Напоминание

"Экологическое воспитание"


Автор: Добровольская Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Подпорожский детский сад №11"
Населённый пункт: г. Подпорожье, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развивающая среда группы как средство формирования экологической

культуры у детей»

«Охранять природу – значит охранять Родину»

М. Пришвин.

Детская

деятельность

не

может

быть

полноценной

на

чисто

вербальном

уровне,

вне

предметной

среды,

в

противном

случае

у

ребенка

исчезнет

стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления

столь

отрицательных

чувств

поможет

окружающее

про странство,

способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Составной

частью

этого

пространства

в

дошкольном

образовательном

учреждении является эколого-развивающая предметная среда. Специфической

чертой

методики

экологического

воспитания

дошкольников

являются

непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с

природой,

наблюдение

и

практическая

деятельность

по

уходу

за

ней,

осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Опосредованное познание природы (через книги, слайды, видео, картины,

беседы и т.д.) также имеет большое

значение: его задача заключается в

расширении

и

дополнении

впечатлений,

которые

ребенок

получает

от

непосредственного общения с природой.

Такая

деятельность

способствует

формированию

у

детей

бережного

отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для

формирования

у

детей

элементов

экологической

культуры,

экологически

грамотного

поведения.

Наиболее

традиционными

элементами

развивающей

природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка,

прилегающего к детскому саду.

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная

близость

к

детям.

Это

позволяет

на

протяжении

всего

учебного

года

использовать

его

для

проведения

различных

эколого-педагогических

мероприятий

и

организации

разной

деятельности

с

дошкольниками.

Это,

прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и

выращивание.

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений,

где

дети

имеют

возможность

максимально

проявить

активность

и

самостоятельность.

В

процессе

наблюдений

у

детей

формируются

представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и

развитии, изменении жизни в зависимости от сезона.

Мы внесли в группу ветки деревьев для организации наблюдений в течение

определенного периода времени. По мере набухания почек, а затем появления

первых листочков будем отмечать изменения и отображать в рисунках свои

наблюдения. В конце наблюдения будем рисовать их с натуры.

Также, мы посадили зерновую культуру – овес. Затем, когда появится зелень,

каждый желающий ребенок отнесет своему

домашнему питомцу лакомство,

которое он сам вырастил. Таким образом,

у ребенка формируется чувство

заботы и гордости за свой труд. Также мы

поместили в банку с водой

луковицы, а ближе к весне планируем высадить цветочную рассаду. Детям

очень

нравится

наблюдать

за

«огородом».

Кроме

наблюдательности,

у

них

формируется

чувство

ответственности

за

начатое

дело.

Дети

дежурят,

наблюдают,

выполняют

поручения

по

уходу

за

растениями,

следят

за

календарем природы. В уголке природы имеются разные природные материалы:

мел, камни, ракушки, косточки и т.д., оборудование для трудовой деятельности

– губки, тряпочки, клеенка, пульверизатор, лейки, и т.д.

Также , природные

материалы используются для аппликации и конструирования.

Еще одно условие экологического воспитания – необходимость ставить детей

в

поисковые

ситуации,

чтобы

они

активно,

творчески,

самостоятельно

приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Организованная экспериментальная деятельность приводит к осознанному

формированию

экологических

знаний.

Самостоятельно

или

при

помощи

педагога дети, исследуя природу, приобретают необходимые знания.

В ходе экспериментальной деятельности изучили мы свойства снега и льда –

провели ряд опытов: «Освобождение пуговицы из ледяного плена»,

«Сколько

воды получается из снега?», « Что тает быстрее – снег или лёд?», «Лед и соль».

Проведены

выставки

книг

и

альбомов,

содержащих

материал

природоведческого характера.

При

проведении

непосредственно

образовательной

деятельности

по

образовательной

области

«Познание»

закрепляем

знания

детей

серией

обучающих

мультфильмов

«Уроки

тетушки

Совы»

-

«Времена

года»,

где

каждая серия посвящена конкретному месяцу.

Проводим экскурсии по территории детского сада,

закрепляя и расширяя

знания детей о сезонных изменениях в природе, систематизируем знания детей

о

природных

явлениях,

учим

устанавливать

связи

между

изменениями

в

неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, формируем

гуманное отношение к объектам живой природы.

Следим за наличием корма для птиц в кормушках. Наблюдаем за повадками

птиц, отмечая их характерные особенности. В процессе прогулок мы также

обращаем внимание детей на красоту природного окружения, учим не просто

смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях.

У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется

чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и

сохранять. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников используем

стихотворения, загадки.

Изучая диких животных, в дополнение , мы посетили тематическое занятие в

краеведческом музее, где дети закрепили знания о животных наших лесов.

Успех

экологического

воспитания

и

образования

в

ДОУ

зависит

от

использования разнообразных форм работы и их сочетания.

Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого

и ребенка.

Девизом работы можно считать пословицу «Скажи мне - я забуду,

покажи мне - я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».

.



В раздел образования