Автор: Коняшкина Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО г. Муравленко
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по ПДД "Школа пешеходных наук"
Раздел: дошкольное образование
У
ПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА»
(МБДОУ «ДС «ЗОЛУШКА»)
ПРОЕКТ ПО ПДД
«ШКОЛА ПЕЩЕХОДНЫХ НАУК»
Воспитатель:
Коняшкина О. А.
г. Муравленко 2017
Пояснительная записка
2
Актуальность.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой
личности. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех
или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или
переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед
товарищами
заставляет
ребенка
нарушать
правила
дорожного
движения
(перебегать
дорогу
перед
близко
идущим
транспортом,
на
меняющийся
сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.). К тому же рост количества
машин на улицах городов, увеличение скорости их движения, плотности
транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из
причин
дорожно-транспортных
происшествий.
Никого
не
оставляют
равнодушным
неутешительные
сводки
о
ДТП,
где
потерпевшими,
к
сожалению, являются и дети.
Значимость
формирования
у
детей
дошкольного
возраст а
представлений о правилах дорожного движения (ПДД) в наше время не
вызывает
сомнений.
Эта
проблема
связана
с
тем,
что
у
детей
данного
возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку,
которая
свойственна
взрослым.
Их
жажда
знаний,
желание
постоянно открывать, что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными
опасностями, в частности на улицах города.
Одним
из
основных
видов
дорожно-транспортных
происшествий
(ДТП) с участием детей (40,6%) являются наезды на пешеходов. Переход
проезжей
части
дороги
детьми
пешеходного
перехода
–
самая
распространенная причина наездов на детей-пешеходов (43,5% всех ДТП по
вине детей-пешеходов).
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил
поведения на улице, поэтому
одним из наиболее эффективных способов
решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация
проектной деятельности, направленная на воспитание безопасного поведения
на дороге. В связи с этим разработан проект «Школа пешеходных наук» для
3
детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Данный
проект
представляет
собой
систему
работы
с
детьми
по
формированию
навыков
безопасного
поведения
на
улицах
города.
Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать
обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения,
развивает познавательную активность, умение определять возможные методы
решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Согласно
требованиям
к
результатам
освоения
о сновной
образовательной программы дошкольного образования было установлено,
что целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, в
соответствии с ФГОС (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155 об
утверждении
ФГОС
дошкольного
образования)
является,
в
том
числе,
способность ребенка следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных
видах
деятельности,
во
взаимоотношениях
со
взрослыми
и
сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения.
Таким
образом,
ФГОС
дошкольного
образования
содержат
нормы,
позволяющие сформировать у воспитанников первоначальные представления
о правилах безопасности дорожного движения.
Именно
в
детском
саду
все
дети
могут
и
должны
получить
систематизированную
информацию
о
безопасном
поведении
на
улице
и
приобрести
необходимые
навыки
такого
поведения.
Поэтому,
основными
целями
обучения
правилам
дорожного
движения
детей
дошкольников,
и
адекватному поведению на улице являются:
формирование у детей начальных знаний правил дорожного движения
и умений применять их в повседневной жизни;
снижение
дорожно-транспортного
травматизма
среди
детей
посредством
повышения
уровня
знаний
ими
правил
дорожного
движения;
развитие
психофизиологических
качеств
ребенка,
обеспечивающих
4
безопасность
ребенка
на
улице
(формирование
у
дошкольников
координации
движения,
совершенствование
реакций
и
быстроты
мыслительных
действий
и
деятельности
в
условиях
дорожного
движения);
формирование культуры общественного поведения в процессе общения
с дорогой.
Аннотация проекта
Данный проект разработан для воспитанников дошкольного возраста
(3-7 лет), и позволит сформировать у детей устойчивый навык переключения
на
самоконтроль
(умение
пользоваться
знаниями
и
следить
за
своим
поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде на дорогах города.
Проект
может
быть
реализован
в
рамках
совместной
деятельности
(внедрение проектного метода деятельности в
каждом возрастном этапе),
наряду
с
системой
работы
ДОУ
и
родителями
по
ознакомлению
дошкольников правилам дорожного движения.
Создание
проекта
по
формированию
практических
навыков
безопасного
поведения
детей
на
дороге
позволит
достичь
конкретных
результатов.
