Автор: Максимюк Мария Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: пгт.Пойковский
Наименование материала: Семинар практикум для воспитателей
Тема: ИССПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для воспитателей на тему:
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений
с детьми дошкольного возраста».
Цели:
-повышение педагогической культуры воспитателей;
-познакомить педагогов с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми.
1. Теоретическая часть.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой
аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается
на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я
не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина
нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить.
Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
«Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение
нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется
приём мнемотехники.
Мнемотехника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает
объём
памяти
путём
образования
дополнительных
зрительных
ассоциаций,
позволяет
организовывать учебный процесс в виде игры.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором
ещё в 6 веке до нашей эры.
А
ф е н ом е н а л ь н а я
п а м я т ь ,
кот о р о й
в л а д е л
Ю л и й
Ц е з а р ь
–
э т о
р е з ул ь т а т
применения мнемотехники.
Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны
и
отлично
помогают,
чтобы
запомнить
любую
информацию.
У дошкольников память
носит
непроизвольный
характер,
т.
е.
лучше
запоминаются
предметы,
события,
явления
близкие
к
жизненному
опыту
ребёнка,
с
которыми
он
активно
вступает
во
взаимодействие.
Этому-то
и
способствует мнемотехника.
Слова К. Д. Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал
у дошкольников
усваивается
лучше, использование
мнемотаблиц п о з в ол я е т
д е т я м
эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Методика использования мнемотехники:
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например,
даётся
слово «лист»,
его
символическое
обозначение.
Дети
постепенно
понимают,
что
значит «зашифровать
слово».
Затем
последовательно
переходим
к мнемодорожкам.
Потом
п е р е х о д и м
к
п о э т а п н о м у
к о д и р о в а н и ю
с о ч е т а н и й
с л о в ,
з а п о м и н а н и ю
и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество
ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет
необходимо
давать
цветные мнемотаблицы,
так
как
в
памяти
у
детей
быстрее
остаются
отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном
возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Для
изготовления
необходимых
картинок-схем
не
требуются
художественные
способности,
любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к
выбранному стихотворению.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы работы над стихотворением:
Взрослый выразительно читает стихотворение;
•
сообщает,
что
это стихотворение ребенок
будет
учить
наизусть,
затем
еще
раз
читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
• задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
• выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка
форме;
•
читает
отдельно
каждую
строчку стихотворения,
а
ребенок
повторяет
ее
с
опорой
на мнемотаблицу;
• ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели
заметить, на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами
такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
2. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
П е р в о е
з а д а н и е .
В ы
в и д и т е
п е р ед
с о б о й мнемотаблицу.
Необходимо
отгадать,
какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Второе задание. Нужно отгадать сказку и пересказать ее.
Третье задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или
мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пошли во двор гулять.
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись.
А потом домой пришли, суп поели, спать легли!
3. Подведение итогов.
Итак, использование
приёмов
мнемотехники
делает
разучивание
стихов
ве сёлым,
эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук,
совершенствование
навыков
ориентировки
на
плоскости
листа,
расширение
словарного
запаса,
развитие связной речи детей.
Строка Вопрос Ответы детей Схема
Люблю березку русскую - Почему русскую березку?
- Какое дерево нарисуем? - Потому что она символ России.
- Растет в России. березка
То светлую -Как можно изобразить светлую березку? - Солнышко нарисовать.
- Как в солнечный день все светло. солнышко
То грустную -Как можно изобразить грустную березку? Солнышко за тучкой.
Пасмурно, грустно. солнышко за тучкой
В белом сарафанчике,
С платочками в кармашике, -Что это за сарафанчик у березы?
-А платочки? -Ствол березы.
-Черные полоски. Ствол в форме сарафана с кроной и черные
штрихи с веточками
С красными застежками, С зелеными сережками - Как можно обозначить красные застежки и
зеленые сережки? -Можно цветом обозначить две кляксы – зеленая и красная
Люблю ее нарядную
Родную, ненаглядную -Как мы обозначаем любовь? - Мы рисуем сердце.
- Родная и ненаглядная как мама.
-Можно напечатать слово мама Сердце и
слово МАМА
Она всегда с подружками -Кто ее подружки? -Это березки, которые рядом растут. Нарисовано
несколько берез
Под ветерком склоняется
Склоняясь, не ломается -Почему склоняясь не ломается?
-Как обозначить это? - Ствол у березки гибкий.
-Можно перечеркнуть – не ломается значит. Согнутая березка перечеркнута.
Рукавичка
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит
мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты
кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да
волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья:
вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок
- серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед
побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал
рукавичку.