Автор: Виригина Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 23
Населённый пункт: пос. Золотинка Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах
Раздел: полное образование
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных
возрастных этапах.
Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
духовного
и
социального
благополучия. Оно является условием успешного функционирования жизнедеятельности
человеческого
организма.
В
психологии
здоровье
изучается
на
уровне
личности
-
психологическое здоровье. Это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.
Многие
авторы,
такие
как
А.В.
Шувалов,
В.Э.
Пахальян,
И.В.
Дубровина,
изучая
психологическое здоровье детей на разных этапах развития, особое внимание уделяли
показателям
психологического
здоровья
личности.
К
ним
относятся:
тревожность;
характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка. Это говорит о
том, что основным критерием психологического здоровья ребенка является его адаптация
к социуму.
Рассмотрим в чем проявляются особенности психологического здоровья детей на
разных возрастных этапах.
Первый
этап
развития
–
ранний
возраст
(от
1
года
до
3-х).
В
этом
периоде
происходят
изменения
в
психическом
развитие
детей:
формируется
мышление
и
развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним
необходимо говорить мягким, спокойным тоном. Предметная деятельность в этом возрасте
играет ведущую роль, так как она оказывает влияние на все сферы психики детей. Если
говорить о кризисе 3-х лет, то здесь происходит существенное изменение поведения
ребенка и его отношения с окружающими. Он характеризуется упрямством, негативизмом,
протестом,
своеволием,
стпроптивостью,
желанием
продемонстрировать
успехи
взрослому и получить одобрение.
Второй
этап
–
дошкольный
возраст
(3-7
лет).
Для
этих
детей
ведущей
деятельностью
является
игра,
во
время
которой
они
овладевают
другими
видами
деятельности.
Эмоциональное
здоровье
этих
детей
главным
образом
зависит
от
взаимоотношений в семье. В этом периоде так же выделяют кризис 6 лет. У ребенка
происходят следующие изменения в поведении: кривлянье, манерничанье, ребенок хочет
что-то показать своим поведением демонстрируя то, чего нет. Дети чаще всего перестают
следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.
Третий этап – младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущей деятельностью
становится
учеба.
Это
влияет
на
его
психологическое
здоровье
и
поведение.
Каким
образом?
У
него
изменяется
характер
мышления,
память
и
внимание.
Происходят
изменения в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения
строятся на эмоциональной основе. Иными словами – он учиться учится. О.В. Хухлаев
выделял необходимость создавать педагогические условия становления психологического
здоровья детей этого периода:
1) наличие трудных ситуаций (они способствуют развитию воли и мотивируют к
саморазвитию);
2) обучение детей умению быть счастливыми (установка на позитив);
3) наличие положительного фона настроения (душевное равновесие)
Четвертый этап – подростковый возраст (11-15,16 лет). Он характеризуется как
кризисный, переломный и тяжелый возраст. Ведущей деятельностью является общение со
сверстниками. Кризис этого периода проявляется в основном в следующем:
Происходит резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на
то причин.
Особое
внимание
уделяется
мнению
окружающих
-
что
они
скажут
о
твоей
внешности, способностях и умениях.
Л.С.
Выготский
полагал,
что
кризис
переходного
возраста
связан
с
двумя
факторами:
возникновением
новообразования
в
сознании
подростка
и
перестройкой
отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание
кризиса. По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового
уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков
способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей
присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению,
самовыражению и самовоспитанию.
Пятый
этап
–
ранняя
юность
(15-17
лет).
Это
возраст,
когда
формируются
собственные взгляды, отношения, происходит поиск самоопределения в выборе будущей
профессии. Сюда можно отнести и потребность в общении и в деятельности. Но можно
так
же
и
отметить,
что
наряду
с
потребностью
в
общении
в
юношеском
возрасте
отчетливо проявляется потребность в обособлении или уединении.
Рассматривая психологическое здоровье
детей на разных возрастных этапах,
можно выделить, что оно ухудшается при переходе из дошкольного возраста в младший
школьный возраст. Чем можно это объяснить? Современные образовательные программы
перегружены предметами, которые не привязаны к проблемам повседневной жизни и дети,
иногда даже не могут осознать для чего они необходимы.
У них
теряется интерес к
обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь,
может
вырасти
в
разные
варианты:
от
соматической
слабости
(перенапряжение,
переутомление
деятельностью,
несоблюдение
основных
психолого-педагогических
условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты и пр.).
Эти проблемы могут усиливаться от стиля педагогического общения, состояния самих
педагогов,
их
компетентности.
Это
и
приводит
к
поведенческим
нарушениям
и
эмоциональным расстройствам. В этом случае необходима помощь родителей и педагогов,
а так же психологов и социальных работников.
Профессиональная
забота
взрослых
и
специально
организованная
здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье
детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.