Реализация
проекта
обеспечит
активное
участие
детей,
родителей и педагогов.
Цель:
формирование
мотивации
ответственного
и
сознательного
поведения
на
улицах
и
дорогах,
в
транспорте,
практических
умений
и
навыков
безопасного
поведения
у
детей
дошкольного
возраста
усилиями
ДОУ и родителей в процессе проектной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1.
Учить
детей
правилам
поведения
в
общественном
и
личном
транспорте, на дорогах. Способствовать их осознанию.
2.
Закреплять имеющиеся знания о разных видах транспорта, как средстве
передвижения, перевозки грузов и использования в других целях.
5
3.
Расширять представления детей о других профессиях, связанных с этой
отраслью.
4.
Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации.
Развивающие:
1.
Продолжать
самостоятельность
в
создании
игровой
среды,
в
соблюдении правил и норм поведения в игре.
2.
Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую
речь, навыки коллективного общения.
Воспитательные:
1.
Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с
желаниями и интересами товарищей;
2.
Воспитывать
нравственные
качества:
дружбу,
самостоятельность,
патриотизм, любовь к родному городу.
1.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и
безопасного образа жизни среди взрослых.
2.
Расширять
педагогическую
грамотность
родителей
по
вопросам
безопасного поведения детей на дорогах.
Типология проекта
По времени проведения: долгосрочный 1 год
По
доминирующей
деятельности:
познавательный,
практико-
ориентированный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: Дети младшего, среднего, старшего дошкольного
возраста, педагоги, родители, социум.
Ожидаемый результат:
Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;
проявление
дисциплинированности,
выдержки,
самостоятельности,
осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе
дороги;
выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте;
умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на
6
нее и выполнять действия в зависимости от ситуации;
У взрослых активизируются знания о навыках
безопасного поведения
детей на дорогах.
Методы реализации
проекта:
Занятия,
беседы,
сюжетно-ролевые
игры,
дидактические
игры,
подвижные
игры,
целевые
прогулки,
рассматривание
картин
и
иллюстраций,
оформление
выставок
рисунков,
чтение
художественной
литературы,
консультативный
материал
для
родителей.
7
План мероприятий с детьми по реализации проекта «Школа пешеходных наук»
Название мероприятия
Цель
Возрастная
группа
ФЕВРАЛЬ
Педагогическое мероприятие: «В гостях
у Топтыжки»
Изготовление
атрибутов
к
сюжетно-
ролевой игре «Транспорт»
(разноцветные
рули,
шапочки
разных
видов машин, нагрудные знаки, жилеты
с
изображением
того
или
иного
вида
транспорта и т.д.)
Сформировать способность ориентироваться в пространстве
Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой
автомобили,
познакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать
основы культуры пешехода
младший
возраст
Беседа
«Для
чего
необходимо
знать
правила дорожной безопасности»
Коллективное составление сказки
«Жил – был светофор»
Изготовление дорожных знаков
Познакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать
основы культуры пешехода.
Закрепить
знание
детей
о
том,
что
светофоры
управляют
сложным
движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать
умение детей правильно реагировать на сигналы светофора.
средний,
старший
дошкольный
возраст
МАРТ
Беседа
«Путешествие
друзей»,
«На
с ка з оч н о й
п о л я н ке » ,
« П о м о г и
Незнайке
добраться
до
магазина»,
«Волшебный друг»
Продолжать
знакомить
детей
с
правилами
дорожной
безопасности,
воспитывать основы культуры пешехода
младший,
средний
возраст
8
Целевая
прогулка
«Наблюдение
за
работой светофора»
В ы с т а в к а
р и с у н к о в
« С т р а н а
Светофория»
Дидактические
игры:
«Домино»,
«Дорожные знаки»
Развлечение
«Маша
и
Медведь
знакомятся
с
правилами
дорожного
движения»
Закрепить
знание
детей
о
том,
что
светофоры
управляют
сложным
движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать
умение детей правильно реагировать на сигналы светофора; продолжать
знакомить детей с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
старший
дошкольный
возраст
АПРЕЛЬ
Чтение стихотворения Кожевникова В.
«Светофор».
Подвижная игра «Беги ко мне»,
«Воробышки и автомобиль».
Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах города.
