаш Республика Дагестан
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Развивая таланты..."
Раздел: среднее образование





Назад




Развивая таланты….

(из опыта работы учителя истории и обществознания)

Каждый учитель стремится организовать учебный процесс так, чтобы у учеников были глубокие,

прочные знания, чтобы они смогли, если придется, неплохо написать контрольную работу, успешно

сдать переводные или вступительные экзамены, победить на предметной олимпиаде,участвовать в

различных конкурсах. Знания и представления о предмете должны быть системными, научными, не

обойтись и без заучивания фактов, дат. Методика такого преподавания довольно неплохо

разработана.

Однако, этого недостаточно.

Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный

интерес

и

подвести

учащихся

к

достижению

высоких

результатов

в

учебе.

Требования,

предъявляемые сегодня к учителю истории чрезвычайно широки и многогранны. Это и высокий

процент качества знаний по предмету, и необходимость подготовки учащихся к участию в научно-

практических

конференциях,

и

обилие

различного

рода

конкурсов

исследовательских

работ

учащихся, и участие в районных и окружных олимпиадах

по предмету, и воспитание личности

школьника

и

т.п.

Однако

в

условиях

существования

концентрической

системы

это

сделать

практически невозможно. Имея всего два-три урока в неделю, мы вынуждены в течение года изучать

параллельно два курса – всемирную и российскую историю (соответственно, два учебника). Дефицит

времени огромный. Некогда даже охватить огромный теоретический материал, не то, чтобы научить

их

самостоятельно

добывать

информацию,

отстаивать

свою

точку

зрения,

систематизировать

полученные

знания.

Поэтому

систематизировать

знания

и

формировать

необходимые

учебные

умения школьников возможно, только используя рычаги внеурочной деятельности.

Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо

развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных

учащихся

интеллектуальные

способности,

имеет

доминирующую,

активную,

ненасыщаемую

познавательную

потребность,

испытывает

радость

от

умственного

труда

вообще

большое

трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад,

конкурсов, научно-практических конференций.

В своем докладе я не ставлю цель проанализировать или раскрыть подробно все имеющиеся

методики работы с сильными учениками, а попытаюсь рассказать, как это делаю я.

Первое правило. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не

воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.

Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Второе правило. Методические подходы подготовки учащихся к этим состязаниям могут быть

различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде,

конкурсу, научно-практической конференции необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто

бывает

так:

если

ребенок

талантлив,

то

он

талантлив

во

многих

учебных

областях.

Как

же

заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде?

На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к состязаниям.

1. Отбор учащихся, проявляющих общие и определенные способности по предмету.

Предметная олимпиада – это интеллектуальный праздник. Чтобы он принес максимальную

радость, надо готовиться. Подготовка к этому празднику начинается задолго до его начала. Когда

приходят на первые уроки истории учащиеся пятого класса, для меня важнее всего на тот момент

заинтересовать ребят, привить им вкус и интерес к изучению прошлого человечества, своей страны и

её народа, а затем поддерживать этот интерес постоянно. Стараюсь, чтобы уроки были настолько

интересными и увлекательными, что после каждого учащимся хотелось бы узнавать что-то новое,

хотелось лучше разобраться в каком-либо историческом событии. «Чем выше эмоции, тем большую

роль играют мысли, тем … легче возбуждают они мысль» (П.П.Блонский).

Отбор осуществляю в ходе наблюдения за деятельностью учащихся на уроках. Уже с первых

уроков истории Древнего мира в 5 классе становится ясно, кто из ребят выделяется более развитой

речью,

хорошей

памятью

и

прочными

знаниями.

Этих

ребят

я

стараюсь

взять

на

заметку

и

максимально

заинтересовать

их

своим

предметом.

Они

на

уроке

получают

индивидуальные,

усложненные

задания,

выполняют

творческие

работы

(первоначально

это

рисунки,

ребусы,

кроссворды). Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках, проведение мини-

исследований

по

той

или

иной

теме

позволяет

заинтересовать

учащихся

в

предмете,

выявить

будущих

«олимпиадников».

