Автор: Псевнукова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №1
Населённый пункт: село Успенское Краснодарский край
Наименование материала: проект
Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1
с.Успенское Краснодарский край
Познавательный проект
"Приобщение детей младшего дошкольного
возраста к культуре и традициям русского
народа через устное народное творчество"
Выполнила:
Псевнукова Ю.Н., воспитатель
2019 г.
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2018г. – май 2019г.).
Участники: воспитатель, дети младшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Суть патриотического воспитания у младшего дошкольного возраста в
том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной
трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наследование
нравственных
и
эстетических
ценностей
родной
культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а
потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства
любви к Отечеству.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с
достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя,
понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.
Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически
освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и
близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё
будущее,
выстраивая
его
фундамент
в
настоящем.
Связаны
прошлое,
настоящее
и
будущее
в
личности
каждого
человека,
в
творческой
деятельности
каждого
народа.
Если
эти
связи
рвутся,
то
снижаются
эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества
в целом.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты
русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о
доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с
поговорками,
загадками,
пословицами,
сказками,
тем
приобщаем
их
к
общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
Адресованные
детям
потешки,
прибаутки,
заклички
звучат
как
ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного
и нравственного развития детей.
И именно с раннего дошкольного
возраста необходимо воспитывать
уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и
обычаям.
Проблема:
Развитие
интереса
к
национальной
культуре,
быту
фольклору,
особенно
важно
в
наши
дни,
когда
материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
а
компьютеризация
все
глубже
и
шире
внедряется в жизнь ребенка.
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной
культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
создание
условий,
способствующих
духовно-нравственному
воспитанию
детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному
народному творчеству.
Задачи:
показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,
выраженное в сказках, потешках, закличках, песнях, припевках;
познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь,
т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского
народа;
воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его
традициям;
привлечь родителей воспитанников
к сотрудничеству в воспитательно–
образовательном
процессе,
в
оказании
помощи
по
созданию
в
группе
развивающей предметно–пространственной среды, к активному совместному
участию в праздниках, играх;
способствовать развитию познавательной активности, любознательности у
детей.
Интеграция образовательных областей:
"Социально-коммуникативное
развитие",
"Речевое
р а з в и т и е " ,
"Познавательное
развитие",
Художественно-эстетическое
развитие",
"Физическое развитие".
Формы работы с детьми
•
Организованная образовательная деятельность
•
Чтение художественной литературы
•
Использование фольклора в режимных моментах
•
Праздники и развлечения
•
Просмотр видеофильмов, слушание музыки
•
Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые
игры, игры с пением, театрализация
Фольклор в работе с детьми
•
Потешки
•
Загадки
•
Сказки
•
Колыбельные песни
•
Пестушки
•
Песенки
•
Пословицы, поговорки
•
Считалки
•
Дразнилки
•
Заклички
Прогнозируемый результат:
Расширение кругозора детей о ценностях русского народа, о традициях и
праздниках.
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к
родному краю.
Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств
национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта,
правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага.
Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым,
сверстникам.
Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием
предметов быта, элементов русского костюма и т.д..
Повышение родительской компетенции по теме проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
создание проблемы, подготовка цели и задач;
подбор методической литературы, материала для детей;
подбор дидактических, словесных, подвижных игр;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Основной:
проведение мероприятий.
Заключительный:
выставка совместной взросло-детской деятельности «Помня прошлое - мы
создаем будущее»;
Презентация проекта на педсовете ДОУ.
Реализация проекта:
Цикл ООД по ознакомлению детей с устным народным творчеством
•
«Русские потешки»
•
«Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!»
•
«В гости в терем расписной»
•
«Живая связь времен»
•
«В гости в сказочное царство»
Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в
работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта,
рациональности,
они
удовлетворяют
рано
возникающую
у
ребенка
потребность
в
художественном
слове,
в
ритмичных
движениях.
Далее
я
знакомила
детей
с
колыбельными
песнями.
Малыши
не
только
слушали
песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая
ухо
к
интонационному
строю
родной
речи.
Очень
интересно
было
знакомиться
с
малыми
жанрами
русского
фольклора
–
пословицами,
поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой
жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место
занимали
занятия
по
составлению
и
разгадыванию
загадок
о
предметах
старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить
загадку
–
это
значит,
обычным
мыслям
и
предметам
придать
метафорическую
форму
выражения.
