Напоминание

ИССПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Максимюк Мария Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: пгт.Пойковский
Наименование материала: Семинар практикум для воспитателей
Тема: ИССПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум для воспитателей на тему:

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений

с детьми дошкольного возраста».

Цели:

-повышение педагогической культуры воспитателей;

-познакомить педагогов с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми.

1. Теоретическая часть.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой

аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается

на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я

не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина

нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить.

Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

«Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение

нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется

приём мнемотехники.

Мнемотехника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает

объём

памяти

путём

образования

дополнительных

зрительных

ассоциаций,

позволяет

организовывать учебный процесс в виде игры.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором

ещё в 6 веке до нашей эры.

А

ф е н ом е н а л ь н а я

п а м я т ь ,

кот о р о й

в л а д е л

Ю л и й

Ц е з а р ь

э т о

р е з ул ь т а т

применения мнемотехники.

Самые простые примеры мнемотехники, которые показаны на слайде, всем Вам хорошо известны

и

отлично

помогают,

чтобы

запомнить

любую

информацию.

У дошкольников память

носит

непроизвольный

характер,

т.

е.

лучше

запоминаются

предметы,

события,

явления

близкие

к

жизненному

опыту

ребёнка,

с

которыми

он

активно

вступает

во

взаимодействие.

Этому-то

и

способствует мнемотехника.

Слова К. Д. Ушинского, которые Вы видите на слайде, подтверждают, что наглядный материал

у дошкольников

усваивается

лучше, использование

мнемотаблиц п о з в ол я е т

д е т я м

эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Методика использования мнемотехники:

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например,

даётся

слово «лист»,

его

символическое

обозначение.

Дети

постепенно

понимают,

что

значит «зашифровать

слово».

Затем

последовательно

переходим

к мнемодорожкам.

Потом

п е р е х о д и м

к

п о э т а п н о м у

к о д и р о в а н и ю

с о ч е т а н и й

с л о в ,

з а п о м и н а н и ю

и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество

ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет

необходимо

давать

цветные мнемотаблицы,

так

как

в

памяти

у

детей

быстрее

остаются

отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном

возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Для

изготовления

необходимых

картинок-схем

не

требуются

художественные

способности,

любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к

выбранному стихотворению.

Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы работы над стихотворением:

Взрослый выразительно читает стихотворение;

сообщает,

что

это стихотворение ребенок

будет

учить

наизусть,

затем

еще

раз

читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

• задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

• выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка

форме;

читает

отдельно

каждую

строчку стихотворения,

а

ребенок

повторяет

ее

с

опорой

на мнемотаблицу;

• ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели

заметить, на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами

такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

2. Практическая часть.

А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

П е р в о е

з а д а н и е .

В ы

в и д и т е

п е р ед

с о б о й мнемотаблицу.

Необходимо

отгадать,

какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Второе задание. Нужно отгадать сказку и пересказать ее.

Третье задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или

мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Мы пошли во двор гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А потом в снегу валялись.

А потом домой пришли, суп поели, спать легли!

3. Подведение итогов.

Итак, использование

приёмов

мнемотехники

делает

разучивание

стихов

ве сёлым,

эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук,

совершенствование

навыков

ориентировки

на

плоскости

листа,

расширение

словарного

запаса,

развитие связной речи детей.

Строка Вопрос Ответы детей Схема

Люблю березку русскую - Почему русскую березку?

- Какое дерево нарисуем? - Потому что она символ России.

- Растет в России. березка

То светлую -Как можно изобразить светлую березку? - Солнышко нарисовать.

- Как в солнечный день все светло. солнышко

То грустную -Как можно изобразить грустную березку? Солнышко за тучкой.

Пасмурно, грустно. солнышко за тучкой

В белом сарафанчике,

С платочками в кармашике, -Что это за сарафанчик у березы?

-А платочки? -Ствол березы.

-Черные полоски. Ствол в форме сарафана с кроной и черные

штрихи с веточками

С красными застежками, С зелеными сережками - Как можно обозначить красные застежки и

зеленые сережки? -Можно цветом обозначить две кляксы – зеленая и красная

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную -Как мы обозначаем любовь? - Мы рисуем сердце.

- Родная и ненаглядная как мама.

-Можно напечатать слово мама Сердце и

слово МАМА

Она всегда с подружками -Кто ее подружки? -Это березки, которые рядом растут. Нарисовано

несколько берез

Под ветерком склоняется

Склоняясь, не ломается -Почему склоняясь не ломается?

-Как обозначить это? - Ствол у березки гибкий.

-Можно перечеркнуть – не ломается значит. Согнутая березка перечеркнута.

Рукавичка

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит

мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка. А ты кто?

- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!

- Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?

- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

- Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты

кто?

- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

- Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да

волчок - серый бочок. А ты кто?

- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

- Тебе и не влезть!

- Как-нибудь влезу, пустите!

- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья:

вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок

- серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?

- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

- Да как-нибудь!

- Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед

побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

- Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал

рукавичку.



В раздел образования