Напоминание

"Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество"


Автор: Псевнукова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №1
Населённый пункт: село Успенское Краснодарский край
Наименование материала: проект
Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1

с.Успенское Краснодарский край

Познавательный проект

"Приобщение детей младшего дошкольного

возраста к культуре и традициям русского

народа через устное народное творчество"

Выполнила:

Псевнукова Ю.Н., воспитатель

2019 г.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2018г. – май 2019г.).

Участники: воспитатель, дети младшей группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Суть патриотического воспитания у младшего дошкольного возраста в

том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной

природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной

трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование

нравственных

и

эстетических

ценностей

родной

культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а

потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства

любви к Отечеству.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с

достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя,

понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически

освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и

близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё

будущее,

выстраивая

его

фундамент

в

настоящем.

Связаны

прошлое,

настоящее

и

будущее

в

личности

каждого

человека,

в

творческой

деятельности

каждого

народа.

Если

эти

связи

рвутся,

то

снижаются

эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества

в целом.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты

русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о

доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с

поговорками,

загадками,

пословицами,

сказками,

тем

приобщаем

их

к

общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.

Адресованные

детям

потешки,

прибаутки,

заклички

звучат

как

ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного

и нравственного развития детей.

И именно с раннего дошкольного

возраста необходимо воспитывать

уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и

обычаям.

Проблема:

Развитие

интереса

к

национальной

культуре,

быту

фольклору,

особенно

важно

в

наши

дни,

когда

материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

а

компьютеризация

все

глубже

и

шире

внедряется в жизнь ребенка.

Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной

культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;

создание

условий,

способствующих

духовно-нравственному

воспитанию

детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному

народному творчеству.

Задачи:

показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,

выраженное в сказках, потешках, закличках, песнях, припевках;

познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь,

т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского

народа;

воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его

традициям;

привлечь родителей воспитанников

к сотрудничеству в воспитательно–

образовательном

процессе,

в

оказании

помощи

по

созданию

в

группе

развивающей предметно–пространственной среды, к активному совместному

участию в праздниках, играх;

способствовать развитию познавательной активности, любознательности у

детей.

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное

развитие",

"Речевое

р а з в и т и е " ,

"Познавательное

развитие",

Художественно-эстетическое

развитие",

"Физическое развитие".

Формы работы с детьми

Организованная образовательная деятельность

Чтение художественной литературы

Использование фольклора в режимных моментах

Праздники и развлечения

Просмотр видеофильмов, слушание музыки

Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые

игры, игры с пением, театрализация

Фольклор в работе с детьми

Потешки

Загадки

Сказки

Колыбельные песни

Пестушки

Песенки

Пословицы, поговорки

Считалки

Дразнилки

Заклички

Прогнозируемый результат:

Расширение кругозора детей о ценностях русского народа, о традициях и

праздниках.

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к

родному краю.

Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств

национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта,

правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага.

Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым,

сверстникам.

Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием

предметов быта, элементов русского костюма и т.д..

Повышение родительской компетенции по теме проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

создание проблемы, подготовка цели и задач;

подбор методической литературы, материала для детей;

подбор дидактических, словесных, подвижных игр;

работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Основной:

проведение мероприятий.

Заключительный:

выставка совместной взросло-детской деятельности «Помня прошлое - мы

создаем будущее»;

Презентация проекта на педсовете ДОУ.

Реализация проекта:

Цикл ООД по ознакомлению детей с устным народным творчеством

«Русские потешки»

«Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!»

«В гости в терем расписной»

«Живая связь времен»

«В гости в сказочное царство»

Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в

работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта,

рациональности,

они

удовлетворяют

рано

возникающую

у

ребенка

потребность

в

художественном

слове,

в

ритмичных

движениях.

Далее

я

знакомила

детей

с

колыбельными

песнями.

Малыши

не

только

слушали

песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая

ухо

к

интонационному

строю

родной

речи.

Очень

интересно

было

знакомиться

с

малыми

жанрами

русского

фольклора

пословицами,

поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой

жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место

занимали

занятия

по

составлению

и

разгадыванию

загадок

о

предметах

старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить

загадку

это

значит,

обычным

мыслям

и

предметам

придать

метафорическую

форму

выражения.

