Автор: Добровольская Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Подпорожский детский сад №11"
Населённый пункт: г. Подпорожье, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование
«Развивающая среда группы как средство формирования экологической
культуры у детей»
«Охранять природу – значит охранять Родину»
М. Пришвин.
Детская
деятельность
не
может
быть
полноценной
на
чисто
вербальном
уровне,
вне
предметной
среды,
в
противном
случае
у
ребенка
исчезнет
стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления
столь
отрицательных
чувств
поможет
окружающее
про странство,
способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Составной
частью
этого
пространства
в
дошкольном
образовательном
учреждении является эколого-развивающая предметная среда. Специфической
чертой
методики
экологического
воспитания
дошкольников
являются
непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с
природой,
наблюдение
и
практическая
деятельность
по
уходу
за
ней,
осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Опосредованное познание природы (через книги, слайды, видео, картины,
беседы и т.д.) также имеет большое
значение: его задача заключается в
расширении
и
дополнении
впечатлений,
которые
ребенок
получает
от
непосредственного общения с природой.
Такая
деятельность
способствует
формированию
у
детей
бережного
отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для
формирования
у
детей
элементов
экологической
культуры,
экологически
грамотного
поведения.
Наиболее
традиционными
элементами
развивающей
природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка,
прилегающего к детскому саду.
Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная
близость
к
детям.
Это
позволяет
на
протяжении
всего
учебного
года
использовать
его
для
проведения
различных
эколого-педагогических
мероприятий
и
организации
разной
деятельности
с
дошкольниками.
Это,
прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и
выращивание.
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений,
где
дети
имеют
возможность
максимально
проявить
активность
и
самостоятельность.
В
процессе
наблюдений
у
детей
формируются
представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и
развитии, изменении жизни в зависимости от сезона.
Мы внесли в группу ветки деревьев для организации наблюдений в течение
определенного периода времени. По мере набухания почек, а затем появления
первых листочков будем отмечать изменения и отображать в рисунках свои
наблюдения. В конце наблюдения будем рисовать их с натуры.
Также, мы посадили зерновую культуру – овес. Затем, когда появится зелень,
каждый желающий ребенок отнесет своему
домашнему питомцу лакомство,
которое он сам вырастил. Таким образом,
у ребенка формируется чувство
заботы и гордости за свой труд. Также мы
поместили в банку с водой
луковицы, а ближе к весне планируем высадить цветочную рассаду. Детям
очень
нравится
наблюдать
за
«огородом».
Кроме
наблюдательности,
у
них
формируется
чувство
ответственности
за
начатое
дело.
Дети
дежурят,
наблюдают,
выполняют
поручения
по
уходу
за
растениями,
следят
за
календарем природы. В уголке природы имеются разные природные материалы:
мел, камни, ракушки, косточки и т.д., оборудование для трудовой деятельности
– губки, тряпочки, клеенка, пульверизатор, лейки, и т.д.
Также , природные
материалы используются для аппликации и конструирования.
Еще одно условие экологического воспитания – необходимость ставить детей
в
поисковые
ситуации,
чтобы
они
активно,
творчески,
самостоятельно
приобретали опыт и осваивали окружающий мир.
Организованная экспериментальная деятельность приводит к осознанному
формированию
экологических
знаний.
Самостоятельно
или
при
помощи
педагога дети, исследуя природу, приобретают необходимые знания.
В ходе экспериментальной деятельности изучили мы свойства снега и льда –
провели ряд опытов: «Освобождение пуговицы из ледяного плена»,
«Сколько
воды получается из снега?», « Что тает быстрее – снег или лёд?», «Лед и соль».
Проведены
выставки
книг
и
альбомов,
содержащих
материал
природоведческого характера.
При
проведении
непосредственно
образовательной
деятельности
по
образовательной
области
«Познание»
закрепляем
знания
детей
серией
обучающих
мультфильмов
«Уроки
тетушки
Совы»
-
«Времена
года»,
где
каждая серия посвящена конкретному месяцу.
Проводим экскурсии по территории детского сада,
закрепляя и расширяя
знания детей о сезонных изменениях в природе, систематизируем знания детей
о
природных
явлениях,
учим
устанавливать
связи
между
изменениями
в
неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, формируем
гуманное отношение к объектам живой природы.
Следим за наличием корма для птиц в кормушках. Наблюдаем за повадками
птиц, отмечая их характерные особенности. В процессе прогулок мы также
обращаем внимание детей на красоту природного окружения, учим не просто
смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях.
У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется
чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и
сохранять. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников используем
стихотворения, загадки.
Изучая диких животных, в дополнение , мы посетили тематическое занятие в
краеведческом музее, где дети закрепили знания о животных наших лесов.
Успех
экологического
воспитания
и
образования
в
ДОУ
зависит
от
использования разнообразных форм работы и их сочетания.
Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого
и ребенка.
Девизом работы можно считать пословицу «Скажи мне - я забуду,
покажи мне - я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».
.