Автор: Тетеркина Таисия Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 392 с углубленным изучением французского языка
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Разнообразные возможности интерактивной доски в работе учителя и учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование
Разнообразные возможности интерактивной доски
в работе учителя и учащихся
Интерактивная доска предоставляет разнообразные возможности для работы и
творчества учителя и учащихся. Ее применение на уроках и во внеклассной деятельности
позволяет перейти от привычного преподавания своего предмета к современному уровню
в рамках введения ФГОС, а учащимся успешно овладевать новыми знаниями. Но, чтобы
грамотно
использовать
в
учебной
и
внеурочной
деятельности
все
предоставляемые
возможности интерактивной доски, учителю самому необходимо быть компетентным в
этих
вопросах.
Для
успешного
применения
интерактивной
доски
(ИД)
необходимо
освоить
основные
возможности,
предоставляемые
ИД,
и
в
частности
возможности,
предоставляемые специальным программным обеспечением (ПО).
Интерактивная доска без использования специального программного обеспечения
предоставляет следующие возможности.
В качестве проектора интерактивную доску использую для демонстрации любых
материалов. Все презентации, видеоролики, таблицы, рисунки, кластеры и т.д., применяю
на
уроках
с
использованием
ИД:
для
этого
просто
необходимо
вывести
нужную
информацию
на
экран.
На
интерактивной
доске,
как
на
обычном
экране,
можно
демонстрировать любую прикладную программу, которая установлена на компьютере. При
подготовке к контрольным, практическим, работам, а также ГИА очень удобно работать с
дисками
по
преподаваемой
дисциплине.
На
ИД
можно
демонстрировать
задания,
наглядный материал (в том числе и интерактивный – ЦОР, ЭОР), и готовые тестирующие
программы. В случае необходимости можно выйти в сеть Интернет и в режиме реального
времени оперативно получить ответ на интересующий вопрос, найти дополнительную
информацию. Управлять демонстрацией можно привычным способом с помощью мыши
или клавиатуры компьютера.
Можно работать в режиме обычной доски. Интерактивная доска позволяет делать
пометки прямо поверх любой визуальной информации, выведенной на экран компьютера
и соответственно на саму доску. Взять маркер и начать писать: добавлять комментарии,
подчеркивать
важную
информацию,
заполнять
схему,
кластер
или
таблицу,
выделять
ключевые моменты и т.д. Одним из преимуществ ИД как обычной является ненужность
стирать написанный материал, можно просто открыть чистый лист и вновь начать писать.
Это не только экономит на этом время на уроке, но и при необходимости может вернуться
к предыдущим записям, например, если совершили ошибку в вычислениях или для
повторения ранее изученного материала.
Можно открыть виртуальную клавиатуру. С помощью виртуальной клавиатуры
можно выполнять набор символов в любом приложении: текст в документе, запрос в
поисковых системах, подписи к рисункам и т.д. Нажатие на клавишу на виртуальной
клавиатуре позволяет вводить соответствующие буквы, цифры или символы.
В
качестве
сенсорного
экрана
интерактивная
доска
позволяет
управлять
компьютерными программами прямо с экрана, всего лишь касаясь поверхности маркером
или даже рукой. Передвигать объекты по экрану, выделять их, изменять размеры и т.д.
можно перемещая маркер без отрыва его от доски.
Существуют
также
и
дополнительные
возможности,
которые
предоставляет
интерактивная
доска
с
использованием
специального
программного
обеспечения.
Инструменты
рисования
позволяют
делать
надписи
различных
цветов,
толщины
и
текстуры
(инструменты
«Перо»,
«Художественное
перо»,
«Волшебное
перо»).
Все
надписи,
сделанные
этими
инструментами,
можно
стереть,
используя
инструмент
«Ластик».
Инструменты
«Линия»,
«Фигуры»
и
«Заливка»
позволяют
оперировать
линиями, стрелками, геометрическими фигурами, выносками и т.д. Инструмент «Текст»
предоставляет
возможность
вводить
символы,
используя
обычную
или
виртуальную
клавиатуру. Применяя инструменты рисования, можно заранее подготовить презентацию к
уроку, а также их можно использовать при выполнении разнообразных заданий в ходе
занятия. При помощи технологии «перетащи и отпусти» любой объект на экране ИД
может
быть
перемещен
в
другое
положение.
При
помощи
этой
технологии
можно:
устанавливать соответствие между объектами, выделять их, группировать, сортировать,
расставлять
по
заданному
признаку,
а
также
просто
перемещать
по
экрану.
Данную
технологию можно применять на любом этапе урока: при проверке изученного материала,
при закреплении, при фронтальной работе с классом и т.д.
Использование инструмента «Затенение экрана» (шторка) позволяет организовать
не только поэтапное изложение материала, но и проверку. Нужно только сдвигать шторку
в нужный момент времени и открывать очередную часть учебного материала. Основным
преимуществом заданий такого рода является то, что открывать ячейки можно в любой
последовательности, что очень удобно, так как учащийся может не знать, как выполнить
одно задание, но хорошо справиться со всеми остальными. Средства ПО Smart Notebook
позволяют
реализовать
идею
игровой
ситуации
на
уроке
и
разнообразить
формы
предъявления
заданий
учащимся.
