Автор: Межетская Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад «Родничок»
Населённый пункт: Село Лебедёвка, Искитимский район, Новосибирской области
Наименование материала: Конспект занятия по экологии
Тема: "Природа и мы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологии в
подготовительной группе «Природа и мы»
Автор:
Межетская О.М, воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок», с.
Лебедевка, Искитимского района, Новосибирской области
.
Цель:
Подвести к пониманию значения природы в жизни человека и необходимости
охранять это богатство
Задачи:
формировать представление о том, что человек – часть природы, его
жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей
среды.
систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
формировать доброжелательное отношение к живым существам в
процессе общения с ними.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Его написали нам
домовенок Кузька и Лесовичок.
«Дорогие ребята, пишет вам Лесовичок. Опять мы с Кузькой поссорились.
Кузька говорит, что от леса-никакой пользы и дома намного лучше. Есть
водопровод, свет, отопление.
А я живу в лесу и очень люблю природу. Кузька кричит, что надо давно
всякую природу отменить, она только мешает. Услышала эти слова колдунья
тьмы и решила помочь Кузьке отменить природу. Она хочет уничтожить леса,
моря, животных. Если Кузька не передумает, то злая колдунья исполнит его
желание. Ребята, прошу объясните Кузе, что природа необходима.»
Воспитатель: Ребята, надо помочь Лесовичку. Фея хочет обмануть Кузьку.
Вот она говорит, что вода будет у него в водопроводе. А откуда вода в кране?
(ответы детей). Правильно, из природных источников.
Давайте поиграем в игру «Капелька». Нужно разложить по временам
года карточки с изображением различных состояний воды (водопад, река,
лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.)
Вода- это тоже природа. А свет, электроэнергия? (ответы детей). Она
производится на электростанциях, где используется вода рек или другие
природные продукты-нефть, уголь, газ. Сейчас мы выберем ведущего и
поиграем в «Вода, земля, воздух». Задача ведущего бросать мяч игрокам и
называть одну из стихий. Игрок должен назвать того, кто обитает в этой среде
(вода-рыба, воздух-птица и т.д)
Природа- это весь мир вокруг нас. И растения, и животные, и вода в реке, и
самая близкая к Земле звезда-Солнце. И если Фея уничтожит Природу-
ничего не будет. Поэтому
я предлагаю вам выступить в роли спасателей и не
дать злой фее уничтожить природу.
Закройте глаза и представьте, что мы попали в лес. В лесу растут грибы,
ягоды, которые так любит Кузька, а также лекарственные растения. Сейчас
мы поиграем в игру «Узнай и назови». Я буду показывать растение, а вы
должны рассказать всё, что о нём знаете: где растёт (болото, луг, овраг), когда
его собирают (весна, лето, осень), чем полезно. Например, ромашку
аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики
без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только
вырастает (2-3 рассказа детей)
Есть такое выражение «Лес – легкие земли». Как думаете-почему? (в
лесу легко дышится, растения поглощают углекислый газ и выделяют
кислород, который необходим для жизни всего живого на Земле).
Физкультурная минутка под звуки природы (изобразить лягушек,
кузнечиков, паучков, червячков).
Ребята, отгадайте загадку: «Такой маленький, что в любую щель
пролезет». Правильно, это воздух. Какой он? (Невидимый). Как вы думаете,
для чего нужен воздух и кому? (Чтобы жить, дышать, он нужен всем
живым организмам и людям). Воздух-это тоже природа. А злая фея хотела
всё уничтожить.
- Давайте проведем с вами опыт. Закроем одной рукой ротик , а другой носик.
Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха). Наши легкие вдыхают
кислород, а выдыхают углекислый газ. Как вы думаете, что произойдет, если
исчезнет воздух? (все живое-погибнет).
Воздух повсюду: вокруг нас, в земле, в воде. Он прозрачный, легкий,
незаметный, он не мешает ходить и бегать. Воздух можно почувствовать,
когда он движется – дует ветер, работает вентилятор. Почти все птицы и
насекомые могут летать, они к этому приспособлены. Человек летать не
может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: парашют,
дельтаплан, самолет, воздушный шар. Воздух нужен для дыхания всем
живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый,
свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.
Сейчас поиграем в игру «Плывёт, летает, ползает»
Я вам назову объект живой природы, а вы должны изобразить способ
передвижения этого объекта. Например («зайчик»-прыгаете на месте,
«карась» - имитируете плывущую рыбу, «воробей» - изображаете полёт
птицы).
А сейчас закройте глаза и превратитесь в лесных животных. Теперь вы
можете бегать, где захотите. Можете увидеть лес, поле, болото! Свобода! Вы
можете кувыркаться в траве, бегать наперегонки, охотиться, бодаться. Я буду
задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
Звери лесные, расскажите, как вам живется?
Где бы вы хотели построить свое жилище или выкопать норку: в земле,
на дереве, в воде, кустах, на песке? Почему?
Что бы вы хотели употреблять в пищу?
Как бы вы себя чувствовали, если бы охотники стреляли в вас из
ружья? Как бы вы к ним относились? Что бы им сказали?
У вас, наконец, появились детеныши, такие маленькие, беззащитные.
Вы ушли ненадолго, чтобы принести им еду, а когда вернулись,
увидели, что жилище разрушено и детей нет. Что бы вы почувствовали
в этот миг?
Представьте, что вас поймали и посадили в клетку. Правда, клетка
красивая, просторная. Вас кормят, ухаживают за вами. Но убежать
нельзя. Нельзя вернуться к своим деткам. О чем бы вы думали,
мечтали, сидя в клетке? О чем бы попросили хозяина? (ответы детей)
Дикие звери должны жить в лесу, на природе, только тогда они будут
счастливы.
Ребята, как вы думаете, доказали мы Кузе, что без природы нет жизни на
Земле?
Давайте поиграем в «Береги природу»
Перед вами картинки с изображением растений, птиц, зверей, людей, воды и
т.д. Я буду убирать одну из картинок, а вы должны рассказать, что произойдёт
с остальными живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного
объекта. Например, если убрать птицу, что будет с остальными животными,
человеком, растениями и т.д.
Люди – живые существа. Им необходима вкусная и полезная еда, чистая вода,
свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение друг к другу, чистота,
порядок и красота в окружающей обстановке. В таких условиях человек
хорошо себя чувствует, красиво выглядит, доброжелателен к другим людям.
Рефлексия: Ребята, давайте нарисуем злой фее рисунки с изображением
деревьев, цветов, птиц, животных. Она увидит всю эту красоту и передумает
уничтожать природу.