младший
возраст
Разучивание
стихов
«Знатоки
пешеходных наук» и озвучивание их
по радиорубке в детском саду
«Школа безопасности» вопросы
Формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице во
время прогулок и игр.
старший
дошкольный
возраст
Изготовление проектов «Соблюдаем
правила безопасности», постройка
«Автопарка»
средний,
старший
дошкольный
возраст
9
МАЙ
Акция
рисунки
водителям
«Дети
–
цветы жизни! Давайте сохраним самое
дорогое!», приуроченная к всемирной
профилактической акции «Внимание –
дети!»
Показ
мультфильма «Уроки тетушки
Совы»
Закрепить правила поведения на дорогах города.
Направлен на обучение мерам безопасности и правилам дорожного
движения.
все
возрастные
группы
Викторина «Пешеход на улице»
Закрепить правила поведения на дорогах города.
старший
возраст
ИЮНЬ
Беседа «Мой друг велосипед»
Продолжать
знакомить
детей
с
правилами
дорожной
безопасности,
закреплять знания детей об элементарных правилах дорожного движения.
младший
возраст
Беседа
«Приключение Незнайки на
улице»
Познавательная
игра
«Автомозайка»
п р и у р о ч е н н а я
к
в с е м и р н о й
профилактической акции «Внимание –
дети!»
Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления
детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на
расположенных по близости улицах, в названиях общественно -бытовых
зданий в ближайшем окружении.
Закрепить знания о Правилах дорожного движения для велосипедистов,
продолжать учить работать в группах.
средний,
старший
дошкольный
возраст
ИЮЛЬ
10
Подвижная
игра
по
правилам
дорожного
движения
«Красный,
желтый, зеленый»
Направлена на развитие внимания и реакции
младший
возраст
Подвижная
игра
по
правилам
дорожного движения
«Стоп», «Горят
огни светофора»
Учить детей выполнять движения согласно цвету светофора.
средний
возраст
П од в и ж н а я
и г р а
п о
п р а в и л а м
дорожного движения «Сдаем на права
шофера», «Светофор»
Целевая
прогулка
– экскурсия
на
перекресток вблизи детского сада
Рисунки
на асфальте «На чем люди
ездят», «В гостях у светофорика»
Направлена
на
обучение
дорожных
знаков,
мерам
безопасности
и
правилам дорожного движения.
старший
дошкольный
возраст
АВГУСТ
Рассматривание
иллюстрации
«Игры
на улице»
,
«Близко – далеко»
Формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице во
время прогулок и игр.
Дать детям представление о понятии близко – далеко. Закрепить знание
красного, зелёного, желтого цвета. Обогащать сенсорный опыт малышей в
процессе действий с разноцветными игрушками
младший
возраст
Рассматривание
иллюстраций,
беседа
«Пешеходы и пассажиры»
,
«Тротуар и
проезжая
часть»,
дидактическая
игра
«Зоопарк»
Чтение
художественной
литературы
«Автомобиль» Носов Н.
Напомнить правила поведения пешеходов и пассажиров дети знакомятся с
местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по
тротуару, придерживаясь правой стороны.
средний,
старший
дошкольный
11
Экскурсия в ГИБДД
возраст
СЕНТЯБРЬ
Дидактические
игры:
«Собери
машину»
(из
4-х
частей),
«Поставь
машину в гараж», «Светофор».
Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой
автомобили,
Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора
младший
возраст
Дидактические
игры:
«Найди
свой
цвет», «Собери светофор»
Театрализованное
представление
по
ПДД
по
мотивам
русской
народной
сказки «Репка»
Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора
средний
возраст
Дидактические игры: «О чём говорят
знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался
знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
Изготовление атрибутов для сюжетно –
ролевой
игры
«Путешествие
на
автобусе»
«Островок безопасности» - дорожные
знаки
Развитие
мышления,
памяти,
внимательности,
расширение
кругозора.
Формирование
знаний
о
знаках
помогающих
пешеходам
и
водителям
ориентироваться на дороге.
старший
дошкольный
возраст
ОКТЯБРЬ
Макетирование «Улица нашего города»
Сделать макет главной улицы нашего города.
старший
дошкольный
возраст
«Научим
Бабу
Ягу
правилам
дорожного
движения»
(загадки
–
отгадки)
Расширить детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитать
ответственность.
Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание
НОЯБРЬ
Беседа «Назови профессии?»