Кропотливая

работа

будет

результативна,

если

отношения

между

учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя

выражается лишь в уровне

знаний,

умений и его способности передать их ученику.

Постепенно эти ребята становятся

помощниками

учителя,

в

дальнейшем

экспертами,

организаторами

исследовательской

деятельности

Новый

историко-культурный

стандарт

требует

научить

учащихся

самостоятельно

добывать

информацию,

отстаивать

свою

точку

зрения,

систематизировать

полученные

знания.

Формировать необходимые учебные умения учащихся, конечно возможно на уроках, но дефицит

времени не позволяет даже охватить огромный теоретический материал, не то, чтобы научить их

самостоятельно

добывать

информацию,

отстаивать

свою

точку

зрения,

систематизировать

полученные знания, уделить внимание учащимся, интересующимся предметом. Важное значение в

обучении предмету и подготовке к олимпиаде имеет форма проведения занятий, определяющая

способ организации учебной деятельности. С целью развития у школьников интереса к истории и

обществознанию,

расширения

кругозора,

обогащения

знаний

по

предмету,

активизации

мыслительной деятельности учащихся, осмысления материала и его закрепления, создания условий

для проявления творческих возможностей учащихся идет постоянный поиск наиболее эффективных

форм, приемов работы со старшеклассниками, среди них:

занятия решения познавательных задач (после завершения изучения темы);

групповая работа с историческими документами (фрагментами мемуаров, статистическим

материалом, нормативными документами и др.).

Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционной форме, а также предметные недели и

декады – ещё одна возможность подготовиться к предметным олимпиадам и выявить одаренных

ребят.

Модели

игровых

ситуаций

викторин,

конкурсов

чаще

всего

напоминают

популярные

телепередачи КВН, брейн-ринг, «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «О, счастливчик!», блеф-клуб.

Например, брейн-ринг по теме «Петр Первый и его время» я готовила не только по учебнику, но и

используя материал книги для учащихся Н.И.Павленко с одноименным названием. Было предложено

и учащимся готовить вопросы для брейн-ринга. Причем, вопросы должны быть составлены так,

чтобы можно было догадаться об ответе, используя знания, полученные на уроках и во время

внеклассной работы.

Решить эту проблему возможно, только используя рычаги внеурочной деятельности.

2. Подготовка к интеллектуальным состязаниям через внеурочные занятия.

Для повышения интереса учащихся к изучению истории и обществознания, стимулирования и

мотивации их

учебно–познавательной деятельности в моей педагогической практике сложилась

система

внеурочной

работы,

организуемая

с

учётом

интересов,

склонностей

и

потребностей

обучающихся. Основная задача внеурочной работы: создание условий для проявления творческих

способностей учащихся, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный

результат. Вся моя внеурочная работа ведётся планомерно, в системе.

Основная цель работы

заключается

в

создании

условий

для

выявления,

поддержки,

обучения,

воспитания

и

развития

индивидуальных

задатков

одаренных

детей,

а

также

в

создании

среды,

способствующей

формированию

и

максимально

полной

реализации

творческих

способностей

учащихся

в

общественных

науках.

Основное направление внеурочной работы – работа с учащимися,

проявляющими к изучению общественных наук повышенный интерес и способности.

Времени для работы на уроке не хватает, поэтому я вовлекаю учащихся в кружковую работу. Как

правило - этот кружок формируется из учащихся разных классов. Ребят объединяет в кружке только

интерес к истории и другим общественным наукам. В 5 классе мною был организован кружок

«Тайны богини Клио», где учащиеся с интересом знакомились с вспомогательными историческими

дисциплинами,

делали

сообщения,

самостоятельно

подбирая

материал

из

разных

источников.

Шестиклассники занимались в историческом кружке «История в лицах».

