Автор: Ефремова Ирина Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: НРМБ ДОУ
Населённый пункт: Тюменская область Нефтеюганский район гп.Пойковский
Наименование материала: Открытое мероприятие
Тема: "Игра-путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Игра -путешествие
Программное содержание.
Обобщать
и
закреплять
представлений
детей
о
видах
народного
декоративно-
прикладного
искусства
(дымковская,
филимоновская,
каргопольская
игрушки,
хохломская и гжельская посуда, загорские и полхов-майданские матрешки).
Воспитывать у детей умение совместно решать поставленные задачи, товарищеские
отношения.
Развивать
сообразительность,
смекалку,
логическое
и
образное
мышление,
память,
художественное восприятие.
Оборудование и материалы.
Разрезные картинки (по одной на пару детей)
Два панно-табло и силуэтные изображения хохломских и гжельских изделий.
Ленточка (платочек).
Хохломские ложки (по количеству детей).
Подарки для детей: шоколад.
Медали
«Знатоки
народного
искусства»
(по
количеству
детей),
«Исследователи
народного искусства» (по количеству детей в одной команде).
ТСО (проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация).
Правила игра путешествие:
1.
В каждом конкурсном задании вопросы задаются для одной из команд.
2.
Задания выполняются не на скорость, а на правильность.
3.
За правильный ответ команда выставляет на панно-табло один предмет своего промысла
(плоскостное
изображение),
в
конце
викторины
подсчитывается
количество
«выставленных на ярмарку» товаров.
Ход:
Предварительно группа воспитанников делится на две команды – «Хохлома», «Гжель».
(слайд 1) Пока собираются гости, звучит спокойная русская народная музыка (1).
Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, нынче гости к нам пришли!
Чтоб узнать у нас секреты древней, чудной красоты.
Чтоб окунуться в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Прежде чем начать нашу викторину, мне хочется представить ваши команды
Представление команд
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель
Хохломская роспись, алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шелковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша чудо-Хохлома.
Ведущий напоминает правила викторины.
– Дорогие мастера, милые гости! Викторина у нас сегодня не простая, а ярморочная: за
правильные ответы хохломичи и гжельцы не очки будут получать, а товары свои на ярмарку
выставлять. А в конце игры поглядим, кто больше товара приготовил. В каждом конкурсном
задании вопрос я буду задавать одной из команд. Одна команда отвечает – другая внимательно
слушает. Если ответ неверный, право ответа переходит сопернику.
Конкурсные задания.
*** 1. Разминка (загадки). (4-5 мин)
Ведущий: Солнце в небе загорается
Наша ярмарка начинается.
— Все знают, что на ярмарку съезжаются мастера со всей Руси. Вот и на нашей ярмарке какого
только товара нет. Вы, ребята, не зевайте, те товары отгадайте.
(слайд 3)
1. Вот игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
*** (Дымковская игрушка)
(слайд 4)
2. Что за конь невиданной масти –
Длинная шея, полосаты бока.
Очень уж он похож на жирафа,
Таким мастерица его создала.
*** (Филимоновская игрушка)
(слайд 5)
3. Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон, снегов белей,
Синий – небушка синей.
Расписное это чудо
Привезли купцы откуда?
*** (Из Гжели)
(слайд 6)
4. Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелек и завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
*** (Хохлома)
(слайд 7)
5. Что за старик из сказки возник?
На половину конь – на половину мужик.
*** (Каргопольский Полкан)
(слайд 8)
6. Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
*** (Матрешка)
(слайд 9)
2. «Закончи пословицу» (3 мин.)
– Народные мастера умеют трудиться, и в свою работу они вкладывали всю душу, потому
изделия получались такими красивыми, так радовали людей. Про упорный труд народ сложил
много пословиц и поговорок. Итак, следующее задание викторины – я начну пословицу, а вы ее
закончите.
Без труда не вытащишь… и рыбку из пруда.
Делу – время,… потехе – час.
Маленькое дело лучше… большого безделья.
Терпенье и труд… все перетрут.
Сделал дело – … гуляй смело
Труд красит человека, а лень… портит.
Дело мастера… боится.
Кто дела не боится у того оно … и спорится.
(слайд 10)
Ведущий: – Делу – время, потехе – час!
Так говорят на Руси у нас.
Хотите теперь поиграть немножко?
Ну-ка скорей разбирайте ложки!
Звонкие, резные, ложки расписные.
Проводится игра «Самый ловкий». (3-4 мин.)
Дети встают в круг и кладут ложки на пол. Под русскую народную музыку (10) бегут по
кругу. Ведущий убирает несколько ложек. Дети останавливаются по сигналу: «А теперь не зевай
– быстро ложку подбирай!». Тот, кому не хватит ложки, выходит из игры – и так до тех пор,
пока не останется один участник игры. Сначала играют девочки, а потом мальчики.
По окончание игры (слайд 11)
3. «Четвертый лишний» (слайды 12,13,14,15,16,17) (4 мин.)
– Ребята, пока мы с вами играли, скоморохи-озорники товары на прилавках местами поменяли.
Вот и получается, что на каждом прилавке – один лишний предмет. Вам нужно этот предмет
узнать и объяснить, почему вы так решили.
Детям
демонстрируются
слайды,
на
которых
представлено
по
четыре
предмета
народных
промыслов, один из которых не соответствует трем другим. Детям нужно определить лишний
предмет.
(слайд 18)
4. «Разрезные картинки» (по одной на пару детей) (3-4 мин.)
– Приехали мастера на ярмарку и увидели, что некоторые предметы в дороге разбились на
мелкие кусочки. Но вы, ребята не грустите, осколки лучше соберите.
Задание выполняется под музыку (18).
(слайд 19)
5
Подведение итогов.
Ведущий просит одного из игроков каждой команды подсчитать количество выставленных
на
табло
изделий.
Определяется
победитель.
Команда
победитель
награждается
медалями
«Знатоки народного искусства», проигравшие команды – медалями «Исследователи народного
искусства». В случае ничьей всем детям вручаются медали «Знатоки народного искусства».
Ведущий: Я знаю, ребята, один секрет –
Сегодня, у нас проигравших нет!
Ведь каждый, кто знает и любит искусство,
И ценит труд мастеров,
Унынья не знает и всем своим сердцем
К добрым свершеньям готов.
Вручение подарков.
В зал под русскую народную музыку входит коробейник.
Коробейник: Здравствуйте, люди добрые! Вижу я, и вы на ярмарку пожаловали. Какие
товары привезли, покажите.
Ведущий: Вот, добрый молодец, полюбуйся. Здесь у нас посуда хохломская, а здесь –
гжельская! Любо ли тебе смотреть?
Коробейник: Ой, любо-дорого! А продайте мне свой товар.
Ведущий: Продать не продадим, а вот обменяться можно. Есть ли у тебя товар для
красных девиц да для добрых молодцев?
Коробейник: Завсегда товар отменный я на ярмарку везу.
Шоколад российский, сладкий – позабавит детвору!
Ведущий: Знатный товар! Ну что, ребята, обменяемся?
Ведущий и коробейник раздают шоколад детям. Коробейник забирает табло с гжельской и
хохломской посудой, благодарит детей и уходит со словами:
«Эй, честной народ!
Посуда знатная идет.
Кому посуда расписная,
Гжельская и хохломская?»
Ведущий:
В городе мастеров мы побывали,
Людей посмотрели – себя показали.
Солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.