Игры
с
макетом
«Улица
нашего
города»
Дать представления об опасных и безопасных местах для игр во дворе.
младший,
средний
возраст
12
Развлечение по правилам дорожного
движения «Маша и Медведь изучают
правила дорожного движения»
Игры
с
макетом
«Улица
нашего
города»
Закрепить
знания
о
правилах
перехода
улицы
без
помощников,
пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном
транспорте.
старший
дошкольный
возраст
ДЕКАБРЬ
Беседа
по
картинкам
«Наш
друг
-
Светофор».
П о д в и ж н ы е
и г р ы :
« С и г н а л ы
светофора»;
Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует
движение транспорта и пешеходов; красный свет светофора нужно стоять,
на зеленый - двигаться; переходить улицу можно только с взрослым,
крепко держась за руку).
младший
возраст
Радиоэфир «О чём говорят знаки?»
Разработка
и
оформление
схем
безопасных
маршрутов
движения
воспитанников
«ДОМ
–
ДЕТСКИЙ
САД - ДОМ»
Напомнить правила поведения пешеходов и пассажиров дети знакомятся с
местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по
тротуару, придерживаясь правой стороны. Закреплять знания ПДД,
средний
дошкольный
возраст
старший
дошкольный
возраст
ЯНВАРЬ
Дидактиче ская
игра
«Собери
Светофор»
Ч т е н и е
Н .
Ми гу н о ва
« У ч и м с я
переходить дорогу»
Наблюдение за игрой детей старших
Закрепить представление о назначение светофора, его сигналах. Учить
собирать целое из частей по образцу.
младший
возраст
13
групп в «Автогородке».
Развлечение по правилам дорожного
движения «Маша и Медведь изучают
правила дорожного движения»
Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание
средний,
старший
дошкольный
возраст
ФЕВРАЛЬ
Чтение: С. Маршак «Мяч», В. Берестов
«Про машину»;
Подвижная игра «Автомобили».
Театрализованное
представление
для
детей
по
ПДД
«День
рождения
Светофорчика»
Закрепление знаний детей о правилах безопасного движения. Воспитания
уважения к правилам безопасного движения. Повторение и обобщения
правил безопасного поведения на улицах и дорогах города.
младший
возраст
Физкультурный
досуг
«Поездка
в
автосалон»
Упражнять детей в ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя
равновесие,
закрепить
правила
безопасного
поведения
на
дороге,
воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности
на дороге.
средний
возраст
Рисование «Дорожная азбука»
Развлечение «Правила
д в и ж е н и я
–
в с е м
з н а т ь
б е з
исключения!»
Викторина «Знает вся моя семья, знаю
ПДД и Я»
Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного
движения. Воспитывать культуру поведения в транспорте.
Закрепить
знания
о
правилах
перехода
улицы
без
помощников,
пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном
транспорте; продолжать учить детей обращать внимание на дорожные
знаки
старший
дошкольный
возраст
14
План мероприятий с родителями по реализации проекта
«Школа пешеходных наук»
Название мероприятий
Месяц
Анкетирование для родителей
Изготовление
совместно
с
детьми
атрибутов
к
сюжетно – ролевой игре «Транспорт»
Изготовление
совместно
с
детьми
дорожных
знаков
Февраль
Памятки «Автокресло – детям!»
Выставка
рисунков
(совместное
творчество
родителей и детей) «Страна светофория»
Обновление информации в уголках по ПДД
Март
Изготовление
совместно
с
детьми
проектов
«Соблюдаем правила безопасного движения»
Апрель
Участие в совместной с детьми акции рисунков
водителям
«Дети
–
цветы
жизни!
Давайте
сохраним
самое
дорогое!»,
приуроченная
к
всемирной профилактической акции «Внимание –
дети!»
Участие в викторине «Пешеход на улице»
Май
Обновление информации в уголках по ПДД
Консультация «Дети на улице»
Памятки «Что могу сделать я»
Июнь
Тест для «родителя – водителя»
Консультация
«Правила
и
безопасность
детей
летом»
Июль
Разработка
совместно
с
детьми
схем
движения
детей «ДОМ – ДЕТСКИЙ САД - ДОМ»
Буклеты «Помни пешеход»
Август
-
Участие
родителей
в
оформлении
предметно-
развивающей среды группы.
