Напоминание

Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах


Автор: Виригина Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 23
Населённый пункт: пос. Золотинка Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных

возрастных этапах.

Здоровье

это

состояние

полного

физического,

духовного

и

социального

благополучия. Оно является условием успешного функционирования жизнедеятельности

человеческого

организма.

В

психологии

здоровье

изучается

на

уровне

личности

-

психологическое здоровье. Это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.

Многие

авторы,

такие

как

А.В.

Шувалов,

В.Э.

Пахальян,

И.В.

Дубровина,

изучая

психологическое здоровье детей на разных этапах развития, особое внимание уделяли

показателям

психологического

здоровья

личности.

К

ним

относятся:

тревожность;

характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка. Это говорит о

том, что основным критерием психологического здоровья ребенка является его адаптация

к социуму.

Рассмотрим в чем проявляются особенности психологического здоровья детей на

разных возрастных этапах.

Первый

этап

развития

ранний

возраст

(от

1

года

до

3-х).

В

этом

периоде

происходят

изменения

в

психическом

развитие

детей:

формируется

мышление

и

развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним

необходимо говорить мягким, спокойным тоном. Предметная деятельность в этом возрасте

играет ведущую роль, так как она оказывает влияние на все сферы психики детей. Если

говорить о кризисе 3-х лет, то здесь происходит существенное изменение поведения

ребенка и его отношения с окружающими. Он характеризуется упрямством, негативизмом,

протестом,

своеволием,

стпроптивостью,

желанием

продемонстрировать

успехи

взрослому и получить одобрение.

Второй

этап

дошкольный

возраст

(3-7

лет).

Для

этих

детей

ведущей

деятельностью

является

игра,

во

время

которой

они

овладевают

другими

видами

деятельности.

Эмоциональное

здоровье

этих

детей

главным

образом

зависит

от

взаимоотношений в семье. В этом периоде так же выделяют кризис 6 лет. У ребенка

происходят следующие изменения в поведении: кривлянье, манерничанье, ребенок хочет

что-то показать своим поведением демонстрируя то, чего нет. Дети чаще всего перестают

следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.

Третий этап – младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущей деятельностью

становится

учеба.

Это

влияет

на

его

психологическое

здоровье

и

поведение.

Каким

образом?

У

него

изменяется

характер

мышления,

память

и

внимание.

Происходят

изменения в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения

строятся на эмоциональной основе. Иными словами – он учиться учится. О.В. Хухлаев

выделял необходимость создавать педагогические условия становления психологического

здоровья детей этого периода:

1) наличие трудных ситуаций (они способствуют развитию воли и мотивируют к

саморазвитию);

2) обучение детей умению быть счастливыми (установка на позитив);

3) наличие положительного фона настроения (душевное равновесие)

Четвертый этап – подростковый возраст (11-15,16 лет). Он характеризуется как

кризисный, переломный и тяжелый возраст. Ведущей деятельностью является общение со

сверстниками. Кризис этого периода проявляется в основном в следующем:

Происходит резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на

то причин.

Особое

внимание

уделяется

мнению

окружающих

-

что

они

скажут

о

твоей

внешности, способностях и умениях.

Л.С.

Выготский

полагал,

что

кризис

переходного

возраста

связан

с

двумя

факторами:

возникновением

новообразования

в

сознании

подростка

и

перестройкой

отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание

кризиса. По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового

уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков

способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей

присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению,

самовыражению и самовоспитанию.

Пятый

этап

ранняя

юность

(15-17

лет).

Это

возраст,

когда

формируются

собственные взгляды, отношения, происходит поиск самоопределения в выборе будущей

профессии. Сюда можно отнести и потребность в общении и в деятельности. Но можно

так

же

и

отметить,

что

наряду

с

потребностью

в

общении

в

юношеском

возрасте

отчетливо проявляется потребность в обособлении или уединении.

Рассматривая психологическое здоровье

детей на разных возрастных этапах,

можно выделить, что оно ухудшается при переходе из дошкольного возраста в младший

школьный возраст. Чем можно это объяснить? Современные образовательные программы

перегружены предметами, которые не привязаны к проблемам повседневной жизни и дети,

иногда даже не могут осознать для чего они необходимы.

У них

теряется интерес к

обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь,

может

вырасти

в

разные

варианты:

от

соматической

слабости

(перенапряжение,

переутомление

деятельностью,

несоблюдение

основных

психолого-педагогических

условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты и пр.).

Эти проблемы могут усиливаться от стиля педагогического общения, состояния самих

педагогов,

их

компетентности.

Это

и

приводит

к

поведенческим

нарушениям

и

эмоциональным расстройствам. В этом случае необходима помощь родителей и педагогов,

а так же психологов и социальных работников.

Профессиональная

забота

взрослых

и

специально

организованная

здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье

детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники