Автор: Стукова Лариса Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 345 имени А,С, Пушкина"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование устного народного творчества, как средства развития речемыслительной деятельности детей»
Раздел: дошкольное образование
Статья: «Использование устного народного творчества, как средства
развития речемыслительной деятельности детей ».
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» (народная
мудрость)
Еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов,
забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни данная проблема
становится еще более актуальной.
Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с
детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие её
активизации со стороны родителей - приводит к проблемам в развитии речи
детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в
живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества
практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст
- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и
развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического, нравственного
воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем
свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в
духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно
живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью
этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
В педагогический процесс входят следующие направления работы:
1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с
поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, а также и с
культурой других народов.
2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь
местных (хохломской, городецкой, семеновской росписи).
Необходимо помнить, что отбор фольклорно-этнографического материала
должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: во-первых,
показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее
конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с
помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов.
Используемый фольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду
требований:
1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.
2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на
формирование социальных чувств детей.
3 Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа
необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический
процесс.
4. Возможность использования для гуманизации личности ребенка .
Эффективность реализации указанных направлений зависит от ряда
моментов:
1.Создание в дошкольном учреждении обстановки, этнографически
соответствующей фольклорному материалу.
2. Знакомство с историей России и города, в котором живем.
3. Организация полноценной содержательной практической деятельности
детей, которая создает естественную среду для приобщения детей к
национальной культуре и культуре других народов, развития чувства любви к
своему краю, к людям, его населяющим, симпатии и дружелюбного
отношения к людям других национальностей.
4. Организация нестандартного, непринужденного, содержательного общения
детей, родителей, педагогов.
Обновление содержания воспитательно процесса дошкольного учреждения
требует применения таких форм его организации, как семейные часы,
кружковая работа, совместные праздники и пр.
Погружению ребенка в мир народной культуры способствует широкое
использование методов работы с детьми: постановка творческих заданий,
создание проблемно-игровых ситуаций, организация детского
экспериментирования с фольклорными произведениями.
Использование малых форм фольклора в развитие речемыслительной
деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе.
Малые формы фольклора являются первыми художественными
произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их
ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт
произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и
организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых
фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям
детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно
переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха,
собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор
потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство
симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью
народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное
отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи,
одеванию, укладыванию спать. Знакомство с потешкой расширяет кругозор
детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Для
воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего
воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит
наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают
развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка
со своим народом.
В большинстве случаев, дошкольники с нарушением речи демонстрируют
непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное
истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от
конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия
мыслительной задачи.
В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и
интеллектуальными умениями, однако их логическая деятельность
отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они
обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак,
характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В
речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют
обобщённые слова, затрудняются в доказательстве своего суждения.
Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют
краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер.
Вывод: Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование
в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства
формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и
уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за
счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Работа по развитию речи детей средствами детского фольклора строится на
следующих основных принципах:
интеграции работы на основе народного искусства с различными
направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (чтение
художественной литературы, ознакомление с природой, развитие речи,
различные игры, продуктивная деятельность);
активного включения детей в разнообразные художественно-творческие
деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-
речевую, театрализованную;
на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их
индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той
или иной детской деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком
в процессе коллективных занятий с детьми;
бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы
виде оно не проявлялось.
Для решения поставленных задач используем комплекс методов:
теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической
литературы по проблеме, обследование детей, беседы с родителями,
консультации, совместные праздники, досуги, выставки, чтение
художественной литературы, объяснение, разучивание, игры – драматизации,
создание картотеки для детей по народному фольклору: потешки,
чистоговорки, скороговорки, альбом «Звукарик», дидактические игры по
мотивам сказок…
В коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями
речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные
формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6
лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной
сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 —
7 лет следует знакомить с небылицами, частушками, былинами.
Основными формами организации обучения детей, на которых используется
фольклорный материал учителем - логопедом, являются индивидуальные и
подгрупповые логопедические занятия разных видов:
- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;
- занятия по формированию навыков связного рассказывания;
- занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе
автоматизации звуков в связной речи);
- логоритмические занятия.
Используются фольклорные произведения в различных структурных
компонентах занятия: в организационном моменте (при введении детей в
тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время
динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при
выполнении различных видов массажа, дыхательных упражнений.
Использование малых фольклорных форм в логопедической работе
способствуют решению таких задач, как:
- образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-
грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование
звуковой стороны речи;
- развивающие – развитие фонематического слуха, развитие
наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей
дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике,
жестах, интонациях;
- воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение
к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о
добре, правде, красоте.
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:
проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя
губами;
проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Каждую скороговорку проговариваем с разными интонациями:
вопросительной, весело, грустно, «запыхавшись» («как будто бежали за
автобусом»).
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в
этом случае загадка становится значимым практическим материалом для
коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Дошкольники с нарушениями речи испытывают трудности в понимании и
интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность
отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное
отгадывание загадок, являются:
- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых
говорится в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера
их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей .
Развивая умственные способности детей с нарушениями речи, важно, не
только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять
собственные.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы
развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем
речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту
работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных
качеств каждого ребенка.
Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно
включать как часть занятия или проводить отдельным занятием. Важно
объяснить детям, что в пословице мысль выражается кратко, сжато. При
составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова (в
отличие от ответов на вопросы, где нужно формулировать полные
предложения). Важно составить новую пословицу, поговорку, но при этом
сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней.
Среди пословиц и поговорок можно найти образцы готовых игровых
упражнений. Пословиц, подобных этой: «У него правды, как у змеи ног, не
найдешь», можно составить очень много. Например, у жирафа не найдешь
полосок, у льва - пятен, у кошки - копыт, у петуха - зубов, у крокодила -
панциря, у щуки - клешней… Важно, чтобы дети научились подмечать
особенности окружающего мира, закрепили бы знания, приучились бы
выражать мысль словами, особым образом формулируя ее.
Работая над пониманием переносного смысла пословицы, мы развиваем у
них ассоциативное мышление. «Вертит языком, как корова хвостом» - здесь
язык болтливого человека, разглашающего свои и чужие секреты,
сравнивается с коровьим хвостом. Пословицы и поговорки – это благодатный
материал для развития и ассоциативного мышления, и образной речи.
Следует учитывать, что развитие творчества не может идти без опоры на
наглядность. Использование картинок в таких играх обязательно. Они
помогают детям быстрее понять и выполнить задание, создают
положительный эмоциональный фон. При составлении пословиц,
аналогичных такой, как «Гусь свинье не товарищ» (или «Волк коню не
товарищ»), картинки не обязательно выставлять сразу парами. Детям
предлагается выбрать картинки животных, кто кому, по их мнению «не
товарищ». Дети сами составляют пары по этому принципу и затем сами
придумывают пословицы. Только после тренировочных упражнений с
наглядностью у детей появляется способность абстрагироваться.
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
Использование малых форм фольклора в работе с детьми с нарушением речи
позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности,
закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот
материал, который он усвоил на занятиях.
За небольшой промежуток времени, дети становятся более
раскрепощенными, они не боятся говорить, более интенсивно выполняют
задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение
со своими сверстниками. Занятия по речевому развитию становятся более
интересными как для них, так и для логопеда.
Список литературы:
1.
Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.:
Педагогическое общество России, 2011. –256с.
2.
Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –
3.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой
активности детей //