И,

наоборот,

разгадать

загадку

ее

метафорические

образы

заменить

образами

реальными.

Это

развивает

сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского

фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через

участие детей в календарных праздниках.

На музыкальных занятиях дети

знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных

музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали

близкими

детям,

любимыми

ими,

пробудили

интерес

к

национальному

искусству, истории народа, его быту.

Цикл совместной образовательной деятельности по ознакомлению с

предметами быта «Русской избы»

Беседы с использованием наглядного материала:

«В гости к хозяюшке»

«О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек»

«Знакомство с русским самоваром»

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к

народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с

русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с

русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость

доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка»

достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство

с

самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому

звучат русские песни, сказки.

Цикл совместной деятельности по ознакомлению детей с русской

народной сказкой

Действенным

методом

в

воспитании

моральных

качеств

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

личности

является

сказка.

Русская

педагогика

еще

много

лет

назад

отзывалась

о

сказках

не

только

как

о

воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом

средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного

воспитания

детей.

Она

учит

любить

и

уважать

свой

народ,

с

честью

выходить

из

трудных

положений,

преодолевать

препятствия.

В

споре

народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве

добра и наказании зла. Сложная картина действительности представляется

детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов,

руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Работу

со сказкой я вела в различных формах:

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию

ООД: «Знакомство со сказочным царством – небывалым государством»

ООД «Колобок живет в комнате сказок»

Прослушивание аудио-сказок

Просмотр видеофильмов

Драматизация сказок

Знакомство

с

русскими

народными

промыслами.

Слайд-шоу

с

использованием наглядного материала. Большой интерес вызывают у детей и

предметы декоративно-прикладного искусства:

Золотая хохлома

Русская матрешка

Дымковская игрушка

Гжель

Жостовская роспись

Городецкая роспись

Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и

бережное

отношение

к

материальным

ценно стям,

с о зд а н н ы м

предшествующими поколениями.

Знакомство с народными играми

Народные игры как жанр устного народного творчества – своеобразная

школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают

к сообразительности, вниманию. В детских народных играх сохранились

отголоски старины, реалии давно ушедшего быта. Разнообразные игры в

прятки

отголоски

старинных

приемов

воспитания

детей,

когда

существовали своеобразные школы подготовки их к боям, охоте. В своей

работе мы познакомили детей со следующими народными играми:

«Репка-репонька»

«Гуси-гуси»

«У медведя во бору»

«Краски»

«Горелки»

«Заря-зарница»

«Стадо»

«Молчанка»

Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки сделали игру более

интересной, обогатили ее содержание.

Работа с родителями

Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром

понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания

ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому так важно

помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие

традиции векового народного опыта воспитания детей.

Формы работы с родителями:

Анкетирование

Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной

культуре»

Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у

детей младшего возраста»

Участие родителей в фольклорном празднике "Масленица"

Все

это

способствует

просвещению

родителей

в

области

народной

педагогики, особенностей воспитания высоконравственной, духовно богатой

личности дошкольников в лучших традициях русского народа.

Практическая значимость проекта

Созданы игровые макеты русских народных сказок

Оформлена в книжном уголке выставка книг р.н. сказок и малых

фольклорных жанров;

Создана картотека малых фольклорных жанров, русских народных .

игр; подвижных кубанских игр.

Пополнена

и

обновлена

развивающая

предметно-пространственная

среда

Создана подборка сценариев развлечений и народных праздников

Распространение результатов проекта

Презентация проекта на педсовете ДОУ

Размещение на личном сайте

Вывод

В ходе реализации проекта я

пришла к выводу, что нам, педагогам,

необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от

возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания

своего

народа,

до

приобщения

к

высотам

классической

отечественной

литературы,

театра,

музыки,

так

как

именно

в

дошкольном

возрасте

происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с

раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают

эту

любовь,

именно

на

этой

основе

закладываются

предпосылки

гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Методическое обеспечение проекта:

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

(О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).

Мартынова А.Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник».

Москва. 1989

Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в

детском саду». Владимир 1995

Клюева Т.Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».

Тамбов 1996

Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.

М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010

Т.Н.Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва

2006

С.И.Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» « ГИЦ ВЛАДОС» 1999



В раздел образования