Результатом работы

данных кружков стали проекты учащихся «Иван Калита: оправдывает ли цель средства (групповой

проект)», «Загадки герба России».

Внеурочная работа по истории в 9-11 классах, пожалуй, самая сложная и ответственная. В этот

период на плечи учеников ложится большая нагрузка по участию в конкурсах исследовательских

работ. Безусловно, эта работа и полезна, и необходима старшеклассникам. В последнее время все мы

ощутили, что в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научной

работы старшеклассников. Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые

выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится на

любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик

занимается

не

только

получением

и

освоением

новой

информации,

но

и

имеет

возможность

применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса. Т.е., еще

будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе,

имеют реальную ценность.

А где можно сформировать в современной школе навыки исследовательской работы? Естественно,

только на дополнительных занятиях.

3. На дополнительных занятиях я готовлю старшеклассников к олимпиадам. Чем мы занимаемся на

этих занятиях?

В первую очередь, повторяем весь изученный ранее теоретический материал посредством

разного рода познавательных, проблемных и дискуссионных заданий. Благо, что подбор этих заданий

в

настоящее

время

проблемой

не

является,

т.к.

в

продаже

имеется

большое

количество

книг,

содержащих задания по самым актуальным и дискуссионным проблемам российской истории, а

также специальные выпуски методических пособий с олимпиадными заданиями. Поэтому каждый

учитель

может

по

своему

выбору

варьировать

блоки

заданий.

В

методическом

журнале

«Преподавание

истории

и

обществознания

в

школе»

публикуются

олимпиадные

задания

и

комментарии к ним. Надо признать, что эти задания гораздо сложнее заданий, предлагаемым нашим

ученикам на районной исторической олимпиаде.

В

моей

творческой

лаборатории

накоплен

объемный

раздаточный

материал,

систематизированный

по

классам

и

тематическим

блокам,

большим

подспорьем

являются

образовательные ресурсы сети Интернет, предлагающие различные варианты заданий, в том числе

онлайн-тестирование. Для олимпиадников я готовлю список литературы, презентации, интернет-

ресурсы, которые они могут использовать для подготовки по предметам. Большое место в этом

списке занимает не только учебная и познавательная литература, но и задания олимпиад прошлых

лет. Для этого используются журналы «Преподавание истории и обществознания в школе», книги

серии «Пять колец», материалы сайта Всероссийской олимпиады школьников, где есть задания и

ответы почти за всё время проведения таких олимпиад.

Практически на каждом факультативном занятии по подготовке

учащихся к олимпиадам

предлагаются элементы игровых ситуаций. Учащиеся с увлечением работают над следующими

заданиями:

«По какому принципу образованы ряды?» или «Что является лишним в ряду?» (Даются ряды

дат или понятий и терминов, или имен)

«Расположите в хронологической последовательности события» (Дается ряд событий без

указания на даты)

«Потренируйтесь

в

остроумии.

Попробуйте

закончить

фразы,

принадлежащие

древним

мудрецам»

«Да или нет?» (Согласны ли вы с утверждением?)

«Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано?»

«Перед вами портреты исторических деятелей. Кто это?». Здесь могут быть и портреты

философов, историков, известных ученых и т.д.

«Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических

терминах и понятиях» (или необходимо вставить правильные буквы в написание слов)

«Назовите исторический процесс или историческое событие, значение и последствия которого

описаны ниже»

«Решите кроссворд»

Рассказы-ловушки («Найдите ошибки в предлагаемом историческом тексте»)

«Заполните фрагмент контурной карты»

Еще одной формой внеклассных занятий, помогающей добиться положительных результатов

на олимпиадах различного уровня, является работа над рефератами и научно-исследовательскими

работами учащихся. Они способствуют более глубокому осознанию старшеклассниками важнейших

теоретических

проблем,

развитию

познавательных

способностей,

совершенствованию

навыков

самостоятельной работы. Они не только повышают общеобразовательный уровень учащихся, но и

невольно

приближают

к

людям

изучаемого

времени,

позволяют

понять

чувства

и

стремления,

обеспечивают «встречу людей в веках», о которой как о неотъемлемой составляющей исторического

знания писал М.Блок.