Сентябрь
15
Изготовление
дорожных
знаков
«Островок
безопасности»
Изготовление совместно с детьми макета «Улица
нашего города»
Октябрь
Мастер
класс
«Зачем
нужны
светоотражающие
элементы в одежде детей»
Ноябрь
Разработка
совместно
с
детьми
схем
движения
детей «ДОМ – ДЕТСКИЙ САД - ДОМ»
Декабрь
Выставка
литературы
по
правилам
дорожного
движения
Памятки «Дидактические игры по ознакомлению
детей старшего возраста с правилами дорожного
движения»
Январь
Участие
в
развлечении
«Светофория
встречает
гостей»
Выставка
рисунков
(совместное
творчество
родителей и детей) «Дорожная азбука»
-
Совместная
детско-родительская
досуговая
деятельность.
Анкетирование «Дорожная азбука»
Февраль
Заключение
Значительным
потенциалом
обучения
дошкольников
начальным
знаниям
правил
дорожного
движения
обладает
такой
метод
работы,
как
вовлечение их в проектную деятельность.
Технология
проектирования
делает
дошкольников
активными
участниками
учебного
и
воспитательного
процессов,
становится
инструментом
их
саморазвития.
Опыт
самостоятельной
деятельности,
полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих
силах,
снижает
тревожность
при
столкновении
с
новыми
проблемами,
16
создает
привычку
самостоятельно
искать
пути
решения,
учитывая
имеющиеся условия.
В результате проведения занятий в рамках совместной проектной
деятельности у детей формируются элементарные представления о правилах
безопасного
поведения
на
дорогах,
уточняются
представления
о
видах
транспорта,
о
правилах
поведения
в
общественном
транспорте,
они
знакомятся с понятиями «улица», «дорога», «переход», «перекресток», знают
правила работы светофора и значение цветов в дорожном движении. Не
менее значимым результатом являются формируемые у них умения привлечь
внимание взрослого в случае возникновения опасных ситуаций, а также
стремление с интересом познавать правила дорожного движения.
Важная
роль
в
обучении
ПДД
дошкольников
от в од и т с я
взаимодействию
дошкольного
учреждения,
семьи
(пропагандируется
осознанное
соблюдение
родителями
ПДД),
инспекторов
Государственной
инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Таким
образом,
систематическая
работа
с
детьми
по
обучению
правилам дорожного движения, использование эффективных, современных
методов
и
приемов,
учет
возрастных
особенностей
дают
положительные
результаты.
Список использованных источников
1.
Авдеева
Н.Н.,
Князева
О.Л.,
Стёркина
Р.Б.
«Безопасность»:
Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста.- СПб: «Детство – Пресс», 2007.
2.
Азбука безопасности на дороге :образовательная программа по
формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста
в дорожно-транспортных ситуациях / О. В. Толстикова, Т. Г. Гатченко. -
Екатеринбург : ГБОУ ДПО СО «ИРО». - 2011. - 75 с.
3.
Арнаутова
Е.
П.
Основы
сотрудничества
педагога
с
семьей
17
дошкольника. М. ,2009г. – 156с.
4.
Ахмадиева,
Р.Ш.
Предупреждение
дорожно-транспортного
травматизма
как
педагогическая
проблема
/Ахмадиева
Р.Ш.
//
Казанский
педагогический журнал. – 2010. - № 3. – 192 с. – С. 65–73.
5.
Бадагуев Б.Т. Безопасность дорожного движения, - М: Альфа-
Пресс, 2012.
6.
Белая
К.Ю.
Как
обеспечить
безопасность
дошкольнику
/К.Ю.
Белая. – М.: Детство, 2006. – 210с.
7.
Бердяева,
Л.
Б.
Азбука
дорожного
движения:
программа
и
методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с
правилами дорожного движения / Л. Б. Бердяева. - Москва : Дрофа, 2007.
8.
Сборник
методических
разработок
по
подготовке
детей
к
безопасному
участию
в
дорожном
движении.
-
Курган:
Управление
Госавтоинспекции УВД Курганской области, 2002.
9.
Формирование
и
функционирование
системы
обучения
безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.
Методические
рекомендации:
для
органов
управления
образованием
и
образовательных
учреждений.
–
М.:
Издательский
Дом
Третий Рим, 2007.
18