И,
наоборот,
разгадать
загадку
–
ее
метафорические
образы
заменить
образами
реальными.
Это
развивает
сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского
фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через
участие детей в календарных праздниках.
На музыкальных занятиях дети
знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных
музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали
близкими
детям,
любимыми
ими,
пробудили
интерес
к
национальному
искусству, истории народа, его быту.
Цикл совместной образовательной деятельности по ознакомлению с
предметами быта «Русской избы»
Беседы с использованием наглядного материала:
•
«В гости к хозяюшке»
•
«О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек»
•
«Знакомство с русским самоваром»
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к
народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с
русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с
русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость
доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка»
достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство
с
самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому
звучат русские песни, сказки.
Цикл совместной деятельности по ознакомлению детей с русской
народной сказкой
Действенным
методом
в
воспитании
моральных
качеств
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
личности
является
сказка.
Русская
педагогика
еще
много
лет
назад
отзывалась
о
сказках
не
только
как
о
воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом
средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного
воспитания
детей.
Она
учит
любить
и
уважать
свой
народ,
с
честью
выходить
из
трудных
положений,
преодолевать
препятствия.
В
споре
народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве
добра и наказании зла. Сложная картина действительности представляется
детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов,
руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Работу
со сказкой я вела в различных формах:
Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию
ООД: «Знакомство со сказочным царством – небывалым государством»
ООД «Колобок живет в комнате сказок»
Прослушивание аудио-сказок
Просмотр видеофильмов
Драматизация сказок
Знакомство
с
русскими
народными
промыслами.
Слайд-шоу
с
использованием наглядного материала. Большой интерес вызывают у детей и
предметы декоративно-прикладного искусства:
•
Золотая хохлома
•
Русская матрешка
•
Дымковская игрушка
•
Гжель
•
Жостовская роспись
•
Городецкая роспись
Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и
бережное
отношение
к
материальным
ценно стям,
с о зд а н н ы м
предшествующими поколениями.
Знакомство с народными играми
Народные игры как жанр устного народного творчества – своеобразная
школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают
к сообразительности, вниманию. В детских народных играх сохранились
отголоски старины, реалии давно ушедшего быта. Разнообразные игры в
прятки
–
отголоски
старинных
приемов
воспитания
детей,
когда
существовали своеобразные школы подготовки их к боям, охоте. В своей
работе мы познакомили детей со следующими народными играми:
•
«Репка-репонька»
•
«Гуси-гуси»
•
«У медведя во бору»
•
«Краски»
•
«Горелки»
•
«Заря-зарница»
•
«Стадо»
•
«Молчанка»
Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки сделали игру более
интересной, обогатили ее содержание.
Работа с родителями
Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром
понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания
ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому так важно
помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие
традиции векового народного опыта воспитания детей.
Формы работы с родителями:
Анкетирование
Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной
культуре»
Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у
детей младшего возраста»
Участие родителей в фольклорном празднике "Масленица"
Все
это
способствует
просвещению
родителей
в
области
народной
педагогики, особенностей воспитания высоконравственной, духовно богатой
личности дошкольников в лучших традициях русского народа.
Практическая значимость проекта
Созданы игровые макеты русских народных сказок
Оформлена в книжном уголке выставка книг р.н. сказок и малых
фольклорных жанров;
Создана картотека малых фольклорных жанров, русских народных .
игр; подвижных кубанских игр.
Пополнена
и
обновлена
развивающая
предметно-пространственная
среда
Создана подборка сценариев развлечений и народных праздников
Распространение результатов проекта
Презентация проекта на педсовете ДОУ
Размещение на личном сайте
Вывод
В ходе реализации проекта я
пришла к выводу, что нам, педагогам,
необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от
возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания
своего
народа,
до
приобщения
к
высотам
классической
отечественной
литературы,
театра,
музыки,
так
как
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с
раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают
эту
любовь,
именно
на
этой
основе
закладываются
предпосылки
гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Методическое обеспечение проекта:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
Мартынова А.Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник».
Москва. 1989
Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в
детском саду». Владимир 1995
Клюева Т.Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
Тамбов 1996
Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.
М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010
Т.Н.Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва
2006
С.И.Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» « ГИЦ ВЛАДОС» 1999