Например,
в
качестве
тренажера
для
развития
вычислительных
навыков,
навыков
сравнения
чисел
требуется,
выполнив
задания,
расположить результаты по заданному признаку и получится «Картинка». Прием «Собери
ключевое
слово»,
расставив
числа
в
заданном
порядке,
выбрав
из
предложенных
вариантов ответов верные ответы, способствует созданию занимательной ситуации и
развитию внимательности, памяти. Задания «Скрытый ответ», «Вставь пропущенную
цифру», с использованием флэш объектов развивают вычислительные навыки учащихся и
умение
отбирать
информацию.
Контроль
знаний,
учащихся
можно
организовать
с
помощью заданий, сгруппированных в виде «Математического лабиринта», кроссворда.
Программное обеспечение для ИД содержит встроенную коллекцию, состоящую из
разнообразных элементов: рисунки, фоны, интерактивные средства, мультимедиа и др.
При
подготовке
к
уроку
можно
воспользоваться
коллекцией
разнообразных
математических
объектов,
таких
как
многогранники,
тела
вращения,
координатные
прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Кроме этого в коллекции ИД
имеются
изображения
математических
инструментов,
что
позволяет
на
занятиях
демонстрировать
работу
с
ними.
Интересным
для
учащихся
является
выполнение
практической работы на интерактивной доске. Например, измерить углы треугольника с
помощью
электронного
инструмента
«транспортир»,
найти
сумму
полученных
углов,
записать результат в таблице на экране, проверить выполнение работы вместе со всеми
обучающимися. Для последующего использования в коллекцию можно добавить свои
материалы, как созданные самостоятельно, так и взятых из других коллекций или сети
Интернет. С помощью инструмента «Захват экрана» можно создавать снимки части экрана
или всего экрана целиком. При этом на снимке запечатлеваются все типы объектов,
отображаемых на экране: фон, пометки, сетка, линии, фигуры, текст и др. Создавать
снимки экрана можно, используя ПО для ИД. При этом автоматически созданный снимок
будет сохраняться на страницу в файле программы ИД. При желании можно сделать
настройки так, что каждый новый снимок экрана будет сохраняться на новой странице.
Далее с полученным изображением можно выполнять все стандартные действия, что и с
обычным рисунком: перемещать, поворачивать, копировать, изменять размеры и т.д.
На
различных
этапах
урока,
можно
применять
различные
возможности
программного
обеспечения
SMART
Notebook.
К
примеру,
при
изучении
темы
«Тригонометрические
функции»
очень
удобно
пользоваться
функцией
построения
графиков программного обеспечения SMART Notebook Math Tools, т.к. при рассмотрении
функций
y=cosx,
y=sinx,
y=tgx,
y=ctgx
приходится
часто
строить
их
графики.
При
использовании обычной меловой доски это займет много времени, а при построении с
использованием программы SMART Notebook Math Tools на это уйдет всего пара минут на
каждый график. Актуальной темой в старших классах является сдача ЕГЭ и ГИА. И здесь
интерактивная доска играет положительную роль. На уроке учитель может выйти в
интернет, продемонстрировать обучающимся различные экзаменационные задания, дать
возможность потренироваться в их решении и проверить ответы в режиме реального
времени.
Программное
обеспечение
некоторых
ИД,
например,
SMART
Notebook,
предоставляет возможность не только воспроизводить видеозаписи, но и создавать их.
Средство записи позволяет создавать видеофрагмент. Действия, производимые на доске,
можно записать в видеофайл, в том числе и со звуковым сопровождением. Благодаря
наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается и
интерес к предмету в целом.
Любые материалы урока с записями и пометками, сделанными на ИД, можно
сохранить для последующей работы. Например, программа SMART Notebook позволяет
сохранять страницы в различных форматах: элементы коллекции, рисунки, презентации,
WEB-страницы,
документы.
В
случае
необходимости
всегда
есть
возможность
вернуться к ранее изученному материалу, повторить, проанализировать, обобщить или
закрепить
пройденный
материал.
Учащиеся,
пропустившие
занятие,
также
могут
воспользоваться этими материалами для устранения пробелов в знаниях.
Таким образом, на уроках математики интерактивную доску можно использовать
следующим образом: 1) экран для демонстрации презентаций и электронных дисков; 2)
электронное пособие, применяя коллекцию клипов из галереи изображений программного
обеспечения интерактивной доски; 3) традиционная, по принципу «пишем-стираем»; 4)
создание
собственных
интерактивных
уроков
с
помощью
базового
программного
обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point; 5) методическая
копилка, для созданных и сохраненных файлов по различным темам курса математики.
Используя
специальное
программное
обеспечение
для
ИД,
можно
создавать
разнообразные задания, позволяющие сделать урок более продуктивным.