Автор: Ефимова Нина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 53"
Населённый пункт: города Кургана
Наименование материала: статья
Тема: "Как речь раскрывает личность способного и одарённого ребёнка"
Раздел: среднее образование
Ефимова Нина Николаевна, учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ № 53» города Кургана
Статья «Как речь раскрывает личность способного и одаренного ребенка»
Ученые отмечают, что речь – это форма общения людей посредством
языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Процесс речи предполагает формирование и формулирование мыслей
языковыми средствами и восприятие языковых конструкций, их понимание.
Речь является механизмом мышления человека.
Чем выше уровень личностного развития человека, тем более развитой
является его речь, и наоборот. То есть в речи человек проявляет себя как
личность - в употребляемых словах и выражениях, в грамотности, точности,
богатстве речевых высказываний.
Когда
о
человеке
говорят
как
о
личности,
подразумевают
его
психологические
свойства:
способности,
темперамент,
характер,
волю,
эмоции (чувства) и мотивацию (потребности и мотивы поведения). Речь
человека связана со всеми этими свойствами.
Известно, что способности – устойчивые психологические свойства, от
которых зависят успехи человека в различных видах деятельности.
Предполагается,
что
наличие
одаренности,
в
первую
очередь,
сказывается на формировании и развитии у человека словесно – логического
мышления.
Владение
речью
выступает
как
одна
из
важнейших
составляющих
общих способностей человека.
Интеллект говорящего можно оценить по логичности высказывания и
богатству
лексики.
Свободный
подбор
слов,
их
разноплановая
связь
во
фразах являются индикаторами развитого интеллекта.
В
речи
раскрывается
направленность
личности:
ее
интересы,
потребности, убеждения. Прав был Сократ, когда говорил: «Каков человек,
такова и его речь.»
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется очевидными,
иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности.
Речь одаренного ребенка раскрывает его как личность: его высокие
интеллектуальные
и
творческие
способности,
способность
к
быстрому
усвоению
учебного
материала,
отличную
память,
любознательность,
самостоятельность
суждений,
большой
словарный
запас,
развитое
воображение, уровень культуры, способность к саморазвитию.
Дети, обладающие литературными дарованиями, настроены на музыку
слов,
их
завораживает
звучание
рифм,
они
любят
фантазировать
и
импровизировать,
любят
и
умеют
сочинять
рассказы,
изображают
персонажей своих рассказов живыми и интересными.
Таким образом, речь в полной мере раскрывает личность способного и
одаренного ребенка.