Начало работы над рефератом, ученическим научным исследованием начинается в 5-7 классах

и

продолжается

в

течение

нескольких

лет.

Многое

зависит

от

темы

исследования,

отношения

учащегося к проблеме.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1 . Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения

заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе

работы

с

литературой

при

решении

различных

заданий.

Данный

принцип,

предоставляя

возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя,

коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении.

Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта

образования

и

знаниями,

полученными

в

настоящий

момент.

При

подготовке

к

олимпиадам

постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует,

что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся

для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня

сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность

которого

подтверждается

результатами

выступлений

на

олимпиаде.

В

психологическом

плане

реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность

успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в

предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так

как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для

учащихся,

так

как

способствует

повышению

прочности

знаний

и

умений,

развивает

умение

анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая

его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные

задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к

победе

Победитель

всегда

обладает

бойцовскими

качествами.

Это

важно

для

взрослой

жизни!

Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить,

что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо

волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных

условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а

нужно работать, работать и работать! Неприемлем принцип «административного давления» с целью

удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного

результата. Участвуя в умственных состязаниях, способные учащиеся оказываются в среде себе

равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Состязания любого уровня

дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это

своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

7. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном

смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для

дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя. Я сама принимаю участие в олимпиадах:

победитель

Всероссийского

профессионального

конкурса

профессионального

мастерства

«Олимпиада

работников

образовательных

учреждений

по

направлению

«история»,

призёр

«Олимпиады

работников

образовательных

учреждений

по

направлению

«Обществознание»,

участвую во Всероссийских вебинарах, даю нестандартные уроки для учителей школ района.

8 . Подготовка олимпиадников возможна

лишь в случае постоянного триумвирата учитель-

ученик-родитель.

Практикуется

множество

вариантов

такого

сотрудничества.

Это

участие

родителей в организации и проведении смотров знаний, помощь в исследовательских проектах,

привлечение родителей в жюри конкурсов, научно-практических конференций

Немало времени во время подготовки к олимпиадам занимает работа над умением писать эссе

(как историческое, так и обществоведческое). Учащиеся не только сами пишут эссе, но и под

руководством учителя читают и разбирают ранее написанные эссе, выявляют ошибки и достоинства,

разбирают различные точки зрения на одни и те же события, их трактовку в научной литературе.

Я стараюсь, чтобы учащиеся пытались сначала с помощью учителя, а затем и сами «дойти до

самой

сути».

Ведь

всё-таки

главная

победа

победа

над

собой,

своей

косностью,

ленью,

безразличием. Я всегда повторяю своим ученикам слова Сократа о том, что «не стыдно не знать,

стыдно не хотеть знать». Призываю как можно чаще задавать вопросы (и не только другим!), ведь как

говорит китайская поговорка: «Тот, кто задает вопрос, глупец в течение пяти минут, тот, кто его не

задает, глупец всю свою жизнь».

Реализация этих принципов и правил -

это успешное выступление

учеников нашей школы на

муниципальных

и

региональных

олимпиадах,

научно-практических

конференциях,

где

они

показывают высокие результаты.

Систематическая работа с одаренными детьми позволила добиться определенных успехов в

олимпиадной и научно-исследовательской деятельности.

Мои

ученики

ежегодно

принимают

участие

в

муниципальном,

региональном

этапе

Всероссийской олимпиады школьников, стабильно занимая призовые места.

Работа

с

одаренными

учениками,

по

сути,

является

для

педагога

своеобразным

экзаменом

в

профессиональном,

личном

и

даже

в

духовно-нравственном

отношениях.

В

случае

успеха

она

принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно

отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на

пути профессионального и личностного становления.



В раздел образования