Автор: Зайцева Надежда Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Образование в 21 веке. Новый путь, новая эра"
Раздел: среднее образование
"Образование в 21 веке. Новый путь, новая эра"
«Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Л.Н. Толстой
Перед тем, как говорить о 21 веке, давайте немного посмотрим в прошлое.
В 18-19 веках только дворянство имело право на образование, а по всей
России
можно
было
насчитать
не
более
двадцати
учебных
заведений.
Образовательная
деятельность
шла
от
субсидий
государства,
или
на
внушительные
сборы
с
дворянских
семей
лицеистов.
Только
небольшой
процент
меценатов
занимался
финансированием
библиотек,
открытию
гимназий, но об образовании повсеместном даже и речи быть не могло.
После 1861 года (Александр II отменил крепостное право, хоть и достаточно
формально) стало понемногу приходить осознание того, что для всех слоев
населения должна быть возможность образования, однако до 30-х годов 20
века это было трудноосуществимо ввиду низкого уровня доходов населения.
Образование в полном смысле этого слова стало доступными для населения
только к середине 20 века.
Наше поколение захватило сразу два века: 20 и 21 – а это значит, что мы
можем провести своеобразный анализ, как в глянцевом журнале: «до» и
«после».
Примерно с середины 20 века начали проявляться тенденции к
расширению
кругозора:
девушки
больше
не
довольствуются
общими
знаниями и умением вязать/вышивать - на сцену выходят женщины-ученые,
политики, главы крупнейших корпораций, молодые люди не видят военную
службу как единственно верный выбор – наступало время, когда человек мог
стать кем захочет- достаточно приложить усилия. Образование стало играть
чуть ли не важнейшую роль: чем больше работник знает, тем более он ценен
для компании, тем больше личной финансовой выгоды может получить.
Правда хочется заметить один нюанс- информацию в 90% случаев можно
было получить либо из многочасовых визитов в библиотеку, либо от учителя
(преподавателя) – методы безусловно хорошие, но на мой взгляд - не дающий
стопроцентного успеха.
Современные учащиеся видят мир буквально сквозь призму электронных
устройств:
мобильных
телефонов,
ноутбуков,
планшетов,
домашних
стационарных
компьютеров,
а
также
не
без
вмешательства
игровых
приставок. Современная молодежь зачастую проводят в виртуальном мире
более 5-6 часов в день – сюда мы включаем и полезное время (пример: запрос
в
поисковике:
Смутное
время,
причины
и
следствия),
а
также
время
бесполезное
(игры,
социальные
сети,
сайты
с
зачастую
неподходящей
информацией для детских глаз).
В 21 веке даже ученики младших классов легко ориентируются в сети
Интернет, активно используют устройства мультимедиа. Информационные
технологии дают возможность мгновенной связи – как межличностной, так и
научно-образовательной.
Естественно
такое
положение
дел
означает
необходимость
построения
принципиально новой системы подачи информации учащимся от системы
образования, ведь прогресс не стоит на месте.
Нам, как системе образования в целом, и преподавателям в частности,
нужно
заново
видеть
наших
учеников,
в
контексте
информационно-
компьютерезирующегося процесса:
1.
Поддерживать
интерес
учеников
к
образованию,
помогая
им
постепенно входить в реальный мир, за пределами стен школы.
2.
Стараться привить или развить определенное любопытство, так как
именно оно является флагманом в обучении, в его непрерывности.
3.
Быть более прогрессивными и гибкими в той информации, которую
подаем мы
4.
Быть
мотиватором
для
учеников
становиться
более
гибкими
к
усваиванию информации (и в школе, и вне её)
Успешность и дальнейшая карьера в 21 веке требуют не только учиться, но и
знать, как именно это делать. Современному ребенку недостаточно просто
«знать»,
нужно
привить
(или
даже
внушить)
ему
желание
узнавать,
стремиться к знаниям, к понимаю того, что чем качественнее полученный
материал, тем более социально значимым он будет в дальнейшем.
В наше время поток информации и необходимых знаний увеличивается
просто
в
геометрической
прогрессии
–
и
совершенно
нормально
и
естественно, что нет человека, который бы знал «всё обо всём», более того,
нет
человека,
знания
которого
через
20
лет
будут
соответствовать
всем
критериям объективности (один из ярких примеров: вращение Земли вокруг
Солнца-
сотни
лет
считалось,
что
именно
Солнце
делает
оборот
вокруг
нашей планеты, и знания в цепочке учитель-ученик передавались именно в
таком контексте)
В следствии этого, наши учащиеся должны учиться самостоятельно
собирать,
анализировать,
сортировать
и
форматировать
информацию.
Получаемую ими в процессе обучения, учиться адаптировать полученный
массив знаний ко всем областям жизни, ко множеству жизненных ситуаций.
Конечно, определение значения слова «Образование» в 21 веке такое же, как
в веке 20-м, однако мы имеем уникальную возможность усовершенствовать
его с помощью новейших информационно-механических инструментов.
Если говорить совсем откровенно- нашим ученикам очень повезло- они
могут
использовать
десятки
новых,
мощных
инструментов
в
своем
образовании,
обучаться
более
качественно,
более
быстро,
формировать
ячейка за ячейкой свой ум. Однако в этом вопросы важно не подменять
понятия: информационные технологии не могут и не должны заменять так
называемый базовый кругозор. Что в него входит? То же, что и 10-20-30-40
лет назад: знания географии, истории, биологии, литературы, проще говоря,
мало
знать,
как
нарисовать
картину
на
компьютере,
необходимо
иметь
познания
в
области
искусства-
узнавать
авторов
величайших
шедевров,
городов -гордых обладателей мировых художественных галерей и т.д.
Современной молодежи не обойтись и без знания иностранных языков, без
базовой психологии и экономики, но, если мы говорим о растущих умах:
важно развить в них морально-этические устои, дисциплину, социальную
адаптированность. Только при сочетании всех этих качеств и навыков, мы
можем быть уверены: растет новое поколение- технически подкованное, но
способное видеть красоту в этом огромном мире, способное создавать новые
шедевры, вне зависимости от масштаба.
Кто знает- возможно за партой во втором ряду сидит новый Эйнштейн
или Пикассо- наша задача, как учителей: научить, развить и приумножить.