Напоминание

"Образование в 21 веке. Новый путь, новая эра"


Автор: Зайцева Надежда Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 625 Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Образование в 21 веке. Новый путь, новая эра"
Раздел: среднее образование





Назад




"Образование в 21 веке. Новый путь, новая эра"

«Важно не количество знаний, а качество их.

Можно знать очень многое, не зная самого нужного».

Л.Н. Толстой

Перед тем, как говорить о 21 веке, давайте немного посмотрим в прошлое.

В 18-19 веках только дворянство имело право на образование, а по всей

России

можно

было

насчитать

не

более

двадцати

учебных

заведений.

Образовательная

деятельность

шла

от

субсидий

государства,

или

на

внушительные

сборы

с

дворянских

семей

лицеистов.

Только

небольшой

процент

меценатов

занимался

финансированием

библиотек,

открытию

гимназий, но об образовании повсеместном даже и речи быть не могло.

После 1861 года (Александр II отменил крепостное право, хоть и достаточно

формально) стало понемногу приходить осознание того, что для всех слоев

населения должна быть возможность образования, однако до 30-х годов 20

века это было трудноосуществимо ввиду низкого уровня доходов населения.

Образование в полном смысле этого слова стало доступными для населения

только к середине 20 века.

Наше поколение захватило сразу два века: 20 и 21 – а это значит, что мы

можем провести своеобразный анализ, как в глянцевом журнале: «до» и

«после».

Примерно с середины 20 века начали проявляться тенденции к

расширению

кругозора:

девушки

больше

не

довольствуются

общими

знаниями и умением вязать/вышивать - на сцену выходят женщины-ученые,

политики, главы крупнейших корпораций, молодые люди не видят военную

службу как единственно верный выбор – наступало время, когда человек мог

стать кем захочет- достаточно приложить усилия. Образование стало играть

чуть ли не важнейшую роль: чем больше работник знает, тем более он ценен

для компании, тем больше личной финансовой выгоды может получить.

Правда хочется заметить один нюанс- информацию в 90% случаев можно

было получить либо из многочасовых визитов в библиотеку, либо от учителя

(преподавателя) – методы безусловно хорошие, но на мой взгляд - не дающий

стопроцентного успеха.

Современные учащиеся видят мир буквально сквозь призму электронных

устройств:

мобильных

телефонов,

ноутбуков,

планшетов,

домашних

стационарных

компьютеров,

а

также

не

без

вмешательства

игровых

приставок. Современная молодежь зачастую проводят в виртуальном мире

более 5-6 часов в день – сюда мы включаем и полезное время (пример: запрос

в

поисковике:

Смутное

время,

причины

и

следствия),

а

также

время

бесполезное

(игры,

социальные

сети,

сайты

с

зачастую

неподходящей

информацией для детских глаз).

В 21 веке даже ученики младших классов легко ориентируются в сети

Интернет, активно используют устройства мультимедиа. Информационные

технологии дают возможность мгновенной связи – как межличностной, так и

научно-образовательной.

Естественно

такое

положение

дел

означает

необходимость

построения

принципиально новой системы подачи информации учащимся от системы

образования, ведь прогресс не стоит на месте.

Нам, как системе образования в целом, и преподавателям в частности,

нужно

заново

видеть

наших

учеников,

в

контексте

информационно-

компьютерезирующегося процесса:

1.

Поддерживать

интерес

учеников

к

образованию,

помогая

им

постепенно входить в реальный мир, за пределами стен школы.

2.

Стараться привить или развить определенное любопытство, так как

именно оно является флагманом в обучении, в его непрерывности.

3.

Быть более прогрессивными и гибкими в той информации, которую

подаем мы

4.

Быть

мотиватором

для

учеников

становиться

более

гибкими

к

усваиванию информации (и в школе, и вне её)

Успешность и дальнейшая карьера в 21 веке требуют не только учиться, но и

знать, как именно это делать. Современному ребенку недостаточно просто

«знать»,

нужно

привить

(или

даже

внушить)

ему

желание

узнавать,

стремиться к знаниям, к понимаю того, что чем качественнее полученный

материал, тем более социально значимым он будет в дальнейшем.

В наше время поток информации и необходимых знаний увеличивается

просто

в

геометрической

прогрессии

и

совершенно

нормально

и

естественно, что нет человека, который бы знал «всё обо всём», более того,

нет

человека,

знания

которого

через

20

лет

будут

соответствовать

всем

критериям объективности (один из ярких примеров: вращение Земли вокруг

Солнца-

сотни

лет

считалось,

что

именно

Солнце

делает

оборот

вокруг

нашей планеты, и знания в цепочке учитель-ученик передавались именно в

таком контексте)

В следствии этого, наши учащиеся должны учиться самостоятельно

собирать,

анализировать,

сортировать

и

форматировать

информацию.

Получаемую ими в процессе обучения, учиться адаптировать полученный

массив знаний ко всем областям жизни, ко множеству жизненных ситуаций.

Конечно, определение значения слова «Образование» в 21 веке такое же, как

в веке 20-м, однако мы имеем уникальную возможность усовершенствовать

его с помощью новейших информационно-механических инструментов.

Если говорить совсем откровенно- нашим ученикам очень повезло- они

могут

использовать

десятки

новых,

мощных

инструментов

в

своем

образовании,

обучаться

более

качественно,

более

быстро,

формировать

ячейка за ячейкой свой ум. Однако в этом вопросы важно не подменять

понятия: информационные технологии не могут и не должны заменять так

называемый базовый кругозор. Что в него входит? То же, что и 10-20-30-40

лет назад: знания географии, истории, биологии, литературы, проще говоря,

мало

знать,

как

нарисовать

картину

на

компьютере,

необходимо

иметь

познания

в

области

искусства-

узнавать

авторов

величайших

шедевров,

городов -гордых обладателей мировых художественных галерей и т.д.

Современной молодежи не обойтись и без знания иностранных языков, без

базовой психологии и экономики, но, если мы говорим о растущих умах:

важно развить в них морально-этические устои, дисциплину, социальную

адаптированность. Только при сочетании всех этих качеств и навыков, мы

можем быть уверены: растет новое поколение- технически подкованное, но

способное видеть красоту в этом огромном мире, способное создавать новые

шедевры, вне зависимости от масштаба.

Кто знает- возможно за партой во втором ряду сидит новый Эйнштейн

или Пикассо- наша задача, как учителей: научить, развить и приумножить.



В раздел образования